Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Основание"

  Все выпуски  

Проект ОСНОВАНИЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка "Основание"

ПРОЕКТ "ОСНОВАНИЕ"

Интернет-рассылка, выпуск 4.

 

От редакции: Напоминаем, данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей, поэтому большая часть материалов написана доступным языком, без привлечения специальных терминов. Узкоспециализированные статьи будут публиковаться по заявкам от читателей, в специальных разделах рассылки. Рассматриваться будут любые заявки, присланные в адрес редакции соответствующие общей тематике рассылки.

 

 

Содержание:

Личность и общество

Барьер.

Материалы наших читателей

Образование в России и на Западе - кризис системы.

 

 

====Личность и общество====

Барьер.

(Миры, в которых мы не живем).

Известен ли вам такой интересный факт – собака умеет считать до шести? Почему только до шести? Этого никто не знает точно, но известно, что в голове собаки существует некий мыслительный барьер: 1,2,3,4,5,6 – и все. Впрочем, этому умному животному и не требуется большего. Природа, приспособив собаку к жизни в узких рамках, поставила ее мышлению барьер, убрав все, что не требуется для существования в собачьем мире. Несомненно, что это правильно.

Но знаете ли вы факт куда более странный? Мыслительный барьер существует и у людей! Но возникает он не из несовершенства нашего мозга, а из дефектности человеческого общества. Общественная структура, загоняя человека в своеобразные “собачьи миры”, ставит в его мыслях когнитивный барьер, неосознанное препятствие к саморазвитию. Но то, что хорошо для собаки, не может быть приемлемо для Человека. Не пора ли уничтожить эти бессмысленные барьеры, которые мешают нам жить, думать, творить, чувствовать?..

Посмотрите внимательно вокруг себя… Видите ли вы слои изолированных миров, в которых живут люди? Видите ли стеклянные прутья несокрушимых клеток, которые их разделяют? Конечно нет. Барьеры такого рода лишены физической реальности, они существуют лишь в нашем сознании. Но они намного более прочны и коварны, чем любые физические препятствия. Если на своем пути человек встречает кирпичную стену, то он видит ее, может обойти или сломать. Если человека запирают в железную камеру, он знает, что заперт и стремиться освободиться. Но пойманный в ловушку нематериального барьера человек часто не подозревает о существовании препятствия, и следовательно, не может даже бороться за свою свободу.

Один человек, назовем его Петр, пять дней в неделю ездил на работу на трамвае. В воскресенье он ездил за покупками на рынок, но не на трамвае, а на автобусе. Рынок находился дальше чем его работа, и автобус ездил прямо до рынка. Кроме того, автобус останавливался рядом с его работой, но не так близко, как трамвай. Петр хорошо знал маршруты и трамвая и автобуса. Однажды, холодным зимним утром, во вторник, на трамвайной линии произошла поломка, и Петр простоял на остановке полтора часа, отморозив лицо и пальцы. Когда в больнице его спросили, почему он не сел на автобус, Петр ответил, что ему это даже не пришло в голову. В его понимании в автобусе можно было ездить только на рынок, но не на работу…

Другой человек работал с компьютером в государственном учреждении. На его столе кроме компьютера стояли обыкновенные счеты и пишущая машинка. Когда ему приходила бумага с цифрами, он добросовестно делал вычисления на счетах и вводил данные в компьютер. В конце месяца он всегда сдавал начальству отчет о проделанной работе, печатая его на пишущей машинке. Он часто делал ошибки, из-за чего приходилось по нескольку раз перепечатывать одну и ту же страницу. Когда его спросили, почему он не пользуется компьютером для расчетов и распечатки, он удивленно ответил: “а разве так можно?!”. Ему показали, как надо делать отчет, пользуясь только компьютером, но после этого он все равно продолжал считать на счетах и печатать на пишущей машинке, потому что так делали все в его отделе. Недавно, однако, он купил себе калькулятор Citizen и электронную пишущую машинку…

Эти случаи могут показаться крайностями и исключениями, но это не так. Почти у каждого из нас существуют очень жесткие мыслительные барьеры. Нас огранивают привычки, объем знаний, уровень доходов, отсутствие веры в свои способности, негативное отношение окружающих. Главную же роль в формирование когнитивных барьеров играет общество - непосредственное и отдаленное окружение, навязывающие индивидууму свои стереотипы. Это опасное общественное явление можно назвать когнитивной социорестрикцией (от слов society – общество и restriction – ограничение).

Почему социорестрикция опасна? Дело в том, что приведенные выше примеры это далеко не крайние выражения барьеров, а всего лишь незначительные, хотя и показательные проявления. Социорестрикция не просто проникла во все сферы жизни – она главное, что направляет жизнь большинства людей. Человек может быть потенциальным гением – писателем, поэтом, ученым, и при этом подметать улицу или мыть пол в общественном туалете.

Сам человек как правило не замечает ни действия социорестрикции, ни существующих в его голове барьеров. Постепенно и незаметно эти барьеры воздвигаются в нашем сознании общественно-государственной машиной. Семья, школа, ПТУ, ВУЗ – вся образовательно-воспитательная система закладывает фундамент и начинает строить стены барьера. У человека формируется превратное представление о своем месте в жизни.

Окончательно барьер воздвигается и укрепляется при поступлении на работу. Нет ничего хуже того, когда человек оказывается не на своем месте и при этом не подозревает об этом. Он вынужден изо дня в день выполнять работу, которая ему противна, и считать, что ни на что другое он не способен. Работа окончательно втискивает его в узкие рамки, вытравливая последние остатки живого интереса и природного любопытства.

О каком интересе вообще может идти речь, если изо дня в день разнообразные начальники повторяют “делай это – не делай то!”. Если человеку постоянно говорят одно и то же, то он в конце концов начинает верить в это. Исчезает активность и инициатива. Завершается превращение яркой индивидуальности в машину для выполнения определенной работы.

Конец индивидуальности, конец личности, конец человечества…

В нашем сознании существуют механизмы, противодействующие социорестрикции. Благодаря им изредка возникают одиночки с ослабленными когнитивными барьерами. Именно им человечество обязано выдающимися открытиями и великими произведениями искусства. Но печальная истина состоит в том, что лишь редчайшие условия могут позволить такому индивидууму реализовать свои возможности. Многие из них, не имея опоры перед лицом общей массы, смиряются в конце концов с ролью безликого винтика в гигантской машине. Некоторые пытаются протестовать, но во что может выльется этот протест? Несостоявшиеся гении пополняют ряды преступных группировок, экстремистских партий, террористов, алкоголиков, наркоманов…

Как работает социорестрикция? Вот еще один пример.

Молодая девушка устраивается на работу в некоторое учреждение в качестве оператора компьютера. Ей показывают программу, с которой предстоит работать. Она на лету схватывает сложные последовательности действий, проявляет динамичный интерес, задает вопросы “А что означает эта кнопка?”, “Как это работает?” и.т.п. Сотрудники учреждения, этого интереса, однако, не понимают, в силу своей ограниченности. “Ничего лишнего знать не надо!”, “Вот табличка, в ней и работай…”.

Так как этим сотрудникам пришлось осваивать работу в “этой табличке” несколько лет, им и в голову не приходит, что кому-то для лучшего понимания программы более полезно знание основ ее работы, а не заучивание последовательности действий. Результат: через неделю новая сотрудница теряет всякий интерес к программе, еще через некоторое время пропадает интерес и к компьютерной технике вообще. Притупляется восприятие, мир сужается до размеров одной таблички. Перейти в немного измененную программу ей уже очень трудно (чего раньше не наблюдалось!). Проходит еще немного времени и на столе появляется калькулятор Citizen…

Приведенные здесь примеры не выдуманы – они взяты из реальной жизни. Причем это не единичные случаи, а скорее норма существования нашего общества. Думается, каждый может дополнить их приведя не один десяток примеров из своего личного опыта.

Когнитивная социорестрикция – это еще и жесткий барьер на пути развития науки. Полторы тысячи лет продержалась система мира Птолемея, в которой Земля была центром вселенной. Веками держалось стойкое убеждение о том, что Земля плоская и покоится на трех китах, а звезды это кружочки, прибитые к небесному своду. Подавляющие большинство людей воспринимало твердый небесный свод и плоскую Землю как очевидность и даже не могло подумать о чем-то другом.

Другой пример мыслительных барьеров в науке – геометрия Евклида с аксиомой о параллельных. В третьем веке до нашей эры древнегреческий математик Евклид изложил “Начала” геометрии, включив туда аксиому о параллельных: “на плоскости через некоторую точку можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной”. Вплоть до конца XIX века считалось тривиальным фактом то, что реальное пространство имеет евклидову геометрию. Это был факт, не требующий доказательства, просто потому, что альтернативы никто представить не мог.

Когда в 1832 году в Российскую Академию наук была представлена работа Лобачевского “О началах геометрии”, исключающая аксиому о параллельных, она встретила полнейшее непонимание. Даже выдающийся математик, академик М.В. Остроградский написал о ней отрицательный отзыв.

Большинство людей того времени оказались также неспособны к восприятию новых идей, как собака к представлению о числе “восемь”. И дело здесь не в принципиальная ограниченности человеческого разума – ведь сегодня неэвклидова геометрия нашла свое применение в теории относительности, космологии, ядерной физике и других областях науки и техники. Проблема в общественных условиях и системе воспитания, создающих препятствия мышлению буквально из ничего.

Человечество имеет огромный творческий, созидательный потенциал, но его реализация ограничивается социорестрикцией. Это – факт, но одна его констатация не способна ничего изменить в нашей жизни. Необходимы конкретные действия. Мы должны объявить войну барьерам в сознании, и первым шагом должно стать осознание самого факта существования барьеров и решимости бороться с ними.

О борьбе с когнитивными барьерами и социорестрикцией – в следующих выпусках рассылки проекта “Основание”.

 

====Материалы наших читателей====

 

Образование в России и на Западе - кризис системы.

Анализ проводился с использованием моего личного опыта и данными моего института, а также материалов предоставленных членом координационного совета проекта Raywell-а.

Во всем мире Советское образование считалось одним из лучших, хотя и имело ряд недостатков. Но за последние годы в результате безграмотного проведения рыночных реформ ситуация в сфере образования резко ухудшилась.

Возьмем типичный региональный ВУЗ (Москву, специально обойду стороной, в ней есть достойные ВУЗы, к примеру Плехановская Академия народного хозяйства, но Москва не вся Россия и большая масса специалистов готовятся все таки в региональных ВУЗах) - и сделаем срез возрастной и качественной структуры преподавательского состава . Ректор - как правило доктор н-ых наук, (иногда встречаются даже кандидаты наук) возраст более 50, преподаватели - зав. кафедрами возраст от 60 и выше, основная часть пенсионного возраста, состав старших преподавателей также оставляет желать лучшего, в лучшем случае кандидаты наук, в худшем даже не аспиранты, а прошедшие по "конкурсу", после получения диплома специалиста, возраст колеблется от 25 до, так и хочется сказать - бесконечности, 75 - 90 лет.

Теперь обратимся к структуре самого образовательного процесса. Здесь можно разделить два подхода Университетский и институтский. Различия:

  • В Университетском подходе - свободная посещаемость, никого не волнует как вы ходите на практические занятия и лекции, главное сдайте контрольные точки (курсовые и т.п.) и сессию.
  • В институтском подходе - дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Обязательное посещение лекций и практических занятий. При неоднократном пропуске лекций или занятий, без медицинской справки, вызов в деканат, а затем отчисление, при этом никого не будет интересовать уровень ваших знаний по предмету.

Следует сказать, что не зависимо от названия ВУЗа в нем могу применяться как первый так и второй подходы. Например в Медицинском университете может применяться институтский подход, все зависит от устоявшихся "правил" и традиций.

В соответствии с подходами различается сам образовательный процесс. При университетском подходе - студенты сами выбирают на какие занятия им ходить. При институтском - студенты зная, что посещение является основным критерием оценки их знаний, посещают лекции и практические занятия - просто для галочки.

Рассмотрим типовую схему организации учебного процесса в нашей стране.

Для начала ответим на вопрос зачем поступают в ВУЗ. Можно выделить следующие причины:

  1. Поступают для того чтобы получить "корочку" и их не волнует, какую специальность они получат.
  2. Поступают для того чтобы получить "корочку", но по определенной специальности.
  3. Поступают для того чтобы не пойти в армию, заодно получают "корочку".
  4. Поступают, хотя сами не знают зачем.
  5. Поступают для того чтобы получить знания по интересующей их специальности.( их меньшинство)

В результате рыночных реформ, и политики государства в целом, образование в нашей стране за последнее десятилетие переживало свои не лучшие годы. Зарплата учителей в школах и ВУЗах просто не позволяла нормально жить, что привело к коррупции преподавательского состава . Теперь чтобы поступить в ВУЗ достаточно выложить определенную сумму и абитуриент совсем не отвечающий требованиям и не способный пройти конкурс сам, уже учиться на дневном бесплатном отделении престижного ВУЗа. Естественно при таких условиях мы будем иметь слабо мотивированного студента, так как ему не пришлось приложить усилий, чтобы поступить.

Теперь представим студента, который и так уже не видит большого смысла в

обучении. Он видит программу курса обучения... И что? Там больше 70 % совершенно не нужных ему предметов. Эти предметы зачастую даже не касаются его будущей специальности. При этом повлиять на структуру курса, а тем более на его состав, студент права не имеет.

В Европейских странах уже давно применяется другая структура обучения. Молодой человек, из не очень обеспеченной семьи (обеспеченные семьи пока пропустим), закончив школу имеет несколько возможностей поступить в ВУЗ. Он может получить на льготных условиях кредит, который ему придется после обучения отрабатывать. Может несколько лет проработать официантом или просто посудомойщиком, таким образом заработав на учебу. Обычно они совмещают учебу в последних классах школы с работой, более престижную работу, без дополнительного образования, получить там очень сложно. И третий вариант, надо очень много учиться, почти полностью последние годы школы посвятить образованию, быть очень талантливым и способным, в таком случае у молодого человека появляться шанс стать стипендиатом, т.е. он получает высшее образование бесплатно. При любом из этих вариантов мы получаем высоко заинтересованных в своем образовании людей, которые стремятся стать профессионалами в своей сфере. Теперь коснемся самой системы обучения. Студент после поступления в колледж на определенное направление, сам выбирает из предоставленных курсов наиболее ему интересные, при этом минимальный базис конечно остается. В процентном соотношении это будет где то 30% на 70%, т.е. 30% - обязательных и 70% - предметов выбирает сам студент. При высокой заинтересованности, студент выбирает те предметы, которые на самом деле понадобиться ему в работе, жизни или будут просто ему интересны. Высокая заинтересованность конечно прежде всего определяется платностью обучения (кому захочется отработать 2-3 года на кухне или грузчиком, а потом выбросить эти деньги на ветер?) или изначальной мотивацией человека, имеются ввиду стипендиаты. Теперь вернемся к обеспеченным семьям, которые посылают в ВУЗ своих детей не заставляя их работать. При выборной структуре образования, когда каждый может выбрать себе предмет по "вкусу", даже у них появляется интерес к учебе.

В следующий раз я более детально опишу ситуацию с высшим образованием России на конкретных примерах.

От редакции: Автор статьи просил не называть его настоящего имени. Замечания по поводу этой статьи присылайте в редакцию рассылки, они будут переданы автору.

======== Обратная связь======= 

Если у вас есть интересные материалы и вы хотите участвовать в создании рассылки, пишите нам на apply_fp@front.ru.

 

По всем вопросам, связанным с содержанием рассылки, вы можете обращатся на public_fp@front.ru

 

Рассылка выпускается Проектом "Основание". Адрес сайта проекта www.general-fp.narod.ru

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное