Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте уважаемые участники рассылки !
Я прошу извинения у членов рассылки, за то, что я начал обсуждение
и сделал паузу.
На то, кроме занятости, есть еще одна причина: - чем больше я об
этом думаю, тем более сложным мне кажется вопрос.
Я не тифлопедагог, хотя и имею педагогическое образование, но
работал в массовой школе всего 7 лет и уже 7 лет в школе не работаю.
Поэтому прошу извинить за некоторые непрофессиональные высказывания.
Когда я писал :

я хотел подробно раскрыть, как я это понимаю.

Реабилитация инвалидов, получивших инвалидность во взрослом
возрасте это отдельный сложный вопрос, который здесь
рассматривать не собирался. Речь хотел вести только
о детях-инвалидах.
Первым делом надо дать ответ на вопрос : - каковы цели образования
детей-инвалидов и чем они отличаются от целей образования
здоровых детей.
Что могла бы дать специальная школа для детей инвалидов
и что могла бы дать здоровым детям обычная школа. ?

1. Элементарные навыки самообслуживания.

Массовая школа этими вопросами не занимается.
Здоровые дети эти навыки получат в семье.
Для специальных школ- это одна из основных задач.

2. Основы общего образования.

В советское время была установка на обязательное среднее образование.
Очень многие дети не усваивали базовый школьный курс, учителя
вынуждены были натягивать оценки. Были и такие дети, уровень знаний
которых намного превосходил школьную программу. Всем правил СТАНДАРТ.
Если для здоровых детей были индивидуальные границы для каждого
ребенка в плане усвоения материала, то что говорить
о детях-инвалидах ?
Все-таки в специальных школах у педагогов было больше возможностей
для индивидуального подхода , и уровень образования во многих
спецшколах был выше, чем в массовых школах. Я не думаю, что надо
опускать уровень ЕДИНОГО СТАНДАРТА, но не исключаю, что могут быть
несколько стандартов как ниже общепринятого, так и выше его.
Выбор стандарта для отдельного ребенка сложный вопрос, который
должен решаться педагогами, психологами, родителями исходя
из возможностей ребенка.

3. Привитие навыков поведения в коллективе.

Нельзя сказать, что в массовой школе этим совсем не занимались.
Но отсутствие детей-инвалидов в классе делало здоровых детей
не готовыми воспринимать адекватно инвалидов в дальнейшей жизни.
Такая же проблема возникала и в специальных школах, что позволяло
многим называть их резервациями.
Решать эти проблемы надо осторожно, но постоянно и не за счет
ликвидации специальных школ. Как один из путей я бы предложил
вовлечение детей инвалидов в различные формы дополнительного
образования (кружки) совместно со здоровыми детьми.

4. Профессиональная ориентация

Я считаю, что это самый главный вопрос и самый больной.
Профессиональная ориентация нужна и в массовой и
в специальной школе, в специальной школе даже в большей степени.
Я понимаю это не как обучение какой-то профессии, хотя и это было
бы полезно, а как серьёзную индивидуальную работу с психологом
для раскрытия индивидуальных способностей детей.
Так называемая ИПР для детей - инвалидов должна формироваться
все годы обучения в школе (а может быть и в детском саду).

Написал все это и понимаю, что это только бумага (экран монитора).
В нашем обществе сейчас нет возможности реализовать пункт 4.
Казалось бы, чтобы преодолеть экономическую отсталость,
нужны специалисты различных профессий.
При таком масштабе работ и для инвалидов нашлось бы дело.
Но для подготовки специалистов нужен социальный заказ.
А заказа нет.
Специалисты стране не нужны и общество (государство),
рассматривает инвалидов (детей-инвалидов) как социальных иждивенцев.

Ответить   Wed, 12 Oct 2005 22:41:25 +0400 (#454072)

 

Ответы:

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! С большим интересом прочитала ваше сообщение.
Вы пишите: "Что могла бы дать специальная школа для детей инвалидов?
1. Элементарные навыки самообслуживания."
Думаю, что в массовой школе этому вопросу вряд ли смогут уделить должное
внимание. Хотя и наши школы далеко не все отличаются качественным
преподаванием социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве и
т.д. и ьт.п.
Далее Вы выделяете :
2. Основы общего образования.
В прежние годы во многих школах для слепых и слабовидящих уровень
образования был очень высок. И индивидуальный подход нередко осуществлялся
не на бумаге. По крайней мере у меня есть опыт обучения в рижской и
горьковской (нижегородской) школах и про обе школы могу сказать, что
индивидуальный подход там был. Классы маленькие, учителя с дефектологическим
образованием. С сильными учениками занимались дополнительно, да и на уроках
давали задания посложнее. Слабых - дотягивали. И были такие, что про их
выполнение программы можно говорить с большой натяжкой. Но и эти дети
учились и заканчивали школу. Потом шли на упп и неплохо работали. Конечно, в
жизни было много нюансов, но сейчас не хочется уходить в дебри. Но главная
задача, которую Вы отмечаете решается далеко не всеми школами. Преподаватели
часто сами не знают методик привития слепым элементарных навыков
самообслуживания и ориентировки в пространстве.
В настоящее же время уровень преподавания в специализированных школах упал.
Причин тому много. По-моему одна из существенных причин это то, что в
специализированных школах становится все меньше дефектологов. Раньше даже те
преподаватели, что не получили базовое дефектологическое образование придя в
специальную школу, получали второе высшее в герценовском институте, а
потом - университете. Сейчас же второе образование стало платным. В
результате есть школы, где дефектологов нет вообще. В старых школах все-таки
кадры еще не все ушли на пенсию. В новых же школах ситуация иногда просто
катастрофическая. есть школы, где лишь 2-3 преподавателя владеют брайлем.
Меньше в наших школах стало незрячих преподавателей. Хотя к счастью еще есть
школы, где незрячих немало. К сожалению, часть тифлопедагогов считает, что
незрячий может работать в школе лишь в виде исключения. В свое время мне
пришлось много поспорить на эту тему с Литваком. В чем-то его позиция
несомненно имеет право на существование, но по-моему лишь отчасти.
Серьезная проблема обучение незрячих в школах для слабовидящих. Мне довелось
общаться с несколькими незрячими учениками, закончившими такие школы. У них
и обида на слабовидящих имеется, да и по их словам на уроках им по вполне
объективным причинам меньше уделялось внимания. Я имею ввиду такие предметы,
как информатика, физика, химия, домоводство и т.п. Преподаватели просто не
владеют методикой преподавания этих предметов слепым. Им часто страшно
доверить слепому самому провести опыт или приготовить на электрической плите
какое-то блюдо и прочее.
Так что в специальном образовании на современном этапе появились и
современные особенности.
Далее Вы пишете: "Выбор стандарта для отдельного ребенка сложный вопрос,
который
должен решаться педагогами, психологами, родителями исходя
из возможностей ребенка". В идеальной жизни так оно и должно быть. Но на
практике и учителя могут не соответствовать стандарту, и родители тоже. Так
что от таких преподавателей и родителей вряд ли можно ждать адекватного
поведения.

Следующее, что Вы отмечаете:
3. Привитие навыков поведения в коллективе. Как один из путей я бы
предложил
вовлечение детей инвалидов в различные формы дополнительного
образования (кружки) совместно со здоровыми детьми.
Есть интересные примеры, проведения такой работы. Но и есть примеры, когда
на совместных мероприятиях зрячие и слепые дети лишь формально были
объединены. По сути же каждый держался своих. Но мне кажется, что причина
может скрываться в плохой продуманности и организации работы. по словам
организаторов летних лагерей, где дети-инвалиды были объединены со здоровыми
детьми, эффект от проведения таких лагерей существенен. К сожалению мой опыт
посещения одной смены в пионерском лагере свидетельствует о том,что при
плохой продуманности и организации от совместных лагерей тоже толку может
быть мало. После восьмого класса я одну смену была в группе учащихся
школы-слепых. Наша группа была как бы интегрирована в коллектив обычных
детей. Но жили мы отдельно. И хоть посещали все лагерные мероприятия, но
особых контактов со здоровыми детьми не было. Нас не обижали, но с нами и не
устанавливали контактов.

Далее Вы пишите:
4. Профессиональная ориентация

Я считаю, что это самый главный вопрос и самый больной.
Полностью с Вами согласна. Когда я училась в школе данному вопросу уделялось
много внимания. Было много встреч с незрячими специалистами. Причем встреч
неформальных. С нами говорили не только о непосредственно учебе в вузе, но и
рассказывали о том, где и как можно работать, с какими проблемами мы
столкнемся при трудоустройстве и вхождении в коллектив зрячих. Думаю,что уже
тогда складывалось для меня что-то очень важное. Может и пошла поэтому не на
свой любимый гуманитарный факультет после которого трудоустройство было
маловероятно, а поступила на математический факультет, который давал больше
возможности трудоустройства.
Далее Вы пишите: "Так называемая ИПР для детей - инвалидов должна
формироваться
все годы обучения в школе (а может быть и в детском саду)."
По закону оно так и должно быть. И грамотные родители прописывают
образовательный маршрут своего ребенка начиная с дошкольного периода. Но
таких родителей очень мало. При поступлении ребенка в специальную школу к
оформлению ИПР должны подключаться социальные работники, психологи,
педагоги, воспитатели. Но эта идеальная ситуация по моим наблюдениям очень
редка. К сожалению и в наши школы пришло мнение,что слепому не нужно
получать высшее образование, работать он тоже вряд ли сможет и о каком
образовательном маршруте в этом случае вести речь? К сожалению социальные
педагоги и психологи нередко формально подходят к своим обязанностям. С моей
точки зрения эти должности могут и должны занимать инвалиды по зрению. Тем
самым при грамотном подходе уже в школе ребенок может за счет ИПР решить
некоторые проблемы. Но при том базовом перечне индивидуальных средств
реабилитации и том, отношении,что государство на деле проявляет к инвалидам
мы вряд ли можем испытывать серьезные надежды на быстрое и эффективное
функционирование рассматриваемого механизма.
Далее Вы пишите:
"для подготовки специалистов нужен социальный заказ.
А заказа нет.
Специалисты стране не нужны и общество (государство),
рассматривает инвалидов (детей-инвалидов) как социальных иждивенцев."
Вот тут по-моему и кроится основная проблема. Пока не будет социального
заказа, то врядли дело серьезно сдвинется.
Ведь был же в девяностые годы реализован совместный проект ВОС и РГПУ имени
Герцена по подготовке реабилитологов... Могу вполне авторитетно заявить,что
качество образования было очень высокое. Занятия вели лучшие
специалисты-тифлологи. Волоколамский центр реабилитации был площадкой для
практических занятий. Но где эти специалисты? Многие были вынуждены сменить
работу. Другие остались не востребованы. Сменилась социально-экономическая
ситуация и многие подготовленные специалисты оказались не востребованы в
соответствии с полученным образованием.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1317

Ответить   Thu, 13 Oct 2005 05:29:03 +0400 (#454294)