Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе выпуск 10/декабрь 2003


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 10, декабрь 2003 г.

текстовая версия

 

 

Тема номера: как забрать деньги.

 

В одной из Петрозаводских школ разработана уникальная технология изъятия денег из родительских кошельков. Описанию этого передового опыта мы посвящаем этот выпуск.

 

Пятёрка за двадцать рублей

В нашей школе ввели новую систему исправления оценок. Исправить плохую оценку за четверть можно только с разрешения директора. Причем родители должны подать ему письменное заявление.

Мне нужно было получить пятёрку по алгебре. Мои родители написали заявление на имя директора, и я отдала его классному руководителю. На следующий день учительница сказала мне, что моё заявление не подписано из-за того, что я не сдала деньги в фонд школы. Тогда я решила подойти к директору.

- Почему Вы не подписали моё заявление? – спросила я у него.

- Может быть, у тебя плохое поведение или ты прогуливала уроки, – ответил он.

- Нет, у меня всё в порядке. А правда, что Вы не подписали заявление, потому что я не сдала деньги в фонд школы?

- Кто тебе это сказал?! Это неправда! Я не понимаю, откуда могла пойти такая информация! Я ещё раз повторяю: я смотрю на количество прогулов и на поведение.

После этого я подошла к классному руководителю и спросила:

- Кто Вам сказал о том, что мне не подписали заявление, потому что я не сдавала деньги в фонд школы?

- Мне об этом сказал директор, – объяснила учительница.

В этот же день моя мама пошла к директору. О чём они говорили, я не знаю. На следующий день классная руководительница сказала мне:

- Твоё заявление подписано. Но директор просил передать, чтобы сначала ты должна сдать 20 рублей за охрану школы. А потом можешь исправлять оценку.

Я всё поняла. У меня остались 20 рублей и четверка по алгебре.

 

 

Конституция? Да отчитаемся…

Так что же происходит в этой школе? Наши корреспонденты решили в этом разобраться. За комментариями они обратились к директору.

 

Корр.: Были ли случаи, когда Вы не подписывали заявления об исправлении оценок?

Директор: Таких случаев не было.

Корр.: По какой причине Вы можете не подписать эти заявления?

Директор: Если ученик пропускал занятия в школе без уважительной причины, то почему учитель должен сидеть с ним после уроков и заниматься с ним бесплатно? Пускай он сам подходит и договаривается с учителем. Если же ребенок пропускал занятия по уважительным причинам, то я сам подойду к учителю и поговорю с ним.

Корр.: Для чего Вы ввели такую систему исправления оценок?

Директор: Для того, чтобы поднять ответственность учеников. Я хочу, чтобы ученики более серьезно относились к учебе.

 

Комментарии директора ситуацию не прояснили. Тогда один из наших корреспондентов решил пойти на эксперимент. Он подошел к своему классному руководителю, чтобы уточнить, нужно ли писать заявление директору для того, чтобы исправить тройку по истории. Классный руководитель ответил: «Да, заявление писать нужно. Но тебе могут отказать – у тебя не сданы деньги ни в фонд школы, ни на охрану».

Получается, что исправление оценок по письменному заявлению придумано для того, чтобы собирать деньги с учеников. Наши корреспонденты побеседовали с несколькими педагогами этой школы. Они спрашивали, откуда учителя узнали о том, что заявления об исправлении оценок могут не подписать из-за того, что ученик не сдаёт деньги. Они ответили, что об этом было объявлено на планёрке.

Один из педагогов на условиях анонимности пояснил: «У нас всегда была проблема сдачи денег в фонд школы. В прошлом году директор уже вводил подобную систему. Перед экзаменами девятиклассникам объявили, что они могут исправлять плохие оценки только с разрешения директора, по письменным заявлениям родителей. Вскоре все поняли, что директор подписывает заявления только тех учеников, которые сдали деньги в фонд школы. Аттестат получать нужно, поэтому деньги сдали все. Видимо, этот опыт директору понравился, и теперь он решил распространить его на всю школу.»

Внедрение в школьную жизнь этого «опыта» застало всех врасплох. За два дня до осенних каникул директор издал приказ. Этим приказом он фактически отменил триместровую систему оценок, по которой работала школа. Директор повелел учителям за оставшиеся два дня до каникул выставить ученикам оценки за первую четверть. К этому никто не был готов, поскольку все знали, что оценки за триместр будут выставлены в конце ноября. Конечно же, те, кто отложил исправление плохих оценок до конца триместра, оказались в проигрыше. В своём приказе директор также разрешил исправлять эти оценки до 1 декабря. Но по письменному заявлению родителей и по приказу директора школы. Эта блестящая комбинация создала все условия для пополнения школьного фонда родительскими деньгами.

Подведем итоги. Можно только гордиться тем, что администрация школы хорошо умеет решать финансовые проблемы. Можно порадоваться и за учеников: наконец-то в школе появятся деньги, чтобы платить охраннику зарплату, и безопасность школьников станет на порядок выше. В конце концов, и родители должны учиться: что бы их еще заставило вспомнить грамматику, если бы не необходимость написать директору заявление о двойке родного чада?

А право на бесплатное образование? А Конституция, в которой оно записано? С этим как раз всё в порядке. Классные часы в честь Дня Конституции проведены, галочка поставлена. Отчитаемся!

 

Наш комментарий

По Закону «Об образовании» (статья 13, пункт 1), формы и порядок проведения промежуточной аттестации учащихся определяет Устав школы. Это означает, что ученикам, в первую очередь, необходимо познакомиться с Уставом своей школы. Если в Уставе указана аттестация по итогам триместров, то директор не имеет права изменять этот порядок своей властью. Приказ о выставлении оценок по итогам четверти будет незаконным и должен быть отменён. Если ничего о триместрах в Уставе не говорится, то нужно посмотреть, какой орган имеет полномочия определять порядок промежуточной аттестации. Если Устав не относит этот вопрос к ведению директора, то этот приказ также не может быть признан законным.

Если Вам отказываются предоставить Устав для ознакомления, то это является нарушением законов «Об образовании»  и «Об основных гарантиях прав ребенка». Эти законы обязывают администрации школ знакомить учеников и их родителей с школьным Уставом. Если ваши требования остаются без ответа, обратитесь в управление образования администрации города – копия Устава Вашей школы там есть. Заодно там разберутся, почему Устав стал в Вашей школе секретным документом.

Оценка описанной ситуации по существу: речь идёт, прежде всего, о грубом нарушении права на бесплатное образование. Исправления оценок никак не могут быть увязаны с финансовыми взносами в фонд школы. Ученики, родители и педагоги могут обратиться с жалобой на действия директора школы в управление образования.

 

 

Изобретатели не одиноки

Как стало известно нашим корреспондентам, новые технологии изъятия родительских средств используются и в других учебных заведениях.

Ученик одной из петрозаводских школ принёс в нашу редакцию бумагу с печатью своей школы и подписью «администрация». Школа разработала специальный бланк. Классный руководитель вписывает в этот бланк имя и отчество родителей и суммы, которые родители не сдали в фонд школы.

Родители получают от школы бумагу с таким текстом: «Уважаемая Мария Ивановна! Просим Вас погасить задолженность в школьный фонд. Администрация» Далее следуют суммы «задолженности».

Видимо, администрация школы надеется, что при виде этой грозной бумаги родители испугаются и заплатят за всё.

Мы хотим разъяснить родителям: Вас вводят в заблуждение. У Вас не может быть никакой задолженности в школьный фонд по определению. Ваш ребенок имеет право на бесплатное образование, поэтому все Ваши взносы на нужды школы могут быть только добровольными. Если Вы не сочли нужным вносить деньги в тот или иной месяц, или вообще не хотите их сдавать, школа не имеет права требовать их у Вас, подсчитывая Вашу так называемую «задолженность». Подобную бумагу Вы можете рассматривать как форму давления на Вас в этом вопросе.

Вы можете никак не реагировать на подобные бумаги, но не исключено, что администрация будет продолжать подсчет «задолженности» и забрасывать Вас новыми бумажками. При этом, как правило, эти бумаги передают Вам через Вашего ребенка, ничуть не беспокоясь о его настроении. Если Вы хотите, чтобы этого не было, напишите заявление на имя директора школы с требованием прекратить направлять в Ваш адрес подобные извещения. Вы можете проинформировать, что осведомлены о праве на бесплатное образование, и будете решать, сдавать или не сдавать деньги в фонд школы, без давления со стороны администрации. Отправьте заявление на имя директора заказным письмом с уведомлением о вручении, и обязательно сохраните копию письма. Это поможет Вам обращаться в вышестоящие органы, если директор школы не посчитает нужным признать, что Вы правы.

 

 

Голоса Интернета

 

И еще раз о бейджиках

Мы продолжаем дискуссию о бейджиках, начатую в прошлом выпуске нашей газеты. Сегодня своё мнение высказывает Евгений Криштафович, руководитель молодёжной организации «Открытая Республика» (Эстония).

 

Раз пошло такое бурное обсуждение возможности использования бейджиков в школе, то приведу пример из эстонской практики. Здесь ни в одной школе этого нет. Во-первых, потому, что это как-то странно: заставлять детей носить именные таблички. Напоминает тюрьму. Во-вторых, потому, что никто не имеет права их к этому обязать, поскольку школа не может навязывать какие-то детали одежды ученикам.

Своё имя на груди в Эстонии должны носить только военные и полицейские в форме – их, за отказ от этого, ждёт дисциплинарное наказание. Школьников же нельзя с ними сравнивать. Здесь можно говорить и о праве человека не сообщать обществу своих данных.

Кстати, о личных данных. Школы Эстонской Республики получили от инспекции по защите данных чёткие инструкции, как они должны вести себя, чтобы соблюсти тайну о способностях учеников. Отныне все оценки должны быть засекречены, и ознакомление с ними возможно только для учителя по соответствующему предмету, самого ученика, его родителя (только до достижения ребёнком совершеннолетия) и чиновника, осуществляющего надзор за учебно-воспитательной деятельностью (завуч, директор, инспектор департамента/министерства).

Никто – ни другие учителя, ни одноклассники, ни другие родители – не имеют права ознакомиться с оценками конкретного ребёнка. Все результаты работ должны быть в публичных списках зашифрованы – у каждого ученика есть свой неопознаваемый код. Он не опирается ни на дату рождения, ни на другие данные, по которым легко установить владельца, и используется вместо фамилии при объявлении оценок. По этой причине оценки объявляются почти всегда только письменно. Объявлять оценку за устный ответ публично – нельзя.

Ответственность за нарушение закона – штраф юридического лица до 50 000 крон (примерно 110 000 рублей). Штраф можно выписать, разумеется, и физическому лицу.

Такие дела с личными данными в Эстонских школах.

 

Евгений Криштафович

 

 

Невыдуманные истории

 

От Олимпиады не убежишь

В нашей школе каждый год проводятся разные олимпиады, марафоны, конференции.

В один из ясных учебных дней наша учительница объявила: «В понедельник на двух последних уроках все будут писать олимпиаду по русскому языку!»

Никто не удивился. Писать, так всем – дело обычное. Если кто-то что-то скажет, начнется прессинг учителей, типа: «Да зачем вы вообще пришли в эту школу? Просто посидеть?»

В назначенный день, в назначенный час весь наш класс пришел на олимпиаду. Дальше произошло следующее: наша учительница отобрала отстающих по этому предмету учеников, дала им «олимпийские» задания и… отправила этих учеников домой со словами: «Завтра я эти задания проверю и поставлю за них оценки».

Все, кто остался, опешили от такой несправедливости, и в итоге плохо написали олимпиаду.

 

 

Цена Олимпа – 20 рублей

Однажды учительница сказала нам, что будет проводиться олимпиада по русскому языку, и за неё нужно заплатить 20 рублей. Но когда ученики начали говорить, что они не пойдут, учительница сказала, чтобы обязательно пришли все. В итоге ученикам пришлось платить деньги за олимпиаду, на которую они не хотели идти.

 

 

Идёте и точка

После урока учительница по биологии позвала к себе двух девочек. Она дала им папку с бумагами и сказала: «Вы идете на городскую олимпиаду по биологии. Вот вам вопросы и задания, подготовьтесь. Я скажу вам позже, когда состоится олимпиада.»

Девочки были в шоке. Они так и не поняли, почему их мнения никто не спросил.

 

 

Нарушителей знать в лицо!

У нас в школе уже несколько лет на уроках ОБЖ учительница читает всем классам письма, которые приходят в школу из ГИБДД. В этих письмах ГИБДД сообщает школе о нарушениях нашими учениками правил дорожного движения. После зачтения, письма вывешивают на стенд на втором этаже.

Как-то раз я перешла дорогу в неположенном месте. ГИБДД меня «зафисировало», и в школу обо мне пришло письмо. Учительница ОБЖ сделала всё то, что она делает в таких случаях, а напоследок заставила меня писать реферат по теме «Правила дорожного движения».

 

 

Плохим мальчикам – бой!

В нашей школе на первом этаже висит доска объявлений. Недавно на ней появилась реклама новой акции для начальных классов. Акция называется «Перемена в переменах».

Это своеобразный конкурс среди учеников начальной школы. Какой класс будет самым тихим, организованным во время перемены, тот и станет победителем. Лозунгом этой акции стали такие слова: «Не подведи свой класс!», - чтобы никто даже не пытался хулиганить, а того хуже, не участвовать в этом конкурсе.

Как же определяют самых тихих? Да очень просто! В крыле малышей поставили дежурить старшеклассников, которые следят за порядком и составляют списки нарушителей. У какого класса меньше нарушителей – тот и впереди!

Через неделю на доске объявлений появились промежуточные результаты акции. На большом листе красовались 3 фамилии. Нет, не самых активных, а тех, кому поставили замечания. 

 

 

Бейте его!

На перемене, перед контрольной по ОБЖ мальчик подошел к учителю с одним ненавязчивым вопросом:

«А на какую тему у нас будет контрольная?»

«Тебе, Вася, не стоит волноваться!» - успокоил его учитель, - «все равно контрольную на двойку напишешь».

Ответ, видимо, вызвал у мальчика бурную гамму чувств, поэтому он в сердцах хлопнул учителя по плечу. Учитель в ответ схватил драчуна за руку и скрутил ее, при этом сказав стоящим рядом одноклассникам:

«Бейте его!!!»

Добрые одноклассники не заставили себя долго упрашивать. Учитель держал мальчика, в то время, когда группа сплоченных друзей била, хоть и в шутку, своего любознательного товарища.

Получив заряд энергии, мальчик все-таки решил попытать счастье – написать контрольную работу. Оценки будут известны через неделю.   

 

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№10, декабрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков и другие.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное