Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Александр Беляков о Туринской Плащанице: проблеск Правой Веры

Колебался - идти в Дом Лосева на выступление директора Российского центра изучения Туринской Плащаницы Александра Васильевича Белякова или не идти, поскольку вряд ли услышу что-нибудь новое. Любопытство взяло верх. С утра была сплошная суета, хозяйственные дела, банк, баланс, подготовка к пикету землепользователей утром в среду перед Федеральной регистрационной службой на Поклонной улице 13 и к заседанию Русского Исторического Общества вечером. К сожалению, что-то произошло с Еленой Лиственной, которая занималась всей организационно-технической работой, её уволили, и все хлопоты обрушились на меня. А ведь я её рекомендовал, и недовольство тех, кто платил ей деньги, теперь обратится и на меня. Много плохих новостей, не буду о них думать, но вдруг образовалось двухчасовое окно, отправился на Арбат и не пожалел - доклад получился неожиданным и захватывающим (http://www.pravoslavie.ru/sm3/030903210406/).

Собрались почти 30 человек. Докладчик - физик по образованию, а возглавляемый им Центр действует при Сретенском монастыре на Лубянке. Александр Беляков заявил, что от решения загадки Туринской Плащаницы зависит судьба нашей цивилизации. Согласно промыслу Божьему, эта реликвия сохранилась до наших времен для какой-то провиденциальной цели. Туринская Плащаница - не просто свидетельство воскресения Иисуса Христа и прообраз нерукотворных икон Его, но и весть человечеству о грядущем эсхатологическом событии.

Льняная Плащаница выткана на ткацком станке такого типа, которого не существовало в Европе. Следов шерсти не обнаружено, что соответствует еврейской практике не мешать растительное с животным.

Год назад сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - относится к редчайшей IV группе (АВ) и, возможно, принадлежит одному человеку. Микрохимический анализ следов крови был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?". От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб. Носители группы крови IV AB проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Их сегодня из всего многомиллиардного населения Земли - менее 1,5 млн человек.

Какова же природа ожога, породившего отпечаток лика и тела? Александр Беляков допускает существование некой Божественной Энергии, пока неизвестной науке. Эта энергия ведет себя "умно", хранит себя в своих границах. Александр Беляков проводит аналогию с термоядерным реактором. Энергия не распространяется тупо от источника, как лучи от раскаленного тела, а концентрируется около тела, воздействуя на прилегающий тонкий слой. И тело становится "малым Солнцем" особого рода, удерживающим энергию в самозамкнутом виде вблизи себя. Видимо, такую же энергийную природу имеет Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив, горы Божией, где Моисей общался с Господом, который о Себе сказал Моисею "Я есмь Сущий" (Исход 3 http://www.eleven.co.il/article/12951). Неопалимая Купина - важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа. Останки этого Тернового Куста хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Моисея (Синай, Египет), в часовне Неопалимой Купины (http://www.vokrugsveta.ru/country/?item_id=1530&vs=1).

Примеры проявления этой пока неизвестной энергии, сказал Александр Беляков, можно усмотреть в библейских свидетельствах об Огненном Столпе, ведшим древних евреев из Египетского плена, или в "огненной колеснице" пророка Ильи, которая взяла его внутрь себя и на глазах его ученика Елисея вознесла на Небо, минуя смерть (http://www.sgu.ru/ogis/MusSite/cgi-bin/museum.cgi-ico=s&n=6.htm), и вообще в многих других упоминаниях о неугасимом Божественном Огне (Иеремия 4:4; 17:4 и т.д.). У Иеремии же есть и упоминание об огне Слова Божия, влагаемого в уста пророка (5:14). Благодатный Огонь с Неба нисходит на Землю накануне Светлого Христова Воскресения в Великую Субботу днем (как правило от 13 до 15 часов местного времени), причем схождение Огня наблюдается накануне именно православной Пасхи по православному календарю и только по молитвам Иерусалимского Патриарха - Огонь сходит только на его свечи. "Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?" (Иеремия 23:29). Иисус Христос и есть этот сгусток Божественного Огня или Божественной Энергии, которой исполнилось тело Иисуса Христа в момент Воскресения. Проблески его и проявления - и Фаворский Свет Преображения Господня для троих апостолов, и тот Огонь, который снизошел на Апостолов в День Пятидесятницы как предвестник грядущего Воскресения.

"Какая главная цель Иисуса Христа на Земле?" - спросил Александр Васильевич Беляков у зала. Я ответил - "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука 12:49-51). "Правильно!" - сказал Александр Беляков. И изложил поразившее меня эсхатологическое толкование Туринской Плащаницы.

Примечание: Здесь я прервал свою запись, поскольку торопился на пикет за землю и затем на заседание Русского Исторического Общества, и важные уточнения насчет фальсификаций с нисхождением Благодатного Огня внес уважаемый Имморталист. Кстати, Александр Беляков не ссылался на чудо нисхождения Благодатного Огня, это я сам вставил до кучи, за что извиняюсь. Я, правда, сделал реплику при обсуждении вышеприведенных слов Иисуса Христа о его желании низвести Огонь с Неба на Землю, что наши старообрядцы радостно окунались в огненную купель самосожжения, дабы через неё обрести бессмертие в Царствии Небесном.

Итак, продолжу рассказ о собрании в Доме Лосева - о возможном физическом механизме ожога на Туринской Плащанице. Александр Васильевич Беляков обратил внимание на следующее место из Евангелия от Иоанна (Глава 20): вот Мария Магдалина, будучи у Гроба Господня, в котором тела Иисуса Христа нет, а остались "6... одни пелены лежащие, 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" - "14... обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! 17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".

Вопрос № 1: Почему Мария Магдалина не узнала Иисуса Христа, а приняла Его за садовника? Ответ - потому что Иисус Христос, освободившись от пелен (плащаницы), был наг и препоясался ветками, как садовник.

Вопрос № 2: Почему Иисус Христос приказал Марии Магдалине не прикасаться к Нему? Ответ - потому что, исходя из "гипотезы огненного тела", преобразуемого "умным" и "держащим себя в своих границах" огнем, процесс внутреннего горения-преображения и соответственно восхождения к Отцу не был одномоментным, а продолжался какое-то время. Если бы Мария Магдалина в этот период пркиоснулась бы к телу Иисуса Христа - она бы обожглась.

Изумившись новизне такого объяснения, я сразу же обратился к "Толкованию на Евангелие от Иоанна" архиепископа Болгарского блаженного Феофилакта (http://www.zagorsk.ru/duhovn/feofilakt_4/21.php) - у него нет. Зато блаженный Фиофилакт говорит о сорока днях восхождения к Богу, о "несокрушении костей" Агнца, которые поддаются только очищению Огнем (http://www.zagorsk.ru/duhovn/feofilakt_4/20.php):

"Евангелие от Иоанна 19:31 Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий) просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32 Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33 Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его умершим, не перебили у Него голеней; 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

Господь предал дух Богу и Отцу, чтобы показать, что души святых не остаются в гробницах, но востекают в руки Отца всех, а души грешных низвлекаются в место мучения, то есть в ад. А те, кои поглощают верблюда, и оцеживают комара (Матфей 23:24), совершив столь великое злодеяние, выказывают особенную заботливость о дне. Ибо, говорит, "дабы не оставить на кресте тел, просили Пилата", то есть просили о том, чтобы снять их. Для чего они просят, чтобы перебиты были голени? Для того чтобы, если и останутся живы, были не способны к делу (ибо они были разбойники). Итак, они не хотели являться в день праздника мстителями и убийцами. Иначе: и закон так повелевал, чтобы солнце не заходило во гневе человека (Послание к Ефесянам 4:26). Смотри, как чрез выдумки иудеев исполняются пророчества. Здесь зараз исполняются два пророчества, как далее говорит евангелист. Хотя не сокрушили голеней Иисуса, однако же в угоду иудеям пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но поругание обращается им в чудо. Достойно удивления и то, что из мертвого тела вытекает кровь. Впрочем, иной из недоверчивых скажет, что, вероятно, в теле было еще сколько-нибудь жизненной силы. Но когда и вода вытекла, то чудо непререкаемо. Неспроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся. Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра. Примечай, пожалуй, и то, как посредством прободенного ребра врачуется рана ребра, то есть Евы. Там Адам, уснув, лишился ребра; и здесьГосподь, уснув, дает ребро воину. Копье воина есть образ меча, обращающегося и выгоняющего нас из рая (Бытие 3:24). А как все вертящееся не останавливается в своем движении, доколе не ударится обо что-нибудь, то Господь, показывая, что Он остановит тот меч, мечу воина подставляет Свое ребро, чтобы нам ясно было, что как ребро воина, приразившись ребру, остановилось, так и пламенный меч остановится и не будет уже страшить своим вращением и возбранять вход в рай. - Да постыдятся ариане, которые в таинстве причащения не присоединяют воды к вину. Ибо они, как кажется, не веруют, что из ребра вытекла и вода, что удивительнее, но веруют, что вытекла одна кровь, и тем уменьшают величие чуда. Ибо кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно, - Бог.

19:35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Исход 12:46). 37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили (Книга пророка Захарии 12:10).

Не от других, говорит, я слышал, но сам тут был и видел, "и истинно свидетельство" мое. Справедливо замечает это. Он повествует о поругании, а не о чем-нибудь великом и досточестном, чтобы тебе заподазривать это сказание. Для того, говорит, я подробно описываю это и не скрываю, по-видимому, бесчестное, чтобы вы верили, что все это, несомненно, истинно, а не составлено в чью-нибудь пользу. Ибо кто говорит в чью-нибудь пользу, тот выставляет более славное. А как Моисея считали достовернее его, то он и его приводит в свидетели. Что Моисей сказал об агнце, закалаемом в Пасху, "кость не сокрушится" (Исход 12:10), то, по объяснению евангелиста, исполнилось на Христе. Ибо тот агнец был образом Его, и много сходного между им и Истиною. Исполнится и другое пророчество, говорящее: "воззрят на Того, Кого пронзили" (Книга пророка Захарии 12:10). Ибо, когда Он придет судить, тогда увидят Его в лучшем и боговиднейшем теле, и пронзившие узнают Его и восплачут. Сверх сего, это дерзкое дело врагов Иисусовых для неверующих будет дверью веры и доказательством, как, например, для Фомы. Ибо он удостоверился в воскресении чрез осязание ребра. Итак, "кость не сокрушится" у Иисуса; а ребро Его проливает нам источники бытия и жизни. Вода - источник бытия, ибо мы чрез нее становимся христианами, а Кровь - жизни, ибо мы ею питаемся. И Слово Божие есть Агнец. Вкушая Его от головы до ног (голова божества, ибо оно - глава, и ног - плоти, ибо она - самая низшая часть), еще и внутренности Его, то есть тайное и сокровенное, с благоговением принимая в пищу, мы не сокрушаем костей, то есть трудных для понимания и возвышенных мыслей. Ибо, чего не можем понять, того мы не сокрушаем, то есть не стараемся понять худо и с извращением. Итак, когда здраво понимаем, тогда не сокрушаем, ибо божественное сохраняем в целости. А когда будем усиливаться понять и принимаем еретическое понимание, тогда сокрушаем и ломаем твердые и недоступные мысли. Такие предметы, то есть неудобопонятные, надобно жечь огнем, то есть предавать Духу, и Он обделает и утончит их, потому что Он постигает все, и глубины Божии (Второе послание Коринфянам 2:10).

19:38 После сего Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев), просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Почему не из двенадцати кто-нибудь пришел к Пилату, но осмелился на такое дело Иосиф, быть может, принадлежавший к числу семидесяти? Если кто-нибудь скажет, что ученики (12) скрылись по страху от иудеев, то и он одержим был таким же страхом. Можно сказать, что он (Иосиф) был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев иудеев укротился, когда ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. А это показывало, что они не представляли о Нем ничего великого. Однако же они выказывают к Нему великую любовь, потому что погребают не как преступника, но великолепно, по обычаю иудейскому. Время заставляло их спешить. Ибо смерть Иисуса последовала в девятом часу. Потом, покуда они ходили к Пилату и пока снимали тело, естественно наступил уже вечер, когда нельзя было устроять гробницу. Посему они полагают Его в ближайшую гробницу. Ибо "на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый". Устрояется так, что гроб близко; посему ученики могут прийти и быть зрителями и свидетелями случившегося, могут быть приставлены воины для охранения и будет неуместна речь о похищении. Всего этого не могло бы быть, если бы Иисус погребен был далеко. "Гроб" был "новый, в котором еще никто не был положен". Так устроилось для того, чтобы нельзя было перетолковать воскресения, будто бы воскрес иной, а не Иисус. И иначе. Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся. Заметь, прошу тебя, как много обнищал Господь для нас. При жизни Он не имел дома; по смерти не имеет гроба, но полагается в чуждом; Он наг, и одевает Его Иосиф. Иисус и ныне бывает мертв, когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру (ибо Иосиф - значит прибавление), одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах. Примешивай смирну и алой. Ибо должно обносить в уме горькие и строгие судилища тамошнего века и тот Глас, который немилостивых назовет проклятыми и отошлет в огонь (Евангелие от Матфея 25:41). По моему мнению, нет ничего ужаснее этого Гласа".

Крещение водой принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя, а крещение огнем - при Воскресении. Он этим Воскресением в Огне, говорит Александр Беляков, предвещает огненное воскресение-крещение всего мира. Тем самым Александр Беляков проповедует Правую Веру.

Далее в духе Правой Веры истолковывается "Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла", особенно Глава 15. Здесь всё откомментировано мной в заметках по прикладной эсхатологии.

И завершил свой доклад Александр Васильевич Беляков следующими словами - "Не без Промысла Божьего сохранилась Туринская Плащаница. Она - икона или зарница того События, к Которому мы приближаемся. В Откровении Святого Иоанна Богослова сообщает нам "Сидящий на престоле" - "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец" (21:6). Как тело Иисуса Христа воскресло в Огне, запечатленном Туринской Плащаницей, так и мы воскреснем через Огонь с Неба".

Вопросы касались возможности клонирования Иисуса Христа по сохранившимся частицам Его крови (ответ отличался уклончивостью) и аналогов "огненного тела" и "Божьей энергии" в мифах и откровениях Востока (Александр Беляков здесь не очень подкован, мне кажется, и ответил, что не знает таких). Зато, будучи физиком, он предложил проверить вариации содержания изотопа углерода-14 в разных частях плащаницы, здраво полагая, что больше концентрации С14 может быть ближе к "эпицентру" Огня, а по краям Туринской Плащаницы - меньше. Предварительные замеры вроде подтверждают предполагаемую закономерность.

Вчера в Библиотеке-Фонде "Русское Зарубежье" видел Татьяну Михайловну Карпову и рассказал ей о встрече с Александром Васильевичем Беляковым (с которым обменялся координатами). Она в своих фильмах "Вечные тайны", "Видимое и сокровенное: кино и церковь" уже рассказывала о Туринской Плащанице, но её заинтересовал эпизод с Марией Магдалиной. Она сказала, что фильм "На Поле Куликовым" её безвременно скончавшегося мужа первооткрывателя и классика православного кинематографа Бориса Леонидовича Карпова, в котором я принимал участие как научный консультант, сейчас растиражирован и идет с успехом по России. Договорились теснее сотрудничать по линии Русского Исторического Общества.

Итак, Туринская Плащаница подвигла Александра Белякова на стезю прикладной эсхатологии, этой сердцевины Правой Веры. Я тоже воодушевился.


В избранное