Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Современная естественно-научная картина мира:

Эволюция Вселенной

Биологическая эволюция

Проблемы отношений между наукой и религией:

Эволюция и креационизм

Библейская критика

Гомосексуальность и гомофобия

Вера и разум: точки зрения

Материалы о религии:

Научное религиоведение

История и учения религий мира

История христианства

Фундаментализм в свете истории

Об инакомыслии и сектантстве

Материалы о религии в современном мире:

Религия, права человека и гуманизм

Религия и общество

Позиция атеиста

Проблемы ОПК

А так же:

Видеофильмы и видеоролики

Наша позиция:

"Моё кредо"

Статьи Елены Преображенской

Статьи Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Я мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

Выпуск 13

Уважаемые подписчики!

Сегодня наша рассылка приобретает новый дизайн. Сбоку от текста те, кто подписался на HTML, могут видеть меню в виде перечисления разделов сайта "Наука и религия", созданных на данный момент. Из этого меню при желании вы можете переходить на данные разделы на сайте.

Обновления на сайте.

1. Добавлен документальный видеофильм Секреты инквизиции. Часть 1: Пламя веры.

О фильме: Из глубины веков дошли до наших дней истории о Великой инквизиции. Охота на ведьм и борьба с еретиками, врагами истинной веры, и как следствие, десятки тысяч ни в чём не повинных жертв, умерших от бесчеловечных пыток и сожжённых на кострах. Но кем они были - карающие именем Бога, хладнокровными убийцами, борющимися за абсолютную власть, или же преданными слугами Церкви, свято верившими в свою правоту? Впервые в истории съёмочная группа получила доступ к архивам Священной инквизиции, дабы приоткрыть завесу над окутывающими её тайнами.

В первой части этого исторического экскурса нам предстоит узнать о сорока годах правления одного из самых страшных инквизиторов Средневековья - Джулио Антонио Сантори. Это имя, в наши дни уже практически забытое, наводило ужас и трепет на весь христианский мир того времени.

Всего снято 6 частей:
Часть 1: Секреты инквизиции: Пламя веры.
Часть 2: Секреты инквизиции: Плененный разум.
Часть 3: Секреты инквизиции: Хранители веры.
Часть 4: Ведьмы: Карающий огонь.
Часть 5: Ведьмы: Шабаш ведьм.
Часть 6: Ведьмы: Вальпургиева ночь.

Все части в ближайшем будущем будут размещены на сайте.

Кроме того, сообщаем вам, что все музыкальные ролики будут размещены по одному на странице, а не на одной, как это сейчас, поскольку это очень замедляет загрузку страницы. Так что если кто-то хотел посмотреть музыкальные ролики и не смог дождаться загрузки, не огорчайтесь: мы это исправим.

2. Создан новый раздел "Проблемы ОПК", куда перемещено часть статей из раздела "Религия и общество". Это связано с тем, что накопилась уже целая группа статей на эту тему, и тема достаточно актуальна.

Новые статьи этого раздела:

Пик религиозной культуры. Преподавание православных "Основ" в тюменском вузе свелось к рассказам, как евреи пьют кровь христианских младенцев. К чему же приведет тотальное внедрение ОПК?

Письмо от имени мусульман, иудеев, католиков и протестантов Тюменской области Патриарху Алексию II в связи с лекцией С.Ю Шестаковой в Тюменском нефтегазовом университете, содержащей нападки на неправославные конфессии

К сожалению, культурное невежество и религиозная нетерпимость (я бы даже употребила выражение "ненависть к инаковерующим"), проявленная преподавателем тюменского Вуза, выступавшим от имени РПЦ (подробности вы узнаете из статей), является далеко не единичным случаем. Более того, это, скорее, закономерность реальности современной РПЦ.

Конечно, официальная иерархия РПЦ не может себе позволить выступать в подобном духе из соображений политкорректности и дипломатии. Однако ей прекрасно известно, какой дух царит в среде её паствы, и что он является для многих признаком "истинного православия".  Тем не менее, она не делает ровным счётом ничего для противодействия этому и не воспитывает уважение и терпимость своей паствы по отношению к сотням и миллионам неправославных верующих.

Если же подобное мракобесие и бескультурье добирается до государственных Вузов, то, воистину, пора бить набад. Впрочем, будем надеяться, что усилиями представителей неправославных конфессий и нехристианских религий, а так же атеистов, и при помощи правозащитников, подобные прецеденты всё-таки будут пресекаться.

Подобные случаи вновь ярко показывают недопустимость преподавания конфессионально-ориентированых дисциплин в государственных учебных заведениях. И, как справедливо отмечает обозреватель портала "Кредо", для преподавания религии необходима длительная подготовка преподавателей КОМПЕТЕНТНЫМИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ учёными, а не представителями РПЦ, которым, в сущности, нет никакого дела до религиоведческой науки, ибо она рассматривает все религии наравных, не выделяя никаких "единственных истинных".

3. Другое. Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи Александра Грайцера "Человек творящий".

Если вы не читали, то первую можно читать по ссылке:

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ (Взаимоотношения Творчества и Религии)

Начало первой части: Человеческую историю можно рассматривать как борьбу между творчеством и религией. Как чередующиеся эпохи крайностей в отношениях между ними. Одна крайность проявляется в том, что человек уходит от Бога вплоть от отрицания человеком самого существования Бога. И сам, на свой аршин творит историю и цивилизацию. Эта крайность выразилась в атеизме и в воинствующем безбожии человека, и осуществлялась в стремлении достичь общественного расцвета «своей крепкою рукой». Другая крайность состоит в игнорировании религиозным человеком человеческого фактора и значения собственной деятельности перед лицом Бога. Человек уходит от самого себя и уповает только на спасение от Бога...

 

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ

 Часть 2. Битва за Богочеловечество

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА

Давайте задумаемся о том, какую роль играет творчество в человеческой жизни.

Даже поверхностный взгляд человека вокруг себя не может избежать того, чтобы не видеть творений рук человеческих. Мы окружены цивилизацией, созданной человеком. Живем в домах, которые придумали, спроектировали и построили люди. Регулярно пользуемся предметами технического творчества — радио, телевидением, часами, автомобилями, компьютерами, телефонами и т.д. Носим одежду, которую скроили и пошили мастера своего дела. Употребляем в пищу продукты, созданные человеком. Слушаем музыку, читаем книги, смотрим фильмы, спектакли, телевизионные передачи — все это так же творения рук человеческих. Живем в городах и селах, созданных человеком и сами погружены в мир творчества.

Без всякого преувеличения можно сказать, что каждый живущий человек занимается творчеством в том или ином виде. Он познает мир, производит предметы потребления, творит молитву и отношения, создает произведения искусства. Да и сама жизнь, прожитая человеком ответственно и целеустремленно — это тоже творчество, может быть, наивысший вид творчества — творение своей судьбы, сотворение себя.

Жажда творчества, стремление к творческой, личностной реализации соизмеримо в человеке разве что с самой жаждой жизни. И пора задаться вопросом — откуда в человеке это стремление и жажда творить? Почему зов творчества так силен в человеке, что он не может не творить? О чем вообще свидетельствует человеческое творчество? И если еще шире - что такое человек? Или кто такой человек, если он не может не творить?

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

Если встать на библейскую позицию, то необходимо признать, что человек — это образ и подобие Божье. С точки зрения Библии Бог придумал и создал человека по Своему образу и подобию, примерно так, как автор книги или фильма, симфонии или картины создает свое произведение по своему образу и подобию. С точки зрения творческого человека, творчество — это поиск гармонии и совершенства, поиск смысла и красоты, поиск одухотворенности, по сути, как сказал бы верующий человек, творчество — это и есть поиск Бога в человеке и через человека в мире. Поэтому и с точки зрения самого творчества, человек — это духовный образ Бога.

Давайте задумаемся, что означает образ и подобие Божье в человеке? Творец, создавая свое творение, вкладывает в него свое видение (понимание), свой смысл, свои силы, свою душу, иными словами, творец вкладывает в произведение самого себя. Совсем не обязательно, чтобы творческое произведение было внешне, то есть по форме похоже на своего создателя. Но внутренне — это слепок с его души, с определенного состояния души. И любое произведение на самом деле очень многое говорит о его авторе, потому как является его воплощением в материале. Хотя при этом произведение не является самим автором. Но это и есть образ и подобие — внутреннее единство, адекватное выражение сущности творца в произведении. И если Бог творит по определению, так как одно из определений Бога — Творец, то и человек, созданный по образу и подобию Божьему творит также. Не может не творить, покуда в нем сохраняется образ и подобие Божье. 

КУДА ВЕДЕТ ТВОРЧЕСТВО? 

Что означает сам творческий акт? О чем он свидетельствует нам? Куда ведет человека творчество?  Творчество человека — это фактически лучшее доказательство бытия Бога, творчества Бога. С другой стороны, ничто лучше не может объяснить нам стремление человека к творчеству, как творчество Самого Бога. К примеру, Библия говорит нам, что Бог - Творец создал мир для обитания в нем человека, что весь мир — это дом для человека. И человек, созданный по образу и подобию Божьему также творит, создает себе дом. Человек словно бы копирует Бога в своем творчестве.

Архитектор создает план здания, который потом воплощает в материале строитель. Художник рисует с натуры красоты природы, созданные Творцом. Если творит Бог, значит, и творит человек. И человек творящий — это лучшее свидетельство того, что он сотворен Творцом. Особенно это видно, когда мы исследуем движущую силу или мотив творчества. Ими являются стремление творца реализовать себя, раскрыть тот созидательный потенциал, который в нем заложен, выразить себя в материале, воплотить в дело, в созидание.

 Творчество — это реализация творца, продолжение его самого, воплощение творцом себя самого в творении. Если так обстоит дело с творчеством человека, значит, подобное происходит и с творчеством Бога. Бог воплощает Себя в Своем творении, точно так же как Микеланджело воплощает себя в камне, в скульптуре. Поэтому по мере развития творчества человека, происходит все большее уподобление его Творцу. Верно и то, что по мере своего духовного развития, человек все более становится творческими, реализующем в себе это творческое начало Бога. Начало, которое настойчиво требует в человеке выхода и реализации.

Раскрывая, реализуя свой творческий потенциал человек на определенном этапе приходит к удивительному и парадоксальному выводу - что он не одинок в своем творчестве, что ему в творчестве помогает какя-то неведомая сила. Что же это за сила? Верующий человек знает, что в его собственном творческом акте присутствует Сам Его Творец, Бог. Иными словами Бог творит вместе с человеком, через человека! Вы можете представить себе, что когда ребенок чертит палочкой на песке, его рукой движет Бог? Но Библия вполне объясняет нам этот феномен: Бог-Отец воплощяет Себя в человека, продолжает Себя в человеке. Творя человека, Бог создает из него Храм, в котором Он, то есть, Бог обитает. Иными словами, человек задуман и создан как жилище Бога, как сложносоставное единство с Богом.

По проекту Творца, человек — это Бог в человеческом образе. Это Он же Сам, Творец только не в виде Духа, а в виде человека. Точнее, Богочеловека. Можно сказать, что человек — это форма существования Бога, проявление Бога, выражение Бога, Его реализация. Создав человека Бог, образно говоря, скроил Себе рубашку, которую потом Сам же и одел. Подобно тому, как религиозный еврей одевает перед молитвой талит - специальное молитвенное одеяние, символизирующее, что во время молитвы он облачается в духовный свет, то есть, в Бога, так и Сам Бог облачается в Свое творение, в человека. Поэтому творчество человека ведет его к Богу, к своему Создателю, к своему совершенству. 

ИСТОРИЯ БОГОВОПЛОЩЕНИЯ 

Но человек — это ведь не просто костюм, пусть и умеющий чувствовать, думать и говорить. Он обладает свободной волей, как и Сам Творец по образу и подобию Которого человек создан. Творец не может не обладать свободной волей, так как всякое творчество невозможно без свободы. Там, где существует жесткая запрограммированность, обусловленность, там нет свободы, там невозможен свободный маневр, там не может быть и творчества. К примеру, камень не может сам творить. Он даже не может самостоятельно двигаться. Но чем выше духовная организация творения, тем большей свободой и сознательностью оно обладает. Поэтому камень не творит, но человек может творить из камня. Бог же способен из камня, одухотворив его, создать человека. И вот кусок плоти, как говорит Библия — прах земной, становится в «руках» Божьих человеком. Первый человек даже назван так — Адам, что в переводе с иврита (адама) — означает земля, земной.

Но как человеку узнать о свободе, которой он наделен? И более того, как научиться ею пользоваться? И вот Бог ставит человека перед испытанием — древом познания добра и зла. И перед фактом Своего запрета человеку вкушать плоды с этого древа. Так человек познает, что у него есть свобода выбора поступить так или иначе. И есть ответственность за свой выбор. Фактически вся история цивилизации после грехопадения человека — это обучение человека ответственности за свои решения и действия.

Но Богу недостаточно просто создать человека пусть даже обладающего свободной волей и ответственного в своих поступках. Необходимо также, чтобы человек осознал себя частичкой Бога, Богочеловеком. И здесь продолжается мистерия Боговоплощения, как сказано в Библии: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Коринфянам 15, 47).

Как же творению Божьему, человеку, слепленному из земли, осознать себя частью Бога, фактически Самим Творцом, Богом, Господом с неба? Для того, чтобы эта цель была достигнута, человек должен пройти эволюцию развития или путь совершенствования, где на своих ошибках, познавая добро и зло, он научился бы пользоваться свободой. И ему нужен явный пример, который показал бы смысл и цель человеческого существования и научил бы человека жить в соответствии со своим призванием.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА 

Библия говорит, что во Христе Бог усыновил Себе мир. Иначе говоря, через Христа человеку открывается его собственная цель и смысл. Христос — совершенный человек и одновременно Бог, одним словом, Богочеловек — является венцом развития человека. Человек в результате эволюции должен стать таким, как Христос, подобным Ему.  Христос же так говорит о Самом Себе «Я и Отец — одно... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». (Евангелие от Иоанна 10, 30; 5, 19-20)

О том, как жил и чем занимался Бог, воплощенный в человека или совершенный человек повествует Библия. Богочеловек занимался.... творчеством.

С детских лет Он изучал Священные Писания — Тору в синагоге, то есть познавал истину через религиозные источники и добился в этом сверхестественных успехов, так что даже мудрые учителя удивлялись знаниям мальчика. Вообще истинное познание — это так же творчество. Верно и обратное утверждение, что творчество — это познание, о чем мы подробнее поговорим далее. Познавая истину, человек творит себя. А творя себя, он также творит и мир вокруг себя.

Затем Иисус освоил плотницкое дело и работал плотником. Ремесло — это то же творчество, в ремесле человек познает и овладевает секретами мастерства, он учится владеть формой, господствовать над ней. Он создает практические вещи, которые делают жизнь более удобной и комфортной.

И наконец, в последней фазе Своей земной жизни, Иисус выступает как учитель, проповедник, пророк, целитель, и чудотворец. Он становится мастером Слова, которым оживотворяет, одуховторяет, исцеляет души и тела. И таким образом — через посев Слова, через Свои поступки - Он творит нового человека, новые отношения между людьми, новый мир. Во Христе творчество человека обретает полноту и совершенство Бога.

Александр Грайцер

В ближайшее время на сайт "Наука и религия" будет добавлено около 30 наиболее удачных и интересных статей Александра Грайцера, написанных за последние два года. О размещении этих статей мы будем сообщать в дальнейших.

 

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное