[TIFLO] Киев. Бруль

Анализ регулярного обучения работе с компьютером
людей с недостатками зрения
К. Э. Бруль, преподаватель реабилитационной школы ОО <Окно в мир>
При киевском Общественном объединении "Окно в мир" существует компьютерная школа,
в которой с 2002 года проходят регулярные компьютерные курсы для незрячих. За
это время накопился некоторый опыт, наметились тенденции и проблемы, возникающие
при обучении незрячих и слабовидящих работе на компьютере. Всё это я и попробую
осветить в своём докладе.
Общие тенденции компьютерных курсов.
Работа людей с проблемами зрения на компьютере происходит при помощи говорящих
программ и при помощи такого тифлосредства как брайлевская строка. Мир компьютеров
очень быстро изменяется, расширяется и прогрессирует. Происходит постоянная смена
операционных систем, основных и специализированных программ, а также специализированных
компьютерных тифлосредств и обычных периферийных устройств.
Все эти изменения необходимо отслеживать. Поэтому состав курса обучения довольно
часто корректируется. Приходится отказываться от устаревших программ и систем
и вовремя переходить на новые, более современные. Так, например, за два года
работы мы отказались от изучения операционной системы DOS и перешли к более углублённому
изучению сети интернет. Кроме того, несколько раз в году происходит появление
новых версий основных озвучивающих программ и появляется несколько новых специализированных
говорящих программ.
Всё это требует от преподавателя постоянного повышения своего уровня владения
компьютером. Преподаватель должен первым осваивать все новые программы и вовремя
вносить корректировки в состав курса обучения.
Что даёт освоение компьютера людям с проблемами зрения.
Освоение компьютера для незрячих начинается с овладения слепым десятипальцевым
методом набора текста с клавиатуры. На это уходит от 2 до 4 недель. Эти навыки
остаются на всю жизнь и служат базой для всего дальнейшего освоения компьютера.
Первое и очень важное, что осваивает человек с проблемами зрения - это чтение
с помощью компьютера всевозможных текстов. Это могут быть как учебники и другая
специальная литература, так и художественные тексты вплоть до поэзии.
Следующим шагом в освоении компьютера является освоение офисных приложений -
редакторов текстов, табличных процессоров и другого. Это даёт возможность самостоятельно
составлять письма, заявления и другие документы, необходимые в быту и на работе.
Большое внимание уделяется освоению работы в сети Интернет. Это и работа в web-сети,
и работа с электронной почтой, и работа с поисковыми системами. Навыки работы
в сети Интернет позволяют находить нужную информацию для работы и для личной
жизни. Это - новые книги, статьи, обзоры, прогнозы погоды, новые знакомства и
многое другое.
Навыки работы с компьютером позволяют человеку с проблемами зрения получать образование,
приобретать и совершенствовать профессиональные навыки. Это повышает шансы на
трудоустройство в будущем.
Компьютер сильно обогащает и досуг человека. Кроме чтения книг, компьютер даёт
огромные возможности по прослушиванию музыки, просмотру видеофильмов и тому подобное.
Помимо удовольствия, это очень увеличивает стимулы к общению и помогает не отставать
от современной жизни.
Для молодых людей с проблемами зрения освоение компьютера - это, прежде всего,
возможность дальнейшей учёбы. Возможности компьютера по чтению, сканированию
книг и поиску их в Интернете позволяют слабовидящим и незрячим учиться в вузе
наравне со зрячими. Очень облегчают обучение появившиеся недавно цифровые диктофоны
и mp3-плееры, обладающие способностью обмениваться информацией с компьютером.
Проблемы при обучении незрячих и слабовидящих.
Компьютерное обучение людей с проблемами зрения требует большого внимания преподавателя
к каждому из обучающихся. Поэтому группа обучающихся не может быть большой. Мой
субъективный личный опыт говорит о том, что в группе должно быть не более четырёх
тотально незрячих, а общее количество обучающихся не должно превышать 8-10 человек.
Иначе практические занятия становятся неэффективными.
Очень неблагоприятно сказывается на процессе обучения разный уровень начальной
подготовки учеников. Ученикам, не имевшим навыков работы с компьютером, поначалу
тяжело поддерживать нужный темп работы. А ученики, уже знакомые с компьютером,
могут быстро потерять интерес к обучению и упустить тот момент, когда им пора
включаться в работу на полную силу.
Вообще, проще работать с учениками, не имеющими опыта работы с компьютером. Они
сразу начинают учиться правильно работать. Те же, кто имеет приличный остаток
зрения и уже научился работать на компьютере при помощи глаз, очень тяжело поддаются
переобучению. Как правило, они не владеют слепым методом набора текстов на клавиатуре
и уже привыкли работать при помощи мышки и глаз. Весьма трудно отучать их от
этого, потому что работа без мышки на слух происходит поначалу намного медленнее.
И у них просто не хватает терпения освоить новый стиль работы до такой степени,
чтобы работа на компьютере стала быстрой и приятной. Они продолжают перенапрягать
своё слабое зрение, всматриваясь из последних сил в экран и в клавиатуру, потому
что успели привыкнуть так работать.
Обязательным условием успеха обучения является наличие компьютера дома. Полученные
на занятиях навыки нужно многократно закреплять и углублять самостоятельной работой
на компьютере. Иначе эти навыки теряются в течение двух недель.
Первый месяц занятий является критическим. Поначалу работа на компьютере кажется
тяжёлой и неподдающейся освоению. Это происходит потому, что на человека обрушивается
много новой и непривычной информации. И не на кого равняться. Мало ещё примеров
для подражания. Слишком мало ещё незрячих освоили работу с компьютером.
Есть ещё одно очень большое психологическое препятствие. Для освоения компьютера
большинству людей с проблемами зрения пока не хватает стимулов. Исключение чаще
всего составляют студенты и старшие школьники. Они хорошо понимают, зачем им
нужен компьютер. Люди же более старшего возраста часто не чувствуют насущной
необходимости осваивать компьютер. Они не верят, что освоение компьютера поможет
им трудоустроиться. Они прекрасно понимают, что система трудоустройства инвалидов
по зрению, которая бы учитывала их образование и склонности, пока просто отсутствует.
Поэтому многие бросают курсы, столкнувшись с первыми же трудностями. К тому же,
ни ученики, ни государство не оплачивают сейчас курсы. Поэтому со стороны учащихся
отсутствует ответственность за собственное обучение. Многие воспринимают это
обучение как факультатив.
Выводы.
Для успешного проведения компьютерных курсов среди людей с проблемами зрения
нужна помощь опытных педагогов и психологов, а также помощь со стороны государства.
Педагоги и психологи должны помочь в разработке программ курсов. Такие программы
должны помочь начинающим преодолеть первоначальный психологический барьер и поверить
в свои силы. Нужно каким-то образом нейтрализовать различные уровни начальной
подготовки учеников. Видимо, должно быть несколько ступеней компьютерных курсов,
чтобы на каждой из ступеней занимались люди с примерно одинаковым уровнем владения
компьютером. И очень желательно хотя бы на начальном этапе обучать раздельно
незрячих и слабовидящих, поскольку скорость усвоения навыков работы у них отличается
по началу в несколько раз.
Важна как материальная, так и организационная поддержка со стороны государства.
С одной стороны, для проведения компьютерных курсов требуется дорогая современная
компьютерная техника. С другой стороны, учащиеся должны быть стимулированы к
обучению перспективой трудоустройства.
Выпуск листа на новом месте: 1658