Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 21, март 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

 

Школа – территория закона

Права человека в школе

 

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 21, март 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Бесправный учитель?

 

Мои права нарушают… ученики

наш опрос

 

Нарушаются ли Ваши права в школе? Если да, то кто их нарушает? Об этом наши корреспонденты спросили учителей школ Петрозаводска.

 

Да, на моих уроках ученики очень часто нарушают мои права. Они кричат, бросают бумажки, а некоторые даже ходят по классу без разрешения. В общем, мешают вести уроки.

Людмила Николаевна,

преподаватель математики

 

Нет, мои права почти не нарушают. У меня с учениками взаимопонимание.

Людмила Петровна,

преподаватель английского

 

Да, мои права часто нарушают ученики – они слушают на уроках плеер и играют с сотовыми телефонами, тем самым мешают вести урок.

Татьяна Владимировна,

преподаватель истории

 

Да, ученики  часто нарушают мои права. Они не соблюдают тишину, бросаются записками или перешёптываются. Они сами ничего не понимают, но и отвлекают  других учеников. Ну и мешают мне вести урок

Ида Ивановна,

преподаватель биологии

 

У нас такая страна, что права не могут не нарушаться. Учителям часто задерживают зарплату – это нарушение прав человека. Про учеников говорить не буду – это, скорее, детские шалости и невыполнение школьных правил, чем нарушения прав человека. А вот администрация школы иногда нарушает.

Анна Ивановна,

преподаватель химии

 

В принципе, права не нарушаются, так как свои права я знаю, пусть даже не все. Права может нарушить только администрация школы. Может, конечно,  и нарушали, но я не помню.

Валентина Михайловна,

преподаватель алгебры

 

Некоторые учащиеся нецензурно выражаются в адрес учителя. А я не могу им ответить тем же. Могу лишь только записать замечание в дневник или вызвать родителей в школу. Вот ещё один пример: мне и ученикам нужно заниматься в чистом кабинете. Я подала заявку директору, чтобы она сделала так, чтобы в кабинете горели лампочки, были чистые парты, но конкретных действий в этом направлении я не вижу. И в этом случае нарушаются и мои права, и ваши – учеников.

Светлана Евгеньевна,

преподаватель физики

 

У меня в первый раз за десять лет работы в школе ученик позволил себе нецензурную брань в мой адрес. Он получил двойку за работу на уроке – не предъявил записей в тетради. А когда списал у кого-то и принес через день, то я проверять не стала, ссылаясь на то, что работа должна была быть сдана вовремя, и сейчас она мне не нужна. Тогда ученик, в отчет на отказ проверить работу, выразился нецензурными словами. Все это закончилось разговором с его родителями.

Последнее время манера поведения учеников, по сравнению с прошлыми годами, оставляет желать лучшего.

Учитель

 

Мои права нарушают постоянно. Был случай, когда один из учеников прицепил мне на юбку бумажку, где было написано "КАЗА". Когда я ходила по кабинету, то все ученики надо мной смеялись. Потом только одна ученица осмелилась мне сказать, что у меня прилипла бумажка.

Людмила Николаевна,

преподаватель математики

 

Нет. У меня на уроках все дети сидят спокойно. Он всегда слушают меня. У нас с ними взаимопонимание.

Светлана Петровна,

преподаватель английского языка

 

Мои  права нарушают, но не часто. Многие классы нормальные, но иногда попадутся такие, хоть стой, хоть падай. Как начнут: без разрешения выходят из класса, орут постоянно, а некоторые начинают: у Вас сегодня такая тупая причёска, Вы, наверно, вчера сильно повеселились. С такими учениками лучше не связываться!

Ирина Ивановна,

преподаватель финского языка

 

 

Следовать принципам прав человека

Прокомментировать результаты опроса учителей мы попросили руководителя Карельского союза защиты детей Надежду Георгиевну Павлову.

Уважаемая редакция!

Я получила очень интересный материал.

11 ответов, и из них только 2 с четким пониманием принципов прав человека. 8 учителей совершенно определенно высказались, что основные нарушители их прав в школе – учащиеся. В принципе, это аналогично тому, что основные нарушители прав родителей – их дети. Надеюсь, что учителя на меня не обидятся, но это – детское восприятие принципов прав человека.

Если учитель в своих взаимоотношениях с учащимися сам следует принципам прав человека: относится к учащимся уважительно, внимательно, доброжелательно, учитывает мнение ребенка, уважает другие права учащихся и т.д., а отдельные учащиеся все-таки ведут себя безобразно (о чем говорили многие учителя), то права учителя нарушаются, но, скорее всего, виновата в этом администрация школы, которая не создала должных условий для соблюдения и защиты прав учителя. Именно администрация в таких случаях и является нарушителем прав учителя.

Как это может выглядеть на практике: правила поведения в школе, обязанности и ответственность учащихся не оформлены должным образом и не доведены до учащихся, или все это не действует, и наказание не является неотвратимым.

Или социальный педагог, психолог, зам. директора, классный руководитель работают формально. Они не выявляют причины агрессивного, грубого поведения учащихся, не проводят профилактическую работу по предотвращению такого поведения и т.д.

Но, я не согласна и с теми учащимися, которые заявляют, что они в принципе не могут рассматриваться как нарушители прав человека и поэтому могут продолжать "качать свои права", невзирая на личности. Мало знать основные принципы прав человека, нужно еще и следовать этим принципам в жизни и в своих взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми. Мне не нравится тон тех детских публикаций в газете, в которых сквозит пренебрежительное, высокомерное, неуважительное отношение к учителю. По-моему, авторы таких статей в газете не следуют принципам прав человека, поэтому даже правильные по сути оценки фактов в таком изложении приносят больше вреда, чем пользы.

 

С уважением ко всем участниками образовательного процесса,

руководитель проекта "Права человека начинаются в школе"

Н.Г. Павлова

 

 

Голоса Интернета

Продолжаем публиковать отклики читателей на материалы нашей газеты.

 

Стала юристом – поумнела

Перегибаете палку, дорогие правоведы. Во-первых, немного теории. Право, обязанность и ответственность самым неразрывным образом связаны друг с другом. У вас там что, юристов нет? Если у кого-то есть право (скажем на ту же свободу передвижения), то у государства, которое это право гарантирует, существует корреспондирующая вашему праву обязанность никаким образом не препятствовать этому передвижению. В случае невыполнения этой обязанности, субъект, в данном случае государство (в лице соответствующих должностных лиц) несет предусмотренную законодательством ответственность. И вообще пример про свободу передвижения не самый удачный – напутали субъектный состав правоотношений. Прежде чем приводить что-то в пример, ознакомьтесь хотя бы со значением слов, которыми кидаетесь.

Во-вторых, я ни в коем случае не поддерживаю вашего Гуревича по многим вопросам. В нем, конечно, во многом говорит еще педагог старой закалки, но кое в чем он прав.

По поводу мобильника. Неиспользование мобильника на уроке – это не вопрос, который должен быть занесен в устав. Посмотрите теорию права – что такое устав и зачем его пишут. Это вопрос уважения к учителю. Поверьте, крайне неприятно напрягать голосовые связки шесть дней в неделю, пытаясь перекричать не только шепот в классе, но и посторонние звуки. Хотя, я, например, не понимаю и никогда не пойму, почему студенты на лекциях, получив звонок на мобилу, могут встать и выйти из аудитории для разговора, если он действительно важен (у нас на факультете у многих уже в студенческие годы был свой бизнес), а школьникам в этой возможности отказано. Но это уже вопрос  уважаемым педагогам – участникам рассылки.

В-третьих, по поводу непросмотренных рефератов. А вам оно надо, чтобы ваши рефераты читали, изучали, обсуждали на научных собраниях? Поверьте, мало кто из вас может написать толковый реферат по всем правилам научно-реферативной работы. Для этого хотя бы институт надо закончить. И уж тем более вам не надо, чтобы от вас требовали соответствия этим правилам в школе. Почему это делается? Да чтобы дать вам же возможность получить оценку, не прилагая усилий! Спросите хоть одного студента, хотел бы он каждый свой реферат прилюдно зачитывать и обсуждать? Над вами просто посмеются. С чем я согласна, то с тем, что нельзя давать для самостоятельного изучения новый материал таким методом – толку от него ноль целых хрен десятых. А педагог, занимающийся таким безобразием, заслуживает вашего "наезда".

В общем, много у вас спорных вопросов, по которым мне есть что сказать, но времени на это нет. С удовольствием читаю вашу рассылку – уж больно вы забавные. "Ведь и я была такою триста лет тому назад" (Фильм "Приключения Буратино", песня черепахи Тортиллы). Я тоже в школе в свое время размахивала Конституцией и кричала о правах. Когда стала юристом, поумнела, поняла, что систему, которую невозможно сломать, надо заставить работать на себя – подумайте об этом.

 

От редакции:

Уважаемый читатель!

Признаёмся: в нашей редакции нет ни одного юриста. Но зато есть люди, довольно сносно разбирающиеся в правах человека. К сожалению, далеко не все юристы могут этим похвастаться (не примите это замечание на свой счет).

Давайте кое-что уточним. В начале своего письма Вы вступаете в полемику с нашим читателем, геологом Игорем Подгорным (письмо в рубрике «Голоса Интернета», ШТЗ №19). Прочитаем еще раз, о чём он пишет:

 

«…три кита: право, обязанность и ответственность – прекрасно существуют друг без друга. Так мое право на свободу передвижений, прописанное в Конституции, никак не обязывает меня «свободно передвигаться» куда-нибудь раз в месяц, и уж тем более я не понесу никакой ответственности за свои перемещения»

 

Таким образом, наш читатель спорит с распространённой точкой зрения о том, что права ЧЕЛОВЕКА намертво связаны с обязанностями самого ЧЕЛОВЕКА и ответственностью ЧЕЛОВЕКА. Мы с читателем совершенно согласны: права у человека есть, независимо от того, насколько хорошо он выполняет некие обязанности. Поэтому мы не можем согласиться с тем, что наш читатель допустил страшную теоретическую ошибку и должен срочно перечитать юридический словарь.

Наш читатель не говорит о том, что права ЧЕЛОВЕКА не связаны с обязанностями ГОСУДАРСТВА по соблюдению этих прав. Это как раз очевидно: государство должно выполнять обязанности по соблюдению прав человека. Спасибо Вам, что Вы обратили внимание на этот вопрос.

 

А вообще, мы стараемся публиковать разные точки зрения. Даже если они кажутся нам не во всём бесспорными – как, например, в случае с Вашим письмом.

Мы надеемся, что через триста лет, превратившись в почтенных черепах, мы сможем умиротворенно плавать в своём болоте, зная, что наши внуки ходят уже совсем в другую школу. Именно поэтому мы можем позволить себе сегодня быть этакими буратинками: казаться забавными, перегибать палку, кидаться словами и совершать еще много чего хорошего, чего и Вам желаем.

 

 

Невыдуманные истории

 

Закон что дышло

Как обычно, во вторник у 10 класса шёл урок физики. Мой одноклассник, который сидел на последней парте, занимался рисованием в своей тетради. Мариванна, заметив художества, начала рассказывать своим ученикам, что в Законе «Об образовании» написано: если класс не выполняет программу по предмету, то он остается отрабатывать на летних каникулах. И подметила, что наш класс как раз подходит под этот контингент.

Это высказывание мне показалось не очень правдивым, и я решил покопаться в Законе «Об образовании». К моему большому удивлению, ничего даже чуть-чуть похожего на то, что говорил учитель, в Законе я не нашёл. После этого мне до сих пор не понятно – где же нашла такую информацию Мариванна, и зачем она так яро желала встретиться с нами летом.

 

Неспособны учиться

Однажды на уроке географии ученики нашего класса плохо рассказали домашнее задание. Учительница очень рассердилась на них. Но вместо того, чтобы рассказать про наши ошибки, она стала оценивать перед всем классом учеников, стоящих у доски: «У вас самые слабые ученики, неспособные учиться!». Урок постепенно превращался в настоящий кошмар.

Интересно, если мы неспособны учиться, то как мы перешли в девятый класс?! Учителя, хоть и могут наказывать провинившихся учеников, но нарушать права учащихся не должны.

 

 

Искусство требует жертв

Начался урок ИЗО. Один мальчик был не готов к уроку, и учительница взяла у него дневник и записала там, что он не готов. Потом она подошла к нему и отдала дневник.

Саша сразу же убрал его в портфель. Прошло примерно 10 минут. Саша куда-то повернулся.

Учительница  заметило это и, разозлившись, сказала: «Вот ты мне срываешь урок, дай сюда свой дневник, я тебе поставлю двойку!» И не дождавшись ответа, взяла  его портфель, залезла туда, покопалась там и наконец-то достала долгожданный дневник.

Бедный мальчик! Ведь ему не только поставили двойку, но и покопались в личных вещах!

 

--------------------------------------------------------------

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№21, март 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков, Инна Веденская и другие.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное