[TIFLO] Штурман космических орбит

Материал предоставлен Павлом Васильевичем Ряловым. ЗА что ему и его ученицам,
набиравшим текст, огромное спасибо.
С уважением
Ирина Зарубина
Штурман космических орбит.
Интервью с доктором физико-математических наук, старшим научным сотрудником института
теоретической астрономии академии наук СССР В.Ф. Мячиным.
(А. И. Лапшин, <Советский школьник> N 10-1979, стр. 61-72)
- Пожалуйста, расскажите, Владимир Фёдорович, о своей жизни и о том, как вы
стали астрономом-теоретиком.
- Родился я в 1930 году в Ленинграде.
Мне был всего год от роду, когда я заболел менингитом и ослеп. В 1938 году поступил
учиться в ленинградскую школу для слепых детей. В войну эвакуировался и учился
в самаркандской школе. Сразу после окончания войны вернулся с родителями в Ленинград.
Учился я легко. Чуть ли не все предметы были мне одинаково интересны: и история,
и иностранный язык, и литература: Но спасибо учителю математики В.А. Бершадскому.
Это он посоветовал мне всерьёз заняться математикой. Он находил для меня задачи
повышенной сложности, объяснял отдельные разделы математики, которых нет в школьной
программе.
В 1960 году я поступил на механико-математический факультет ЛГУ.
В 1955_ получил диплом об окончании университета и был приглашён на должность
старшего лаборанта в ленинградский институт теоретической астрономии. Я продолжал
учиться, приобретал квалификацию астронома-теоретика. Дело в том, что для работы
мне необходимо было знать, как таблицу умножения, небесную механику, численное
интегрирование и другие математические дисциплины.
Лишь в 1959 году я, наконец, вплотную занялся исследовательской работой.
Предстояло разработать метод численного интегрирования, который упростил бы составление
программ для ЭВМ, связанных с решением уравнений небесной механики. В 1962 году
в нашем институтском бюллетене была опубликована статья с первыми результатами
работы. Идеи, изложенные в этой статье, привлекли внимание учёных. В порядке
исключения всесоюзная аттестационная комиссия разрешила мне защищать кандидатскую
диссертацию, положив в её основу статью. Моя докторская диссертация, которую
я защитил в 1966 году, содержала в себе уже завершённое описание метода.
- Какие научные задачи решаете вы в настоящее время?
- Разработанный мною метод - это чистая теория. Он не предназначен
для решения какой-либо конкретной задачи. Но каждое небесное тело движется по
орбите, Повинуясь множеству противодействующих сил. Точный расчёт орбиты - дело
чрезвычайно сложное. Решением этих задач математики занимаются давно, много веков.
Решались они аналитическими способами, просто выводились формулы эллиптического
движения, а за тем очень сложным путём подбирались элементы орбит. Сейчас этот
подбор осуществляется при помощи ЭВМ, идёт он ступенчато, от элемента к элементу.
Моя часть работы состоит в том, чтобы подготовить соответствующие формулы перехода.
Я вывожу алгоритм того или иного перехода, передаю его программисту, а тот, в
свою очередь, составляет для него программу, отлаживает её на каком-либо примере
и уже передаёт тем, кто её заказывал.
- Расскажите, Владимир Фёдорович. Из чего складывается исследовательская
работа. И есть ли какие-нибудь особенности в работе незрячего исследователя?
- Исследовательская работа складывается из трёх основных элементов.
Во-первых, работа над предлагаемой темой; Во-вторых, участие в научных конференциях,
выступление с докладами; в-третьих, знакомство с литературой, освоение информации.
- Работа над темой особой сложности для меня не представляет. За
помощью я обращаюсь лишь в тех случаях, когда решение задачи связано с выходом
на ЭВМ. Но в моей группе вот уже много лет работает очень квалифицированная сотрудница,
благодаря ей, никакой проблемы в этом плане для меня не возникает.
- Работа над темой у меня обязательно заканчивается написанием статьи.
Обычно я пишу по Брайлю, затем диктую зрячему человеку. Процесс можно было бы
упростить, если бы я владел техникой печатания на обычной пишущей машинке. Впрочем,
я ещё надеюсь с этой задачей справиться. При написании статей я использую, как
мне кажется, весьма удобную и чёткую систему исправлений. На полях брайлевского
экземпляра против того места, которое подлежит исправлению, я на открытом приборе
ставлю порядковый номер, а на отдельном листе под этим же порядковым номером
помещаю необходимое исправление. Эта система позволяет исправлять текст в любом
месте, не внося никакой путаницы. Статьи пишу не в тетрадях, а на отдельных листах,
что даёт мне возможность при необходимости переставлять их или заменять.
Теперь о выступлениях на научных конференциях. Основная трудность
- это установление контакта со зрячим помощником, который либо читает мне чьи-то
формулы, написанные на доске, либо записывает формулы под мою диктовку, Опять
я должен признаться с сожалением, что так и не овладел техникой ведения записей
на доске. Этот недостаток я компенсирую за счёт того, что все необходимые для
доклада формулы у меня по брайлю записаны чётко и в строжайшем порядке. Это значительно
облегчает и мою диктовку, и работу помощника. Было так, что мне не удавалось
установить должный контакт с аудиторией. Но, правда, сейчас таких случаев уже
нет.
Самое трудное в моей исследовательской работе - это ознакомление
с литературой. Сейчас, когда у каждого не зрячего студента и тем более специалиста
есть магнитофон, самое разумное - это записывать материал на плёнку. Потом эту
запись можно многократно прослушать или даже переписать по брайлю. Что касается
литературы, которая должна стать фундаментальной в вашей работе. То её, думается,
лучше всего переписывать по брайлю. В смысле экономии интеллектуальной энергии,
до и времени, как я убедился на своём опыте, эти материалы следует не конспектировать,
а просто механически переписывать слово за словом. При моём умении писать за
четыре часа (дольше не выдерживал) я обрабатывал 25 страниц плоскопечатного текста.
В настоящее время мне в основном необходимо знакомиться с литературой
на иностранных я зыках. К счастью, я владею английским, французским, немецким.
НО надо, чтобы и помощник хоть не много владел языками. В общем приходится испытывать
двойную нагрузку: переводить текст и одновременно воспринимать его смысл. Я делаю
так: слушаю текст и сразу записываю по брайлю его перевод на русский язык. Дело
подвигается довольно быстро, но здорово при этом устаёшь.
Справка. Результаты исследований, достигнутые В, Ф. Мячиным в небесной механике,
получили заслуженное признание. Ему удалось строго обосновать известный результат
американского астронома Д. Браэра о росте ошибки в процессе численного интегрирования.
Кроме того, он решил проблему оптимального выбора шага интегрирования. Разработанный
В. Ф. Мячиным метод численного интегрирования необходим для расчёта погрешностей
при вычислении орбит планет, комет, искусственных спутников земли. За свои научные
заслуги В. Ф. Мячин в 1971 году был награждён орденом <Зрак почёта>. Его вклад
в науку получил международное признание. В том же году В. Ф. Мячин был избран
членом международного астрономического союза.
- Владимир Фёдорович, какие у вас пожелания читателям журнала <Советский школьник>?
- Интеллектуальные профессии трудны для незрячих, пожалуй, все,
без исключения. Трудно с освоением необходимой для работы информации, трудно,
особенно на первых порах, чувствовать себя среди зрячих коллег легко и уверенно:
Но если вы ощущаете в себе тягу, способности стать специалистом в какой-либо
области математики или истории, или юриспруденции, или музыки, то не бойтесь
трудностей. Напротив, идите им навстречу решительно. Желаю вам, ребята, побольше
целеустремлённости во всех ваших начинаниях, побольше собранности и удачи.
Набор осуществила ученица 12 класса Кисловодской школы-интерната для слепых детей
Елена Кузьмина.
Выпуск листа на новом месте: 1741