[TIFLO] Госдума "убьет двух зайцев"
]09 июля 2008 09:48
Елена Фомина
Госдума "убьет двух зайцев"
Рост инфляции в последние месяцы заставляет чиновников-экономистов прилагать
практические усилия по ее замедлению. Однако ощутимых результатов пока нет.
Поэтому за дело взялись политики, которые все чаще начали предлагать свои варианты
мер по борьбе с этим явлением. А поскольку уникального рецепта еще пока
не придумано, то и их предложения зачастую кардинально разнятся.
Традиционалисты и новаторы
Так, даже в "Единой России" нет однозначной позиции в отношении борьбы с ускоряющимся
ростом цен. Большинство единороссов, конечно же, придерживается точки
зрения министерства финансов. Политика ведомства Алексея Кудрина, попросту говоря,
сводится к увеличению роста темпов производства, к снижению количества
"застойных" денег, находящихся в "запасниках" госкорпораций и прочее. При этом
финансовое состояние работающих граждан должно улучшиться в пропорции к
росту производимой продукции. А, соответственно, налоговые сборы обеспечат возможность
индексации пособий неработающим людям.
Премьер правительства Владимир Путин в целом поддерживает политику Кудрина. В
связи с чем, как сообщил Стране.Ru высокопоставленный источник в "Единой России",
присутствовавший на встрече Путина с единороссами в пансионате "Лесные дали",
глава кабинета министров был несколько удивлен, когда председатель думского
комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев в присущей ему пламенной
манере изложил свой неординарный вариант борьбы с инфляцией. Кстати, свое
видение проблемы глава комитета в несколько упрощенной форме уже представил на
пресс-конференции во вторник.
По мнению Исаева, необходимо выделить несколько наиболее незащищенных групп населения,
к которой должны относиться инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,
многодетные и неполные семьи, неработающие одинокие пенсионеры и т.д., и на них
сконцентрировать основную социальную поддержку
в виде специальных продовольственных сертификатов, дающих право на отоваривание
продуктами по льготным ценам во время инфляционного кризиса. Главным по
раздаче льгот в данном случае он предложил сделать Пенсионный фонд.
В свою очередь, глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству
Евгений Федоров во главу угла в деле борьбы с инфляцией ставит развитие
инновационного производства. Он считает, что инфляция не поддается управлению,
т.к. "нет и половины механизмов для борьбы с ней". Появиться эти механизмы
могут только после принятия ряда законов.
В связи с этим, на осень намечено рассмотрение нескольких отраслевых законопроектов.
В первую очередь, это касается закона о торговле. В этом документе
планируется, в частности, четко прописать основные аспекты антимонопольной политики.
А это, в свою очередь, даст возможность несколько снизить цены ряда
недобросовестных продавцов.
Вместе с тем, возникает необходимость в том, чтобы не только руководство страны
боролось с инфляцией, но и гражданское общество также не оставалось в стороне.
Федоров заверил парламентского корреспондента Страны.Ru, что гражданское общество
вполне может справиться с этой задачей и разделить с государством ответственность
за ее реализацию. Причем, основой гражданского общества, по его мнению, способны
стать представители среднего и малого бизнеса. Поэтому сейчас "необходимо
не только защитить бизнес от административного произвола, но и создать благоприятные
условия для его развития", - подчеркнул депутат.
Антикоррупционная революция
Пакет законопроектов, касающийся ликвидации административных барьеров для малого
и среднего бизнеса, депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении уже 3 сентября.
Евгений Федоров полагает, что документы, которые обсуждались в ходе парламентских
слушаний во вторник, будут внесены правительством в парламент через 2-3
недели. Напомним, что депутаты обсуждали проекты законов, разработанные в недрах
Минэкономразвития, в рамках указа президента России Дмитрия Медведева
от 15 мая 2008 года "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений
при осуществлении предпринимательской деятельности".
Норму законопроекта, касающуюся проверок работы предпринимателей, поистине можно
назвать революционной. С первого числа будущего года, а именно на это время
запланировано вступление закона в силу, без особого разрешения чиновники не смогут
приходить на предприятия чаще одного раза в три года.
В общей сложности все контролирующие инстанции не смогут проверять предприятия
малого бизнеса более 70 часов в год.
На сегодняшний день действует около 30 видов госконтроля только на федеральном
уровне и еще 85 контролирующих органов - в субъектах России, - рассказала
в ходе парламентских слушаний замминистра экономического развития Анна Попова.
Напомним, что сейчас в офис предпринимателя могут ворваться с проверкой
пожарники, милиционеры, представители санэпидемстанции и службы охраны труда
и т.д. В министерстве посчитали, что в России проходит более 20 млн. проверок
в год, которые обходятся федеральному бюджету в более чем 162 млрд. рублей. В
большинстве случаев такие проверки носят внеплановый характер.
В связи с этим, законопроектом предлагается существенно сократить основания для
внеплановых проверок, "от которых малый бизнес страдает больше всего". "Основанием
для проведения таких проверок будет считаться информация о возникновении угрозы
жизни и здоровью людей, а также о нанесении ущерба окружающей среде или
возникновении аварийных ситуаций", - пояснила замминистра.
Выездные внеплановые проверки предприятий малого и среднего предпринимательства
предлагается разрешить только с санкции прокурора субъекта России, на территории
которого располагается компания.
Кроме того, результаты проверки могут быть признаны недействительными в случае
обнаружения ряда нарушений, перечень которых также определяется в законе.
К числу таких грубых нарушений относятся отсутствие оснований для проведения
проверок, согласования с прокурором субъекта России и уведомления о проверке
- добавила Попова.
Вместе с тем, депутат Кира Лукьянова считает, что в отношении проверок правоохранительными
органами кроме всего прочего законом необходимо определить четкие
процедуры, которые наделят правами не только милицию, но и лиц, в отношении которых
проводятся проверки. "К примеру, проведение проверок, направленных
на пресечение правонарушений и преступлений, будет возможно только при наличии
соответствующего повода к возбуждению уголовного дела, и только в соответствии
с процедурами УПК РФ и КоАП РФ, а не так, как захочется отдельным чиновникам
в погонах", - рассказала она в процесс парламентских слушаний.
По мнению депутата, те барьеры, которые искусственно создаются различными вневедомственными
структурами и должностными лицами не должны оставаться безнаказанными,
"мы должны рассматривать это как противодействие концепции национальной безопасности
России". В интервью Стране.Ru она сообщала, что только за 2007 год
было возбуждено 5 тыс. уголовных дел и привлечено к ответственности свыше 38
тыс. должностных лиц в связи с незаконными проверками малого предпринимательства.
Законопроект вводит и еще одно долгожданное новшество. "Вместо многочисленных
согласований и ограничений вводится уведомительный порядок начала предпринимательской
деятельности", - сказала Анна Попова. Малые предприятия в сферах, где "сосредоточена
львиная доля малого и среднего предпринимательства", в частности,
в гостиничных и бытовых услугах, общепите, розничной и оптовой торговле, пассажирских
и грузоперевозках, будут заполнять и отправлять по почте только одно
уведомление. Замминистра уточнила, что эти уведомления будут "открытыми и прозрачными",
их учет будет вести уполномоченный орган.
Кроме того, законопроект предполагает в ряде случаев заменить лицензирование
отдельных видов деятельности страхованием. Новые правила потребуют обязательного
создания некого фонда на предприятии, чтобы в случае необходимости оно могло
компенсировать ущерб третьим лицам. Нововведения затрагивают перевозки, эксплуатацию
взрывоопасных объектов и почтовой связи.
Вместе с тем, Евгений Федоров не считает этот пакет законопроектов панацеей от
всех коррупционных бед. По его словам, депутаты "не переоценивают" законопроекты,
обсуждавшиеся в ходе слушаний и считают, что они окажут достаточно эффективное
влияние только в течение нескольких лет. "Мы считаем, что удержать чиновников,
а идея законопроектов удержать чиновников от вмешательства в дела малого бизнеса
- принципиально невозможно, - подчеркнул глава комитета по экономполитике.
- Их можно ударить по рукам на какое-то время, создать некие новые привычки,
но потом они опять будут раскачиваться".
В свою очередь, ряд представителей малого бизнеса в беседе с корреспондентом
Страны.Ru охарактеризовали этот пакет законопроектов, как "глоток свежего воздуха".
Сошлись они и во мнении, что реализация данного закона на практике даст возможность
предпринимателям на порядок снизить цены на конечный продукт. Ведь "львиная
доля" стоимости товара состояла из расходов на взятки проверяющим чиновникам.
А раз хотя бы некоторые цены снизятся, это может стать ощутимым вкладом в
борьбу синфляцией.
Контроль без чиновника
Вполне понятно, что ниша отмененного государственного контрольного "ока" за предприятиями
малого бизнеса должна быть занята новыми формами регулирования
качества товаров и услуг. Поэтому вторым этапом после принятия пакета законопроектов,
по мнению главы комитета по экономполитике, станет усиление роли
самоуправления малого бизнеса. В связи с этим должна возрасти роль саморегулируемых
общественных организаций предпринимателей, проще говоря, своеобразных
"профсоюзов работодателей". "Мы считаем, что надо дать власть этим организациям,
которые позволят частично уравновесить власть муниципальных госорганов",
- считает Евгений Федоров.
Вместе с тем,
глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский предложил уже сейчас
построить экономическую модель для малого бизнеса вообще "без чиновника".
По его мнению, контролер уместен, только когда есть конкретная жалоба на работу
предпринимателя.
Так, в развитых странах потребители сами защищают свои интересы. "А у нас государство
само установило правила, само выдает лицензии и само за потребителя
в лице Роспотребнадзора и других органов осуществляет контроль", - возмутился
депутат.
Плескачевский считает, что необходимо создать такой рыночный механизм, в котором
не останется места для чиновника. "Чиновник заполняет собой все пространство,
которое ему оставляют", - подчеркнул депутат. В связи с этим, по его мнению,
нужно стимулировать развитие саморегулируемых организаций и потребительских
сообществ.
При этом создание саморегулируемых организаций необходимо только в тех сферах
деятельности, где может возникнуть угроза для жизни и здоровья человека, а
также ущерба имуществу, - пояснил Виктор Плескачевский парламентскому корреспонденту
Страны.Ru.
Это, в первую очередь, относится к строительным организациям. Качество строящихся
в России жилых домов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Зачастую
строители даже не удосуживаются перед началом работ свериться с картой метрополитена.
За примерами далеко ходить не надо. Не далее как во вторник вечером, по сообщениям
СМИ, в московском метрополитене на перегоне Серпуховско-Тимирязевской
линии между станциями "Южная" и "Чертановская" строители, ведущие буровые работы
на пересечении Сумского проезда и ул. Кировоградской, повредили шахту,
после чего в пробитое отверстие стала поступать вода.
Кроме того, в комитете по собственности сейчас обсуждают идею введения саморегулируемых
организаций и в области здравоохранения. К сожалению, врач сегодня
является совершенно безответственной фигурой, т.е. его ответственность сопоставима
с ответственностью медсестры. Можно ставить великолепное оборудование,
но отсутствие ответственности значительно занижает общий уровень медицинского
обслуживания в стране, - считает глава комитета.
Вместе с тем, по мнению Плескачевского, торговая точка не должна подпадать под
контроль саморегулируемых организаций. Здесь проверки вполне возможно заменить
техническими регламентами на продукцию, прописав в законе соответствующую ответственность
за отступление от качественных характеристик. Напомним, что Госдума
принимает такие регламенты по аналогии советскими ГОСТами, где прописаны характеристики
товаров.
А для более яркого информирования потребителя о качестве, дате и месте производства
того же продукта питания, возможно отрегулировать в техническом регламенте
по аналогии с сигаретной пачкой, чтобы надпись на упаковке занимала 30% от общей
площади. И тогда покупатель уже сам должен будет сделать выбор: покупать
ему или нет недоброкачественный товар, - считает глава думского комитета.
http://www.strana.ru/doc.html?id=103549
Выпуск листа на новом месте: 3604
количество подписчиков: 198