Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Имперский стяг

  Все выпуски  

Имперский стяг


Империя жива, пока жив её последний солдат


ПОБЕДА ПРОПАГАНДЫ

"ПОБЕДА ПРОПАГАНДЫ.

В газете "Секретные материалы" (N1(20), январь 2000) К. Тихорский отлично показал разницу между реальной войной и войной пропагандистской. В плане психологической войны, которую ведет "Дуэль", позволю себе дать длинную цитату этой его статьи "Пролетая над гнездом Хусейна":

Ровно девять лет назад, в ночь с 16 на 17 января, началась операция "Буря в пустыне". Говорят, что эта война стала триумфом военной доктрины Запада и наглядно продемонстрировала всю отсталость советской боевой техники, и что мы в очередной раз убедились, как далеко нам до Америки. Наши самолеты якобы поражались в воздухе как мишени на тренировках, средства ПВО не попадали в цель, ракеты попадали, но не взрывались. Запад вроде как выиграл эту войну почти без потерь. Ирак понес неисчислимые жертвы. Об этом тогда твердили пресса и телевидение всего мира, включая и СССР; об этом они не перестают повторять и теперь. Им есть чем восхищаться. Американцы и их союзники одержали величайшую победу в истории человечества. Это факт. Спорить со средствами массовой информации всего прогрессивного человечества бессмысленно. Но мы все же попробуем.

Самолеты в безоблачном небе статистики. Авиация - главная ударная сила союзников. Не выиграй Запад войну в воздухе, не видать бы ему победы и на земле. Это - еще один непреложный факт. Вот о нем сейчас и пойдет речь.

По утверждению победителей, Ирак обладал невероятной боевой мощью. ВВС этой страны располагали 500-600 боевыми самолетами различных типов и назначений. Попробуем разобраться с данным заявлением. Подвергнуть инспекции цифру 500 самолетов нет никакой возможности. Но допустим, что это правда. Допустим. И начнем считать. Своей авиационной промышленности Ирак не имеет. ВВС этой страны укомплектованы исключительно самолетами советского и французского производства. Наиболее массовая боевая машина - истребитель "Мираж" F-1. Прекрасный справочник "Истребители" Владимира Ильина и Михаила Левина характеризует этот самолет так: "Основной истребитель ПВО французских ВВС конца 1970-х - первой половины 1980-х годов". Ирак заказал около 130 этих машин, но использовал их в жестокой войне против Ирана на протяжении восьми лет. Были потери. Часть самолетов просто не дошла до адресата. Поставки были прекращены после оккупации Ираком Кувейта. В актив Хусейну можно занести и 41 самолет МиГ-29, самое грозное оружие иракских ВВС. Кроме этого имелось несколько десятков перехватчиков МиГ-25 и истребителей МиГ-23МС и МФ (образца 1973 и 1977 годов), штурмовики Су-22 и Су-25 (1975 и 1979 годов) и... И все.

Остальное - Су-7БКЛ, МиГ-21Ф13, Ил-28, бомбардировщики Ту-16 и даже шедевр британской авиационной мысли 50-х годов - несколько истребителей "Хантер". Все эти некогда весьма грозные машины давно выработали свой ресурс и не то, что вести бой - зачастую и подняться в воздух не могли.

Этой военной махине США противопоставили: 68 истребителей F-14, 249 истребителей завоевания господства в воздухе F-16, 120 истребителей F-15C, 146 истребителей F/A-18C ВМС (еще 72 подкинула морская пехота), 90 штурмовиков "Харриер" плюс такие достойные машины, как А-10А, F-111F, F-15E и т.д., перечислять можно очень долго. ВВС Франции добавили, помимо истребителей, 14 разведчиков F-1 (еще 13 предоставил Катар), 28 штурмовиков "Ягуар", 10 разведчиков "Мираж"2000. Великобритания не поскупилась на 42 истребителя-бомбардировщика "Торнадо" (восемь подбросила Италия), а также 12 "Ягуаров". Не остались в стороне Германия, Саудовская Аравия и некоторые другие страны. Вся эта армада была готова к активному противодействию со стороны Ирака.

Что упало - то пропало. Уже девять лет статистика военных потерь продолжает утверждать: Ирак потерял 51 ЛА, из них 39 в воздушных боях. Военно-воздушные силы США потеряли в боевых действиях 32 ЛА. Еще 4 ЛА потеряли ВМС. Эти цифры вызывают серьезные вопросы. И, прежде всего: что такое "ЛА"? ЛА - сокращение от словосочетания "летательный аппарат". Под летательным аппаратом может подразумеваться все, что душе угодно, лишь бы это могло подниматься в воздух. К примеру, известно, что Ирак потерял несколько вертолетов МИ-8. Для людей несведущих поясним: МИ-8 - чрезвычайно живучая машина, идеально соответствующая условиям боевых действий 60-х годов. Записывать эти вертолеты в список боевых потерь Ирака довольно стыдно, поэтому им присвоено нейтральное наименование ЛА. Что под этим скрывается, каждый решает для себя. Вообще при желании в ЛА можно записать и дирижабль.

Насколько нам известно, американские ВВС вертолетов не теряли, поэтому все их потери составляют боевые самолеты. Согласитесь, между "ЛА" и боевым самолетом есть принципиальная разница. Теперь второй вопрос. Намного интереснее первого. Почему в официальной статистике указаны только потери США? А другие что же? Может, у англичан или французов самолеты лучше, чем у их союзников американцев? Верится с трудом. Просто, если суммировать все потери, статистика окажется уж совсем удручающей.

Буря мглою небо кроет. Никто не спорит, авиация союзников с самого начала захватила господство в воздухе. В небе постоянно дежурили несколько десятков лучших американских истребителей F-15C, сбивая каждый появившийся вражеский самолет. В таких условиях принимать бой было глупо. И Ирак его не принял. Вместо активных действий по всей территории страны ВВС Хусейна ограничились постановкой воздушных заслонов над рядом важнейших объектов, в том числе над Багдадом, и эвакуацией почти всех своих самолетов в соседний Иран. Случалось, что в момент эвакуации в небе появлялись F-15, и приходилось вступать в бой. Такие бои заканчивались победой американцев. Так были сбиты два Су-25 и два Су-22 - штурмовики, абсолютно не приспособленные для ведения воздушных схваток. Кроме них, F-15С "Орел" сбили семь "Миражей", шесть МиГ-23, два МиГ-25, два Миг-21Ф13 (об этой машине мы говорили чуть раньше) и четыре МиГ-29. Еще один "двадцать девятый" погиб в результате аварии. Американцы торжествовали. Единственным на тот момент самолетом, способным на равных биться с "Орлами", был Су-27. О таком оружии Ирак мог только мечтать. Победа в воздухе, казалась, обеспечена. НО...

В Багдаде все спокойно. "Орлы" не сделали главного. Они НЕ закрыли небо для истребителей противника. В условиях, когда остальные самолеты союзников просто НЕ МОГЛИ (ДА И НЕ УМЕЛИ) ВЕСТИ ВОЗДУШНЫЕ БОИ, этот факт имел для них самые тяжелые последствия. На второй день войны шальной перехватчик МиГ-25 над морем столкнулся с палубным истребителем ВМС США F/A-18C "Шершень". "Орлов" по близости не оказалось, а "Шершень" с МиГом, даже "двадцать пятым", сделанным под стандарты семидесятых годов, тягаться не может. "Восемнадцатый" был сбит, а МиГ благополучно вернулся к себе на базу. Вскоре F-14B, еще один палубный истребитель США, погиб в бою против МиГа-29. И опять рядом не было "Орлов", а с "двадцать девятым" никакой другой самолет конкурировать не в состоянии. Однако куда больший удар ждал американцев впереди. F-16C "Сражающийся сокол", истребитель завоевания господства в воздухе, был сбит с допотопного МиГа-23 ракетой ближнего боя на встречном курсе.

С F-16 вообще получилась история, достойная отдельного упоминания. Этот самолет создавался, как полноценный истребитель, но в ходе "Бури в пустыне" не смог сбить НИ ОДНОГО летательного аппарата иракцев. Перепрофилированный на решение ударных задач, "Сокол" вновь показал крайне низкую результативность. Всего за войну ВВС США потеряли пять этих машин, если верить официальным данным. По неофициальным их число в несколько раз выше. Арабские источники называли цифру в 15 и даже 20 самолетов. В отсутствии "Орлов" остальным самолетам американцев, в том числе и истребителям, с авиацией проклятого и на редкость живучего Хусейна справиться не удалось. F-14 сбили лишь один вертолет. А-10 - так же один вертолет. F-18 и "Харриеры" вообще никого не сбили, и все до единой боевые машины союзников не поднимались в воздух, пока не получили твердой гарантии безопасности в виде эскорта из нескольких "Орлов". На долю последних приходится 37 из 39 ЛА, потерянных Ираком в воздушных боях. Самым результативным самолетом Ирака стал МиГ-29. Эти машины уничтожили восемь самолетов союзников. Два самолета (F-16 и "Торнадо") на счету МиГ-23.

"Все объекты разбомбили мы дотла". Но и при чистом небе у союзников хватало проблем. Мобильные пусковые установки ракет "СКАД" щедро сыпали смерть на казармы армии США в Саудовской Аравии и в Израиле. За этими целями американцы гонялись с начала войны, а уничтожили лишь одну установку (с помощью штурмовика А-10А). Ракеты продолжали падать на головы союзников даже тогда, когда Ирак был готов капитулировать, и от них не спасали хваленые комплексы "Пэтриот", сбивавшие в лучшем случае каждую вторую ракету. Штурмовики А-10, машины довольно архаичные, к тому же предназначенные для борьбы исключительно с бронетехникой, грешили откровенной неточностью и стрельбой по своим войскам (так был уничтожен бронетранспортер морской пехоты США, танк "Абрамс" и опорный пункт английских войск). Самолетам не удавалось добиться пятнадцатиминутной готовности на вызовы с земли и зачастую, прибыв по требованию пехоты на место боевых действий, авиация бомбила лишь пустыню, а то и сбрасывала бомбы на своих. Для улучшения существующего положения были вызваны штурмовики-ветераны с "Бронко", принимавшие участие еще во вьетнамской войне, но иракцы не посмотрели на возраст старичков и в первый же день сбили две машины, заставив другие отказаться от активного участия в боевых действиях.

Для прохождения испытаний в боевых условиях из США были присланы новейшие истребители-бомбардировщики F-117А "Черный коршун", сделанные по технологии "Стелс". (Ныне все видели этот самолет, он очень красиво горел в 40 км от Белграда.) Война в заливе была для него первой. Основной расчет делался на неуязвимость "Коршуна" для устаревших радаров противника, но вот незадача: каждый первогодок, служащий в войсках ПВО, знает, что старые советские радары работают не в дециметровом диапазоне, а в метровом, и на них "Стелс" заметен лучше, чем любой другой самолет. Один F-117 был сбит огнем с земли, еще один, по неофициальным данным, погиб в бою с МиГом-25.

Главное же, это потери союзников от зенитной артиллерии Ирака. Огнем зенитно-ракетных комплексов и 23-миллиметровых самоходных установок было сбито пять штурмовиков А-10. В результате применения иракцами ПЗРК "Стрела-2", а так же от действий ЗРК "Оса" и "Куб" было потеряно пять самолетов "Харриер". Шестой попал в аварию и разбился без посторонней помощи. "Сражающиеся соколы" вообще несли катастрофические потери. Однако совершенно отдельной страницей нашего повествования заслуживает образец западноевропейской боевой мощи - истребитель-бомбардировщик "Торнадо".

"На честном слове и на одном крыле". Первый "Торнадо" был сбит утром 17 января, как пишет В. Ильин в своей книге "Штурмовики и истребители-бомбардировщики", огнем ЗСУ "57-2". Экипаж катапультировался. Вечером в том же районе был сбит еще один самолет. На сей раз экипаж погиб. Три машины в результате обстрелов с земли получили серьезные повреждения, но остались в строю. Следующие несколько дней англичане убивали время, начав охоту за старьем, переполнявшим обочины иракских аэродромов. Лихо разделавшись с "Хантерами" и Ту-16, они, наконец, успокоились и переключились на более достойные цели, а 20 января получили тяжелейший удар. Восемь "Торнадо" поднялись в воздух, чтобы атаковать авиабазу Мухаррак. До цели долетели семь. Восьмой разбился по дороге. Сброшенные на авиабазу бомбы в цель не попали. При уходе на свой аэродром англичане подверглись нападению МиГов-29, которые сбили еще один истребитель-бомбардировщик. Третий самолет был настигнут ракетой, выпущенной ЗРК "С-20". Домой вернулись лишь пять самолетов. 22 января огнем тяжелых зенитных орудий был сбит очередной "Торнадо", 23 января - еще один. Всего англичане потеряли десять истребителей-бомбардировщиков, подтвердив тем самым, что не только американские ВВС несли потери пресловутых ЛА.

Итальянцы имели в Ираке лишь восемь "Торнадо". В первом боевом вылете были задействованы все восемь. У одного из самолетов возникли технические проблемы, и он вынужден был вернуться на аэродром, где, не сумев выпустить шасси, пропахал брюхом на взлетно-посадочной полосе дорожку длиной несколько десятков метров (летчик при этом не пострадал). Еще шесть самолетов не смогли дозаправиться в воздухе и вернулись обратно, а последний упорно летел на Багдад, над которым, наконец, и был сбит истребителем МиГ-23. Такие приключения разубедили итальянцев в собственных силах, и больше активного участия "В буре в пустыне" они не принимали. Учитывая злоключения союзников, это было мудрым решением.

Двадцать седьмого февраля 1991 года операция "Буря в пустыне" завершилась. Началась информационная война. Именно ее, в отличие от реальных боевых действий, союзники выиграли с блеском. То была великая победа западной военной мысли и западных технологий. Это факт. И с этим нельзя поспорить.

Не помню уже откуда, но сохранилась у меня выписка: за время войны Ирак смог успешно перегнать в соседние страны - Иран и Иорданию, выведя таким образом из-под удара и сохранив на будущее 1 МиГ-23УБ, 4 МиГ-23БН, 7 МиГ-23МЛ, 4 МиГ-29 (!), 7 Су-25, 4 Су-20, 40 Су-22, 24 "Мираж" F-1, 24 Су-24МК, 33 пассажирских самолета разных типов. Потеряно было при этом всего два МиГ-21, два Су-25, шесть Су-20 и Су-22. Вот такая арифметика. Константин Тихорский рассказывает, что было с той техникой, которую иракцы не перегоняли, равно как и с воздушной техникой западных союзников, противостоящей им.

Мне же вспоминаются репортажи самых первых дней, когда америкосы еще не обнаружили, что их превосходство отнюдь не тотально, а о качественном превосходстве вообще речи нет, и фильтровали и фальсифицировали сообщения еще не так интенсивно, как в дальнейшем.

17.01.91 г. в первый день по итоговым сообщениям западные союзники потеряли семь самолетов, сбитых над Ираком: четыре американских (F-15 и, может быть, F-16), по одному - английскому, итальянскому ("Торнадо") и катарскому ("Мираж"). У французов, передавших это отдельным, своим сообщением, в нашей прессе вообще не упомянутом, при налете на весьма жидко прикрываемую авиабазу в Эль-Кувейте были поражены ЗУР три самолета "Ягуар" ЖР-3. Только относительная слабость боевых частей советских мобильных ЗУР и редкая живучесть этих устаревших французских истребителей-штурмовиков позволили им после этого благополучно совершить посадку. Американцы в этот день, по их собственным утверждениям, в воздушных боях сбили 10 иракских самолетов, в том числе 1 МиГ-29, потеряв лишь один F-15. Что-то сомнительная арифметика, вот пример следующего дня:

18.01.91 г. истребители ПВО Саудовской Аравии американского производства F-15 перехватили над заливом два иракских истребителя-бомбардировщика "Мираж" F-1, несущих противокорабельные ракеты, прикрываемых одним МиГ-23. Самолетами F-15, могущими обстреливать одновременно несколько целей, "Миражи" были сразу сбиты, а МиГ-23 противоракетными маневрами уклонился от выпущенных по нему управляемых ракет и ушел от преследования.

Цифры и эпизоды следующих дней, в советской прессе полностью повторявшей утверждения своих империалистических (!) друзей, уже не идут ни в какие ворота и противоречат как итогам войны, так и появившимся после нее объективным оценкам. Совершенно справедливо, что западные союзники с блеском выиграли войну в прессе, войну информационную, что, впрочем, было им не так уж и сложно - до сих пор США еще ни разу за время ведения ими информационных войн не встретили адекватного противодействия. Хочется еще раз обратить внимание на непревзойденные качества УСТАРЕВШЕГО оружия в умелых руках. Примерно то же самое было и во Вьетнаме. Мало кому известно, что из 4500 потерянных американцами самолетов, более всего - около 50%, пришлось на долю ствольной зенитной артиллерии, у вьетнамцев отнюдь не самой совершенной и многочисленной.

Р.Б. ЖДАНОВИЧ, С-Пб. Газета "Дуэль",№ 12 (155) 21 марта 2000 г.".

P.S.: Это к вопросу о том, что побеждает в современной войне тот, кто громче всех кричит в СМИ о своей победе...

Автор рассылки - Роман Кедров, Солдат Империи, romul100_78@mail.ru


В избранное