Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 20, март 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

 

Уважаемые подписчики рассылки!

 

Прежде, чем представить Вам очередной выпуск нашей газеты, ответим на вопрос одного из подписчиков: можно ли получать печатную версию газету «Школа – территория закона». К сожалению, печатная версия тиражируется посредством ксерокопирования и распространяется в Петрозаводске. Если Вы живете в Петрозаводске – заходите к нам и забирайте свой экземпляр газеты.

А если Вы живете не в Петрозаводске, то Вы можете забирать с нашего сайта версию газеты в Word-файле: там нет газетного дизайна, но всё равно, помимо текста, есть картинки – скачиваешь, распечатываешь и читаешь с друзьями, коллегами или одноклассниками.

Итак, читайте наш юбилейный, 20-й выпуск!

 

---------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 20, март 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Классный руководитель - правозащитник?

К кому в первую очередь может обратиться ученик за защитой своих прав в школе? Конечно же, к классному руководителю. Но готовы ли классные руководители защищать права своих подопечных? Получается ли у классных руководителей быть правозащитниками? Ответы на эти вопросы искали наши корреспонденты.

 

Мы просим Вас измениться

Недавно в нашу редакцию пришли две девушки и рассказали грустную историю о своих взаимоотношениях с классным руководителем:

 

Наш классный руководитель постоянно нарушает наши права. Она заставляет нас ходить по разным выставкам, музеям, театрам, которые нам совершенно не нужны. Она заставляет нас мыть парты в классе, школе – мы не хотим этого делать. Она заставляет нас отрабатывать, убирать территорию школы.

Мы сдаем деньги в фонд школы. А если не сдадим, то она нас убьет и зарежет. И будет родителям звонить. Очень любит с нашими родителям общаться.

Однажды у меня такой случай был: я не хотела идти в театр. Она мне говорит: «Ты должна пойти, ты должна пойти!» Я говорю: «У меня времени нет.» А она – всё равно: «Ты должна пойти!»

Она относится с предвзятостью, если ты к ней не подлизываешься. А если человек не хочет идти с ней в театр, то классная  будет плохо относиться, предвзято.

У нас был такой случай: мы писали анонимную анкету про алкоголь и курение. Мы спрашиваем: «А не будет это родителям зачитываться?» Нам говорят, что не будет. А потом было родительское собрание. И всё доложили родителям. Классная узнала по почерку, кто это писал, и всё рассказала.

Через Вашу газету мы хотим сказать нашему классному руководителю: Мы просим Вас измениться.

 

 

Мы попросили прокомментировать историю, рассказанную учениками, Председателя Правозащитного союза Республики Карелия Игоря Евгеньевича Пальцева.

 

Отстаивать свои права коллективно

комментарий юриста

В действиях классного руководителя можно выделить несколько нарушений.

Что касается направления учеников в добровольно-принудительном порядке на разные выставки и мероприятия, закон «Об образовании» говорит достаточно четко: ученик обязан посещать эти мероприятия только в том случае, если они предусмотрены образовательной программой. Если они предусмотрены, то я обязан на них идти, а если нет – то я могу на них идти или не идти, по своему желанию. Учитель не может требовать от ученика присутствия на мероприятии, которое не предусмотрено учебным планом.

Что касается предвзятого отношения к ученикам. Сложно, конечно, доказать что тот или иной учитель относится к ученику предвзято. Но если учитель допускает психологическое насилие, то он нарушает права ученика и причиняет ему нравственные страдания.

Очень распространенная проблема в наших школах – это поборы. К сожалению, они приобрели массовый характер. По Конституции, у нас образование – бесплатное. Родитель по своему усмотрению может вносить или не вносить деньги в школу – это может быть только на добровольной основе. Любые принудительные сборы незаконны.

И по поводу труда. Здесь грань определена здесь примерно так же, как и для посещения различных выставок – ученик вправе отказаться от занятий трудом, если этот труд не предусмотрен учебным планом.

Как ученик может защитить свои права?

На практике, защитить свои права достаточно сложно. Если молодой человек говорит, что он не будет сдавать деньги, то учитель может относиться к нему предвзято. В этой ситуации, сложно придется ученику дальше учиться в этой школе. Поэтому рецепт, наверное, один: коллективно отстаивать свои права. Когда один человек отказывается от оплаты, к примеру, учебника, то будет сложно этому человеку. Когда весь класс, то проблема начнёт решаться.

 

 

Бить учебником всё равно нельзя

наш опрос

Часто ли классные руководители борются за права учеников? Мы решили узнать это из первых рук - от самих классных руководителей.

Защищали ли Вы права учеников вашего класса? Такой вопрос задали им наши корреспонденты.

 

Да, защищала. Однажды на уроке истории учитель ударил ученика учебником. Пострадавший мальчик рассказал все мне, и мы пошли разбираться с учителем. Выяснилось, что ученик сам спровоцировал педагога, но я объяснила, что бить учебником все равно нельзя.

Мария Ивановна

 

Конечно, защищала! Был такой случай: учитель заметил, что школьник курит. И начал оскорблять его самого и всю его семью. Я услышала шум из класса и попросила педагога прекратить проработку – у нас все равно половина школы курит.

Светлана Николаевна

 

Не защищала. Если права ученика нарушили, значит, он сам виноват, и защищать его нечего.

Людмила Ивановна

 

Ученики меня боятся, поэтому не подходят с такими просьбами.

Наталья Валентиновна

 

Защищаю постоянно. Мне такие бесшабашные ребята достались – у них постоянно конфликты с учителями. Например, им двойки за поведение ставят, а я их удаляю из журнала.

Наталья Андреевна

 

Опять вы со своей газетой? Не буду я ничего говорить!

Татьяна Борисовна

 

Ко мне ученики не обращались.

Светлана Григорьевна

 

Наверняка, защищала. Такова уж доля классного руководителя. Но конкретный случай вспомнить не могу.

Анастасия Игоревна

 

Однажды ко мне пришел мой ученик. Учился он на одни двойки да тройки. Он рассказал, что учитель химии заставил его сдавать зачет после уроков.

Сначала я ему не поверила, думала – он опять врет, чтобы не сдавать зачет. Но потом оказалось, что это так и есть на самом деле.

Я хотела ему сказать, что все так и должно быть, но потом поставила себя на его место. И подумала: а как бы мне самой было неудобно в такой ситуации.

Я подошла к учителю химии и спросила: «Почему Вася должен сдавать зачет после уроков, не как все?» Она объяснила это тем, что Вася не сдавал зачет со всем классом и поэтому должен придти после уроков. А если не придет, то она ему поставит двойку.

Тогда я объяснила, что Вася не обязан приходить после уроков на зачет. И что сдавать зачет он должен на уроке химии. После этого Вася подготовился и сдал зачет на уроке химии на пятёрку. Сказка с удачным концом. Опять добро победило зло.

Антонина Ивановна

 

Итак, опрошенные нами классные руководители разделились на две примерно равных группы: первые защищают права учеников своего класса, а вторые этим не занимаются. Что ж, у вторых всегда есть возможность стать первыми!

 

 

Невыдуманные истории

 

Пуленепробиваемый учитель

Начался урок. Марьиванна, учитель по геометрии, вызвала Машу к доске. Но Маша по уважительной причине не была на предыдущих уроках и не знала этой темы.

Учитель стала на нее кричать:

- Да как ты посмела! Умер отец, и можно не учить уроки? Только и умеешь тратить его деньги на свою косметику!

Маша не выдержала оскорблений в свой адрес и заплакала. Но пуленепробиваемый учитель сказал:

- Я тебе поставлю двойку, и никаких исправлений!

Вот так учитель может посочувствовать горю других людей и поддержать их в трудную минуту.

 

 

Правовой практикум

Наш класс стоял и, как всегда, ждал урока Право. Но учитель обнаружил различные нецензурные надписи на парте, которые были адресованы некоторым личностям из нашего класса. После прочтения, педагог подняла главных героев этих мемуаров и попросила объяснить, кто это писал. Но ребята, которые сами впервые видели надписи, не смогли дать ответ.

Учитель, не дожидаясь объяснений, сказала:

- Или вы находите, кто это сделал, и говорите мне, либо вы моете парты, и я пишу на вас докладную!

Мой одноклассник поинтересовался:

- Почему мы должны отвечать за то, что мы не делали? К тому же, мы сами пострадали в этой ситуации.

Но педагог не растерялся:

- Вы - лицеисты, и вы обязаны беречь имущество лицея, так сказано в уставе школы!

Тут же последовал другой вопрос:

- Но портили ведь не мы?!

Но учитель ответил:

- А меня это не касается! Здесь написано про вас, и я больше не хочу ничего слушать!

Ученики хоть и не изучали предмет Логика, но всё равно не поняли, почему они должны отвечать за поступки, которые они не совершали.

 

 

Полезные добавки

Вы когда-нибудь слышали, что в школьных столовых в чай добавляют соду? Дело в том, что тогда нужно будет совсем немного заварки для чая на всех учеников: благодаря соде, чай кажется в меру заваренным. Слышали вы об этом? А вот я не только слышала, но и ощутила это на себе.

Недавно, как обычно, на большой перемене мы с одноклассницами пришли в столовую поесть. Всё шло как обычно, пока мы не попробовали чай. Это не представить, какие у нас были выражения лиц! В чае не просто чувствовался привкус соды, там была сплошная  сода!

Короче, приятного было мало. Девчонки были в ауте. А я подумала: «А чё? Может, они о нашем здоровье заботятся? Я вот, когда у меня горло болит, молоко с содой пью…»

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№20, март 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков, Инна Веденская и другие.





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное