Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-04

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

Публикуется в сокращении

часть6

СТАРЕЙШАЯ КУЗНИЦА КАДРОВ

В 60-70-е годы в нашей стране, как и во всем мире, возросла потребность в квалифицированных
кадрах для обслуживания внедрявшейся в народное хозяйство электронно-вычислительной
техники. Поэтому начало изменяться и направление специализации студенчества.
Если раньше в вузах большинство составляли учащиеся гуманитарных профилей, то
теперь стали преобладать студенты математико-механических и физико-математических
факультетов.

По имеющимся данным, в 1971 г. из 450 незрячих, обучавшихся в вузах РСФСР, на
математических факультетах училось 66 человек. Большая часть аспирантов специализировалась
также в области математики (Незрячие учителя массовых школ делятся опытом работы.
М., 1972, с. 6).

Внедрение электронно-вычислительной техники почти во все сферы хозяйственной
и производственной деятельности привело к тому, что наиболее реальной для незрячего
возможностью получить работу стало приобретение специальности математика и инженера-программиста.
Освоив эти специальности, одни стали заниматься разработкой важных технических
проблем в вузах, другие - помогали создавать АСУ, выполняли инженерные расчеты,
готовили математическое обеспечение ЭВМ на крупных предприятиях и в научно-исследовательских
институтах.

Так, в научно-исследовательском институте физики ЛГУ старшим научным сотрудником
успешно работал кандидат физико-математических наук М. Н. Адамов, защитивший
в 1970 г. докторскую диссертацию.

С серебряной медалью закончил в 1950 г. Ленинградскую школу для слепых детей
В. Ф. Мячин. На пятом курсе математико-механического факультета ЛГУ он был удостоен
стипендии им. П. Л. Чебышева, окончил университет с отличием и был направлен
в Институт теоретической астрономии АН СССР. В 1963 г. защитил диссертацию на
звание кандидата, а через три года - доктора физико-математических наук. Признанием
больших заслуг В. Ф. Мячина явилось избрание его членом Международного астрономического
союза.

Вскоре после окончания войны в 9-й класс Ленинградской школы поступил шестнадцатилетний
подросток, ослепший от взрыва мины Володя Зубов. Вынужденный перерыв в учебе,
слабое владение системой Брайля первое время заметно сказывались на его успеваемости.
Но большое желание учиться, незаурядные математические способности, напористый
характер помогли преодолеть все трудности. Он становится одним из лучших учеников
класса. На городской олимпиаде юных математиков, проведенной Ленинградским Дворцом
пионеров, незрячий десятиклассник занял первое место, поразив членов жюри виртуозностью
решения сложных задач.

В 1949 г. Владимир Зубов поступил на математико-механический факультет ЛГУ, вскоре
стал заместителем секретаря комсомольской организации факультета. На третьем
курсе вступил в ряды КПСС. Он не только отлично справлялся с большой общественной
работой, но и прекрасно учился, стал сталинским стипендиатом. Закончив за четыре
года пятилетний курс, Зубов поступил в аспирантуру, за полтора года (вместо трех
лет) окончил ее, защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических
наук. Молодой, талантливый ученый был приглашен работать старшим научным сотрудником
в математический институт университета, руководил студентами-дипломниками и аспирантами,
вел курс спецсеминара, выступал с научными докладами. В 1957 г. вышла его монография
<Методы А. М. Ляпунова и их применение>, в 1959 г. - второй труд - <Математические
методы исследования системы автоматического регулирования>. Многие его работы
переведены на английский, французский и другие языки.

В 1960 г. В. И. Зубов стал доктором физико-математических наук, а через три года
получил звание профессора. В 1968 г. за цикл работ по теории автоматического
регулирования ему была присуждена Государственная премия СССР. Под руководством
ученого в Ленинградском университете был создан первый в СССР факультет прикладной
математики процессов управления, готовящий высококвалифицированных специалистов
по математическому обеспечению электронно-вычислительных машин, систем управления
и автоматизированному применению средств вычислительной техники.

Огромны заслуги В. И. Зубова в деле помощи незрячей молодежи, проявившей математические
способности, в поступлении на математико-механический факультет, в аспирантуру
и трудоустройстве по специальности, в освоении незрячими математиками новой профессии
инженера-программиста.

Благодаря научно-исследовательской и педагогической деятельности докторов наук
А. П. Мандрыки, М. Н. Адамова, В. Ф. Мячина, члена-корреспондента АН СССР В.
И. Зубова и других в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах
страны сейчас работают многие незрячие ученые. Большой вклад в советскую науку
внесли: доктор физико-математических наук, профессор Е. Я. Смирнов, работающий
сейчас на специальном факультете ЛГУ; кандидаты физико-математических наук Г.
Г. Иванов, Ю. Е. Левичев, Б. Н. Скачков (Ленинград); доктор физико-математических
наук В. И. Хохлюк (г. Новосибирск); кандидаты технических наук И. И. Пасечник
(г. Тула), Н. П. Поддубный (г. Новосибирск), Ю. Г. Балагезян, Н. М. Кашталянов
(Ленинград).

В 60-е годы на математико-механическом факультете ЛГУ были организованы специальные
курсы подготовки программистов для работы на ЭВМ, которые окончила значительная
группа незрячих. В первичной организации # 3 сложился целый коллектив специалистов,
работающих в области вычислительной техники, теоретической и прикладной математики.
Такая же категория работников появилась в Москве и других крупных городах.

Всего к 1972 г. в РСФСР уже насчитывалось более ста трудоустроенных молодых специалистов,
имевших физико-математическое и техническое образование. Все они работали инженерами-математиками-программистами,
ведущими или старшими инженерами и научными сотрудниками в вычислительных центрах
институтов АН СССР и университетов, в НИИ, конструкторских бюро, в научно-производственных
объединениях и т. п.

Наиболее активные специалисты понимали, что, объединившись, возможно преодолеть
те трудности, которые возникали в практической работе. Они обращались в Центральное
правление ВОС с предложениями о создании какого-либо общественного органа для
решения их специфических проблем. Как раз в это время должно было состояться
Международное совещание по вопросам обучения и применения труда слепых программистов
в вычислительных центрах. В процессе его подготовки Центральным правлением было
созвано первое Республиканское совещание незрячих математиков.

В результате этих инициатив в декабре 1973 г. при ЦП ВОС была создана Республиканская
секция математиков, которая стала заниматься систематизацией, обобщением и распространением
опыта, накопленного математиками и программистами различных городов, обеспечением
специалистов современной научной информацией. Возглавил секцию ленинградский
инженер П. С. Кочетов, который продолжает эту работу и в настоящее время.

Был проведен полный учет работающих математиков, исследованы условия их труда.
Наряду со Специальным конструкторским бюро ВОС секция занимается вопросами разработки
тифлотехники. В частности, по ее рекомендации на УПП # 3 Ленинградского правления
ВОС был изготовлен для пользования математиками большемерный 48-клеточный прибор
Брайля. Были созданы общественные редакции, которые готовили списки специальной
литературы для записи на пленку в студии РЦБС. В издательстве <Просвещение> наладили
печатание по Брайлю учебной и справочной литературы для математиков. С 1974 г.
начали выходить методические сборники для математиков и программистов. Более
двух лет редакционно-издательский отдел ВОС выпускает <Консультации для незрячих
математиков>.

Подготовка текстов, составление, редактирование, а также само печатание производится
в типографии рельефно-точечного шрифта при Ленинградском производственном объединении
<Свет>. Здесь сформировался коллектив квалифицированных редакторов и корректоров
по Брайлю, таких, как Н. С. Дидух, Г. А. Матюшкина, Е. В. Вине, Г. Ф. Комарова,
В. И. Дурнев и др.

Неоднократно организовывались кружки по изучению языков и методов современного
программирования, проводились семинары и циклы лекций. На различных совещаниях
по обмену опытом ленинградские математики передают свои знания новым молодым
кадрам, дают консультации абитуриентам, занимаются вопросами профориентации в
школах для слепых и слабовидящих детей.

Создание в конце 60-х годов хорошо отлаженной структуры учебно-производственных
предприятий ВОС, которые обеспечивали работающих на них стабильными заработками,
а также закон о государственных пенсиях, дающий значительные льготы инвалидам
по зрению с производственным стажем, привели к тому, что заметно сократился приток
молодежи в высшие учебные заведения.

Теперь учащиеся, окончившие неполную среднюю и среднюю школу, стремились идти
работать на УПП, вырабатывали необходимый трудовой стаж и получали пенсии по
инвалидности.

В результате значительно сократилось количество студентов в первичной организации,
где стали преобладать представители интеллигенции различных профессий. Поэтому
в 1979 г. первичная организация # 3 была переименована в первичную организацию
работников интеллектуального труда (РИТ) Ленинградского правления ВОС.

Еще в 1968 г. было принято решение создать при президиуме ЦП ВОС Совет работников
интеллектуального труда. К этому времени уже был проведен полный учет членов
ВОС, имеющих среднее специальное и высшее образование и работающих по специальности.
Их оказалось в РСФСР около шести тысяч. Республиканский совет работников интеллектуального
труда объединяет несколько секций по профессиональному признаку. Наиболее многочисленной
является Республиканская секция учителей (в ее составе более тысячи учителей),
созданная в соответствии с решением V пленума ЦП ВОС в декабре 1979 г. Ее возглавляет
ленинградец В. К. Рогушин.

Незрячие учителя внесли свой вклад в педагогическую науку, в том числе и в тифлопедагогику.
Известны статьи Е. Н. Карцевой о многолетнем опыте педагогической работы с военноослепшими
и взрослыми учениками очно-заочной школы; имя талантливого педагога И. К. Смирнова,
автора нескольких статей и докладов по методике преподавания литературы в школе
для слепых, напечатанных в журнале <Путь восовца>, сборниках <Вопросы тифлопедагогики>
и в <Ученых записках ЛГПИ им. А. И. Герцена>; публикации учителей Ленинградской
специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для
слепых и слабовидящих Е. В. Милославовой (русский язык и литература) и Д. М.
Дмитриева (география и обществоведение).

Более тридцати лет преподает химию в Ленинградской очно-заочной школе учитель
Р. В. Березкин. Он разработал специальные приборы и наглядные пособия, получил
три авторских свидетельства. Пять его рационализаторских изобретений зарегистрировано
Госкомитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.

Работая многие годы в специальных школах, некоторые учителя, обобщив свой педагогический
опыт и опыт коллег, занялись научной работой и защитили диссертации. Так, с отличием
окончившая в 1948 г. дефектологический факультет ЛГПИ В. М. Сретенская, работая
младшим научным сотрудником Института специальных школ, одновременно преподавала
в Ленинградской школе-интернате для слепых детей, закончила аспирантуру при кафедре
тифлопедагогики, защитила диссертацию на тему <Особенности ослепших детей и учебно-воспитательной
работы с ними в школе слепых> и многие годы преподавала в своем институте.

Десять лет уроки физики в этой же школе вела кандидат педагогических наук А.
И. Соловьева. Шестнадцать лет работал здесь учителем физики и математики В. К.
Рогушин. В 1979 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему <Формирование
физических понятий и представлений у учащихся с глубокими нарушениями функций
зрительного анализатора>. С 1980 г. В. К- Рогушин является доцентом кафедры тифлопедагогики
ЛГПИ, ведет большую общественную работу. Вместе с кандидатом философских наук,
доцентом В. А. Мальковым он подготовил несколько методических сборников: <Опыт
незрячих педагогов по воспитанию гражданской зрелости у учащейся молодежи>, <Оптимизация
педагогического труда незрячих учителей>, <Опыт социальной реабилитации и интеграции
незрячей молодежи на основе трудового обучения и профориентации>, <Эстетическое
воспитание инвалидов по зрению>.

Если в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны большинство
поступивших в вузы и аспирантуры были военноослепшими, то уже в середине 50-х
годов - это были инвалиды детства, подростки, пострадавшие от различных взрывов,
так называемые <подрывники>.

До 1950 г. в первичной организации был только один доктор наук (профессор Б.
И. Коваленко) и семь кандидатов наук, а уже в 1953 году кандидатские степени
получили шесть человек, в том числе три женщины.

Всего же за это десятилетие кандидатами гуманитарных наук стали 13 человек, физико-математических
и технических наук - 5. В 1955 г. степень доктора педагогических наук получил
В. С. Свер-лов. Таким образом, в отряд научных работников с учеными степенями
влились еще 19 человек.

В 60-е годы членами первичной организации было защищено 11 диссертаций на степень
кандидатов и 5 - на степень докторов наук. В 70-е годы кандидатами наук стали
еще 14 человек, а докторами - 4. За последнее же десятилетие звание кандидата
наук получили 2 человека, а звание доктора наук - 3, в том числе первый, и пока
единственный в СССР, незрячий доктор психологических наук А. Г. Сороковой.

Следовательно, за 60 лет существования Организации среди ее членов стали кандидатами
физико-математических, технических и экономических наук 24 человека, исторических,
филологических, философских и географических наук - 29, докторами физико-математических
и технических наук - 5, гуманитарных наук - 9. Итак, всего 67 ученых, имеющих
ученые степени.

Как известно, основой, низовым звеном отделов и правлений ВОС являются территориальные,
производственные и профессиональные организации. Первичная организация работников
интеллектуального труда - резерв не только педагогов и научных работников, но
и дипломированных, высококвалифицированных административно-хозяйственных кадров.

48

У многих выпускников ленинградских вузов, бывших учителей, прошедших школу общественной
работы в первичной организации РИТ, так сложилась трудовая жизнь, что уже долгие
годы они избираются председателями бюро первичных организаций и ведут большую
культурно-просветительную и социально-реабилитационную работу с людьми среднего
и старшего поколения - членами ТПО ВОС.

Выпуск листа на новом месте: 1636

   2006-01-04 09:34:09 (#496954)

[TIFLO] Глазами родителей

Уважаемые коллеги, я с удовольствием предоставляю слово Александру Николаевичу
Крутову - депутату Государственной Думы, человеку, который активно поднимает
на пленарных заседаниях Государственной Думы вопросы нравственности, в том числе
в средствах массовой информации. Спасибо.

Крутов А.Н. Уважаемое собрание, я думаю, не встретит возражений тот постулат,
что только духовно здоровое общество может построить здоровую экономику.

Если у нас сегодня духовно больное общество, то ни о каком строительстве процветающего
государства, здоровой экономики и говорить нечего.

К сожалению, мы не только утратили критерии - отделять одно от другого, добро
от зла, но и само желание проводить такое отличие. Мы становимся потребителями
во всем. Не только в вещах, не только в напитках, не только в удовольствиях,
но и потребители даже в идеях, в тех идеях, которые нам массированно, целенаправленно
подают средства массовой информации.

У Достоевского в "Великом инквизиторе" массы избавлены от тягот ответственности,
долга, знания, добра, и только он знает всю правду. Кто сегодня взял на себя
роль великого инквизитора? Телевидение.

Телевидение сегодня проводит суды, определяет: кто прав, кто виноват, оно дает
оценку: что хорошо, что плохо, оно выставляет на посмешище одних людей, третирует
других, оно возводит в абсолют одну норму, унижает другую норму, и выдает именно
то, что выгодно сегодня телевидению.

Когда мы говорим: "Телевидение", мы говорим о тех людях, которые стоят сегодня
у власти средств массовой информации, мы говорим о тех людях, которые проводят
либеральную политику, политику, в которой существует такое понятие и определение
как "право волка и овцы". Все вы знаете, большинство из вас, вероятно, знает
это право.

"Право волка" - съесть овцу, он имеет полное право съесть овцу, и овца имеет
полное право быть съеденной волком.

Вот сегодня эта политика, эта позиция и пропагандируется в средствах массовой
информации.

Мы говорим: "Почему у нас так мало уделяется внимания русскому языку, русской
литературе в школе? Почему гуманитарные предметы, почему те предметы, которые
воспитывают в человеке человека, уходят из нашей школы? Почему родители наши
даже не знают, как научить человека, своего ребенка, маленького ребенка, научить
его отличать добро от зла?"

Да всё это происходит потому, что сегодня, к сожалению, вся наша идеология, которой,
говорят, нет, направлена именно на то, чтобы внести в умы, в души людей разброд.

Вы вспомните, был такой заместитель министра господин Асмолов и Министр образования
Днепров. Сейчас они уважаемые люди. По-моему, в Академии образования находятся.
Ведь как они заявляли: для того, чтобы изменить Россию, нам нужно сменить менталитет
русского человека, русского народа. Что значит сменить менталитет? Говоря по-нашему,
по-русски, душу изменить народа. То есть, если мы изменим душу народа, то тогда
мы и сможем провести те все реформы, которые сегодня проводятся.

Почему реформы не получают отзыва в народе? Да потому, что они чужды ему по природе
своей. Но все делается к тому, чтобы поменять менталитет, душу народа, который
воспитывался и создавался именно на определенных православных ценностях.

Сегодня ставится вопрос о том, что давайте мы создадим новую общность. Была общность
- советский народ. Сейчас общность - россияне. Но забывают: а на каких ценностях
мы будем создавать эту новую общность? Россия многонациональная страна, страна,
в которой из покон веков, тысячелетия существуют разные народы, и они взаимообогащают
друг друга. Есть народ государствообразующий - русский народ, который создавал
государство с помощью других народов, но он создавал, как и народ создавался
на определенных ценностях, ибо любой народ создается на определенных религиозных
ценностях. Другого история предложить не может.

Мы говорим, когда приводим в пример Соединенные Штаты Америки, мы должны помнить,
что и Соединенные Штаты Америки создавались на протестантизме, на ценностях протестантизма.
Поэтому и могло создастся это новое, молодое государство, которое сегодня стало
главенствующим в мире.

Мы же сегодня пошли по-другому пути, забыв те наши традиции, ту нашу идентичность.
Мы сначала эмансипировали человека, теперь эмансипируем тело. И сегодня ставится
вопрос: а кого мы освободили - человека или скота, сидящего в человеке? Вот судя
по тому, что вокруг происходит, да, мы освободили вот это вот второе.

Сегодня ведь происходит самое страшное - родители не знают, как воспитывать детей.
Ведь это наша проблема. Поэтому распадаются семьи. Семьи-то не существует как
таковой. Традиционная семья уходит из нашей жизни. И власти... Ни власти, ни
общественные организации не стремятся ее сохранить. Если уйдет семья, все сбросится
на школу. Но школа сегодня, она занята другим. Процесс воспитания из школы тоже
уходит. На первое место, уже сегодня говорилось, входит вопрос образования. Но
образование ни уму, ни воспитанию души не научает.

Я считаю, что мы должны, прежде всего, думать о том, чтобы духовно оздоровить
наше общество, сделать все, чтобы сохранить традиционную семью. Чтобы не было
такого, когда вот вчера заканчивается передача, и оказывается, что вот эти две
какие-то странные дамы, непонятные, так сказать, вдруг, становятся предметом
великого обсуждения, у них какая-то там бабская доля, они сидели в тюрьме, стали
лесбиянками. И мы на протяжении часа должны говорить: хорошо или плохо, дать
ли им воспитывать еще нашего ребенка.

Господа, мы пришли к тому, отчего всю жизнь уходили. Мы человека принижаем до
нельзя. Мы сводим его и впрямь до положения скота. И наши шоумены, наши звезды,
о которых сегодня часто говорят, и которых приводят нам в пример, они поддерживают
вот эту мораль, мораль, которую нам стараются сегодня насадить.

Если из школы уходит мораль, если из семьи уходит мораль, то ни о каком духовном,
здоровом обществе говорить нельзя, ни о какой русской школе, российской школе
говорить тоже нельзя. Потому что духовная составляющая - это основа любого образования,
любого воспитания, воспитания человека.

Я считаю, что сегодня главная наша задача, на мой взгляд, это вот именно обратиться
к духовному в человеке. Со мной не соглашаются, но я уверен, что сегодня самое
главное, что мы должны внести в школу, внести в школу основы православной культуры.
Именно основы православной культуры, той культуры, которая создавала человека,
которая создавало государство, которая сегодня учит, сегодня учит не плохому,
а учит только хорошему.

Понимаете, выбросив то, на чем создавался человек, выбросив из нашей жизни ту
культуру, на которой создавалось и государство, и народ, мы остаемся "иванами,
не помнящими родства". Мне говорят: вы знаете, у нас же многоконфессиональное
государство. А никто не против, конечно. И должны преподаваться и основы ислама,
и основы иудаизма, прочее... Пожалуйста, преподавайте, учите человека, становящегося
гражданином России, добру, ибо ни одна религия, в принципе, не может научить
человека плохому, ибо она учит: не блуди, почитай старших, не укради, не воруй,
не убий... Что плохого в том, что мы будем учить этому наших детей? Плохого в
этом ничего нет. И когда мы говорим о светском государстве, мы не должны забывать,
что верующие люди, они точно такие же налогоплательщики, как и все остальные,
и они имеют полное право по всем нашим законам своим детям преподавать именно
те традиционные ценности, которые сегодня существуют в нашем обществе. Не понимая
этого и не принимая этого мы, к сожалению, не сможем ни воспитать здоровое и
физически, и духовно будущее нашей России.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Я просто хочу, как научный рецензент курса "Основы православной культуры" сказать,
что мы как раз из того и исходили, когда разрабатывали и готовили этот курс.
И сегодня мы готовы. Я вот встречался недавно с Председателем Совета муфтиев
России с Равилем Гайнутдином, мы сказали: давайте, разрабатывайте курс аналогичный.
Культуры православной есть уже курс - пожалуйста, курс исламской культуры. Действительно,
любая религия учит добру. И здесь нужно только приветствовать. И мы совершенно
не понимаем то твердолобие, с которым пытается Министерство образования "зарубить"
этот курс прекрасный.

Вопрос? Но, вообще, мы не планировали в форме вопросов - ответов. Но если такое
уж...

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Вы знаете, когда вы говорите, что мы так сильно волнуемся,
мы волнуемся сильно, да, мы беспокоимся. Мы беспокоимся...

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Но зачем - ладно? Господа, вот я только начинаю говорить,
а мне - да, ладно, зачем это надо? Кстати, если вот... Я, к сожалению, не взял
такие цифры. Недавно я прочитал в одной из газет о загрузке детей в школе. Так
вот, в Японии и в Китае загрузка детей гораздо больше, чем, извините меня, в
России и спокойно, извините меня, к этому все относятся. И если бы большинство
тех предметов, которым сегодня уделяется так много внимания в нашей российской
школе, были бы скорректированы, то всегда можно было бы найти возможность преподавать
те предметы, которые необходимы нашим детям. Это первое.

А второе. Вы говорите: в русской литературе очень много... Так вот, только что
выступали и говорили, что уроки-то русской литературы сокращаются, убираются,
господа. Понимаете. Это одно-то другому не противоречит.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, мы договорились, что у нас здесь "остров свободы",
мы не цензирируем ничьих выступлений, каждый высказывает собственную точку зрения.
Поэтому мы благодарим Александра Николаевича за яркое и интересное выступление.

Выпуск листа на новом месте: 1635

   2006-01-04 08:30:24 (#496922)

[TIFLO] От рабфаков до вузов

Клюшников Е. В. От рабфаков до ВУЗов. К 60-летию ПО РИТ Ленинградского правления
ВОС. М., 1991.

Публикуется в сокращении

Часть5

Постоянной заботой бюро первичной организации # 3 было вовлечение вновь вставших
на учет студентов и представителей интеллигенции в общественную жизнь, что обеспечивало
надежный резерв и преемственность актива в периодически меняющемся составе организации.
Кроме того, бюро устанавливало связи с факультетами, вовлекало незрячих в общественную
работу и в студенческие организации вузов.

Так, в 50-60-е годы принимали активное участие в жизни своих факультетов студенты
Герман Франтов, Владимир Зубов. Студент второго курса истфака ЛГУ Иван Черкасов
был редактором курсовой стенной газеты <Молния>. Третьекурсник философского факультета
Василий Мальков был активным членом редколлегии журнала <Ленинградский студент>
и работал в лекторской группе университета. Студент филфака Валентин Летов являлся
заместителем председателя шефской бригады университета, выезжавшей с концертами
художественной самодеятельности на предприятия города, в колхозы и совхозы Ленинградской
области.

Студент экономического факультета ЛГУ Иван Виноградов много лет был председателем
ревизионной комиссии, а затем и председателем бюро первичной организации, одновременно
выполняя обязанности профорга своего курса. В университете он вступил в партию.
Отличной учебой и активной общественной работой завоевал авторитет и уважение
товарищей, был постоянным участником всех мероприятий и не раз получал Почетные
грамоты за хорошую работу в летние каникулы на строительстве колхозных гидроэлектростанций.
И. Н. Виноградов успешно закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию
и уже более тридцати лет ведет научно-педагогическую работу в Ленинградской лесотехнической
академии им. С. М. Кирова, оставаясь активным общественником в первичной организации
РИТ.

Незрячие студенты принимали активное участие в освоении целинных земель в Казахстане.
Студент IV курса истфака ЛГУ Михаил Зарецкий, абсолютно слепой, летом 1956 г.
поехал в зерносовхоз Акмолинской области, где возглавил бригаду девушек. Работал
на току на ручной веялке, помогал на погрузке, был агитатором и пропагандистом.
Он награжден знаком ЦК ВЛКСМ <За освоение целинных земель> и медалью <За трудовую
доблесть>. О нем писали газеты, сведения попали даже в английскую прессу. Через
16 лет М. Ф. Зарецкий защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата педагогических
наук.

Окончание следует

Выпуск листа на новом месте: 1634

   2006-01-04 06:01:56 (#496905)