Наша благодарность человеку, который так хорошо учит
себя, будет следующая:.. (размер нашей платы нашему любимому Сереже, или
папе, или маме).
Если наш любимый Сережа (папа или мама) не учит себя,
то есть, не делает нашу семью лучше, мы его все так же любим, но Сережа
платит нам за это:.
И тут еще важная идея. Размер наказания должен быть
гораздо весомее, чем размер вознаграждения. Должно быть дешевле изменить
привычку, вместо того, чтобы ничего не сделать. Изменение привычки требует
какого-то размера усилий. Эти усилия можно оценить в <Х> единиц.
Если я этих усилий к себе не прикладываю, то моя плата за это должна быть
Х * 10. Таким образом, я буду понимать, что мне дешевле научить себя, чем
лениться:-)).
Самое важное в договоре следующее: мы уже
заложили идею, что после того, как Сережа (папа или мама), научили себя
чему-то, они перестают получать плату. И это правильно. Мы ведь платим за
учебу, а не за выполнение этого дела. Таким образом, чтобы получить
какие-то бонусы, Сереже (папе или маме) захочется еще чему-то себя
научить. Не захочется?
А для этого есть еще пункт в нашем семейном
договоре: <В нашей семье принято сегодня быть лучше, чем вчера>. В
этом пункте заложена идея о том, что тот, кто не живет так, может стать не
членом нашей семьи, а просто жильцом (если его сейчас из семьи нельзя
отправить в другую жизнь) или быть не в нашей семье (если это человек
взрослый и с ним можно распрощаться, не мешкая долго. Он же взрослый, сам
за себя отвечает:-). Он сам выбрал жить так, как у нас непринято, поэтому
пускай идет и живет там и так, где ему хочется).
В общем и целом такая система внутрисемейной
мотивации закладывает основы нашего лучшего будущего, где у нас все больше
и больше любви и счастья, и все меньше и меньше горестей и несчастья.
А ребенку мы приносим просто неоценимую пользу (то
есть, выполняем свою семейную обязанность - быть полезным ребенку). Мы
учим его учить себя. Вот что важно. Учить себя постоянно. Постоянно
стремиться завтра быть лучше, чем сегодня. Ведь если в жизни человека нет
роста, есть спад и деградация. Жизнь так устроена, что живое существо
может или расти или умирать. Третьего не дано:
Еще одна польза для ребенка заключается в том, что мы
приучаем его мыслить системно, то есть, видеть последствия своих действий
или не действий, что во взрослой жизни поможем ему быть успешным.
Мыслить системно - это значит видеть <как наше слово
отзовется:>. Я сегодня обиделся, это задело Машу. Завтра Маша встретит
мужчину, который будет ей улыбаться, потому что он хочет ее заполучить, а
она подумает, что он всегда такой и никогда не обижается, как этот
придурок (то есть я) и, уйдет от меня. Нет! Лучше я не буду на Машу
сегодня обижаться!!!
Я сегодня поленился сделать дело <Х>, это значит,
что через неделю у меня не сделается <У>, а это значит, что не будет
сделано <А, Б, В>, а это значит, что я не поеду следующим летом в
Италию. Многим людям системного мышления не хватает, поэтому они не могут
увидеть результаты своих действий или не-действий сегодня, в отдаленной
перспективе.
Очень много людей останавливают себя на месте, не дают
своей жизни улучшаться очень простым способом. Они не заглядывают в
будущее. Они живут сегодняшним днем и старательно отводят глаза от дня
завтрашнего. Таким образом, они не замечают, что завтра у них все станет
хуже, чем сегодня.
И это совершенно вещественные факты: вещи износятся,
любимый разлюбит, квартира будет требовать ремонта, а денег будет не
хватать, так как зарплата останется прежней. Люди не видят этого завтра, и
сегодня довольны. Но наступает завтра, и они осознают, что все плохо. Они
предпринимают действия, исправляют ситуацию и опять утыкаются в день
сегодняшний. У них опять все приходит в упадок. Они опять все
ремонтируют:
Этот принцип жизни похож на семейную жизнь с человеком,
которые привык раскидывать свои вещи. Он накидает их везде, а потому
убирает. День-два, все чисто, потом опять все зарастает грязью. Он опять
убирается. Таким образом, в квартире устанавливается тенденция к
загрязнению, а не к чистоте. И, что самое интересное, свою уборку он
возводит в ранг супер-дела. <Я столько грязи выгреб:>, говорит он,
делая большие глаза. При этом он, конечно, не видит, что эту грязь сам и
создал. Ему бы научить себя поддерживать чистоту, а не бороться за
чистоту..
Можно сделать глобальный вывод и сразу протестировать
свою жизнь: если у Вас есть привычка все оттягивать до последнего, то,
скорее всего, в Вашей жизни есть тенденция к ухудшению, и когда все
становится очень уж плохо, Вы начинаете выправлять ситуацию.
Возвращаемся к нашему договору. Еще раз делаю акцент:
если мы сейчас работаем над тем, чтобы ребенок научил себя делать
каждодневные дела, то поощрения, например, 20 рублей на игры, вводим за
учебу себя делам, которые ВНИМАНИЕ!!! В ПЕРСПЕКТИВЕ СТАНУТ
КАЖДОДНЕВНЫМИ.
Прочитайте еще раз эту фразу. Это очень важно.
Сейчас уровень участия нашего чада в делах семьи крайне
низок. Мы хотим его повысить. Но, когда мы его повысим, мы же не
остановимся на этом? Конечно, нет! Мы захотим, чтобы он делал то, о чем мы
сегодня и не мечтаем, например, пылесосил квартиру. Сам! С удовольствием!
Без напоминаний!
Это ключевая идея, и она является сутью системы
<Опережающего Развития>. Мы хвалим за то, что завтра станет
нормой жизни. Когда это счастливое завтра наступило, мы пересматриваем наш
договор и то, за что хвалили вчера, делаем нормой, а вводим новые критерии
для похвалы, который после завтра опять станут нормой. Таким образом, мы в
перспективе имеем идеального ребенка:-). Система наказаний, естественно,
идет за системой поощрений. При этом, Вы помните, что хвалим мы не за сами
дела, а за учебу себя. Помните?
Главная сложность, которая будет подстерегать моего
друга, заключается в следующем: очень трудно удержаться и не дать
<конфетку>, когда ребенок начал делать то, что он вчера не делал.
Да, вчера мы договорились, за это ничего не давать. Но он сделал! Он такой
молодец! На конфетку!
Это называется - расслабились. Если после долгой
жизни < в проблемах> наступает светлая полоса, норма кажется
благодатью и: вся система рушится. Наслаждаемся тем, что получили сегодня,
забывая о том, что это то, что мы должны и хотим иметь каждый день. И,
расслабляясь, теряем полученное уже завтра. Почему?
Ваш Геннадий Павленко.
Продолжение статьи о таланте воспитания в следующей
рассылке.
Приглашаем к
сотрудничеству Представителей в
регионах
Объявление
Всем, кто
желает принять участие в организации наших семинаров у себя в городе,
регионе, стране, можно сделать запросы по адресу: office_ru@gigawebs.com
(с пометкой "Семинары") или здесь - Запрос о проведении
семинаров
Если нет явного запрета на
публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке. Если Вы
не хотите, чтобы Ваш e-mail был в рассылке, не указывайте его в теле
Вашего письма.
Если Вам нравится эта
рассылка, не забудьте отправить ее своим друзьям!