Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Письма-призраки и предвзятый судья?..



Письма-призраки и предвзятый судья?..
2015-08-21 13:55 ФПМ
Пресс-релиз №: 
53/1715
от: 
21/08/2015

Второй раз за относительно небольшой срок в центре внимания Фонда «Право Матери» оказывается 528-й военный следственный отдел. Второй раз Фонд «Право Матери» не получает имеющий существенное значение для конкретного дела, которым мы занимаемся, документ. 528-й ВСО – это отдел, работающий по делам о гибели российских военнослужащих на территории Южной Осетии.

20 АВГУСТАФонд «Право Матери» участвовал в судебном заседании во Владикавказском гарнизонном военном суде, который рассматривал нашу жалобу, поданную в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие следователя-криминалиста 528 ВСО капитана юстиции С. В. Миронова.

Самым громким делом Фонда в 2014 году стал процесс по делу о гибели в армии Леонида Леонидова (*фамилия, имя погибшего изменены по просьбе его матери). Леонид Леонидовбыл призван в армию 26 ноября 2012 года, с 29 апреля 2013 года проходил военную службу в войсковой части полевая почта N 66431 в Южной Осетии. 31 августа 2013 года он был обнаружен в петле. Следствие установило, что в течение нескольких месяцев над Леонидом издевались военнослужащие той же части Антонов, Салтыков и его непосредственный командир – младший сержант Кабанов. В ночь с 30 на 31 августа 2014 года Кабанов изнасиловал Леонида. Через два часа Леонид был обнаружен в петле мертвым. Антонов и Салтыков пошли на сделку со следствием, полностью признали свою вину и были приговорены Владикавказским гарнизонным военным судом 31 июля 2014 г. к 2 и 3 годам лишения свободы. Для Кабанова фонд «Право Матери», представлявший интересы Леонидовой в уголовном процессе, добился 9 с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима, а также лишения воинского звания.

В ходе этого судебного процесса выяснилось, что лейтенантом в/ч 66431 Чебан была уничтожена предсмертная записка Леонидова, в которой молодой человек назвал виновных в своей гибели лиц, а также написал о бездействии офицеров части. В связи с этим, Фонд «Право Матери» 6 августа 2014 года подал заявление военному прокурору военной прокуратуры Владикавказского гарнизона о проверке наличия в действиях лейтенанта признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 294 УК РФ («Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела»). Фонд получил уведомление, подписанное следователем Мироновым: «По итогам проведенного разбирательства по Вашему обращению составлен рапорт об обнаружении в действиях военнослужащего войсковой части – полевая почта 66431 старшего лейтенанта Чебан А. В. признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 294 УК РФ и начата проверка…». И на этом, собственно, все. О результатах проверки нас (как и потерпевших) никто не уведомил, несмотря на направленные Фондом «Право Матери» заявления с требованием сделать это. В апреле 2015 года Фонд «Право Матери» направил письменное обращение руководителю 528 ВСО – заявление с просьбой уведомить нас о результатах проверки в отношении Чебана. На это заявление Фонд также не получил никакого ответа. Поэтому Фонд «Право Матери» составил и направил в суд жалобу на бездействие следователя Миронова.

В судебном заседании мы должны были увидеть представителей прокуратуры и ВСО, но они не явились, т.к. «дорогу из Цхинвала во Владикавказ завалило камнями». Поэтому во Владикавказском гарнизонном военном суде появилась лишь наш юрист Надежда Кузина. Первым делом она подала заявление об отводе судьи Дмитрия Кошиля, которому досталось слушать это дело: «В ходе предварительной подготовки к судебному заседанию в адрес сторон судья Владикавказского гарнизонного военного суда Д. Кошиль направил извещение N 4261 от 17.08.2015 г. о назначении судебного заседания по рассмотрению жалобы. В вышеуказанному извещении указано, что военному прокурору войсковая часть – полевая почта 28072 необходимо представить в суд «письменное обоснование законности обжалуемых действий лиц, указанных в жалобе». Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 1 на суд возложена обязанность проверки законности и обоснованности решений и действий (бездействий) должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 125 УПК РФ только в ходе заседания. Таким образом, судья Владикавказского гарнизонного военного суда Д. Кошиль не должен рассматривать вышеуказанную жалобу, в связи с нарушением судьей принципа независимости и беспристрастности, т.к. в ходе предварительной подготовки к судебному заседанию по рассмотрению жалобы судья уже заведомо выразил свою позицию, указав стороне процесса о необходимости дачи заведомо определенного заключения по делу. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у суда уже сформированной позиции по разрешению жалобы еще до исследования доводов всех сторон…».

Юрист Фонда «Право Матери» подала это заявление и судья Кошиль на полчаса удалился в совещательную комнату, чтобы решить – отвести себя от слушания дела или нет…

Год назад судья Кошиль снимал вопрос за вопросом, когда наш юрист допрашивала того самого Чебана. Из пресс-релиза Фонда «Право Матери» N 54/1629 от 11 августа 2014 года:

«Во время повторного допроса старшего лейтенанта Чебана судья также снял несколько вопросов, а потом – сделал нашему юристу Фонда «Право Матери» замечание. Необоснованное. (Замечание – это что-то вроде «желтой карточки»).

Вот краткое изложение повторного допроса в суде свидетеля Чебана.

Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина:

– Вы проводили разбирательство по фактам, сообщенным Вам Д*вым?

– Да, - ответил Чебан.

– Что Вы в связи с этим предпринимали?

Вопрос снят судом. (Старший лейтенант Чебан сжег предсмертную записку Леонидова..).

Юрист Фонда «Право Матери»:

– Вы считаете, что данные действия не образуют грубого дисциплинарного проступка?

Судья Кошиль:

– Вопрос снимается. Представитель, задавайте вопросы по предъявленному обвинению. Вы что, хотите выяснить работу командования? (Вообще-то, да, очень хотим. Удивительно, почему того же самого не хочет суд?!).

– Данные вопросы направлены на выяснение обстоятельств, предшествовавших и способствовавших гибели Леонидова, - пояснила юрист Фонда «Право Матери» и с разрешения судьи продолжила допрос Чебана:

– Когда Вы сожгли записку, переданную вам Д*вым?

– Сразу как прочел, я был один на тот момент, – ответил Чебан.

– Вы понимали, что Вы делаете?

– Не совсем, – ответил Чебан.

– В тот день Вы исполняли обязанности военной службы, проблем с их исполнением не возникало?

– Да, я приступил к исполнению своих обязанностей, проблем не было.

– Вы считали, что данная записка написана Леонидовым?

– Да.

– Вы знали, что правоохранительными органами проводится проверка по факту гибели военнослужащего Леонидова, что выясняются обстоятельства его гибели?

– Да.

– Вы понимали, что уничтожаете документ, который может иметь значение при выяснении обстоятельств гибели вашего военнослужащего?

– Да.

– Вам свойственно совершать поступки, которые потом Вы не можете объяснить?

Судья Кошиль:

– Вопрос снимается. Представитель потерпевшей, Вам делается замечание».

...Из совещательной комнаты 20 августа 2015 года судья Дмитрий Кошиль вернулся с отказным постановлением, не пожелав взять самоотвод.

Далее началось разбирательство по существу нашей жалобы. В суд поступили возражения из ВСО и прокуратуры, по смыслу – одинаковые. В них говорилось, что 3 сентября 2014 года следователь Миронов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Чебан. О направлении постановления в Фонд «Право Матери» есть запись в специальном журнале, который ведется в ВСО.

Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина изложила позицию Фонда: постановление об отказе, вынесенное следователем Мироновым, заявитель не получал, хотя согласно ст. 145 УПК заявитель должен быть уведомлен о разрешении сообщения о преступлении. Согласно, ст. 148 УПК постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть выслано заявителю в течение 24 часов.

Согласно Инструкции по делопроизводству СК РФ от 18.07.2012 N 40 организационно-распорядительные документы Следственного комитета по материалам уголовного дела и проверки по сообщениям о преступлении направляются по реестрам, реестры подготавливаются для заказных писем, которые направляются по описи с указанием каждого письма. Таким образом, 528 ВСО не исполнил требования закона, и не представил доказательств почтового отправления заказных писем в адрес Фонда (таким доказательством были бы почтовые штемпели на реестрах и описях, расписки о получении писем в г. Москве, и т.д.). Вместо этого из ВСО представлены изготовленные ими самими рукописные листы (выписки из журнала ВСО, из которых следует, что в Фонд «Право Матери» было направлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении какого-то Чебанова, про которого мы впервые слышим [Чебан и Чебанов - это, согласитесь, разные фамилии])... Юрист Фонда «Право Матери» потребовала признать бездействие следователя Миронова незаконным.

Судья Дмитрий Кошиль на пару часов удалился в совещательную комнату.

… Полгода назад, 6 марта 2015 года следователь Миронов присутствовал в другом нашем судебном заседании в этом же Владикавказском гарнизонном военном суде по делу Липиных, – родителей погибшего призывника. В той истории ответ 528-го ВСО в наш Фонд также не был получен, и у потерпевших в результате были проблемы на стадии ознакомления с материалами дела по факту гибели сына… Следователь Миронов принес в суд аналогичные бумаги из какого-то внутреннего журнала регистрации и твердил: «ответ был направлен в установленный законом срок. Прошу отказать в удовлетворении жалобы». Судья Владикавказского гарнизонного военного суда Сергей Горелов (ранее этот судья вынес знаменитый мягкий приговор Антонову и Салтыкову, подельникам Кабанова по делу Леонида Леонидова – см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 50/1625 от 31 июля 2014 года) в удовлетворении требований жалобы Фонду отказал. Результат – 528-й ВСО по сей день продолжает упражняться в прописях, указывая в своем внутреннем журнале призрачные почтовые отправления, которые с печальной регулярностью не доходят до адресатов…

Выйдя из совещательной комнаты, судья Дмитрий Кошиль огласил постановление, отказав Фонду «Право Матери» в удовлетворении требований. Вот, собственно, пока все, что мы можем рассказать про дело Чебана, который сжег предсмертную записку изнасилованного командиром мальчишки…

Из пресс-релиза Фонда «Право Матери» N 47/1622 от 24 июля 2014 года: «Таким образом, владикавказское правосудие делает все для сохранения условий, при которых из в/ч 66431 родители российских солдат регулярно получают цинки с телами своих сыновей. Вот что написала нам Маркарова Роза Сократовна, мама погибшего в этой части Эдика Маркарова про другие случаи гибели солдат в этой части 66431:

  • «Светлана Невечера. Сын Славик погиб 9 апреля 2013 года».
  • Кирилл Шлыков погиб 26 июня 2013 года.
  • В июле 2013 года в этой части погиб Гоготов Сергей.
  • Мальчик, который погиб после Эдика и Леонида Леонидова*, Матвеев Игорь – 2 ноября 2013 г.».

Мы обжалуем все, что можно обжаловать по этой истории, во всех судебных инстанциях.

* * *


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 N 11-рп, и на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».

Вы тоже можете поддержать нашу работу: https://vmeste.yandex.ru/mright-hro-org



В избранное