Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2009-04-05

Fw: Человек с человеческим лицом

Original Message From: Igor
To: Jewish-Press
Sent: Sunday, April 05, 2009 7:28 PM
Subject: Человек с человеческим лицом

(C)"Заметки по еврейской истории" No6(109) Апрель 2009 года

http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Azov1.php

Марк Азов

Человек с человеческим лицом

Фантазм

Экипаж межгалактического зонда <<2 пи точка эр>> сообщает об оригинальном открытии,
сделанном доктором Уйяяяйя на третьей от желтого карлика планете, так называемой
Солнечной системы. Свою планету местные жители именуют Земля. О себе они говорят
<<люди, человек, человечество>>. Люди и человечество, - в сущности, одно и то
же: многократно повторенный человек. А, собственно, человек - это некое подобие
моллюска в панцире искусственного происхождения, снабженном всякого рода датчиками,
заменяющими органы чувств. Отшелушенный от панцирей и шлемов, человек представляет
собой довольно жалкое зрелище: слабое тельце неопределенного цвета с тонким легко
проницаемым покровом, весьма ненадёжно защищающим внутренние органы. А то, что
они называют, лицом, - нечто невыразительное, плоское, с двумя отверстиями для
дыхания, одним для еды, двумя хрящевыми воронками для слуха и с одним глазом.
Есть и второй недоразвитый, рудиментарный. Человеки утверждают, что второй глаз
отмирал в процессе эволюции, так как для пользования оптическим прицелом вполне
достаточно одного. Звучит убедительно, учитывая, что основным, если не единственным,
занятием человека на Земле является охота на себе подобных. Сперва в этом виде
спорта соревновались племена, потом государства, затем началась война цивилизаций.
В результате, Юго-Восточная цивилизация истребила Северо-Западную, и обе были
со временем <<проглочены>> так называемой Дальневосточной, самой многочисленной
и организованной.

Период тех <<Великих противостояний>> давно миновал. Во время нашего посещения
войны велись уже между отдельными индивидами. Повинуясь инстинкту самосохранения,
человек не покидал своей раковины, не отвинчивал шлема, и его одноглазое лицо
обычно никто не видел. Кроме доктора Уйяяяйа, естественно, который отловил таких
человеко-моллюсков, достаточное количество, чтобы считать эксперимент научным,
и вскрыл их панцири.

На этом можно было бы и завершить наше пребывание на планете Земля, если бы
на глаза исследователю не попадались то и дело странные изображения, сделанные,
по-видимому, в давно минувшие времена. Изображения лиц на фото и кинопленке,
на бумаге, ткани, дереве, даже на камне, плоскостные и объемные, миниатюрные
и исполинские неоспоримо свидетельствовали о том, что в прежние времена на этой
планете обитали другие разумные существа, либо...(и такое можно было, хотя и
с трудом, допустить) - человечество просто деградировало.

Доктор Уйяяяйя заявил, что не покинет планету, пока эта загадка не будет разгадана,
и мы приступили к раскопкам. Где копать, разумеется, решал компьютер. В него
было заложено достаточно данных, чтобы определить хотя бы приближенно место зарождения
и столкновения первых земных цивилизаций. И мы, действительно, нашли там множество
захоронений людей той исчезнувшей древней расы. Но мы не находили скелетов переходного
периода. Являются ли нынешние обитатели Земли потомками тех, чьи скелеты мы находили,
или это новые насельники, колонизаторы, прибывшие, как и мы, из другого мира?
Загадка оставалась загадкой, потому доктор Уйяяяйя требовал вгрызаться в грунт
еще и еще.

И вот произошло непредвиденное. Бур засвистел, затрещал и сломался, наткнувшись
на непреодолимую преграду. Слой сверхтвердого материала явно искусственного происхождения
распространялся по площади во все стороны достаточно далеко. Пришлось применить
лазерный луч. Прорезали квадратное отверстие и уткнулись в пустоту. Преграда
оказалась перекрытием какого-то гигантского бункера. Когда наша группа исследователей
вслед за доктором Уйяяяйя спустилась туда, мы оказались не в гробнице, как предполагали,
а в подземной стране с невысокими горными кряжами, озерами, речкой и даже подобием
городов в долине.

Откуда-то из глубины пещер, которыми изъязвлены были горы, просачивался холодный
голубоватый свет, озарявший эту могилу цивилизации.

Наш проводник Ху-Янь мгновенно ощутил своими датчиками присутствие человека,
и чуть было не убил его - инстинкт убийства у землян срабатывает автоматически.
Но наш компьютер, изначально запрограммированный на защиту жизни, успел обратить
Ху-Яня в пыль за мгновенье до выстрела.

Существо, которое наши роботы тут же поймали в энергополе, оказалось без твердого
панциря, в одежде из ткани, и очень волосатое. Крохотная круглая шапочка держалась
на его темени вопреки всем законам гравитации. Двигалось оно быстро, порывами.
Причем, конечности: руки, ноги, - гуляли сами по себе независимо от туловища,
куда им заблагорассудится. А лицо... О лице особый разговор... Лицо, в отличие
от лиц остальных обитателей Земли, жило своей отдельной и совершенно замечательной
жизнью. Глядя на это лицо, которое тоже двигалось и беспрестанно менялось, мы
как будто бы смотрели сюжет, подобный тем, какие показывают на экранах. Лицо
было выразительным - вот что! И это несмотря на то, что значительная часть лица
заросла волосами. Но из леса волос на нас смотрели два (именно два!) глаза, огромных,
цвета ночи, чуть выпуклых, но бездонных, как нам вначале показалось. Кто-то даже
испугался, что его затащит в их глубину.

Конечно, человек с пугающими глазами сам тоже испугался, но, узнав, что мы
всего-навсего инопланетяне, успокоился и постепенно (правда, очень скоро) разговорился.
Роботу-переводчику не стоило большого труда освоить его язык, поскольку это был
один из вариантов так называемой членораздельной речи. Некоторое затруднение
вызвала особая манера говорить: не монолог: один говорит - остальные слушают,
и не диалог, когда говорят друг с другом. Наш человек никого не слушал и никому
ничего не говорил. Он беседовал с самим собой: сам спрашивал, сам отвечал, а
когда не находил ответа, разводил руками и пожимал плечами.

- Вы думаете, я здесь один? - начал он с вопроса, и не успели мы подумать,
как сам ответил. - Напрасно вы так думаете. Но если вы думаете, что я не знаю,
откуда этот железобетонный потолок вместо неба над нами, то вы жестоко заблуждаетесь.
Я таки да родился, когда это все уже было пару сотен лет как минимум, но если
вы думаете, что некому было мне рассказать, и что все это не описано в наших
книгах, то вы ошибаетесь. Ох, как вы ошибаетесь! Вам, вообще, глубоко наплевать,
есть ли мы еще на свете, или о нас и думать забыли, и, слава Богу, что забыли,
если забыли.

Своими беспокойными пальцами он схватил нашего научного руководителя доктора
Уйяяяйя за нос и подтащил вплотную к себе.

- Оставьте мой нос, - пропищал бедный доктор.

- Разве? А я думал, пуговица... Так на чем мы остановились? На потолке. Вы
думаете, тут всегда был железобетон вместо неба? Надо быть идиотом, чтоб так
думать. У нас был свой кусочек земли и кусочек неба. Самого настоящего, голубого
с облаками и даже дождем... иногда. Но дождь - это редкая благодать. Зато по
утрам выпадала роса, и цветы, вырастая из камней, ловили в свои чашечки ее дрожащие
капли.

Вы это видели? Я - нет. Но, слава Богу, у нас ребенок сначала учится читать,
а уж потом - ходить. Бог обещал нам землю, текущую молоком и медом. Но и молоко,
и мед он вложил в эти жидкие звездочки, которые капали с неба. Бог не дурак -
или вы иного мнения? Он не хотел, чтобы мы пришли на готовое, он хотел, чтобы
мы научились делать все из ничего. Не только молока и меда не было на этой земле,
но самой земли кот наплакал. Одни камни. Но выпадала роса - и камни надевали
кустистые шапки травы. Овцы, которых пригнал мой предок из чужих краёв, бродили
по склонам гор, находили травяные шапки - вот вам и молоко. А мед?.. Когда капля
росы высыхала, ее место в чашечке цветка занимала пчела. Я так думаю... Кстати
об овцах. Мой предок был пастухом. Кочевал. Не строил себе прочного дома. Его
дом из жердей и ткани умещался на горбу верблюда. И время от времени он разворачивал
свой шатер там, где трава еще не была съедена овцами... Вы меня плохо слушаете.

- А вам надо, чтобы вас слушали? - у нас создалось твердое впечатление, что
он все это рассказывает самому себе.

- Если бы вы слушали, вы бы давно поняли, что пастуху даже не с кем поговорить.
Домашние не в счет. С ними и разговор домашний. А другой такой же пастух, с которым
можно было бы потолковать о вечности, - разбил свой шатер далеко отсюда, где
ваши овцы не тронут его травы. И, вот, мой предок остается наедине с небом. Особенно
по ночам, когда его овцы и верблюды, и жены, и дети спят, он сидит на пороге
шатра и смотрит на звезды. Благо Бог сделал так, что небо почти весь год здесь
прозрачнее хрусталя.

И, глядя на звезды, родоначальник нашего племени, совершил великое открытие,
открытие, которое разделило человечество на непримиримые лагеря, а его потомство
довело до такого положения, в котором вы меня нашли. Или вы этого не находите?

Признаться, мы растерялись. Даже наш компьютер стал гудеть и выбрасывать одну
за другой какие-то невнятные формулы.

- Что вы хотели сказать?

- Кто сказал, что я хотел? Я не хотел, но я сказал. Оставшись наедине со звездами,
наш предок проникся убеждением, что Бог один. Он тот единственный, кто сотворил
этот мир, а не те тысячи божков из глины, камня, меди, Или вы так не думаете?

- Мы думаем именно так. Наши ученые вывели формулу взаимодействия и единства
всех процессов мироздания. Эта формула обладает такой законченной красотой математической
гармонии, что уже ничего не прибавить и не отнять, чтобы ее не разрушить. Не
знаю, существует ли Бог, - признался доктор Уйяяяйя, - но уверен - такого единства
нельзя добиться, навалившись кучей даже сверх гениальных умов... тем более что
каждый гений тянет в свою гениальную сторону.

- Мой предок не знал ваших формул, он понял не умом, а сердцем, что Создатель
неба и земли так же одинок у себя на небе, как он у себя на земле... До того
люди творили богов по образу и подобию людей. Их боги чревоугодничали и совокуплялись,
ссорились и дрались, обманывали и предавали друг друга в точности, как это делали
люди. А Бог, который открылся нашему племени, вообще не имеет облика, ни земного,
ни даже небесного. Он невидим и непостижим, бесплотен и всесилен, как закон,
который можно записать знаками на пергаменте или камне, но нельзя пощупать рукой.

- Выходит, вы изобрели абстрактное мышление.

- Ну да. А вы спрашиваете, за что нас не любят.

- Мы ничего такого не спрашивали.

- Именно за то. Кто любит тех, кто умнее их? Вы любите?

Мы благоразумно промолчали, Кому неизвестно, что наш научный руководитель доктор
Уйяяяйя терпеть не может умников?

- Поначалу наш Бог никому не мешал. У нас - свой, у них свои боги. Ну прибавили
к куче земных богов еще одного... Но мы-то сами так не думали. Отмаявшись в Египетском
рабстве, куда нас загнал голод, мы вернулись в страну, где Он нам открылся впервые,
здесь создали царства, построили храм, который был разрушен дважды, и мы за наше
отчаянное сопротивление были рассеянны среди других народов. Мы даже заговорили
на чужих языках, и все, что мы умели делать: вещи, деньги, музыка, книги и научные
открытия, - все это отдавали тем, среди которых жили. Себе мы оставили только
Бога... Но не спешите с выводами.

- Мы никуда не спешим.

Они присвоили себе нашего Бога. Одни дали ему другое имя, приставили к Нему
своего пророка и переписали по-своему священные книги. Другие наградили сыном
чужой жены и подвергли мучительной казни на кресте, обвиняя нас в этом преступлении.
И началась первая война цивилизаций. Именно цивилизаций, культур, а не толп.
Раньше убивали друг друга за передел богатств, теперь же делили Бога. Даже за
воображаемый гроб Его пролились кровавые реки.

Спросите, чем Он им так понравился? ...Хотя, по-моему, я уже сказал. Наш Бог
- это не царь, не король - царя и короля можно и прирезать на всякий случай -
а Бог - закон. По крайней мере, десять заповедей.

Среди них - <<почитай родителей>>. Кто захочет, чтоб его не почитали? <<Не
укради>>. Кому хочется лишиться имущества? <<Не пожелай жены ближнего своего>>.
Кому интересно, чтоб его жену пожелали? И даже <<не убивай>>. Вряд ли кому-нибудь
интересно, чтоб его убили в один прекрасный день?.. Но вы будете очень смеяться,
если я вам сейчас скажу: к нашему Богу все это не имеет никакого отношения, даже
прямо наоборот. Для нас главный смысл всех божественных книг и заповедей укладывается
в одну, как вы говорите, формулу: <<не пожелай ближнему своему того, чего не
желаешь себе>>. То есть, попросту говоря, влезай в его шкуру, войди в его положение,
поставь себя на его место. А они, даже те из них, кто проповедовал любовь к ближнему,
как к самому себе, никак не могли представить, что ближний тоже человек, и продолжали
убивать. А уж убить иноверца, как говорится, сам бог велел. И первые, кто попадал
им под руку, были мы. После того, как они украли нашего Бога, мы стали иноверцами
и для тех, и для других. И очень удобная мишень: не можем оказать сопротивления.
Нас сжигали на кострах инквизиции, глушили оглоблей, колом или обухом по головам
во время погромов, а когда европейская цивилизация достигла пика в области культуры,
искусства и гуманистической философии, нас согнали в концлагеря и удушили газом
<<циклон>> шесть миллионов, включая женщин и детей.

Но что вы на меня так смотрите?

А мы не смотрели, мы прятали глаза, потому что вдруг поняли, какая бездна пугает
нас в его взгляде. Это была бездна печали.

Вам бы это понравилось? - спросил он. - Нам нет. Оставшиеся в живых, не все,
но многие, стали возвращаться на этот клочок земли, где еще оставалась одна стена
от храма нашему Богу. Мы решили - хватит. Есть и другие законы, кроме десяти
заповедей: <<око за око и зуб за зуб>>, например. И мы собрали такую армию, какую
только мы могли вооружить. Почему нет? Если мы могли для других конструировать
сверхзвуковые самолеты, сверхсовременные танки, баллистические ракеты с разделяющимися
боеголовками, атомные и водородные бомбы, почему это не делать для себя? Но,
разумеется, не только это. Мы научились орошать наши камни росой, как это раньше
делал лишь Бог. Мы протянули тысячи трубок капельного орошения, и камни стали
плодороднее любого чернозема. Мы жили в садах, среди вьющихся роз, и ветви деревьев
сгибались под тяжестью плодов. Мы нашли средства против засухи, против сорняков,
саранчи, змей, скорпионов, восточного ветра и жестокого солнца. Только средства
от зависти и от ненависти мы так и не нашли. Восточная цивилизация двинула на
нас танковые колонны с трех сторон. Но это были солдаты, и наши солдаты остановили
их. А когда они стали посылать своих детей, подпоясав их смертью, чтобы они взрывали
себя в домах, где веселились наши дети, мы окружили свою страну забором и колючей
проволокой. Но они повадились забрасывать наши города ракетами через забор. И
вновь довелось хоронить детей. В конце концов, нам пришлось выводить армию за
ворота. Но те, кто обстреливал наших женщин и детей ракетами, мигом попрятались
за спины своих женщин и детей...

Он замолчал, и наш робот-переводчик стал явно перегреваться, потому что с языка
звуков человек перешел на язык жестов: прикладывал руку ко лбу и опускал ее безвольно,
будто стряхивая что-то прилипшее к ладони. Так несколько раз. Потом снова стал
выдавливать слова:

- Весь мир набросился на нас. Мы оказались между двух цивилизаций. Восточная
нас убивала, а Западная объявляла убийцами. Вы это можете понять? Вы этого понять
не можете, потому что не застали Советский Союз. Мой пра-пра...в энной степени...
дедушка в свое время приехал оттуда. Его выпустили как раз в тот момент, когда
вымирающие динозавры, правящие той страной, вздумали строить <<социализм с человеческим
лицом>>. До того они не могли ничего построить так, чтобы никого не убить. Людей
выкашивали, как траву. Но из социализма с человеческим лицом у них ничего не
вышло. Только страна развалилась. И на ее обломках уже стали строить <<капитализм
с человеческим лицом>>, из чего тоже ничего не вышло, кроме громких и негромких
заказных убийств. Так скажите, пожалуйста, только честно: вы где-нибудь видели
войну с человеческим лицом?

Мы не знаем, что такое <<честно>>. Но на планетах, которые мы посетили, ничего
похожего встречать не приходилось.

- Молчите? - сказал он. - Вот и помалкивайте. А я вам честно скажу: мы пробовали
- ничего не вышло. Мы пробовали отдавать тысячу живых убийц, пойманных нами,
за двух убитых ими наших ребят или за одного парнишку, который мухи не успел
обидеть. Мы отдавали им, отрывая от себя, куски земли, политые и возделанные
нами, но они никак не могли угомониться. Хотя достаточно было бы одной ковровой
бомбардировки... Но мы же никак не могли вылезти из напяленной на себя чужой
шкуры. <<Не пожелай ближнему своему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе>>.
И мы уходили за забор, и они продолжали забрасывать нас ракетами... Пока мы не
отдали им небо... Мы оставили им небо, а себе построили потолок из железобетона.
И с тех пор нас не стало на лице земли. У нас есть искусственный свет, имитирующий
солнце в теплицах, есть искусственная роса, о которой я уже говорил...

- Зато лицо у вас настоящее, - сказал доктор Уйяяяйя, - искусственное мы наблюдали
у тех, которые на поверхности.

И мы стали готовиться к подъему на поверхность.

- Я очень извиняюсь, - задержал нас человек с человеческим лицом, - но можно
спросить: нет ли у вас где-нибудь там, в космосе какой-нибудь бесхозной планетки,
куда бы мы могли переселиться?

Наш всезнающий доктор долго и беспомощно чесал левым щупальцем мозговые извилины
с правой стороны.

- Планеты, на которых никто не живет, - вымолвил он, наконец, - не годятся
для жизни. - А там, где есть жизнь, вам не будет жизни. Формула мироздания, о
которой мы уже говорили, - есть формула борьбы за существование, жестокой и бескомпромиссной.
Эта формула обладает такой законченной красотой математической гармонии, что
вам, с вашим человеческим лицом, нечего и соваться.

- Так-таки да плохо, - сказал человек с нечеловечески красивыми глазами цвета
ночи. - Счастливого вам пути, и не забудьте заделать дырку.

   "Igor" 2009-04-05 20:32:57 (#841849)

Fw: Отличница-бедуинка мстила за Газу и мечтала стать "шахидкой"

Отличница-бедуинка мстила за Газу и мечтала стать "шахидкой"

время публикации: 07:04 http://www.newsru.co.il/israel/05apr2009/shoket_102.html
последнее обновление: 07:27

Одной из главных тем сегодняшних израильских газет является вчерашний инцидент
на перекрестке Шокет (граница Хевронского нагорья и северного Негева), где молодая
арабка с пистолетом в руках напала на полицейских и пограничников.

Этот инцидент был изначально классифицирован пресс-службой полиции как теракт.
И, действительно, события развивались по стандартному сценарию теракта. Девушка
в черной одежде, за спиной которой был рюкзак, приблизилась к полицейскому посту
и открыла огонь из пистолета. Ответным огнем она была уничтожена. На место происшествия
было вызвано специальное подразделение взрывотехников. Все были уверены: в рюкзаке
- бомба. Но роботы, обследовавшие рюкзак террористки, никаких взрывчатых веществ
не обнаружили. Как пишут сегодня израильские газеты, скорее, эти роботы могли
найти в рюкзаке школьные учебники и тетрадки.

Нападавшей оказалась жительница бедуинского поселка Хура, расположенного в нескольких
километрах от перекрестка Шокет. По разным данным, ей было от 15 до 16 лет.

Убитая террористка Басма Ауад ан-Набари была гражданкой Израиля, училась в израильской
школе, в классе для одаренных детей, и считалась отличницей, которую по окончании
школы ждет хорошая карьера. Но она не думала о будущем.

Вчера при обыске в доме семьи ан-Набари следователи службы общей безопасности
(ШАБАК) обнаружили дневник Басмы. Газета "Маарив" приводит выдержки из этого
дневника: "Я хочу вознестись на небеса. Стать "шахидкой". Моя цель - убить солдат
и полицейских, чтобы отомстить за то, что ЦАХАЛ сделал в Газе. За всех убитых
мирных граждан. Я злюсь на лидеров арабского мира, которые ничего не сделали
для жителей Газы".

Пограничники и полицейские рассказывают, что Басма сделала все для того, чтобы
погибнуть. Она не только стреляла в сотрудников полиции и пограничной службы,
но и выглядела как террористка-смертница. При этом девушка никак не реагировала
ни на призывы полицейских прекратить стрельбу, ни на требования сложить оружие,
ни на предложения ответить на элементарные вопросы. Басма была "нейтрализована"
офицером полиции Офиром Иварканом.

Бедуинская деревня Хура, расположенная в 15 км к северо-востоку от Беэр-Шевы,
была основана в 1990-м году. В ней проживают около 10.000 человек - почти все
арабы-бедуины с израильскими паспортами. Свой местный совет в Хуре появился 13
лет назад, и с тех пор местные власти ведут постоянную тяжбу с государством по
поводу незаконных построек. Ежегодно, по распоряжению МВД Израиля, в Хуре разрушают
несколько незаконных построек.

Как стало известно редакции NEWSru.co.il, 29 декабря 2002 года, по распоряжению
министерства внутренних дел Израиля, в деревне Хура были разрушены несколько
домов - в том числе, дом семьи ан-Набари (источник: dukium.org). Возможно, именно
действия властей подтолкнули девушку к решению напасть на полицейских.

   "Igor" 2009-04-05 20:16:02 (#841846)

Fw: Сотрудничали ли сионисты с нацистами?

(C)"Заметки по еврейской истории" No6(109) Апрель 2009 года

http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/ERabinovich1.php

Элиэзер М. Рабинович

Сотрудничали ли сионисты с нацистами?

Предисловие

Когда я послал главному редактору г-ну Берковичу эту статью, напечатанную в
Нью-Йорке в ``Russian Forward'', 28 января - 3 февраля 2005 г., и предложил поместить
её в <<Заметках>>, г-н Беркович обратил моё внимание на только что опубликованную
его статью на ту же тему ("Смятение умов: свастика и звезда Давида", No 8(99),
август 2008 г.), но относящуюся к раннему периоду гитлеровского режима. Понятно,
что не имеет смысла публиковать мою статью, если она не будет учитывать и перекликаться
со статьёй г-на Берковича.

Г-н Беркович даёт четкую и печальную картину смятения еврейских умов в этот
ранний период. Преследование и изгнание евреев - органическая часть еврейской
истории, местная резня и погромы - тоже, но никогда ещё не случалось поголовного
запланированного государством бескомпромиссного уничтожения, которое предстояло
европейскому еврейству. От рук цивилизованной Германии? - не может быть! Русские
и украинские евреи (моя мама, в частности) помнили, как немцы защищали евреев
от местных погромов в Первую мировую войну. Да и сами нацисты в то время ещё
не решили, что им делать с евреями. Они точно знали, что они не хотели евреев
в Германии, но они предпочли бы высылку в Палестину или Мадагаскар, если бы это
оказалось политически возможным. Поэтому можно понять, что в 1933-35 гг., еврейские
организации в массе пытались приспособиться и сотрудничать с новым режимом, как
евреи многократно делали в прошлом. Предсказывающих Кассандр никто не любит,
и г-н Беркович рассказывает о некоем Георге Кареском, который не пользовался
авторитетом, его никто не слушал, но он оказался правее всех в том отношении,
что евреям надо было убираться из Германии любой ценой.

Следовательно, первую часть моей статьи нужно рассматривать, как дополнение
к более обширной статье г-на Берковича, хотя я, возможно, рассматриваю события
слегка под иным углом - я, пожалуй, больше склонен признать правоту сионистов,
зная, что произошло потом. Вторая часть касается войны и судьбы венгерского еврейства
- эта часть не была затронута г-ном Берковичем.

В Советском Союзе я много слышал о сотрудничестве сионистов с гитлеровским
режимом в преследовании и уничтожении евреев. Как и всё, что относилось к официальной
пропаганде, эта идея отметалась на корню, как абсолютная ложь и ещё одно выражение
советского антисемитизма. Каково же было моё удивление, когда, оказавшись на
Западе, я натолкнулся на аналогичные заявления западных левых интеллектуалов,
зачастую антисионистских евреев. Чтение их трудов не оставило у меня сомнения,
что и эти люди - лгут.

Однако их ложь - утончённая. Очень редко они прямо искажают факты. Как правило,
вы можете положиться на их информацию, ссылки на литературу и документы. Ложь
выражается в тенденциозном подборе фактов и игнорировании тех из них, которые
не отвечают их концепции, в тенденциозной внеисторической интерпретации. Если
книга такого автора попадётся новичку, он будет введён в заблуждение. Однако
для человека с глубоким предварительным знанием проблемы такой труд может быть
полезен, потому что в нём таки содержатся интересные факты.

Передо мной лежит книга Ленни Бреннера <<Сионизм в век диктаторов>>, написанная
в 1983 г. Кто такой Ленни Бреннер? Он родился в Америке в 1937 г. в ортодоксальной
еврейской семье, но уже в 12 лет стал атеистом и в 15 - марксистом. После этого
он всю жизнь стоял на стороне того <<правого дела>>, которое человек, проживший
полжизни при советской власти, не всегда склонен считать правым. Он участвовал
во всевозможных демонстрациях и во время борьбы за гражданские права был четырежды
арестован. Бреннер написал 4 книги и более 100 статей. Один из его <<коньков>>
- ненависть к сионизму и нелюбовь к Израилю. Под <<веком диктаторов>> Бреннер
подразумевает времена Гитлера и Муссолини; Сталин как-то ускользнул из его марксистского
поля зрения.

Основной тезис Бреннера - сотрудничество сионистов с Гитлером. Было ли это?
Ответ: вне всякого сомнения, и факты, приводимые Бреннером или найденные в других
источниках, это твёрдо подтверждают. Другое дело - почему? Были ли это предательством
еврейских интересов, идеологической недальновидностью, желанием создать еврейское
государство даже ценой еврейской крови, как нам внушает Бреннер и внушала советская
пропаганда, или это была отчаянная борьба за спасение еврейских жизней в безумно
тяжёлых условиях, борьба, в результате которой не удалось спасти миллионы или
сотни тысяч, но десятки тысяч смогли избежать газовых камер и крематория?

Прежде всего, нелепо судить действия того времени с позиций нашего теперешнего
знания. К началу XX века законодательная эмансипация евреев была завершена в
центральной и западной Европе, и евреи активно участвовали во всех областях жизни
- примерно так, как это происходит в сегодняшней Америке, но с гораздо меньшим
приятием этой эмансипации населением и элитой. Однако жестокие погромы конца
XIX века в России убедили Теодора Герцля, что для евреев не может быть радикального
и полного равенства без своей страны. Отсюда - основанный им политический сионизм.
Приход нацистов к власти в Германии и резкий отворот от либерализма и еврейских
свобод казались полным подтверждением идей Герцля. Однако в первые годы и особенно
в 1933 г. никому и в голову не могло прийти, как далеко зайдут нацисты в осуществлении
<<окончательного решения>> еврейского вопроса. Резкая дискуссия возникла между
евреями-сионистами и не-сионистами о правильных действиях. Раввин Иоахим Принц
так описывал настроения немецких сионистов в начале 1933 г. (эта и несколько
последующих цитат взяты из книги Бреннера; все цитаты в статье переведены мной
- Э.Р.):

<<Все в Германии знали, что только сионисты могли ответственно представлять
евреев в отношениях с нацистским правительством. Мы все были уверены, что однажды
правительство сядет с сионистами за круглый стол, за которым, после того, как
все беспорядки и насилие революции улягутся, новый статус германского еврейства
будет рассмотрен. Правительство объявило, весьма торжественно, что нет ни одной
страны в мире, которая столь серьёзно хотела бы разрешить еврейский вопрос, как
Германия. Решение еврейского вопроса? Но это же наша сионистская мечта! Мы никогда
не отрицали существования еврейского вопроса! Де-ассимиляция? Мы к этому призывали!..
В письме, написанном с гордостью и достоинством, мы предлагали конференцию>>.

Эта иллюзия, однако, продолжалась недолго. Вскоре еврейские организации за
границей начали организовывать бойкот германских товаров. Бойкот весьма беспокоил
гитлеровское правительство, и в марте 1933 г. Геринг вызвал к себе лидеров еврейских
организаций. Он хотел, чтобы их представители отправились в Европу для пропаганды
против бойкота. Только сионисты согласились, ибо взамен немцы предложили им так
называемый ``Transfer Agreement'' - я переведу это как <<Соглашение о перемещении>>,
заключённое в 1933 г. и действовавшее до войны.

Это соглашение можно охарактеризовать как <<антибойкот>>, и это правда, что
сионисты бойкот сорвали. Суть соглашения была такова. Немецкие евреи могли вложить
деньги в банк в Германии. На эти деньги сионистская организация Палестины покупала
немецкие товары и продавала их за пределами Германии, главным образом, но не
исключительно в Палестине. После снятия операционных расходов выручка отдавалась
эмигрантам по их прибытии в страну. Англичане установили квоту на въезд евреев,
но так называемые <<капиталисты>> - люди, у которых было 1000 фунтов стерлингов
($5 000 по курсу того времени) могли въехать сверх квоты. Понятно, что соглашение
обеспечивало въезд практически всем желающим немецким евреям. Бреннер пишет,
что 16 529 <<капиталистов>> ввезли в Палестину более 40 миллионов долларов; Эдвин
Блэк, автор книги об этом соглашении, говорит о 60 тысячах эмигрантов. Жизни
были спасены, Палестина экономически процветала, и это было во время великой
депрессии в Европе и Америке; эти деньги в значительной степени заложили экономическую
основу будущего Израиля.

У Бреннера нет других слов, кроме презрения, по поводу этого соглашения. В
то время никто не мог предвидеть, что немцы не остановятся перед убийством евреев.
Бреннер полагает, что бойкот мог бы привести к падению гитлеровского режима.
Если так, то сионисты совершили грубейшую ошибку. Но это крайне маловероятно.
Экономические санкции очень редко приводят к такому результату. Санкции применялись
против ленинской России, которая прошла через разруху и голод, но режим сохранился.
Санкции не сломили ни Муссолини после его нападения на Эфиопию, ни Саддама Хуссейна,
который был свергнут только военным вторжением. Три примера успешных санкций
за последние 30 лет: против Родезии, Южной Африки и Ливии (где режим не сменился,
но Каддафи изменил политику) потребовали десятилетий, прежде чем они стали эффективны.
А если падение гитлеризма не могло быть обеспечено бойкотом, я не могу понять,
как ответственный человек, уже знающий, что произошло с евреями после Соглашения
о перемещении, может сказать что-нибудь, кроме абсолютного одобрения. Сионисты
продемонстрировали предвидение и мудрость в этом отношении.

Всё-таки в поведении тогдашних сионистов был один чёрный момент. Когда началась
война между Англией и Германией, главные сионистские лидеры, включая Бен-Гуриона
и Жаботинского, заявили о приостановлении антибританской борьбы. Однако Авраам
(Яир) Штерн со своей группой откололся от партии Жаботинского и продолжал поддерживать
Гитлера вплоть до того момента, как Штерн был убит в перестрелке с английскими
войсками в 1942 г. Это была очень маленькая группа фанатиков, но сегодня в Израиле
есть улицы имени Яира Штерна, и каждый раз, когда я надписываю конверт для моих
родственников в Рамле, живущих на такой улице, я испытываю неловкость - я полагаю,
что улиц имени Штерна быть не должно.

Другой эпизод, вызывающий возмущение Бреннера, описан в главе <<Венгрия: Преступление
внутри преступления>>, которая рассказывает о трагедии венгерского еврейства
в 1944 г. и о роли главы венгерских сионистов д-ра Кастнера в этой трагедии.
Прежде чем обсуждать этот вопрос, мы должны рассмотреть особенности венгерской
ситуации.

Согласно переписи 1941 г. в Венгрии проживало 825 тысяч евреев, из них около
325 тысяч - в Будапеште. Венгрия была союзницей Германии и до 1944 г. приняла
антиеврейские законы, однако регент адмирал Хорти категорически не допускал депортации
евреев - граждан Венгрии, хотя летом 1941 г. около 20 тысяч евреев без гражданства
были депортированы на Украину, где они все, по-видимому, погибли. Боясь сговора
Хорти с врагом, 12 марта 1944 г. немцы оккупировали Венгрию; Хорти не был смещён.
Через неделю в Будапеште появился Эйхман.

Март 1944 г. - это уже не 1942-43 гг. Практически всем немецким лидерам и
военной иерархии было уже ясно, что Германия проигрывает войну, и им нужно было
заботиться о своей послевоенной жизни. Поэтому когда Эйхман вызвал лидеров еврейской
общины - д-ра Рудольфа (Резо) Кастнера и Йоэля Бранда среди них - и сказал, что
с евреями ничего плохого не случится, если они будут кооперировать, те были склонны
поверить. Евреев провинции заставили собраться в гетто в городах, но это не коснулось
будапештских евреев. Несмотря на заверения Эйхмана и протесты еврейских лидеров,
в мае началась быстрая депортация провинциальных евреев прямо в Освенцим со скоростью
12 тысяч человек в день. Около 450 тысяч были вывезены до прекращения депортации
в июле. Всё это время Кастнер и Бранд пытались предлагать деньги нацистскому
правительству за приостановку депортации и за разрешение группе евреев выехать
в Палестину или Швейцарию. В 1955 г., до своего ареста, Эйхман дал интервью голландскому
журналисту, в котором он так характеризовал свои отношения с Кастнером:

<<Этот д-р Кастнер был молодым человеком примерно моего возраста, холодный
как лёд юрист и фанатичный сионист. Он согласился помочь удерживать евреев от
сопротивления депортации и даже поддерживать порядок в лагерях, где они были
собраны, если я закрою глаза и позволю нескольким сотням или даже тысячам молодых
евреев нелегально эмигрировать в Палестину. Это была хорошая сделка. Для поддержания
порядка в лагерях освобождение 15, даже 20 тысяч евреев - в конечном счёте их
могло быть и больше - не казалось мне слишком высокой ценой. После нескольких
первых встреч Кастнер никогда не выказывал страха передо мною - сильным человеком
из Гестапо. Мы вели переговоры абсолютно на равных... Мы были политические оппоненты,
пытавшиеся прийти к соглашению, и мы абсолютно доверяли друг другу. Сидя у меня,
Кастнер курил сигареты... одну за другой. С его прекрасным лоском и сдержанностью
он сам мог бы быть идеальным гестаповским офицером>>.

Так говорил ещё свободный Эйхман. А вот он сидит в израильской тюрьме, и следователь
Авнер Лес читает ему отрывок из записей Кастнера, где тот описывает разговор,
в котором он требовал от Эйхмана привезти евреев из провинции в Будапешт, чтобы
они могли избежать депортации:

<<Эйхман: "Кастнер, ваши нервы не в порядке. Пошлю-ка я вас в Терезиенштадт
на поправку. Или вы предпочитаете Освенцим? Я должен вычистить это еврейское
дерьмо из провинции. Никакие доводы или слёзы не помогут">>. Лес просит Эйхмана
прокомментировать. Тот: <<Предложил ли я отправить его в Терезиенштадт или нет?
Не знаю>>. Вот каковы были <<переговоры абсолютно на равных>>. Кастнер каждый
день рисковал головой.

Но о чём же были переговоры? Что могли предложить евреи? В какой-то момент
Гиммлер предложил обмен миллиона евреев на 10 тысяч грузовиков, полученных от
союзников, с обещанием использовать их только против Советского Союза. Йоэл Бранд
был послан в Стамбул для переговоров, он был заманён в Сирию и там арестован
англичанами, и предложение было зарублено на корню. Кажется, союзники спросили
Сталина - понятно, что он был категорически против. Кастнер понимал, что из переговоров
ничего не выйдет, но, зная военную ситуацию, считал, что любая задержка работает
на евреев. Он говорил Эйхману, что если тот депортирует всех евреев, у него не
будет <<товара>> для обмена.

Тут мы должны представить новую фигуру - полковника СС Курта Бехера. Гиммлер
знал, что война проиграна, и хотел с помощью евреев установить контакт с врагом:
он носился с абсурдной фантазией, что союзники согласятся поставить его во главе
побеждённой Германии. Бехер сначала был послан в Будапешт с целью обеспечения
лошадей для армии. После этого ему были поручена экономическая экспроприация,
и он организовал передачу Германии сталелитейных заводов Манфреда-Вайса в обмен
на вывоз всей семьи еврейских владельцев в Португалию. Когда Гиммлер решил, что
для контакта с еврейскими организациями ему нужен человек, незапятнанный еврейской
кровью, выбор пал на Бехера. Начиная с июля, почти все встречи Кастнера с Эйхманом
проходили в присутствии Бехера.

В конце июня Хорти узнал, что евреев вывозят не на работу, как ему сказали
вначале, а на смерть, и приказал прекратить депортацию. По предложению Бехера
Гиммлер 25 августа формально остановил депортацию, а 28 сентября, было, распустил
группу Эйхмана. Стало возможным организовать выкуп евреев - Гиммлер и Бехер установили
цену в 1000 долларов за душу, и Кастнер стал организовывать поезд в Швейцарию.
Эйхман делал всё, чтобы задержать поезд или направить его в лагерь, но в конце
июня поезд с 1684 евреями, в основном, освобождёнными из лагеря в Берген-Бельзене,
достиг Швейцарии. В поезде ехала семья и друзья Кастнера, но также и представители
всех политических и религиозных кругов, включая ребе Сатмарских хасидов Йоэля
Тейтельбаума - ярого врага сионизма. Утверждение Эйхмана в том же интервью, что
<<д-р Кастнер был заинтересован только в том, чтобы дать возможность избранной
группе венгерских евреев эмигрировать в Израиль>>, было клеветой.

В 1953 г. израильский журналист Малкиел Грюнвальд напечатал статью, где обвинял
Кастнера в предательстве венгерских евреев, которые, знай они свою судьбу, могли
бы поднять восстание по образцу Варшавского гетто; в получении монетарной выгоды
от транспорта в Швейцарию и в защите после войны немецких преступников, прежде
всего, Бехера. Поскольку Кастнер был в то время чиновником в одном из израильских
министерств, правительство Бен-Гуриона подало в суд, обвиняя Грюнвальда в клевете.
Низший суд стал на сторону Грюнвальда во всём, кроме одного: он не нашёл, что
Кастнер преследовал материальную выгоду. Правительство опротестовало решение,
и к 1960 г. Верховный суд Израиля полностью реабилитировал Кастнера во всех пунктах,
кроме одного: помощи Бехеру в избежании правосудия. Но это решение пришло слишком
поздно для Кастнера: в 1957 г. он был убит.

Каков счёт в пользу Кастнера? Поезд с 1684-мя евреями - это было не всё. Он
сумел добиться, что около 20 тысяч евреев были посланы в сравнительно безопасный
трудовой лагерь в Австрии - большинство из них выжило. Любая задержка, пока шли
переговоры, была на пользу. В это время Рауль Валленберг и швейцарский консул
Лутц раздавали евреям документы на свободный въезд в Швецию и Швейцарию - люди
с такими документами были помещены в отдельное гетто и, как правило, дождались
освобождения. Многие из провинций перебежали в соседнюю Румынию, которая к тому
времени перестала выдавать евреев.

Что может быть сказано против? Что он не предупредил провинциальных евреев?
Но Кастнер был там совершенно неизвестен. Даже в городке Клуж, откуда он был
родом, он не сумел убедить местных жителей бежать в Румынию, всего в 10 км от
села. Восстание аморфной массы людей никак не могло быть организованно за короткое
время. То, что Кастнер поместил свою семью на поезд <<жизни>>, можно понять,
как предъявление другим пассажирам доказательства, что он верил, что поезд пойдет
в Швейцарию - он легко мог быть повёрнут в Освенцим. Остаётся одно обвинение:
помощь Курту Бехеру.

После войны Кастнер считал, что он обязан помочь тем нацистам, которые помогали
евреям. Бехер был арестован и два года провёл в тюрьме в Нюрнберге. Его не судили
только потому, что Кастнер дал решительные показания в его пользу. Это никогда
не было Кастнеру прощено.

Освобождённый Бехер стал успешным бизнесменом в Бремене. Во время суда над
Эйхманом в 1961 г. израильская прокуратура хотела вызвать Бехера в качестве свидетеля,
но он боялся появиться в Израиле и дал показания в суде в Бремене. Бехер не был
героем или <<праведником из народов мира>>, он был интегральной частью гитлеровского
режима и представителем Гиммлера, и он не рисковал жизнью. Мы не знаем, как бы
он себя повёл, если бы ему была поручена еврейская проблема годом раньше - возможно,
он стал бы убийцей. Но ему повезло: он получил задание в иное время и сделал
всё, чтобы активно помочь евреям. Поезд Кастнера был бы невозможен без Бехера
- Эйхман хотел послать его в Берген-Бельзен. В последние месяцы войны Бехер и
Кастнер, добровольно вернувшийся в Германию из Швейцарии, вместе объезжали лагеря
с целью спасения оставшихся там евреев. Я не вижу оснований считать Бехера военным
преступником, и мне кажется, что израильский суд ошибся, отказывая ему в презумпции
невиновности без должного процесса.

Читатели, которые видели немецкий фильм ``Gloomy Sunday'' (<<Мрачное воскресенье>>),
узнают в Бехере одного из главных персонажей фильма - эсэсовского офицера Ганса
Вика, прообразом которого Бехер и был. Ганс вывозил будапештских евреев в Швейцарию
за 1000 долларов на голову. Эти деньги, поделённые с другими офицерами, составили
основу послевоенного богатства Ганса, ставшего успешным бизнесменом. Мы не знаем,
обогатился ли реальный Бехер за счёт евреев. В показаниях 1961 г. он утверждал,
что все деньги шли в кассу СС и правительства, а то, что оказалось в его канцелярии,
когда лидеры еврейства стали возвращаться из лагерей, было возвращено общине.
Правда ли это - проверить невозможно. В 1955 г. Йоэл Бранд приехал к нему с каким-то
журналистом и предложил втроём написать книгу о том времени, которая, говорили
они, станет бестселлером и принесёт большие деньги. Бехер отказался.

Что было дальше с венгерскими евреями? 15 октября 1944 г. нацисты спровоцировали
переворот в Венгрии, и Хорти был арестован. Через 2 дня Эйхман вновь появился
в Будапеште, кричал на Кастнера и требовал выдачи евреев для земляных работ в
Австрии. Несколько десятков тысяч человек были посланы к австрийской границе
пешком - это известный <<марш смерти>>, впоследствии остановленный Гиммлером
с подачи Бехера. В начале декабря Гиммлер вызвал Бехера и Эйхмана к себе и приказал
последнему: <<Если до сих пор вы уничтожали евреев, начиная с сегодняшнего дня,
я приказываю вам стать их попечителем>>. Перед Рождеством Эйхман навсегда покинул
Венгрию.

По разным оценкам погибло около полумиллиона из 825 тысяч венгерских евреев.
Мы знаем, кто виноват в их гибели, сейчас давайте рассмотрим, кому принадлежит
заслуга в спасении остальных. Я думаю, что, прежде всего, Хорти, затем, конечно,
Кастнеру и другим сионистам, Лутцу, Валленбергу, швейцарскому правительству и
Бехеру. Суждение, что сионисты были заодно с нацистами, - жуткое и оскорбительное
для памяти погибших искажение истины.

   "Igor" 2009-04-05 19:55:26 (#841839)

Fw: "По законам шариата": 17-летнюю жену выпороли перед толпой. ВИДЕО

"По законам шариата": 17-летнюю жену выпороли перед толпой. ВИДЕО

время публикации: 09:01
последнее обновление: 09:15

На минувшей неделе пакистанское телевидение опубликовало видеозапись публичной
порки, которую устроил "шариатский суд" в одном из населенных пунктов в округе
Кабал, на северо-западе Пакистана - в районе Суат, который практически полностью
контролируется движением "Талибан".

17-летнюю девушку, недавно выданную замуж, выпороли перед толпой местных жителей
- за то, что она нарушила "законы шариата", выйдя из дома вместе с отцом своего
мужа. По "законам шариата", замужняя женщина имеет право появляться на улице
только в сопровождении своего мужа - само собой, лицо и тело женщины должны быть
при этом полностью закрыты от нескромных посторонних взглядов.

Кто-то из местных жителей снял эту порку мобильным телефоном и продал одному
из частных телеканалов.

"Судьи" провели порку по всем правилам, не нарушив ни одного пункта шариатской
процедуры: никто не увидел ни сантиметра тела, ни глаз девушки, которая подвергалась
наказанию. На "преступнице" были красные шаровары, пятки и верхняя часть ее туловища
были закутаны в черную материю. Бородатый "палач" в черном талибском тюрбане
наносил удары по спине и ниже спины. Девушка при этом плакала и кричала: "Отцом
своим клянусь, я больше не буду!"

После истязания девушку подняли на ноги и отвели в дом мужа.

Когда умеренные религиозные лидеры в Пакистане попытались критиковать талибов
из Кабала, Муслим Хан - представитель "Талибана" в Суате заявил в телеинтервью:
"Если женщина не следует законам шариата, ее можно не только избить, но и убить".

Пакистанские СМИ отмечают, что это - не пустые угрозы. Есть сведения, что только
за последний год на северо-западе Пакистана за различные проступки талибами были
убиты десятки женщин.

Ролик тут http://www.newsru.co.il/world/05apr2009/sha17_105.html

или тут http://www.youtube.com/watch?v=5NWcae-NhAE&eurl=http%3A%2F%2Fwww.newsru.co.il%2Fworld%2F05apr2009%2Fsha17_105.html&feature=player_embedded

тут же есть еще куча роликов на тему...

Ссылки по теме:

В Афганистане принят "талибский закон", поощряющий изнасилование в семье
// NEWSru.co.il // В мире // 5 апреля 2009 г.

Саудовская Аравия: 75-летняя женщина приговорена к побиванию плетьми
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 9 марта 2009 г.

Главный муфтий Саудовской Аравии: 10-летние девочки могут вступать в брак
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 15 января 2009 г.

Саудовская Аравия: дядя отсек голову племяннику на глазах у матери малыша
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 4 марта 2008 г.

Жительницу Саудовской Аравии забьют камнями за "многомужество"
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 22 августа 2007 г.

Исламский клерикал предлагает женщинам кормить грудью коллег-мужчин
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 22 мая 2007 г.

Ахмадинеджад поцеловал руку учительнице и обвиняется в нарушении шариата
// NEWSru.co.il // Ближний Восток // 2 мая 2007 г.

Пакистан: исламисты захватили город и принудили жителей соблюдать шариат
// NEWSru.co.il // В мире // 11 июня 2006 г.

   "Igor" 2009-04-05 19:29:29 (#841830)

Fw: Статья Д.Пайпса: "Арабы, Израиль и обделенные"

Статья Д.Пайпса: "Арабы, Израиль и обделенные"Original Message From: Список адресатов Д.Пайпса
Sent: Sunday, April 05, 2009 2:59 PM
Subject: Статья Д.Пайпса: "Арабы, Израиль и обделенные"

Даниэль
Пайпс Список адресатов Даниэль Пайпса
5 апреля 2009г


Головная страница | Статьи | Отказаться от подписки

Арабы, Израиль и обделенные
Даниэль Пайпс
FrontPageMagazine.com
1 апреля 2009г

http://ru.danielpipes.org/article/6265

Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Arabs, Israelis,
and Underdogs
Перевод с английского И. Эйдельнант

"Кто бы мог подумать сто лет назад, что из евреев выйдут лучшие солдаты,
а из арабов - лучшие пропагандисты?" - такой вопрос я задал в 2005 году.

Прекрасный пример успеха арабской пропаганды - трансформация карты
арабо-израильского конфликта. В течение первых десятилетий, карты арабо-израильского
конфликта обычно изображали необъятные просторы Ближнего Востока, где Израиль
оказывался настолько крошечным, что нужно было прибегнуть к помощи увеличительного
стекла, чтобы его найти. В наши дни, однако, этот конфликт типично изображен
на карте в виде огромного Израиля, нависшего над раздробленными территориями
Западного берега и сектора Газа.

Сдвиг в размере отражает сдвиг в статусе: если раньше позицию слабого
занимал Израиль, то сейчас ее узурпировали палестинцы - со всеми вытекающими
отсюда преимуществами.

Недавнее исследование трех авторов: Джозефа А. Ванделло, Надава П.
Голдшмида и Дэвида АР Ричардса (Joseph A. Vandello, Nadav P. Goldschmied and
David AR Richards), озаглавленное "Привлекательность обделенного" (The Appeal
of the Underdog), опубликованное в "Бюллетене личности и социальной психологии"
(Personality and Social Psychology Bulletin), принимает в качестве отправной
точки следующий постулат: "Когда человек наблюдает за соревнованием, он часто
симпатизирует тому, кто находится в неблагоприятном положении или маловероятному
победителю. .. Если человек сочувствует слабой стороне, которая видится не имеющей
шансов на победу, то можно стратегически манипулировать изображением сторон в
конфликте, подчеркивая слабость одной по сравнению с другой".

Авторское трио проанализировало эту гипотезу, рассматривая, в частности,
арабо-израильский конфликт.Чтобы выявить возможные преимущества тех, кого воспринимают
как обделенных, авторы провели эксперимент, в котором они

воздействовали на воспринимаемый статус каждой из сторон путем
изменения размеров карты, меняя перспективу и таким образом изображая Израиль
то крупным планом - рядом с меньшими по размеру "оккупированными палестинскими
территориями", то наоборот, небольшим - показывая его окруженным арабскими странами
на Ближнем Востоке.

Поставив эксперимент с двумя картами, авторы "предсказали, что такой
сдвиг визуальной перспективы создаст видимость обделенного, который, в свою очередь,
вызовет желание поддержать слабую сторону".

Предсказание подтвердилось. Сравнительно малый размер оказался
ключом к тому, чтобы субъект воспринимался как обделенный. Участникам было предложено
выбрать, какую сторону они считают обделенной в конфликте. Когда Израиль был
изображен крупным на карте, 70% участников эксперимента видели палестинцев обделенной
стороной. Напротив, когда Израиль изображен небольшим на карте, 62,1% участников
считали Израиль обделенной стороной.

Оказывается, образ слабого, обделенного действительно вызывает политические
симпатии:

Участникам было также предложено выбрать, какую группу они считали
более достойной поддержки. Когда Израиль был изображен крупным планом на карте,
53,3% из них зарегистрировали симпатию по отношению к палестинцам. Напротив,
когда Израиль был изображен небольшим на карте, 76,7% из них зарегистрировали
симпатию по отношению к Израилю.

Это 23 процента разницы, значительный разрыв. Они обнаружили, что
сравнительно малый размер также имеет "значительное" влияние на интенсивность
поддержки:

Участникам было предложено оценить, насколько они сочувствуют каждой
из сторон в конфликте на шкале от 1 (никак) до 5 (сильно). Когда Израиль был
изображен крупным на карте, участники выразили несколько больше симпатии к палестинцам
(3.77 против 3.73), но когда Израиль был показан небольшим на карте, участники
выразили большую симпатию к Израилю (4.00 против 3.30).

Комментарии:

(1) Не странно ли это: сопоставлять ситуацию, где вопрос стоит о
жизни и смерти, со спортивным состязанием? Современная жизнь иногда требует принять
решение, когда данных недостаточно и, управляя взглядами плохо информированной
общественности, путем опросов можно манипулировать политическими симпатиями в
зрелых демократиях.

(2) Поддержка слабой стороны вписывается в более широкий контекст.
Например, я отмечал в 2006 году ("Странная логика в Ливанской войне"), что "стороне,
несущей потери и выглядящей жертвой, легче создать благоприятную для нее репутацию"
в битве за общественное мнение.

(3) Желание показаться слабым или нести более тяжелые потери переворачивает
исторический императив, согласно которому "каждая сторона старается устрашить
врага, представляя себя жестокой, безжалостной и победоносной".

(4) Эта инверсия является одним из многих признаков того, что за
последние 60 лет методы ведения войны изменились коренным образом, превратясь
в почти неузнаваемый вариант этого исторического явления.

(5) Изображение войны - формирование ее восприятия - достигло такого
значения, что, как я сказал в 2006 году, "центр тяжести Клаузевица передвинулся
с поля боя на страницы публицистики газет и к говорящим головам телевидения.
Как война воспринимается, имеет такое же значение, как и ее действительное осуществление."

(6) Слабые, но новаторские организации - такие как Хезболла и Хамас
- лучше адаптируются к этой новой реальности, чем мощные, но действующие в рамках
традиций западные правительства.

(7) Эти правительства должны пробудиться и осознать значение пиара
во время войны.

cвязанные между собой темы: Арабо-израильский конфликт и дипломатия,
Опросы общественного мнения, Средства массовой информации (СМИ)


Чтобы подписаться на рассылку по email статей Даниэля Пайпса или
удалить себя из списка подписчиков, нажмите на http://ru.danielpipes.org/subscribe.php
(Даниэль Пайпс посылает свои статьи и другие материалы по email
приблизительно один раз в неделю.)

Чтобы ознакомиться c архивом Дэниела Пайпса и пользоваться им, нажмите
на http://ru.danielpipes.org

   "Igor" 2009-04-05 18:49:52 (#841820)

Re: НТВ-МИР

Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья!
Вышел в свет первый апрельский номер сетевого журнала "Заметки по еврейской
истории".
ZIP-архив номера можно найти по адресу:
http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv
Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения
принимаются по адресу: redakt***@b*****.com
Всего доброго
Ваш Евгений Беркович
P.S. Запись телепередачи "Наши со Львом Новоженовым" от 28 марта о сетевом
портале "Заметки по еврейской истории" можно найти здесь: http://
berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=7&t=794
***

Номер 6(109) Апрель 2009
года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Kandel1.php
] Борис Бем, Борис Кандель. Приглашение на казнь... Праведники
мира
В подпольных кругах имя пастора Пёльхау переходило из уст в
уста, а сам священник в буквальном смысле слова ходил по
лезвию ножа. Разве мог сам Гарольд и его супруга знать, кто
из людей к ним приходящих, мог оказаться агентом гестапо?

Смыслы Торы

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Vudka1.php ]
Арье Вудка. От Адама к Храму. Эссе о движущихся силах
библейских событий и их связи с современностью
Кто же такой Йосеф? И неизменный баловень судьбы, и мишень
ее отравленных стрел, ненавидимый братьями, оторванный с
юности от семьи, брошенный дважды в яму, которая должна
была стать его могилой.
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Dynin1.php ]
Энтони Флю. Теология и фальсификация. Приложение. Борис Дынин.
Фальсификация веры
Вера говорит не только о Боге и его заповедях, но и об
общине верующих, о путях ее жизни и о её судьбе. Хотя
эсхатология обращена в неопределенное будущее, вера говорит
и об эмпирически наблюдаемых фактах жизни общины в каждый
данный момент времени, иначе община не могла бы продолжать
свое существование.

Иудейские древности

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Alon1.php ]
Лея Алон (Гринберг). Вечный огонь
Когда Любавичский ребе покинул наш мир, в Израиле была
атмосфера всеобщей потери, ощущение того, что ушло из нашей
жизни что-то большое, частица света, который долгое время
был так естественен, что казалось, ему не будет конца.
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Garbar1.php
] Давид Гарбар. <<Бен-Сиры премудрость>>. Продолжение
Как лев в засаде жертву ждёт,
Так грех ждёт лживых. И найдёт.
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Gluskina1.php ]
Гита Глускина. Авраам Ибн Эзра
Авраам Ибн Эзра был учёный-энциклопедист: языковед,
математик, астроном. И во всех этих областях он оставил св
ои сочинения. Много занимался астрологией и неизменно в
ерил, что судьба человека зависит от движения звёзд. Про
него говорили, что он всегда ходил с астролябией - прибором
для наблюдения за звёздами.

Былое и думы
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Gurevich1.php ]
Виктор Гуревич. Дизельные шараги
Идея об использовании рабского труда талантливых и
трудолюбивых людей возродилась на новом уровне летом 1938
года, когда в НКВД СССР сменилось начальство: вместо тупого
исполнителя воли Сталина - <<железного карлика>> Н.И. Ежова
фактическим распорядителем стал его первый заместитель - не
менее жестокий, но на порядок более умный и инициативный
Л.П. Берия.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Lejkin1.php
] Марк Лейкин. Ньютоновская глубина осмысления Исааком...
О таких как Исаак в нашем небольшом городе Симферополе
знали практически все (пусть и не на уровне знакомства).
Это знание в далеком детстве (делюсь собственным опытом)
черпалось в коммунальных условиях советского быта из
родительских <<секретных>> разговоров, перешептываний в
оспитательниц детсадов, да и практически всех взрослых
женщин.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Fiks1.php ]
Люсьен Фикс. Прощай, немытая Россия. Фрагменты из книги мемуаро
в <<В эфире Голос Америки>>
Залман Любкин твердо решил во что бы то ни стало уехать из
Израиля. Где-то он прослышал, что в какой-то иерусалимской
церкви вербуют на работу в Канаду, но ставят одно условие -
креститься. Залман был готов на все.

Философия и культура
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/SReznik1.php
] Семен Резник. Борис Кушнер - математик, поэт, публицист
В полемике Кушнер неизменно корректен и предельно
доказателен. Он борется с лживыми и злобными идеями, а не с
их носителями. В.Г. Короленко - страстный полемист -
придерживался правила: никогда не писать об оппонентах
того, чего не смог бы сказать им в глаза. Борис, похоже,
придерживается такого же правила.

Опыты в стихах и прозе
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Sokolin1.php
] Хаим Соколин. Рассказы
Циля Глезер болела долго и тяжело, но всё-таки, с Божьей
помощью, а возможно благодаря молитвам ребе Залмана, в
ыздоровела. Рыжий Фроим после всего случившегося уже не мог
жить в местечке, как прежде. Люди не хотели иметь с ним
дело, не было заказов на шорные изделия.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Sadovsky1.php ]
Михаил Садовский. Как хотела мама...
Человеку, живущему в нынешнем, считающем себя цивилизов
анным мире, покажется всё это приукрашенной выдумкой, несус
ветным бредом, неумной торговлей чувствами... Да, да! Не в
ерь, читатель! Так проще жить и простить былое! Не верь,
пока с тобой не случится то же!
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Azov1.php ]
Марк Азов. Человек с человеческим лицом. Фантазм
Существо, которое наши роботы тут же поймали в энергополе,
оказалось без твердого панциря, в одежде из ткани, и очень
волосатое. Крохотная круглая шапочка держалась на его
темени вопреки всем законам гравитации. Двигалось оно
быстро, порывами.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Alaverdova1.php ]
Лиана Алавердова. Стихи
Молитвами, надеждами храним
ты светишься, о мой Иерусалим!
От праотцев до Страшного Суда
сияешь ты, как чистая звезда.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Lotovsky1.php ]
Яков Лотовский. Первоапрельский розыгрыш в
Бостоне
Одна ее нога была в толстом, как в валенок, лубке. Как
потом оказалось, сломала ногу в танцклассе, танцуя в паре
со своим Лёвкой пасадобль. Они регулярно посещают
танцкласс, упражняясь в латиноамериканских танцах. Такого
рода досуг свидетельствовал об укоренённости в американскую
жизнь.

Быть евреем

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Grajfer1.php
] Элла Грайфер. Без вины виноватые?

Не в субботе как таковой, конечно, дело, а в том, что
экономическое выживание оказалось несовместимым со
стереотипом поведения, сплачивавшим до той поры общину. И
она стала распадаться. Можно ли было это предотвратить?

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Edidovich1.php ]
Владимир Едидович. Государство евреев. Вопросы
еврейской идентификации

Подобно тому, как многие советские евреи, используя понятие
"советские люди", оправдывали потерю своего национального
самосознания, происходившую под давлением власти,
значительная часть американских и западноевропейских еврее
в, опираясь на понятие <<религиозной общины>>, оправдывают
свою очень активную и, как правило, добровольную
ассимиляцию.

Грех антисемитизма

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/ERabinovich1.php ]
Элиэзер М. Рабинович. Сотрудничали ли
сионисты с нацистами?

Когда началась война между Англией и Германией, главные
сионистские лидеры, включая Бен-Гуриона и Жаботинского, зая
вили о приостановлении антибританской борьбы. Однако Авраам
(Яир) Штерн со своей группой откололся от партии
Жаботинского и продолжал поддерживать Гитлера вплоть до
того момента, как Штерн был убит в перестрелке с
английскими войсками в 1942 г.

Евреи в Германии
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Melamud1.php
] Леонид Меламуд. Мысли о будущем общин
Бесспорно, что степень религиозности абсолютного большинств
а членов сегодняшних общин разительно отличается от взглядо
в большинства погибших и изгнанных немецких евреев. Об
этом, как минимум, свидетельствует заполнение синагог.

Среди народов

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Shalit1.php
] Шуламит Шалит. Менора в Калмыкии

Для нас, клиентов Йоси, выходцев из Европы, он, родившийся
в Израиле, человек восточный. Его дед родился в Иране,
потом бежал в Ирак, там женился. Так что мать из Ирака, ну,
а отец из Марокко. Жена Йоси тоже родилась в Израиле. Но ее
отец родом из Сирии, а родители матери - из Туниса и
Триполи.

Политика и общество

* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Rafes1.php ]
Юлиан Рафес. Словесное оружие как источник массового поражения
должно быть запрещено

Гитлер, придя к власти, утверждал: "Антисемитская
пропаганда во всех странах является необходимым условием
для проведения нашей политической кампании. Вы увидите, как
мало времени нам потребуется для того, чтобы перевернуть
представления и критерии всего мира только и просто с
помощью нападок на еврейство. Вне всякого сомнения, это
самое сильное оружие в моем пропагандистском

   2009-04-05 14:54:13 (#841774)