Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 162


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 162 от 15 марта 2015 года
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ:   4100 1218 2247 4   4276 3800 4647 5294
Великий пост - с 23 февраля по 11 апреля (н.ст.)
Неделя 3-я Великаго поста, Крестопоклонная.
Глас 7-и. Покланяние Честному Кресту
 

Мир Вашему дому !

Царь в голове

О крестном знамении

Среди всех церковных обычаев одним из древнейших и важнейших является Крестное знамение.
Нет ни одного церковного Таинства, ни одного священнодействия без совершения знамения Креста. Святой Василий Великий пишет, что Крестное знамение - тайное апостольское предание. Все христиане древности ограждали себя именно двоеперстным крестным знамением, о чём свидетельствует безпристрастная история.
Это Христово и апостольское крестное знамение доныне бережно сохраняется в Православной Старообрядческой Церкви.

Как же совершается Крестное знамение и что оно собою символизирует?
Святые отцы учат так (блаженный Феодорит Кирский, преподобный Максим Грек, Стоглавый собор Русской Церкви):

Три перста (большой палец, мизинец и безымянный) сложить вместе - это символизирует Святую Троицу: не три Бога, но Один Бог в трёх Лицах - Отец, и Сын, и Святый Дух.

Два оставшихся перста (указательный и средний) протянуть, слегка пригнув средний - это символизирует два естества (две природы) Христа Спасителя: Его Божество и Его человечество. Христос - Бог и Человек в одном Лице. Согбение перста означает, что Христос Бог добровольно унизил Себя ради нашего спасения, то есть, сошёл на землю и стал Человеком, оставаясь и Богом.

Итак, два перста означают Христа воплотившегося, а три - Святую Троицу безплотную. Крестное знамение - знак плотского страдания Христа на Кресте за наши грехи. На Кресте за нас распялся именно Христос, распялся Своею плотию. Другие лица Святой Троицы (Отец и Святый Дух) безплотны, они не распинались на Кресте.

Tроица не распиналась. Поэтому творится Крестное знамение не тремя перстами, изображающими Святую Троицу, но двумя - теми, которыми символизируется Христос во плоти.

Итак, сложив персты по вышеписанному образу, мы совершаем Крестное знамение.

Полагаем два перста на челе (на лбу) и этим исповедуем, что Христос - Глава Церкви и наш Глава, что Он сошёл к нам именно с Небес.

Затем опускаем сложенную в двоеперстие руку на пуп (живот) - этим исповедуем, что Христос сошёл с Небес на землю, вселился во утробу Девы Марии, родился от Неё, распялся и по плоти умер за нас (это изображается всем видом Kpecтнoro знамения), сошёл своею Душею во ад и освободил души всех праведников из ада.

Потом поднимаем двоеперстие на правое плечо (сверху кладем на плечо, а не спереди на грудь!) Этим исповедуем, что Христос плотию воскрес из мёртвых, восшёл на Небеса и сел на Небесном престоле справа от Бога Отца.

Затем полагаем двоеперстие на левое плечо свepху (опять не на грудь! — ибо Христос на плечах Своих нёс Крест на Голгофу). Этим мы исповедуем, что Исус Христос второй раз придёт на землю, чтобы судить живым и мёртвым, то есть, праведным и грешным. Праведников поставит по правую рyку от Себя и дaрует им вечную жизнь, а грешников поставить по левую pyку и отошлёт в вечные муки. И мы просим помиловать нас, избавить от левого жребия.

При этом и молитву Исусову творим: Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или: ...помилуй нас).

Полагая руку на лоб, говорим: Господи. Этим исповедуем, что Христос - наш Бог и Господь, и сошёл с Неба.

Полагая руку на пуп, говорим: ИСУСЕ ХРИСТЕ. Этим мы исповедуем Его плотское рождение, ибо на земле Он получил имя Исус, что значит: Спаситель.

Полагаем на правое плечо и говорим: СЫНЕ БОЖИИ. Сим исповедаем, что Он как Сын Божии сидит справа от Отца.

Полагаем на левое плечо и молим: ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО, или ПОМИЛУЙ НАС! Этим мы исповедуем, что мы имеем множество грехов и трепещем, боясь праведного за них наказания. Но надеемся на милость Божию и умоляем: помилуй нас, Господи, не поставь по левую руку от Себя на Страшном и праведном Твоём Суде!

Креститься нужно так, чтобы тело явственно ощущало прикосновение перстов, а не махать рукою по воздуху.

* * *

Есть в Христианстве молитва «Символ Веры», в которой изложены основные догматы нашей веры:

«Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, а нe сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна, и воскресшаго в третии день по Писаниих. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и с Сыном спокланяема, и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым, и жизни будущаго века. Аминь».

Как видим, основные положения этой важнейшей христианской молитвы символически выражаются через крестное двоеперстное знамение: троичность Бога (Отец, Сын и Святыи Дух), воплощение Христово, распятие, воскресение, вознесение на Небеса, второе пришествие его и суд над живыми и мёртвыми. Крестное знамение есть зримый Символ веры!
Символ веры нельзя изменять, это строго запрещено церковными правилами. Так и Крестное знамение строго запрещено изменять. Святые отцы Стоглавого собора говорят, что проклят человек, не крестящийся двумя перстами. Поэтому, братие, да будем внимательны и тщательны в совершении этого страшного для диявола и спасительного для нас знамения Креста. Ибо если человек с верой и благоговением его совершает, то от него диявол удаляется со страхом. А кто крестится неправильно или небрежно, о том написано святым Иоанном Златоустом: «Таковому маханию бесы радуются!»

Благодать распятого и воскресшего Господа Исуса Христа да будет со всеми нами! Аминь.

опубликовано: «Вифлеемъ - Дом Хлеба» № 2 (2011)
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
Требуется помощь:
сгорел дом отца Виталия Прудникова

15 февраля 2014 года сгорел дом священника о. Виталия Прудникова.

Ввиду удалённости места происшествия, пожарная команда прибыла к уже догорающему дому и могла лишь локализовать пепелище.
Матушка была в отъезде, гостившие внуки и дочь не пострадали.

ПРОСИМ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ !
* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

СЛАВА БОГУ ЗА ВСE !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в головеСлово пастыря«Вифлеем»МесяцесловВопрос-ответ
РассужденияОбявленияСотрудничествоИнтернет-радиоНовости
СБОР СРЕДСТВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
   

В избранное