Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школьное ученическое самоуправление


Информационный Канал Subscribe.Ru

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/
doroga@karelia.ru
_______________________
 
 
Добрый день, коллеги!
 
Приближается Новый год – время подводить итоги и намечать перспективы.
 
Вы помните, что наша рассылка создавалась для того, чтобы написать с вашим участием учебник самоуправления. Учебник написан. Если не учебник, то, по крайней мере, нечто «вместо учебника». Сейчас правленый текст лежит в издательстве, и вскоре я повешу его на сайт «Дороги». Есть папка заявок от людей, которые хотят получить эту книжку. В феврале я с Вами свяжусь, и мы поймём, каким образом возможно вам её переправить.
 
После того, как всё это случилось, я почувствовал, что мне пора прощаться с темой самоуправления. Закончен очередной этап жизни, и нужно двигаться дальше.
 
Это означает, что судьба этой рассылки теперь в ваших руках, уважаемые подписчики. Возможно, она закроется. Может быть, кто-то из вас предложит себя в качестве нового ведущего рассылки. Или будут еще какие-то варианты. Пишите, предлагайте.
 
Но я постепенно начинаю с Вами прощаться. Если кто-то хочет напоследок что-то сказать – пишите:
doroga@karelia.ru
 
Теперь о другом.
 
Вы знаете, что этой осенью мы проводили конкурс творческих работ старшеклассников Северо-запада «Права человека в современном мире». Некоторые работы – очень интересны. Сегодня я предлагаю Вам прочитать работу Вали Храповой, активиста Юниорского союза «Дорога». Работа заняла на конкурсе 2 место.
 
Удачи!
 
Денис
-----------------
 
 

Храпова Валя,

Республика Карелия,

город Петрозаводск,

Юниорский союз «Дорога»

 
Чему учат в школе?
          

           Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; это право включает свободу     искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений  искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка.

                                              Конвенция о правах ребёнка, статья 13
 
Ребята из Юниорского Союза «Дорога» прочитали эту статью «Конвенции о правах ребёнка» и решили выпускать правозащитную газету. Тут-то всё и началось…
 
 
С чего всё началось
Ноябрь 2001 года. Город Петрозаводск. Детская общественная организация Юниорский союз «Дорога». Наш отряд выпустил очередной номер газеты «Школа – территория закона». Газета выходила уже год, но до этого её издавали старшие ребята. В новом учебном году за эту работу взялись мы.
На страницах газеты «Школа – территория закона» сами ученики рассказывают о фактах нарушений прав человека в школе. Сейчас подобные случаи остаются как бы за кадром. О них знают только учителя и ученики. И получается, что люди не в курсе того, что происходит в школах. С помощью газеты можно донести эту информацию до общества.
Зная, что об этом напишут в газете, учитель серьёзно подумает: стоит ли нарушать права ученика.
 
И вот, в нашем первом номере выходит моя заметка:
 
«Наш класс, как всегда бесился на перемене, и вдруг к нам подошёл пьяный  охранник и загнал всех в кабинет. Мы, конечно, возмутились, так как у нас было ещё 10 минут до конца перемены. А он заявляет: «Если кто-нибудь из вашего класса высунется, можете заказывать больнице новые почки». Классная  охрана, да? А мы ещё должны платить за этот беспредел!!!»
 
Получилось так, что охранник нарушил все возможные законы и устав школы. А заодно отменил статью 28 Конвенции о правах ребёнка:
 
«Государства-участники принимают все необходимые меры для  обеспечения  того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка.»
 
Я развешиваю по школе три экземпляра газеты. Первый провисел лишь 40 минут. На следующий день исчез и второй. А последний оставшийся экземпляр героически продержался три дня – он висел в гардеробе, и поэтому его обнаружили не сразу.
 
 
ШКОЛА ПРИНИМАЕТ МЕРЫ
Школьная администрация не оставила наши публикации без внимания.
На следующий день после появления в школе газеты, урок русского языка начался необычно. Классная раскрыла журнал и… достала из него листочки со знакомым заголовком: «Школа – территория закона». Те самые, которые исчезли со стенда! «Это плохая газета!» - объявила классная, и весь урок прошёл в нашем с ней споре.
Учитель приводил всевозможные доводы прекращения выпуска нашего издания и давал советы: «Почему бы Вам не писать статьи о культурных мероприятиях в школах нашего города? Или отзывы ребят о хороших учителях? Тогда ваша газета не будет такой грубой!»
Я объяснила, что этим занимаются другие газеты,  а наша – защищает права детей. Тогда классная пошла в наступление.  «Все ваши статьи – враньё! Вот например, статья о том, как учитель ударил ученика. Такого ведь просто не может быть!»
«А статья о нашем охраннике – тоже враньё?» - поинтересовалась я. Историю с охранником знала вся школа, и отрицать её было сложно. Но классная не растерялась: «Вы сами виноваты, что плохо вели себя на перемене. По правилам, бегать надо выходить на улицу…» А на улице стоял ноябрь месяц. У гардероба - толпа отучившихся с номерками, седьмой урок всё-таки... «А охранник ничего не нарушал, он просто наводил порядок в школе».
Когда я предложила провести по этому факту дисциплинарное расследование, педагог заявил: «Я работаю двадцать лет и ни разу не слышала ни о каком расследовании! Его никогда не применяли в нашей школе, и я даже не представляю, откуда вы это взяли!»
 
А взяли мы это вот откуда:
 
Федеральный  закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статья 9: «Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений… вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка.»
 
Мои одноклассники во время урока русского языка были просто счастливы. Некоторые успели списать домашнее задание, а остальные с большим вниманием слушали. Самое интересное, что те, кто участвовал в создании газеты, сидели и молчали, как будто их это не касается. Испугались, что ли?
 
Не только наша классная, но и другие педагоги приняли газету в штыки. И мою позицию – тоже.
Острое ощущение: идёшь по школе, а учителя испепеляющим взглядом смотрят вслед…
 
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ШОКЕ
Нашу  газету прочитали и в Интернете. Первый отклик на новый выпуск пришёл из Эстонии. Нам написал Евгений Криштафович, президент Союза ученических самоуправлений «Открытая Республика»:
 
 «Посмотрел я новый номер вашей  газеты и пришёл в ужас: как такое может твориться в школах??? Пьяные охранники, учителя, оскорбляющие учеников… Что за беспредел?! Только я одного не понял, почему вместо номеров школ указано «x»?»
 
Евгений считал, что нужно называть и номера школ, и фамилии учителей, которые нарушают права детей. Только так можно бороться с произволом!
 
А я удивлялась: как непохоже отреагировали на газету разные люди! Классная ругает редакцию за грубость по отношению к учителям, а Евгений, наоборот, считает нашу позицию слишком мягкой…
 
 
            КОНФЛИКТ РАЗРАСТАЕТСЯ
Еще через день я узнала, что охранник… уволен.
На этом всё могло бы и закончиться, но не тут-то было…
Классная ставит вопрос о газете «Школа – территория закона» на родительском собрании. Тем, кто пришёл, «разъяснили», что все случаи - сплошная выдумка. Родителям, чьи дети входили в Юниорский союз «Дорога», посоветовали занять их более нужной и полезной деятельностью. Например, учёбой.
Моих родителей на том собрании, к сожалению, не было. Похоже, все остальные решили, что наша организация ничего хорошего не даёт, а только дико портит детей.
Родителям тех ребят, которых не было на собрании, классная специально перезвонила домой с тем же предложением - «забрать» своих детей из союза.
После этой убийственной кампании из нашей организации вышел один из её участников, а мама ещё одного человека стала относиться к союзу очень подозрительно.
 
Юниорский союз «Дорога» не оставил эту ситуацию без внимания. Мы решили выпустить телесюжет, в котором я дала интервью о случае с охранником и об исчезновении газеты со школьных стен. В журналистском тексте, который подготовил наш пресс-центр, упоминалось и о проработке, устроенной учителем. Сюжет вышел в новостях городской телекомпании «Петронет».
На следующий день классный руководитель просит меня остаться после уроков и прокомментировать сюжет. Я пыталась в который раз объяснить, зачем нужна газета, но меня так и не поняли.
 
Я стала замечать, что отношение учителей к Юниорскому союзу «Дорога» очень изменилось. Раньше классная гордилась тем, что в её классе учатся участники такой хорошей организации. Они проводят концерты для ветеранов, поздравляют одиноких пенсионеров с новым годом и играют со школьниками в разные игры. Молодцы! Теперь же она считает союз чуть ли не шайкой, в которой детей заставляют заниматься тем, до чего они сами никогда бы не додумались.
 
Я знаю, что большинству учителей газета не нравится. Но всё равно вывешиваю её в школе.
Знаю: родители решили, что их дети будут ходить в театр всем классом по вечерам, тем более, что это по программе. А я - не хожу, хотя в прошлом году не пропустила ни одного спектакля.
Классная всё никак не может смириться с тем, что я мало времени провожу с классом. Недавно она даже звонила моим родителям, пытаясь доказать, что я – односторонне развитый человек. К счастью, не убедила.
 
Сейчас, когда после скандала прошёл год, директор «пускает» нашу газету в школу только после самоличного прочтения. Досконально изучая каждый выпуск газеты «Школа – территория закона», он ещё ни разу не наложил на неё свой запрет. «Этот выпуск ничего, мне понравился. Можешь идти вывешивать,» - эту фразу я слышу каждый раз, когда приношу номер «на оценку».
 
Получается, что в школе – цензура? И такое право человека, как свобода слова, не работает? А ведь, по Конституции Российской Федерации, цензура запрещена.
 
Ограничения свободы слова могут применяться только:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
(Конституция)
 
Ни под одно из этих ограничений «Школа – территория закона» не подходит. Поэтому мы имеем право беспрепятственно вывешивать газету на школьные стенды.
 
 
            КОМУ НУЖНЫ «ЭТИ ПРАВА»!?
Первое время многие мои одноклассники, по примеру учителей, твердили: «Какая у вас плохая газета…» и т.д. А позже те, кого коснулась проблема нарушения их прав (например, выгнали с урока или оскорбили), стали спрашивать у меня совета.
Например, один отличник долго обсуждал каждый новый номер газеты и советовал не портить отношения с учителями: «Дались тебе эти права! Лучше так: поругаешься с учителем, потом извинишься, и оба всё забудете! В следующем году экзамены сдавать, не забывай об этом. А педагоги - люди злопамятные».
Но когда в начале мая учитель физкультуры заявил, что пять человек от нашего класса обязаны после уроков принять участие в соревнованиях между восьмыми и девятыми классами, в список попал и этот отличник. А он хотел провести это время на дне рождения друга. Он подошёл и спросил, что делать, так как учитель ничего не хочет слушать и угрожает двойкой.
Тогда мы зашли в учительскую и попросили учебный план. Соревнований в нём, естественно, не оказалось. А потом просто подошли к учителю и объяснили ему это, показав статью 50 Закона об образовании:
 
«Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений  имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.»
 
К счастью, после начала работы над выпуском газеты, в союзе нам выдали выписки из основных законов о правах ребёнка. И эти выписки я каждый день ношу в школу – вдруг что-нибудь случится…
Физручка поворчала и разрешила не идти. Узнав об этом, остальные члены команды тоже отказались участвовать в соревнованиях. Пришлось педагогу набирать команду из параллельного класса.            
 
Получается, сами ребята готовы «шевелиться» тогда, когда нарушили именно их права. Только в этом случае ученик будет что-то делать: спорить или обращаться за помощью. Но чаще всего ребята предпочитают промолчать, а за углом школы начинают ругать педагога.
Почему так происходит? Школьники или не знают своих прав и не умеют их отстаивать, или просто боятся мести учителей. Какая из этих причин более актуальна, я не знаю. Наверное, важны обе. 
 
Сегодня учителя ещё не умеют поддерживать дисциплину в классе с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка. Пока школьные  работники умеют только применять меры физического и психического насилия. Учителям выгодно, что школьники не знают своих прав. Педагоги считают, что ребёнок, разбирающийся в теме прав школьника – угроза их репутации. Конечно, если учитель «слегка» ударил ученика указкой, а потом  рассказ об этом случае появляется в газете или даже на телевидении, это очень неприятно. Хотя в нашей газете и не указываются фамилии учителей и учеников, новости по школе разносятся быстро. И скоро все будут в курсе, о ком написано в заметке.
Многие учителя до сих пор не могут понять, зачем детям права. Они учились в то время, когда у школьников были только два права: хорошо учиться и слушаться старших. Обязанности были те же: учиться и слушаться. Сейчас они преподают по тем же принципам и рассуждают примерно так: «Ну, вы совсем обнаглели! Мы тут вас учим, портим свои нервы, а вы, вместо благодарности, начинаете права качать!» И совсем забывают, что они должны не только учить, но и воспитывать.
Не зря считается, что школа – это модель общества. А как можно создать в нашей стране правовое государство, если мы даже школу не можем  сделать правовой?
 
Позиция родителей также достойна упоминания. Я спрашивала у родителей моих знакомых, хотят ли они, чтобы в школе уважали и соблюдали права их детей? Ответы получились очень интересные: все взрослые хотят видеть школу правовой, но никто не желает, чтобы его ребёнок помогал учебному заведению меняться. «Ему в этой школе ещё пять лет учиться, зачем портить отношения с учителями? Изменится школа – отлично, но самому нарываться на конфликты с педагогами нельзя. Сейчас в стране всё держится только на послушании. Как в школе, так и на работе. Будешь перечить начальству – самому хуже будет,» - этот ответ объединил в себе мнения большинства родителей. 
 
Вот и получается, что пока права человека в школе существуют только на бумаге. Есть кучка энтузиастов, желающих работать над этой проблемой, но, по сравнению с пассивными людьми, их очень мало. И если общество не задумается над этой проблемой сейчас, на исправление последствий правовой неграмотности населения уйдёт очень много сил, времени и денег.
 
            Как же должна измениться школа? Я думаю, что отношения «учитель – ученик» должны стать партнёрскими. Ведь педагоги и школьники «работают» в одной организации и, по сути, являются коллегами. Только одни пришли давать знания, а другие - их получать.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное