[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Патаракин Е.Д.
Специальные школы и обычные сетевые сообщества
"В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были
дефективными. Тогда исчезнет и само это понятие, верный знак нашего собственного
дефекта."
Выготский Л.С., Основные проблемы дефектологии.
В последние несколько лет благодаря государственным программам и поддержке российских
и международных организаций специальные образовательные учреждения получают компьютерную
технику и доступ к сети Интернет. При этом они остаются специальными учреждениями
и в сознании всех тех, кто трудится на поле Интернет-обучения, остаются в границах
очерченных термином "специальное". Примером такой отгороженности школ для детей
с ограниченными возможностями здоровья от Интернет-пространства служит и специальный
форум программы "Обучение и Доступ к Интернет" и данная секция августовского
педсовета 2004 года. Благое стремление отдельно позаботиться о специальных образовательных
учреждениях в сети может привести к попыткам создать специальное сетевое сообщество,
которое поддерживало бы специальные образовательные учреждения. Мне кажется,
что такие попытки, при всей их естественности и благонамеренности, могут вымостить
дорогу совсем не туда, и послужить решеткой, ограничивающей и без того уже ограниченные
возможности учеников специальных образовательных учреждений. Более перспективной
представляется цель включения школьников с ограниченными возможностями здоровья
в существующие сообщества обмена знаниями. Достижение этой цели предполагает
поиск и отбор программных средств и учебных проектов, которые были бы пригодны
для специального использования.
Под "специальным" в контексте доклада понимаются различного рода отклонения в
сфере физического и психического здаровья, которые приводят к ограничению способностей
- disability. Достаточно часто в последние годы используется термин Ограниченные
Возможности Здоровья - ОВЗ. Людям с ограниченными возможностями здоровья приходится
нелегко и развитие компьютерной сети Интернет зачастую только усугубляет их неравенство.
Особенно это относится к людям с ограниченными возможностями по зрению - слепым
и слабовидящим. Ущемление прав и возможностей этой группы компьютерных пользователей
связано с тем, что компьютерный дизайн многие годы развивался в направлении поддержки
пользователей через понятные и удобные видящим пользователям зрительные метафоры.
Под "сообществом" в в контексте доклада понимается совокупность отношений, существующих
между людьми, вовлеченными в общую деятельность [11]. В этом смысле все мы являемся
членами множества сообществ или социальных миров. Термин "сетевое сообщество"
[4, 10] означает, что связи между членами сообщества поддерживаются за счет компьютерных
коммуникаций. Важнейшими составными частями сообщества обмена знаниями являются
область знаний и средства деятельности внутри данной конкретной области знаний.
Ограничение возможностей, на мой взгляд, не является отдельной областью знаний
и не должно выделять людей в отдельную категорию. Умственные и физические способности
любого из нас достаточно ограничены и эта ограниченность восполняется различными
вещами и устройствами, которые являются необходимыми составляющими нашей культуры
и повседневной жизни. Мы стремимся организовать свое жизненное пространство,
наполнить его вещами, которые помогали бы нам и упрощали бы нашу деятельность.
Согласно Постману [10] изобретение очков в 12 веке не только позволило многим
людям улучшить свое зрение, но и утвердило идею, что наши тела и наше сознание
могут быть улучшены, благодаря техническим достижениям. Мы не должны воспринимать
наше физическое состояние как неизмененное. Наши физические и мыслительные способности
могут быть дополнены, а наши недостатки скомпенсированы за счет изобретения и
использования специальных вещей. В работах таких компьютерных ученых как Ваннавер
Буш [8] и Дуглас Энгельбард [9], понятие Augmenting - расширение, усиление мыслительных
способностей, является чрезвычайно значимым. В последние годы компьютеры ввели
новое измерение в отношения людей и информации. Стало возможно работать с компьютером,
используя звук и слух. Если что-то сказанное существует в цифровом виде, оно
может быть преобразовано в рукопись или печатный текст (зрение) или в другую
сенсорную форму, например в текст по системе Брайля (осязание). Это означает,
что письменный текст можно легко сделать доступным для слепых, а звуковой файл
может быть преобразован в письменный текст, доступный для глухих.
Важной составляющей сообществ обмена знаниями являются средства и объекты, которыми
пользуются члены сообщества. Среди таких средств выделяются объекты, которые
могут быть различным образом использованы членами нескольких сообществ. Такие
объекты получили название граничных объектов. Мы вряд ли можем надеяться на быстрое
создание специальных служб и сервисов, которые бы поддерживали бы сообщество
людей с ограниченными возможностями здоровья. Рынку такие сообщества не интересны.
Но мы можем опереться, как на граничные объекты, на существующие сетевые сервисы
с подходящими для нашей аудитории свойствами. Например, большая аудитория пользователей,
подключающихся к сети Интернет через модем, требовала развития сервисов, в которых
графические возможности были бы минимальны. Эти средства и сервисы были созданы.
Попутно оказалось, что они с успехом могут быть использованы и слабовидящими
пользователями. Примером такого сервиса может служить http://large.yandex.ru/
- поисковая служба для слабовидящих и связанная с этой службой сеть ресурсов
[1]. Можно предположить, что в ближайшие годы много полезных для слабовидящих
пользователей граничных средств будет создано благодаря растущим потребностям
сообщества пользователей наладонных компьютеров.
Другим примером использования граничных средств может служить среда по созданию
коллективных гипертекстов WikiWiki. Среда изначально была ориентирована на работу
только с текстовыми фрагментами. Это позволило разработчикам многих сайтов с
Wiki-технологией в дальнейшем написать на первых страницах своих порталов: "Мы
поддерживаем пользователей, не зависимо от их физических возможностей и от тех
браузеров, которыми они пользуются". В 2004 году мы с успехом использовали среду
WikiWiki для организации учебного проекта, в рамках которого ученики специальной
школы создавали коллективный гипертекст. Материалы этого проекта и подробное
описание его технической реализации доступны в сети [5, 6]. Хотелось бы подчеркнуть,
что если раньше мы подключали слабовидящих школьников к участию в проектах организованных
в других школах [3, 7], то на этот раз школьники из других школ и городов приняли
участие в проекте, который стартовал в школе для слабовидящих учеников. Как мне
кажется, учителя обычных школ должны использовать редкую возможность обучения
своих питомцев толерантности и критическому мышлению, реальную почву для которых
предоставляют такие проекты. И толерантность, и критическое мышление предполагают
способность посмотреть на мир с другой точки зрения, глазами другого человека.
Совместная сетевая работа со школьниками с другими возможностями помогает понять,
что способ, которым мы выстраиваем свой образ мира, это только одна из возможных
конструкций. Мы можем попытаться изменить для себя образ мира, если он не подходит
к нашим возможностям. Даже в тех ситуациях, когда мы уверены в собственных способностях,
у нас нам всегда есть поучиться у тех, кто альтернативным способам конструирования
картины окружающего мира.
В заключение подчеркну главные положения доклада:
- не следует загонять специальные образовательные учреждения в рамки специального
сетевого сообщества;
- следует искать граничные средства, которые могли быть с успехом использованы
учениками с ограниченными возможностями здоровья;
- следует показывать преимущества и ценности, которые члены других сообществ
могут извлечь из сотрудничества с учениками с ОВЗ.
Литература
1. Российская сеть ресурсов для слепых и слабовидящих пользователей -
http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/NGO/Social_Activities/Handicaps/Blind/
2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. Собрание сочинений в
6-ти томах, Т. 5, Основы дефектологии, Под ред. Т.А. Власовой, М. Педагогика,
1983 г.
3. Патаракин Е.Д. Включение слабовидящих учеников в школьные, городские
и региональные Интернет-проекты, Вопросы Интернет-образования, N 10, 2003. http://vio.fio.ru/vio_10/cd_site/Articles/art_1_26.htm
4. Патаракин Е.Д., 2004, Формы сетевого сотрудничества - Educational Technology
& Society 7(2) 2004, ISSN 1436-4522 pp. 236-246 http://ifets.ieee.org/russian/depository/v7_i2/html/6.html
5. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Тряпочник и Кнопочник проводят интегрированный
урок в среде WikiWiki, Вопросы Интернет Образования, N 20, http://vio.fio.ru/vio_20/cd_site/Articles/art_1_29.htm
6. Патаракин Е.Д., Устройство Вики Вики, Вопросы Интернет Образования,
N 20, http://vio.fio.ru/vio_21/cd_site/Articles/art_1_19.htm
7. Патаракин Е.Д., Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях.
Educational technology & Society - 2003 - V. 6 -N 2.- с.133-144. - ISSN 1436-4522.
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_62_2003EE.html
8. Bush V., AS WE MAY THINK. THE ATLANTIC MONTHLY July 1945
9. Engelbart D. C. 1962 Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework.
Summary Report AFOSR-3223 under Contract AF 49(638)-1024, SRI Project 3578 for
Air Force Office of Scientific Research, Stanford Research Institute, Menlo Park,
Ca., October 1962.
10. Postman N. 1985 Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age
of Show Business, Penguin Books, New York.
11. Wenger E. 1988 Communities of practice: Learning, Meaning and Identity.
Cambridge University Press 1998
Выпуск листа на новом месте: 83
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback