С момента выхода издания книги «Феномен
вечного бытия» (автор – Полосухин Б.М.) в
Московском издательстве «Наука» (1993 год) минуло
14 лет. Срок немалый в масштабе человеческой
жизни, а иногда и общественно-политической, как
это произошло в России. Но он ничтожен с точки
зрения глубинных изменений человеческого
мышления. Об этом приходится сказать, чтобы
кратко осветить историю (если это слово здесь
уместно) развития самой идеи феномена вечного
бытия после выхода книги.
Тираж книги (10 тыс. экземпляров) разошелся
быстро, что неудивительно. Это было время
разрушения одной монопольной идеи, и массового
нарождения и выплескивания в свет самых
разнообразных концепций и идеек, самых разных
толков. Все они образовали довольно бурный,,
мутный поток. Автор не может сказать, что в этом
потоке концепция ФВБ как-то заметно выделилась,
но уверенно может утверждать, что ее не смело, не
унесло в небытие.
За короткое первое время автор получил около двух
десятков писем (по обычной почте) читателей. В
большинстве из них содержались эпитеты самых
превосходных степеней. Лишь одно письмо было
ругательным. Однако, поруганию подвергалась не
сама идея, а множество грамматических ошибок,
проскользнувших сквозь сито авторских и
корректорских очей. Мол, как можно с таким
небрежным оформлением представлять книгу в Ученые
и Университетские советы? Однако, эта
справедливая критика была для автора похвальной:
значит, идея заслуживает того, чтобы с ней
выходить в высокие научные инстанции.
В высокие научные инстанции автор ни тогда, ни
позже не побежал. Зато с моральной и материальной
поддержкой руководства института, где автор тогда
работал, удалось в институте провести первую (к
сожалению, единственную) научно-теоретическую
конференцию под названием «Информационные аспекты
жизни, смерти и бессмертия». Конференция
получилась достаточно представительная: кроме (в
основном) московских докладов, были доклады и
докладчики из Челябинска, Нижнего-Новгорода,
Ярославля, Киева. Удалось даже издать Труды
конференции - аж 100 экз. В основном, все
разошлось по авторам докладов, по знакомым.
Несколько экземпляров удалось «внедрить» в две
главные библиотеки Москвы.
После этой конференции автору довелось
выступить с докладами и сообщениями о концепции
ФВБ еще на ряде конференций и семинаров
(Рождественские чтения в МГУ, Институт
Востоковедения, семинары в Институте философии
РАН, несколько семинаров на биологическом и
физическом факультетов МГУ). В 2001 году в сети
Интернет был создан сайт www.polosuhin.narod.ru ,
на котором собран достаточно обширный материал по
проблеме ФВБ.
Была мечта – подготовить и постараться
выпустить 2-е издание книги. Но здоровье уже не
позволяет заняться этим хлопотливым делом.
Поэтому я (в дальнейшем мне будет удобнее перейти
от безличного «автор» к личному местоимению «я»)
решил гипотетическое «второе издание» заменить
сжатой до мыслимого предела серией рассылок по
интернету.
Разговор в наших рассылках идет о том, что
нечто «похоже» на реинкарнацию, но реинкарнацией
не является. Говоря о вечной жизни было бы
неправильно не сказать хотя бы пару слов об ее
антиподе – смерти. Материалистически мыслящим
умом смерть понимается, прежде всего, как гибель
тела – переход его в состояние, несовместимое, по
выражению медиков, с жизнью. Но для человека
умирающего или внезапно погибающего – это не
разрушение тела или какого-нибудь жизненно
важного органа, не нарушение их функционирования.
Для умирающего смерть наступает с исчезновением
сознания.
Таким образом, связь сознания и смерти –
несомненна. В дальнейшем мы увидим, что и то, что
похоже на реинкарнацию, тоже имеет с сознанием
глубокую внутреннюю связь. Поэтому, оставляя за
рамками нашего рассмотрения, несомненно, важные
для продления жизни, биологические и медицинские
вопросы, сосредоточим в наших рассылках внимание
на упомянутой выше связи.
Феноменом сознания человечество интересуется
давно: сознание изучается психологией, логикой,
философией. Следует отметить, что в последние
годы намечаются пути подхода к изучению мышления
как составного звена сознания, со стороны
информатики и одного из сравнительно молодых
научных направлений – теории искусственного
интеллекта. Мы покажем далее, что идеи этих
областей знания окажутся плодотворными в изучении
проблемы собственно сознания, а как следствия
этого – вечной жизни.