Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Держи курс

Тифломир

Держи курс!

Наверняка, каждому незрячему и слабовидящему человеку хоть раз приходила в
голову мысль о том, как хорошо было бы раздобыть какой-нибудь волшебный
приборчик,
который бы и путь-дорогу указывал, и о препятствиях неожиданных
предупреждал: <Направо пойдёшь - аптеку найдёшь, налево пойдёшь - в яму
попадешь, а прямо
пойдёшь - дом обретёшь>. Правда, как в сказке? А ведь мы с вами живём в
двадцать первом веке, и когда-то выдуманные ковры-самолёты,
скатерти-самобранки
и волшебные клубочки, благодаря которым никогда не сойдёшь с нужной
тропинки, встречаются нам буквально на каждом шагу. Выглядят они, конечно,
не совсем
по-сказочному, но зато роль свою выполняют безукоризненно. Кажется, что без
них нам уже никак не обойтись: не добраться до гавайских островов без
надёжного
крыла красавца-Боинга, не состряпать <на скорую руку> чудный обед, удивив
неожиданных гостей, не найти нужное направление без всезнающего
автомобильного
навигатора. А ведь он может оказаться полезным не только для автомобилистов,
но и для незрячих пешеходов. Что же это такое и как обращаться с этим
новичком
в мире реабилитационных средств? С этими вопросами мы и обратились к Алексею
Боброву, которому в числе первых удалось освоить и применить на практике
пока
еще малознакомую нам науку GPS-навигации.

- Алексей, чуть больше полугода назад в Москве впервые были организованы и
проведены курсы GPS-навигации, и Вы были одним из участников
экспериментальной
группы. Расскажите, пожалуйста, как появилась мысль о том, что подобные
занятия необходимы незрячим?

- Как-то прошлой зимой художественный руководитель КСРК Анатолий Николаевич
Хаялетдинов был у нас в Cтавропольском крае. Мы с нашим председателем
Анатолием
Алексеевичем Донцовым встретились с ним, и после обсуждения всех текущих
вопросов речь зашла и о GPS-навигации. Я рассказал о том, что серьёзно
увлёкся
ею, что она очень популярна и важна для незрячих. С нами была Ирина
Николаевна Зарубина, которая сказала: <Навигацию надо продвигать и даже
организовать

в течение двух месяцев практически полностью организовал такие курсы. Были
подготовлены программы, приглашены отличные преподаватели - Светлана
Цветкова и Александр Пивень (именно они в России продвигают GPS-навигацию).
Первая
группа состояла из шести человек - собрали ребят из разных регионов, в их
число попал и я.

- Сколько времени обучают на курсах, как был организован сам процесс?

- Мы учились целый месяц, и нагрузка была немаленькой: работали с девяти до
семнадцати часов. Весь день был занят: иногда находились в классе (много
работали
с компьютером, Интернетом, загружали, формировали карты, прокладывали
маршруты, изучали пальцами тактильные наглядные пособия, создавали карты
местности
при помощи конструктора <Ориентир>), и обязательно выходили на местность в
разные районы Москвы, начиная с парка, прилегающего к КСРК, и заканчивая
достаточно
далёкими районами, в которые я раньше без GPS-навигации даже боялся
заглянуть. Одним словом, курсы проходили очень интенсивно. Тогда же в
форумах незрячих
развернулась полемика: <А стоит ли вообще заниматься подготовкой
GPS-навигаторов?> Некоторые высказывали мнение о том, что любой незрячий,
взяв в руки
прибор, способен изучить его самостоятельно, для этого не надо приезжать в
Москву, важно только, чтобы незрячие сами верили в то, что им это полезно и
необходимо. Но я думаю иначе. В результате курсов я узнал намного больше,
чем мог бы узнать самостоятельно. И сейчас мне даже сжатый материал не
удаётся
объяснить другим меньше, чем за две недели. Приходится рассказывать, какими
навигаторами лучше пользоваться, как с ними обращаться и, если отрабатывать
теоретический материал на практике, как раз и будем заниматься не меньше
месяца.

- Не могли бы Вы и нам <на пальцах> объяснить, как работает GPS-навигация?

- Обычно незрячие и слабовидящие используют небольшой приборчик, который
легко найти в продаже. Для нас необязательно наличие экрана, но необходимо,
чтобы
он через bluetooth подключался к телефону smartfon. Обязательные условия:
во-первых, телефон smartfon, и, во-вторых, навигатор. Иногда производители
современных
телефонов встраивают его непосредственно в корпус - так что можно сразу
приобрести всё необходимое. После этого на телефон ставится программа
Loadstone
(в переводе с английского языка - это магнитный железняк, магнит, компас).
Понадобится ещё и карта местности, на которой будут расставлены точки для
ориентира.
Вот сегодня я выезжал в поля, расставлял точки на местности, карты которой
нет. Можно один раз сделать это, а следующий навигатор будет чётко
рассказывать,
где они находятся, в каком направлении вы двигаетесь, с какой скоростью и
даже на какой высоте над уровнем моря. Он может уведомлять вас и об
астрономических
явлениях: например, о восходе, закате солнца, о восхождении луны, азимуте и
прочем. Конечно, можно ходить и по карте, которая уже расписана. У меня
есть
достаточно подробная карта Ставрополя. Надеюсь, что в ближайшее время
удастся выложить в Интернет карты Кисловодска, Пятигорска и ещё нескольких
городов
нашего края. На ставропольской карте обозначены не только перекрёстки, но и
объекты, которые могут понадобиться незрячему или слабовидящему человеку:
магазины, аптеки, школы. Сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы автобусные
и троллейбусные парки передали нам координаты своих остановок с названиями,
но пока это не слишком быстро продвигается.

- Может ли ошибаться навигатор при измерении расстояний?

- Такое случается, но без навигатора сложнее, чем с ним. Иногда дорогу и
спросить-то не у кого. А что касается ошибок, то при хороших условиях приёма
они
незначительны. К примеру, мой навигатор даёт погрешность 5 - 7 метров.
Поначалу я думал, что это недопустимые цифры, но ходил по Москве, хожу по
Ставрополю,
и убеждён, что с навигатором передвигаться намного удобнее, чем без него или
надеясь на подсказки горожан. Без трости, конечно, нельзя обойтись, она
нужна,
потому что навигатор не предупреждает о люках, бордюрах, канавах, но зато
незаменим в определении местонахождения магазинов и остановок. Он отлично
помогает
в автобусах, троллейбусах и маршрутках. Раньше я вообще старался не
пользоваться маршрутками, потому что они пропускают остановки, и я не всегда
могу
сориентироваться, где нахожусь. Мне надо было вести лекции в одной из
ставропольских школ, до неё можно было добраться только на маршрутке. А
поскольку
чётких визуальных ориентиров по пути следования не было, постоянно
приходилось прибегать к помощи пассажиров. С навигатором дорога оказалась
проще: сначала
я поставил точку на нужной остановке, а сев в маршрутку, сделал её основной,
<привязался> к ней и смотрел, сколько осталось до неё двигаться. Как только
расстояние стало сокращаться от нескольких километров до 150 - 100 метров, я
подошёл к водителю, отдал деньги и вышел на нужной мне остановке. Точно так
же можно поступать в автобусах и троллейбусах: если на остановках
расставлены точки, навигатор своевременно предупреждает о них. Так что если
в транспорте
не объявляют остановки, навигатор прекрасно это делает.

- Насколько я поняла, навигатор служит подспорьем, а не единственным
средством ориентировки?

- Безусловно! Если пользоваться только тростью, ориентироваться будет
намного сложнее.

- Алексей, а теперь давайте коснёмся материальной стороны вопроса: сколько
стоит навигатор и какими моделями Вы бы посоветовали пользоваться?

- Позволю себе маленькое отступление. Автомобильный или туристический
навигатор, говоря простым языком, представляет собой большую коробку с
экраном, на
который смотрят люди и узнают расстояние до нужного объекта. Его стоимость -
от одиннадцати тысяч рублей. А если мы говорим о той модели, которая
подходит
незрячим и при помощи bluetooth подключается к телефону, то цены будут
совсем другие. Первый навигатор я купил за две тысячи сто рублей. Существуют
более
совершенные модели, которые стоят от трёх тысяч. Покупать более дорогие не
имеет смысла. Я пользуюсь навигатором qstarz bt 818x. Есть и другие хорошие
модели: Holux 1200 или Iblue 737. Будучи в Москве мы проводили
исследования: двигаясь в автобусе, одновременно запускали разные навигаторы
и сравнивали
их показания. По точности, по направлению, по скорости отклика на запрос мы
выбрали именно эти модели. Кроме всего прочего, внутри каждого навигатора
есть чип, который и отвечает за все его качественные характеристики. Именно
такая <фишка> и находится в моделях, о которых мы только что говорили.
Отличаться
друг от друга они будут только внешним видом, производителями и батареями
питания, хотя внутри запрятан один и тот же чип. На одном энергии хватит
на
десять часов, а, например, на моём кустаре - почти на сорок часов. Одна
модель будет меньше, другая - больше, но всё равно они раза в два-три
уступают
размеру самого телефона. У какого-нибудь навигатора может быть зарядка от
сети, а у другого - только от автомобиля. Такое тоже бывает. Мы купили очень
хорошую модель, а заряжаться он мог только от автомобиля, и пришлось
приобрести за 150 рублей зарядное устройство от сети. Решили, что это
гораздо выгоднее,
чем брать плохой прибор. Есть разные навигаторы, но надо смотреть,
пробовать - и никак иначе. На сайте
www.best4pda.com
вы как раз сможете
выбрать и приобрести
заинтересовавшую вас модель.

- Алексей, Вы полагаете, что освоить навигатор можно только на курсах?

- Я счастлив, что прошёл эти курсы и вижу от них большую пользу. Понимаю,
что не у всех есть возможность поехать в Москву и, безусловно, найдутся те,
кто
сами освоят навигатор, может быть, даже гораздо лучше, чем на курсах. Я
сторонник того, чтобы у людей был выбор. Бесспорно, достоинство курсов в
том,
что, вернувшись домой, прошедшие обучение смогут поделиться с окружающими
приобретёнными знаниями. В этом случае уже нет необходимости ехать в Москву,
возможным станет преподавание на местах, то есть навигация будет гораздо
доступнее, ближе к людям. А это и есть основная задача.

- И, наверное, самый долгожданный вопрос: как можно попасть на курсы, что
необходимо для этого сделать?

- На сайте КСРК (
www.ksrk.ru
) есть анкета, которую надо заполнить. Это
своеобразный тест, потому что для освоения GPS-навигации нужны небольшие
предварительные
знания: немного разбираться в компьютере и телефоне, даже если вы до этого
ни разу не держали в руках прибор. Вопросы элементарные, и на них совсем
несложно
ответить. Из заполненных анкет и заявок формируются группы. Так что заходите
на сайт и вам непременно повезёт.

Мне остаётся поблагодарить за беседу Алексея Николаевича Боброва, кандидата
психологических наук, председателя комиссии по делам молодёжи и спорта
Cтавропольской
местной организации ВОС. Skype: bobrovstv.

А тем, кого заинтересовали вопросы GPS-навигации, мы рекомендуем самый
интересный и важный ресурс для незрячих:
www.gps4blinds.ru

Елена Федосеева,

Ставрополь
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1368:mat-journal-our-life-2010-11-03&catid=229:cat-journal-our-life-2010-11&Itemid=184

Выпуск листа на новом месте: 5969
количество подписчиков: 257
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 21 Jan 2011 06:53:37 +0300 (#1384577)