Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2008-05-17

[TIFLO] ЕГЭ может угробить систему образования

]Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
<ЕГЭ может угробить систему образования в целом>
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов в интервью "Газете"
Перед праздниками все регионы России впервые приняли участие в пробном ЕГЭ, а
уже 16 мая выпускникам предстоит сдавать настоящий экзамен. Пока у школьников
есть альтернатива, и они могут при желании выбрать традиционную форму экзамена,
но уже через год никто не избежит единого экзамена. О том, как будет развиваться
система оценок, корреспонденту <Газеты> Анастасии Новиковой рассказал один из
создателей ЕГЭ, бывший глава Рособрнадзора, вице-президент Российской академии
образования (РАО) Виктор Болотов.

Современный ЕГЭ отличается от того, что вы когда-то задумывали?

Мы еще с Владимиром Филипповым (министр образования в 1998-2004 годах. - <Газета>)
в 2000 году задумывали, что в вузы надо брать по итогам независимой оценки
и обязательно туда должны поступать победители олимпиад. Было очевидно, что для
творческих вузов нужно сохранить дополнительные испытания. Сейчас это осталось.
Единственное, что изменилось, - это то, что результат ЕГЭ будет действителен
в течение двух и даже трех лет. То есть разработчики тестов должны сделать
их такими, чтобы результаты были сопоставимы и через год, и через два. Это очень
непростая задача, сейчас над ней работают в Федеральном институте педагогических
измерений, ну и РАО внесет свой вклад.

Если ЕГЭ останется единственной формой внешней оценки, то это угробит и ЕГЭ,
и систему образования в целом. Многие предлагают добавить к сертификату ЕГЭ
портфолио и характеристику из школы, но если мы это введем с кондачка, то будет
точно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Если
школьная характеристика будет влиять на поступление в вуз, через два года все
дети будут политически грамотными и морально устойчивыми. Только некоторые
заслуженно получат отличные характеристики, а другие - за деньги или благодаря
родителям. Поэтому пока внешние оценки - это олимпиады и конкурсы. Но этого
недостаточно. Например, для инженерных специальностей никогда раньше не проверяли,
умеет ли ребенок работать руками, и в рамках ЕГЭ мы тоже не можем этого
узнать. Сейчас мы разрабатываем систему независимых центров, где каждый ребенок
сможет прийти и показать, что он умеет делать руками. Он получит сертификат,
что на определенном уровне владеет различными навыками. Главное - распространить
эту систему по всей России, чтобы не только городские, но и сельские ребята
могли получить дополнительные баллы.

Одной из задач ЕГЭ было побороть коррупцию. Но из кавказских республик, например
из Дагестана, приезжают дети с блестящими результатами, поступают в вузы
и через полгода вылетают.

Я вам раскрою тайну: в Дагестане успеваемость по русскому и математике хуже,
чем в России в целом. Юг России сдает ЕГЭ хуже, чем Россия в среднем. Каждый
год мы аннулируем результаты нескольких сотен человек, когда нет обоснований,
почему они получили такие хорошие результаты. Мы проверяем всех стобалльников
вплоть до того, как они учились в первом классе, кто у них родители. Кстати,
дети начальства редко получают 100 баллов. Но эксперты считают, что коррупциогенность
ЕГЭ на порядок ниже, чем традиционных вступительных экзаменов. Раньше нужно было
договориться с двумя-тремя людьми. В условиях ЕГЭ придется подкупить несколько
десятков человек, и риск разоблачения велик. Единственная форма нарушений, которая
существует сегодня, - это коллективный сговор комиссии, которая проводит
ЕГЭ, коллектива школы, родителей и учеников. Большая часть отмены результатов
происходит, когда вся школа сдала лучше других. Сейчас готовятся поправки
в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым людям, уличенным
в этом, запретят преподавать в школе. Уже было несколько таких случаев.

В этом году ЕГЭ по литературе стал необязательным. Многие опасаются, что из-за
этого школьники вообще перестанут читать.

Дети просто живут в другом мире, и для них, особенно в крупных городах, источником
информации стала не книга, а интернет и СМИ. Это проблема клипового мышления.
Подросток привык работать с фрагментами информации. В этом отношении обязательность
экзамена по литературе не играет никакой роли. Большая часть как не
читала, так и читать не будет. ЕГЭ по математике - обязательный экзамен, при
этом 20% двоек. Отменили бы этот предмет - стало бы 30% неудов. Другое дело
- набор обязательных экзаменов для разных профилей. Гуманитарии выступают против
обязательного экзамена по математике, а для технарей сложно сдавать литературу.

Для разных профилей нужно сделать разный набор обязательных экзаменов. Кстати,
по поводу русского языка никто не возмущается. Но с этим предметом проблемы
у детей, у которых русский неродной, а таких детей и в Москве много. По математике
мы в этом году дали право тем, кто изучал математику в небольших объемах,
раз этот экзамен обязательный, определять, за какое количество баллов какую оценку
ставить. В будущем придется вводить такую систему и по русскому языку
для национальных школ.

Хорошо ли, что такие вузы, как МГУ, получили особый статус и проводят дополнительные
вступительные испытания?

МГУ в этом году стал принимать по результатам ЕГЭ. Одна из целей ЕГЭ - это доступность
качественного высшего образования для всех детей. Сегодня победителями
международных олимпиад становятся дети из таких поселков, про которые ничего
не слышали. Тут мы добились серьезных успехов. На момент начала эксперимента
с ЕГЭ в ведущие вузы Москвы и Петербурга поступали 75% москвичей и петербуржцев
и 15-25% всех остальных. Хотя в советские времена пропорция была обратная:
четверть москвичей и ленинградцев, а остальные три четверти - со всего Союза.
Сейчас - 50 на 50. Число ребят из села в региональных вузах увеличилось в
разы.

Очень важная задача - закрыть плохие вузы и обеспечить доступность хорошего образования.
И никакие дополнительные испытания подавляющему большинству вузов
не нужны. Кстати, что касается вузов-лидеров, то СПГУ начал принимать результаты
ЕГЭ, как только Санкт-Петербург включился в эксперимент. Физтех два года
посмотрел и тоже стал брать результаты ЕГЭ. Для них очень важно портфолио, потому
что приемная комиссия, которая состоит из профессоров и академиков, с
большим удовольствием примет парня, у которого на пару балов меньше по математике,
зато он - кандидат в мастера спорта. Это и есть независимая внешняя
оценка.

Сейчас с подачи вновь избранного президента России резко сокращаются юридические
факультеты. Какая следующая специальность может подвергнуться такой чистке?

Юристов в России готовится очень много, и в основном это второе высшее образование.
Такие вузы никто закрывать не собирается. Например, в городе N есть
три государственных университета, пять филиалов государственных вузов и десяток
негосударственных, и все готовят юристов. Прогнозная потребность юристов
в общем известна в этом субъекте федерации, и бюджетные места под эту прогнозную
потребность будут выдаваться тому вузу, у которого самый сильный потенциал.
Все остальные продолжат готовить, если они это делают качественно.

Рособрнадзор хочет ужесточить требования к вузам, которые готовят по юридическим
специальностям. Например, сделать обязательным наличие собственной криминалистической
лаборатории, юридической библиотеки. Особое внимание собираются уделить преподавателям.

Следующая специальность, на которую будем смотреть так же придирчиво, - экономисты
и управленцы. На самом деле будут ужесточаться требования ко всем видам
образовательных учреждений, по всем специальностям.

06.05.2008 / АНАСТАСИЯ НОВИКОВА
Материал опубликован в "Газете" Н82 от 06.05.2008г.
http://gzt.ru/education/2008/05/06/060800.html

Выпуск листа на новом месте: 3396
количество подписчиков: 188

   2008-05-17 09:50:02 (#746984)

[TIFLO] ЕГЭ в Екатеринбурге

]Первый канал. Официальный сайт 16.05.2008
В Екатеринбурге сделали специальные бланки ЕГЭ для слабовидящих детей
Сегодня выпускники российских школ сдают первый в этом году Единый госэкзамен.
Свои знания проверят те, кто решил сдавать иностранный язык или информатику.
На выполнение работы отводится 2 часа 40 минут. Списать практически невозможно
- вариантов заданий множество, а бланки раздают в запечатанных конвертах.
А в Екатеринбурге упростили проверку знаний для слабовидящих детей. Экзаменационные
листы для них отличаются от обычных.
Репортаж Валентина Бессонова.
Специальные бланки Единого госэкзамена сделаны для слабовидящих детей, они вдвое
больше. Ещe в прошлом году учащиеся трeх коррекционных школ Екатеринбурга
писали ЕГЭ, так же как и остальные выпускники, на листах формата А4. Теперь для
каждого из них отпечатан комплект бланков с увеличенным шрифтом
Фeдор Ковалев, руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ по
Свердловской области: "Единый госэкзамен - это на сегодня единственная форма
вступительных экзаменов в вузы на бюджетную форму обучения, но а дети с ограниченными
возможностями тоже имеют право на обучение, соответственно им необходимо
пройти такую форму вступительных испытаний".
Дети со слабым зрением в этой коррекционной школе на экзамен, на всякий случай,
пришли с лупами. Но они в этот раз не пригодились.
Анна Еремеева, ученица 12-го класса коррекционной школы имени С. А. Мартиросяна:
"Клеточки маленькие, и бывает, вылезаешь, и бывает, не дочерчиваешь, и
компьютер эти ответы уже не засчитывает, с большими намного проще, его намного
лучше видно".
Однако инспекторы Управления образования Екатеринбурга до сих пор уверены, что
слабовидящие школьники должны сдавать экзамены билетам. Якобы для них это
проще, чем тесты госэкзамена.
Евгения Умникова, начальник управления образования Екатеринбурга: "Это те ученики,
которые сдают экзамены в щадящем режиме, в традиционной форме аттестации,
то есть, как и раньше сочинение и математика письменная работа".
Как незрячие дети Екатеринбурга будут сдавать ЕГЭ, до сих пор не решено. В уральские
школы специализированные материалы для них пока ещe не поступали.
Оксана Колетник, педагог-логопед коррекционной школы имени С. А. Мартиросяна:
"Пока нам не предоставили никаких вариантов. Может это будет аудио, может,
будет специально напечатанный по Брайлю материал, мы пока не знаем".
Сейчас учителя екатеринбургских коррекционных школ внимательно работают над тем,
как создать оптимальную систему аттестации для их учеников. Педагоги уверены,
для успешной сдачи единого госэкзамена детям с ограниченным зрением всего-то
необходимо создать все условия.
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=121604&p_news_razdel_id=1

Выпуск листа на новом месте: 3395
количество подписчиков: 188

   2008-05-17 05:52:22 (#746966)

[TIFLO] Инклюзивное образование в Армении

]Новости - Армения
В Армении планируется открыть еще 18 школ инклюзивного образования

14:41 | 15/ 05/ 2008

ЕРЕВАН, 15 мая. /Новости-Армения/. В Армении к сентябрю 2008 года планируется
открыть еще 18 школ инклюзивного образования, сообщила в четверг журналистам
главный специалист по специальному образованию управления общего образования
министерства образования и науки Армении Анаит Мурадян.

При этом она добавила, что на данный момент в Армении действуют 14 подобных школ,
четыре из которых находятся в Тавушской области.

<На сегодняшний день преподавательский состав 18 общеобразовательных школ Армении
проходят переподготовку>, - сказала она.

По словам Мурадян, если по окончании курса переподготовки все отобранные учителя
сдадут тест, то к сентябрю 2008 года минобразования готово открыть еще
18 школ инклюзивного образования.

<В процессе создания инклюзивной школы должны быть задействованы родители, весь
персонал школы, включая охранников, поваров и т.д., а также ученики>, -
сказала она.

По ее словам, инклюзия означает раскрытие возможностей каждого ученика-инвалида
с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям
и учитывает его потребности.

Мурадян отметила, что в основном в Армении в школах с инклюзивным образованием
учатся дети с ограниченными умственными способностями и практически нет детей
на инвалидных колясках.

В конце 2007 года в ведении Министерства труда и по социальным вопросам Армении
находилось 158758 тыс. инвалидов, из которых 68004 - женщины и 8690 инвалидов
в возрасте до 18 лет. -0--
http://newsarmenia.ru/arm1/20080515/41877115.html

Выпуск листа на новом месте: 3394
количество подписчиков: 188

   2008-05-17 05:48:46 (#746965)

[TIFLO] Инклюзивное образование в Дагестане

]РИА "Дагестан"
Марии Каливис понравилась методика инклюзивного образования, внедренная в гимназии
Н4 Махачкалы

16.05.2008 , 14:04

Версия для печати

Сегодня, 16 мая, региональный директор ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной
Европы и стран Балтии и СНГ Мария Каливис приехала с рабочим визитом в
республику Дагестан.

Одной из целей её визита стало привлечение внимания общественности к проблемам
детей на Северном Кавказе. За единственный день пребывания в горной республике
делегацию представителей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) ожидает насыщенная программа
мероприятий.

Сегодня утром госпожа Каливис и её коллеги в сопровождении министра образования
и науки РД Алексея Гасанова и заместителя главы дагестанской столицы Ольги
Портнягиной посетили городскую гимназию Н4.

Как известно, 29 февраля этого года на базе этой гимназии Махачкалы был открыт
коррекционный класс для детей с нарушениями опорно-двигательной системы.
Этот проект стал возможен благодаря сотрудничеству ЮНИСЕФ и министерства образования
и науки Дагестана. Смысл проекта заключается в создании благоприятных
условий и атмосферы, дружественной к детям. Дети, имеющие диагноз <церебральный
паралич>, теперь интегрируются в общеобразовательные школы. Все, кто посетил
гимназию, смогли убедиться в том, что в школе уже обустроены пандусы и адаптированы
пороги для инвалидов-колясочников.

После посещения специализированного кабинета для детей из коррекционного класса
министр А. Гасанов и госпожа М. Каливис беседовали о том, как устроена в
республике схема социальной адаптации детей, и как важно, чтобы дети с ограниченными
возможностями получали образование в массовых школах. По общему мнению,
ребенок должен избежать <наклеивания> на него обидного ярлыка инвалида. Да и
обществу уже пора поменять свое отношение к тем, кто страдает недугами.

В беседе с корреспондентом РИА <Дагестан> Мария Каливис подчеркнула, что очень
довольна тем, что увидела в школе: <Это очень важно и нужно - поддерживать
детей. Нужно, в первую очередь, нам самим. В западных странах, особенно в Европе,
такие программы, интегрирующие людей с ограниченными возможностями в
социум, работают где-то лучше, где-то хуже, но дольше, чем в России. Надо всем
участникам современного общества стремиться быть толерантными по отношению
к тем, кто отличается от общей массы>.

Во время разговора участников встречи прозвучало и то, что в планах на ближайшую
перспективу намечено открытие еще одного коррекционного класса в МОУ Н4
Махачкалы. По словам директора гимназии Ирины Пашук, в настоящее время в коррекционном
классе обучаются разновозрастные дети. На данном этапе нужно разделить
детей дошкольного возраста и девятилетних учеников. Кроме того, в будущем учебном
году министерство образования и науки Дагестана выделит школьный автобус
специально для коррекционного класса. Также Ириной Петровной в ЮНИСЕФ была подана
заявка на прогулочные коляски.

<Отрадно, что ни одна просьба не остается без внимания, и никто не отказывает.
Пока это только начало, но очень удачное. Радуют перспективы расширения,
и мы готовы выделить еще один кабинет для нового экспериментального класса. Мне
кажется, если уж взялись за дело, нужно продолжать>, - поделилась директор
МОУ Н4 Махачкалы Ирина Пашук.

Ощутимые изменения произошли и в жизни тех детей и родителей, кому, как они сами
говорят, посчастливилось попасть в этот класс. Эти ребята проводят в школе
почти весь день: с 9 до 18 часов, то есть работает группа продленного дня. Обучают
их по общей программе, но подход к ним особенный. На уроке преподавательнице
помогает воспитатель - нередко детям нужно помочь в передвижении по классу.
В коррекционном классе специализированная ученическая мебель. Один из учеников
класса не разговаривает, а другой в силу болезни не может писать. Выручает компьютер,
на котором можно выполнять задания.

Мама девятилетнего Джамала признается, что до сих пор её сын получал домашнее
образование: <Раньше он был замкнутым ребенком и стеснялся гулять в коляске
- считал, что над ним будут издеваться и дразнить. Теперь у него появились друзья,
новый круг общения. Это сказалось и на успеваемости. Ведь в коллективе
гораздо интереснее учиться>.
http://www.riadagestan.ru/news/2008/05/16/66915

Выпуск листа на новом месте: 3393
количество подписчиков: 188

   2008-05-17 05:47:26 (#746964)

[TIFLO] Клуб "Интеграция" на радио "РАНСиС"

] Приветствую всех участников рассылки. 17, 18, и 19 мая всем слушателям радио
"РАНСиС" представляется возможность услышать запись заседания клуба "Интеграция",
которое состоялось 23 апреля 2008 года. Основными гостями и докладчиками на нём
были: Леонид Клюев - менеджер по социальным проектам компании "Microsoft
Russia" и Tobias Winnes - вице-президент компании "Freedom Scientific". Оба докладчика
достаточно подробно рассказали о различных направлениях работы своих
компаний, поделились некоторыми планами на будущее и ответили на многочисленные
вопросы, касающиеся работы с компьютером незрячих и слабовидящих людей.
17 мая в субботу эфиры состоятся в 14.35 и 23.35
18 мая в воскресенье - в 13.35
19 мая в понедельник в 10.35
Время везде указано Московское.
Желаю всем приятного прослушивания.
С уважением Роговских Игорь - программный директор радио "РАНСиС".

Выпуск листа на новом месте: 3392
количество подписчиков: 188

   2008-05-17 04:53:16 (#746960)