Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2016-08-16

[pc] Re[3]: Как принять больного ребенка

Здравствуйте, Анастасия.

Вы писали 15 августа 2016 г., 21:38:20:

ПА> Мне даже сложнее понять
ПА> ситуацию, когда женщины рожают третьего ребёнка

Да, сложно понять.
Есть одна девочка, которая вопреки желанию мужчины и вопреки прогнозам
врачей, родила второго больного ребенка.
Первый ребенок болен, второй - еще тяжелей болен. Сама практически
слепая. Но рожала, потому что хотелось получить материнский капитал.
Жуть, не понять этого, но есть вот и такие.

   2016-08-16 20:39:31 (#3426712)

[pc] Re[3]: Берет за душу

Здравствуйте, Анастасия.

Вы писали 15 августа 2016 г., 21:33:20:

ПА> а вот что касается образования... Ну,
ПА> смотря что под этим словом понимать. Если просто корочку, то да,
ПА> безусловно.

Да, образование ума не прибавляет. Можно иметь две - три вышки, и быть
человеком ограниченным.
А есть люди, без высшего образования, но разносторонне развиты и очень
интересны. Есть у меня такая знакомая. Она инвалид-колясочница,
закончила курсы бухгалтеров. Но разносторонне развита и начитанна. С
ней интересно беседовать буквально на все темы. Цитаты из литературы у
нее находятся на все случаи жизни.

   2016-08-16 20:34:15 (#3426710)

[pc] Re[3]: 10 правил состоявшейся женщины

Здравствуйте, Павлюченкова.

Вы писали 15 августа 2016 г., 21:29:53:

ПА> Это образ не
ПА> женщины, а железной леди какой-то, ну или снежной королевы.
ПА> Просто, мне кажется, если ты самодостаточна, не привязана ни к людям, ни
ПА> к месту, ты уже практически робот... Прямо вот никто и ничто такой
ПА> женщине не нужно, благо она сама у себя есть. Как-то это неправильно...

Правильно или неправильно, но такие женщины есть. Да, это своего рода
"снежные королевы". И не поверрю, чтобы такая женщина не ревела по
ночам в подушку. Если у нее с психикой все в норме.
На мой взгляд, хоть какая она супер самодостаточная, но она не робот,
а живой человек.

   2016-08-16 20:26:51 (#3426707)

[pc] Re: 9 советов тем, кто хочет перестать бояться и начать действовать - Лайфх

Здравствуйте, Иван.

Вы писали 15 августа 2016 г., 22:54:48:

>> 8. Научитесь слышать свой страх

Вашу статью хочу перевести в наше русло, то есть поговорить о
различных страхах у незрячих.
Страхов довольно много, но наиболее часто встречаются:
страх большого пространства, страх самостоятельно выходить из дома и
отправляться куда-либо.
И, быть может, кто-нибудь из нас поделиться собственным решением этой
проблемы. Что стало в вашей жизни той отправной точкой, которая
помогла справиться со страхом?
Всем удачи и прекрасного настроения!

   2016-08-16 20:18:54 (#3426701)

[pc] Нельзя страхи и надежды выдавать за реальность

Нельзя страхи и надежды выдавать за реальность

Сегодня многие, включая молодых, никогда не живших в Советском Союзе,
ностальгируют, что люди тогда были, может, и беднее, но зато добрее,
щедрее, человечнее.

А в наше время все злые, беспринципные, меркантильные, и вообще в стране
близится <<моральная катастрофа>>. О том, почему реальность не так уж
страшна, зачем

в обиход возвращают слоган <<раньше думай о Родине, а потом о себе>> и
почему активный общественный разговор на морально-этические темы --
хороший знак, рассуждает

профессор философии Александр Филиппов.

-- В своей нашумевшей статье <<Дырка от этики>> журналист Андрей
Архангельский пишет, что в советском обществе была классическая
авторитарная этика, которая

в 1991 году рухнула вместе со страной. <<Считалось, что замена этики
авторитарной на гуманистическую (ориентированную на человека, его жизнь,
свободу и

интересы) произойдет сама собой. Но этого не произошло>>. Вы согласны с
автором? То есть не свободный рынок надо было строить в 1991-м, не
товары в магазины

срочно возвращать, а писать <<моральный кодекс строителя капитализма>>? И
вбивать его в головы, как сегодня вбивают туда идею про наши особые
традиционные

ценности?

-- Статья Архангельского удачна в том смысле, что он в ней затронул очень
важную проблему, которая многих волнует. Но автор всю этическую
проблематику эпохи

советской власти видит как непрерывное господство одной и той же
этической схемы -- схемы самоотдачи, самопожертвования, навязывания
самоотречения во имя

общего блага и так далее. Здесь несколько важных неточностей. Прежде
всего, ничего нового в идее самопожертвования ради общего блага нет.

С античности считалось, что лучшая жизнь та, которая кончается лучшей
смертью, а лучшая смерть -- в битве за отечество.

Нельзя сказать, что так же считали во все времена, но эта идея знакома и
эпохе Возрождения, и Новому времени.

В свою очередь предпосылкой эгоистического индивидуализма является
представление о том, что мир, спокойствие и безопасность скорее
установятся сами собой,

чем при помощи государства, и если никому ничего не навязывать, будет
совсем хорошо. Бывают эпохи, когда государство всех так достает, что
индивидуализм

или ставка на малые неполитические сообщества кажется самым правильным
делом. Но такие эпохи непродолжительны и такие страны редки.

Другое дело, что тоталитарные режимы мало похожи на классические
государства и не предлагают своим гражданам мира, покоя и безопасности.
Конечно, они требуют

жертв, но их этические основания противоречивы. Все, кто читал роман
<<Как закалялась сталь>>, помнят этот канон советской идеологии (цитирую
на память и

сокращенно): <<Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так,
чтобы, умирая, мог сказать: все силы отданы борьбе за освобождение
человечества>>.

Это не самоотдача государству, это упрощенная формула хилиастических
учений о приближении торжества Царства Божьего на земле.

Эта борьба тоже требует самоотдачи, но совершенно не похожа по смыслу на
формулы патриотизма.

Советская идеология сталинской эпохи старалась слить патриотизм с
хилиазмом, но не всегда удачно, отчего пламенные борцы так мешали
режиму. Они не тому

себя хотели отдать.

С течением времени менялся советский социализм, усложнялась советская
этика. Где-то с конца 1950-х - начала 1960-х годов в силу ряда причин, о
которых

надо говорить отдельно, в состав советской идеологии все чаще включалось
то, что называется возрожденческим идеалом человека (конечно, речь идет
лишь о

некоторых его элементах). Считалось, что впереди у нас, в не самом
далеком будущем, осуществление коммунистического идеала, который
предполагает возможность,

с одной стороны, не заботиться о материальных вещах, а с другой, вполне
реализоваться человеку как личности.

Это не были просто пустые слова. Откройте <<Моральный кодекс строителя
коммунизма>>, это начало 60-х, третья программа КПСС. Там не только про
долг и общественное

служение. Там про взаимное уважение и гуманные отношения между людьми.
Это серьезное изменение, если сравнить с идеологией предшествующей эпохи.

В 50-60-е годы произошел значительный сдвиг от тоталитарного государства
к социально-полицейскому.

В нем повысился средний уровень образования, появилось больше свободного
времени, усложнились и разнообразились мотивы поведения больших масс
людей. Недаром

наши философы стали осваивать работы молодого Маркса, в которых
говорится об отчуждении и о <<родовой сущности человека как
универсального существа>>. Сильно

возрос интерес к романтизму с его повышенным интересом к личности, да и
чуть более поздний по времени интерес к Возрождению был не только
научным. А позже,

когда оттепель и постоттепельные явления были задавлены, вырос (и, что
важно, поощрялся) интерес к этической проблематике межличностных
отношений и частной

жизни.

Разрешенное, финансируемое государством советское кино -- не только про
трудовые и боевые подвиги, но про честь и порядочность в самом
традиционном смысле.

Мы не забываем о том, что было стержнем коммунистической идеологии, но
говорить, что советская этика с 17-го по 90-е годы была сплошь
авторитарной (жертвовать

собой ради партии), -- очень неправильное упрощение.

-- То есть общество подошло к 1991 году достаточно подготовленным в
понимании того, что по-настоящему важно и ценно в жизни.

-- По крайней мере, активная, говорящая часть общества -- безусловно.
Другое дело, был ли этот арсенал пригодным для новой жизни и хорошо ли,
что он был

именно таким. Это отдельный вопрос. Но я прекрасно помню статьи
перестроечного периода, где буквально писали следующее: вспомните, когда
Хрущев дал свободу,

не только расцвели науки и искусства, но и страшно повысилась
производительность труда. Если вы сейчас сделаете то же самое, будет
очень хорошо. И ценность

свободы, ценность ответственности, ценность возможности изменить историю
личным решением -- это были вещи, которые тогда очень серьезно
проговаривались.

Роковым в дальнейшем развитии оказалось то, что,

когда внезапно и быстро советская власть рухнула, действительно
образовалась определенного рода дырка. Все разговоры о высшем как ветром
сдуло.

Потому что верх взяли те, кто стал говорить: все эти высшие идеалы --
просто красивые слова. Если кто-то считает, что есть что-то более
важное, чем удовлетворение

низменного эгоизма, так надо понимать: это все придумала советская
власть, чтобы вас закабалить. А на самом деле главная отрада человека --
обогащаться,

осуществлять свой корыстный интерес.

Я помню такой эпизод: мой учитель, известный философ Ю.Н. Давыдов,
написал книгу <<Этика любви и метафизика своеволия>>. Она вышла в свет в
начале 80-х.

Один очень уважаемый и блиставший в годы перестройки социолог отозвался
на нее так: <<Писать сейчас о нравственности есть совершенно
безнравственное занятие>>.

С этим настроением многие участвовали в реформах.

-- Честно говоря, вспоминая то время, я лично не помню тональности
<<обогащайтесь>>. Я помню разговоры: вы теперь свободны делать то, что
хотите, а не что

велит партия, заниматься бизнесом, самореализовываться и так далее. И
что в этом плохого?

-- В вашей реплике содержится, собственно, самое главное. Когда людям
говорят: вы свободны делать, что хотите, то в этом нет ничего плохого
лишь в первом

приближении. Мы же помним, что свобода лучше, чем несвобода. Но здесь
вопрос состоит в другом: как при этом трактуется сам человек? То есть
что он будет

делать, когда окажется свободным. Предполагалось, что человек начнет
заниматься в первую очередь предпринимательством, что он начнет повышать
свое личное

благосостояние, тем самым увеличивая благосостояние всего общества. Это
было такой расхожей формулой, которая воспроизводила достаточно старые
идеи утилитаризма

о том, что каждый должен преследовать свои собственные индивидуальные
цели и выгоды, а выиграют от этого все. И даже идея свободы померкла на
фоне идеи

пользы.

Никакой идеи о том, что есть большое социальное целое, у которого могут
быть другие цели, и что оно могло бы требовать от человека нечто иное,
кроме его

личной выгоды, не было. Не было в пропаганде, не обсуждалось элитами.

Считалось, что так говорить даже как бы стыдно -- потому что это
напоминало о словаре советской власти, о том, от чего, собственно, все
старались убежать.

Я помню еще только один ценностный ориентир того времени, который
назывался <<нормальная жизнь>>, он же -- столбовая дорога цивилизации: мы
отстали, мы должны

начать жить так же, как они... То есть ценностью являлся широко понятый
западный образ жизни во всем, начиная от производства и кончая потреблением.

Но здесь было несколько важных ошибок. И западный образ жизни (если
допустить, что такое обобщение -- <<западный>> -- имеет право на
существование) ничего

общего не имеет с низменным корыстолюбием как основным мотивом, и
условия создания процветания нельзя отождествлять с условиями
поддержания процветания.

У западного капитализма сложная история, у него есть и этические корни. Но

у нас в качестве главенствующего настроения ничего другого, кроме
пропаганды низменного утилитаризма, поначалу не было.

И вот здесь действительно образовалась дырка, пустое место, которое
заполнялось потом чем придется и как придется.

-- И чем оно заполнилось?

-- У кого чем. И хотя сегодня официально, в соответствии с Конституцией,
у нас в стране нет господствующей государственной идеологии, мы примерно
представляем

себе, чему отдается предпочтение на политических верхах и в прочих
сферах влияния.

Очевидно, что сегодня возвращается идея о том, что самое главное --
интересы страны как социального и политического целого. Вновь
востребована старая формула,

имеющая хождение еще со времен Возрождения. В современном звучании это
<<государственный интерес>>. То есть

государство имеет некий свой собственный интерес, который не равен
интересу ни одного из граждан.

И действия государства в разных сферах -- и во внешней политике, и во
внутренней, если потребуется, -- могут быть недоступны пониманию
отдельного человека.

Но он должен смириться.

Также присутствует идея, что нация -- выше, чем отдельный человек, что
нация переживет отдельного человека. Это старая идея европейского
национализма, у

нее почтенное происхождение, но менее почтенная история. Сейчас она
сгодилась, и каждый должен знать: если ты погибнешь во славу своего
народа, то нация,

народ будет жить.

-- То есть все эти разговоры о наших традиционных ценностях -- это,
собственно, пропаганда все той же простой мысли: раньше думай о Родине,
а потом о себе?

-- Не такая уж она простая... Формула оппонирования

официальной пропаганде такова: мало ли что мне говорят, надоело мне жить
ради этого общества. Я знаю, что у меня единственная жизнь, и хочу
прожить ее так,

как я хочу, получить все доступные наслаждения. Пробовать то, чего я не
ел, съездить туда, где я не был, развиваться в той области, где мне
интересно,

и так далее. Пусть каждый прикинет, чужда она ему или нет. Мне эта
установка кажется довольно распространенной.

Но если представить себе, что большая рамка страны каким-то образом
внезапно опадает, разрушается, -- значит, вместе с ней разрушается и
привычная инфраструктура

удовлетворения потребностей, начиная от работы электростанций, интернета
и заканчивая больницей, транспортом и полицией. Хорошо ли будет в такой
стране

человеку, который хочет реализовать свое <<я>>?

Вот этот баланс общего блага и индивидуальной самореализации -- довольно
непростая вещь.

Я, в общем, понимаю, что мне ответят: что существование в нашей стране
как раз совершенно ненадежно, что безопасность и благополучие
подрываются именно

теми, кто должен их защищать. Но такой ответ значит лишь то, что
ценность государства и общественного целого в глазах вменяемого человека
велика, он только

против плохого, неправильного государства. Грубо говоря, не против
метро, а за то, чтобы оно работало в штатном режиме, не говоря уже о
полиции и больницах.

Это не снимает более принципиальный и болезненный вопрос о балансе
общественного блага и личных интересов. Это проблема всех современных
обществ, но мы

видим, что власти и машина пропаганды решительно переносят акцент на
государство -- со всеми его проблемами, недостатками и опасностями.
Признавать значение

и ценность государства и любить каждый данный момент именно то, что
есть, -- это далеко не одно и то же.

Есть софистика охранительства и есть софистика отрицания. Обе плохи.

-- Власть, кажется, сегодня уверена, что если детей с детсада и школы
учить тому, что начальник во всем прав, а бог накажет за неповиновение,
то гражданин

вырастет лояльным и богобоязненным, то есть неопасным для власти? Но
опыт 1991 года говорит ровно об обратном. Так можно ли сверху навязать
ценности?

-- Любые ценности, угодные государству, всегда навязываются сверху. Через
систему воспитания, через систему пропаганды, через систему поощрений
одних культов

или недопущения других. Через работу со сферой искусства, где одно будет
запрещаться либо ограничиваться, а другое -- поддерживаться и
финансироваться.

Другое дело, что эффективность этого подхода в разные эпохи разная.

Когда мы видим усилия, направленные в эту сторону, то сразу начинаем
бояться, что раз есть усилия, значит, будет результат. На самом деле это
далеко не

очевидно.

Потому что есть другие источники формирования ценностных представлений.
И в современном мире их не меньше, а больше, чем прежде. Как мы
представляем себе

воспитание гражданина? Если думаем, грубо говоря, что наверху стоит
самый главный начальник, вокруг него группа соратников, и все они вместе
думают, как

воспитать из 140 миллионов полностью подчиненных себе людей, то это
совершенно ложное представление, неработающая схема.

Приведу самый простой, хотя и неприятный пример. Вы можете навязывать
через средства информации и через систему воспитания лояльность
государству. А в

это время какой-нибудь проповедник из интернета скажет вашему ребенку,
что самое главное -- это настоящее спасение и что для спасения души нужно
пойти положить

куда-нибудь бомбу. И вся система госвоспитания окажется бесполезной.

Но это радикальный пример. Приведу другой. Вы можете сколько угодно
говорить о вреде какой-нибудь новой игры, еды или зрелища. Но ничего не
сработает,

потому что в нашем обществе очень силен элемент модерна, а модерн
предполагает ценность нового. И средства коммуникации устроены так,
чтобы доносить и

навязывать новое.

Ценность нового перешибет все усилия воспитания, все усилия пропаганды и
все усилия направить человека в единственно правильное русло.

-- Звучит оптимистично.

-- Не соглашусь. Потому что человек с бомбой появляется таким же образом,
что и человек с безобидной игрушкой. Просто важно понимать, что любая
однолинейная

картина будет неправильной. Нельзя ни свои страхи, ни свои надежды
выдавать за реальность, это очень опасно. Если мы, конечно, хотим
смотреть на реальность

напрямую.

-- Мне понравилась мысль Владислава Иноземцева, что все эти ценности --
тонкая материя ориентации индивидов. А в основе, считает он, должны
лежать интересы

и нормы. Их вполне достаточно. <<По мере прогресса значительное число
норм стало восприниматься как нечто естественное -- и именно здесь и
перешло в <<статус>>

ценностей>>. Вы с этим согласны?

-- Нет, во всяком случае в столь определенном виде. Норма -- это, грубо
говоря, то, за невыполнение чего вы получаете санкцию. Например, введен
запрет курения

в общественных местах. Человек, которому смертельно хочется курить,
может не выдержать, закурить и будет оштрафован. Но есть человек, почти
не курящий,

которого просто возмущает, что существует такой запрет. Для него самая
главная ценность -- это свобода. Не норма, а ценность. Вот он может
закурить в общественном

месте не потому, что ему смертельно хочется, а потому, что он
принципиальный противник такого давления на индивидуумов. А если кто-то
считает ценностью

свободу слова, он будет, например, нарушать или стараться обойти
цензурные запреты, то есть нормы.

По телевизору говорят, что патриотизм -- главная ценность. А человек
выключает телевизор и говорит жене: господи, как мне надоели эти идиоты.
И что ему

за это будет? Ничего. У него совершенно другие ценности.

Ни он ничего не может сделать с телевизором, ни телевизор ничего не
может сделать с ним.

Сейчас принято считать, что телевизор безусловно эффективен, но это
более сложная материя, чем кажется на первый взгляд. Также далеко не
все, что происходит

в обществе, можно и нужно описывать на языке ценностей. Он ограниченно
применим. Представьте, что у людей общие ценности. Например,
благополучие их самих

и детей. Именно поэтому они будут не солидарны, они будут конфликтовать
между собой, если нет ничего более высокого. И никакие нормы не помогут.
А есть

еще множество ситуаций, в которых ни ценности, ни нормы прямо никакой
роли не играют. Социологи, исследующие повседневную жизнь, не всегда
охотно говорят

о ценностях.

-- Подозреваю, что примерно так же устроено общество, скажем, в Европе,
на которое мы все время оборачиваемся. Тогда почему, собственно, то, что
происходит

сейчас в России, многие называют моральной катастрофой? Чем тогда наше
общество отличается от других в этом смысле?

-- Во-первых, мы часто, мне кажется, недооцениваем наше общество. Сошлюсь
еще раз на своего учителя Давыдова. Он довольно негативно относился к
советской

власти. На общее моральное состояние советского общества он смотрел с
большой печалью, но при этом у него была надежда на то, что он называл
простыми правилами

нравственности. Вот что для вас значит моральная катастрофа?

-- Когда нарушения международных норм оправдываются <<ценностями>> людей,
желающих <<вернуться на Родину>>. Когда нормы профессиональной
журналистской этики

уступают место <<ценностям>> сохранения стабильности страны -- а ради этого
и соврать в СМИ уже не считается зазорным, вспомнить <<распятого
мальчика>>. Когда

ради побед в Олимпиаде государство не только поощряет, но и покрывает
допинг. Примеров можно привести немало...

-- Ну, если вы возьмете антивоенную критику правительства США времен
войны во Вьетнаме, то прочитаете то же самое. Я не говорю о том, какое
из правительств

лучше и чья критика справедлива. Просто в такой реакции я не вижу ничего
уникального.

Критика безнравственного правительства -- это важнейшая черта современности.

Как и борьба правительства, на словах признающего принцип свободы
прессы, против наиболее радикальных сторонников этой свободы. И в этом
смысле, извините

социолога, если вы (не вы лично, а газета) не будете говорить о
моральной катастрофе, то зачем вы тогда вообще? Интеллектуалы сплошь и
рядом говорят, что

все погибло и катастрофа накрыла.

Но есть и другая сторона. Возьмем простейшие вещи. Большинство наших
граждан разделяют некие общие правила нравственности. Например,
поддержать падающего

человека на улице, спросить, не плохо ли ему, помочь соседу или другу в
беде, в соцсетях включиться в поддержку какого-нибудь человека, которому
нужна

помощь... Все это и составляет ткань социальной жизни. Я не уверен, что
это говорит об общих ценностях, но такова повседневность.

Надо смотреть на реальное поведение людей. Реальное поведение людей
свидетельствует о том, что пусть ненадежная и готовая в любой момент
порваться, но

все-таки социальная ткань существует.

Катастрофа -- это то, что английский философ Гоббс, заставший гражданскую
войну, называл <<война всех против всех>>.

Это когда вы из дома не можете выйти без оружия и без охраны и не верите
никому. Но пройдитесь вечером по столичным бульварам и расскажите в
любом кафе

про моральную катастрофу и опасную жизнь. И так дела обстоят не только в
столице. Только не будем отсюда делать вывод, что жить стало лучше и
веселей.

Просто, если бы на улице шла настоящая гражданская война, мы бы заметили.

Впрочем, я могу предложить и другой простой эксперимент: возьмите
электронную прессу за несколько последних дней и поищите, что называют
<<войной всех против

всех>>. Окажется, что сейчас так говорят, чтобы описать проблемы нашей
политической верхушки. Вот так они видятся многим авторам со стороны. А
что народ

прогнил, я что-то читаю все реже. И радуюсь.

Мне кажется, те, кто говорят про моральную катастрофу, имеют в виду, что
нет больше старой надежной иерархии ценностей, разделяемых всеми сверху
донизу.

Это вряд ли даже и было в такой форме. Но сейчас этого нет и точно
никогда не будет.

-- Заметно, что людей сегодня все больше раздражают двойные стандарты
власти: и дворцы чиновников, и заезд лейтенантов ФСБ на <<Гелендвагенах>>,
и призыв

к народу <<держаться>> от чиновников-миллионеров -- примеров в последнее
время хватает. Граждан явно возмущает несправедливость устройства
нынешнего нашего

общества. Вот эта ценность справедливости, насколько она велика. И
понимает ли власть, насколько она велика?

-- Ценность справедливости социологи впервые зафиксировали, мне кажется,
уже в середине 90-х годов, когда стало ясно, что экономические реформы,
конечно,

дают свой эффект в экономике, но в смысле справедливости сильно не
удовлетворяют граждан.

И, конечно, запрос на справедливость -- очень большой. Но, думаю,
непонимающих среди наших властителей нет. И ничего они не упускают из
виду. Потому что

использование тех или иных сообщений о тех или иных, так сказать,
перекосах потребления отдельно взятых чиновников -- это просто элемент их
собственной

внутренней борьбы.

Фундаментальный вопрос о справедливости у нас в стране не стоит с самого
начала. Я имею в виду, с начала существования новой России.

Его ставят только маргинальные группы. Потому что вопрос о
справедливости -- это вопрос об источниках и воспроизводстве всего
неравномерно распределенного

в современной России богатства. Это вопрос о принципах нашего
социального устройства. Поскольку ставить его радикально означает
пересмотреть, собственно,

историю всех последних 25 лет, делать этого никто не будет. Отдельные
люди могут пасть жертвой отдельных компаний. Но это, собственно, и все.
Я бы не придавал

этому большого значения.

-- Как вы думаете, надо

ли сегодня в России устраивать общественные обсуждения, что такое хорошо
и что такое плохо, или в наше время это бессмысленно?

-- Это всегда вовремя. Наоборот, когда в обществе такие обсуждения не
идут -- это очень плохой симптом. А сегодня что в официальных СМИ, что в
соцсетях самое

популярное слово -- ценности. Огромное число людей обсуждают, что это
такое, какие они должны быть, что и как им соответствует. И это, с моей
точки зрения,

показывает, что с этой стороны у нас все в порядке.

И при любом повороте политической ситуации будет довольно большой ресурс
в виде людей с готовыми или, по крайней мере, уже отработанными ходами,
решениями,

интересными мыслями, которые будут вынесены на широкую аудиторию. Это,
собственно, уже происходит.

Александр Фридрихович Филиппов -- доктор социологических наук, профессор
Школы философии НИУ ВШЭ

http://subscribe.ru/digest/woman/psychology/n314722758.html

   2016-08-16 10:42:37 (#3426506)

[pc] Предательство на энергетическом уровне

Предательство на энергетическом уровне

Тема предательства находится под табу в нашем обществе. И все мы знаем,
что быть предателем плохо, и мысли по этой теме блокируем даже для
внутреннего монолога

сами с собой. И никто и никогда добровольно не согласится быть
предателем в чьих-то глазах, всегда найдя оправдания за свои действия и
поступки. Что очень

даже объяснимо с точки зрения Эго человека.

Ведь, в основном, под предательством понимают нарушение верности
кому-либо или неисполнение долга перед кем либо. Либо предательство
интересов какой-либо

группы или человека. Например, ушел мужчина к любовнице - предатель,
перешел в другую политическую партию - предатель. Хотя правильным
термином для обозначения

такого человека будет не предатель, а изменник.

Так под понятие <<предательство>> можно подвести любую ситуацию - в
отношениях, на работе, в группах по интересам, начиная от кружка <<кройки
и шитья>>, заканчивая

политическими партиями, религией, общественными движениями. Хотя никто
не знает, с какими мыслями и целями человек вступал в те или иные
отношения, при

попытке выйти из них человек часто объявляется предателем. А человек
просто достиг своих целей в этой группе или отношениях. И те, кто
объявляет человека

предателем, делают это потому, что человек позволил поставить СВОИ
интересы выше, чем ИХ интересы. Но они почему-то думали, что ИХ интересы
важнее, нужнее,

интереснее для человека, чем СВОИ собственные.

Всегда на одной чаше весов собственные интересы и желания, а на другой -
интересы и желания другого.

Вообще люди не замечают собственной склонности к предательству, и делают
все, что угодно, что им совсем не нужно и даже вредно, лишь бы не
прослыть <<предателем>>,

не стать <<эгоистами, думающими только о себе>>. При этом унижают и
зажимают свое Эго.

На самом деле предать можно только себя, свои интересы, свои желания,
свои намерения, свое Эго. Именно предательство своего Эго вызывает
внутренний конфликт,

и блокируется человеком даже для самообсуждения. Всегда проще и
безопаснее назначить предателем другого человека, свалить на него всю
вину, чем признаться

самому себе в предательстве самого себя.

Предательство своего Эго глушится любыми доступными способами. Часто для
этого нужны другие люди, и занятия, которые дадут другим людям повод для
восхищения,

пусть даже и формальный. Восхищение можно получить в группе по
интересам, в рабочем коллективе, в различных фан-клубах, в любых группах
и сообществах,

где участников больше двух.

Обычно лидером группы является человек, который в меньшей степени предал
свое Эго. Внизу группы находятся люди, которые неинтересны даже самому
себе, настолько

затюкавшие свое Эго, что им отводится лишь роль источника энергии
внимания для лидера и его приближенных.

В любовных отношениях похожая картина. Ведущий партнер в отношениях тот,
кто меньше предал свое Эго, тот, кто больше ориентируется на свои
интересы и желания.

Ведомый же партнер, у кого забитое Эго - является лишь человеком, годным
лишь на исполнение своих функциональных обязанностей. То есть годным
быть хорошим

мужем, женой. И то только до тех пор, пока ему удается исполнять свой
функционал на должном уровне. Не получая от своих стараний ничего. И
получая <<по

шее>>, если вдруг вздумает меньше стараться.

И очевидно, что партнера тут держат около себя как исполнителя
обязанностей, а не как личность. Ведь он сам позволит с собой так
обращаться, поэтому и

отношение к нему соответствующее.

Похожие ситуации имеют место быть в дружбе, когда <<дружат>> с человеком с
более подавленным Эго, используя того, как бесплатную рабочую силу,
грушу для

битья, жилетку для соплей, то есть как человека, который выполняет роль
жертвы.

И худшее, что здесь можно сделать, это направить свои силы и энергию на
то, чтобы стать <<самым-самым>> в группе или отношениях. Самым умным,
самым достойным,

самым красивым, полагая, что это автоматически приведет к восхищению.
Больше стараться, усерднее работать, лучше готовить борщи, еще больше
фитнеса - все

это не ведет автоматически к желанию других людей группироваться вокруг
человека, если при этом его Эго продолжает быть забитым.

Как пример. Все в школе учились с отличниками. Обычно про них вспоминали
перед контрольными, а в остальное время на них мало обращали внимания.
Зато отъявленные

хулиганы всегда пользовались уважением класса и желанием примкнуть к их
банде. Хотя отличники - это как раз те <<самые-самые>>, гордость класса.
Что не делает

их личность более привлекательной.

Нам с детства внушали, что <<самым-самым>> открыты все дороги мира. Что их
ждут с распростертыми объятиями в любом коллективе, в любой организации.
И люди

стараются, из кожи вон лезут, но счастья весь этот багаж не приносит.
<<Функционалом>> никого не удивишь.

Потому что при знакомстве происходит симпатия на уровне Эго, то даже на
отсутствие <<нужного функционала>> часто закрывают глаза. Ну не умеет она
борщи варить,

зато умная и интересная.

Так же при приеме на работу, кандидат, понравившийся на уровне Эго,
часто имеет большие шансы трудоустройства, даже если он не имеет опыта и
знаний. <<А,

да ничего сложного, разберется...>>.

Так почему же мы не можем навсегда включить свое Эго, спокойно жить и не
забивать себе голову?

А мешает тот факт, что однажды мы уже предали свое Эго. А если мы это
делали не раз, то от подсознательного страха, что об этом узнают другие
и сразу раскусят

наше предательство, мы и ведем себя соответствующим образом. То есть,
подбираем вокруг себя таких людей, у кого Эго забито еще больше чем у
нас. Вернее

не мы сами подбираем, а обстоятельства складываются так, что мы общаемся
с такими людьми, хотя хотели бы общаться с совершенно другими. Мы можем
жаловаться

на их глупость, недалекость, и хотеть большего. Но к общению с более
достойными людьми нас не будет пускать осознание предательства своего
Эго и страх,

что это предательство раскроется.

Так почему же нас <<предают>> другие?

А они всего лишь отражают факт предательства нашего Эго нами самими.
Вернее множественные факты предательства.

Когда в отношениях человек долгое время ставит свои интересы ниже
интересов партнера, свои желания ниже желаний партнера, свои мысли и
чувства ниже мыслей

и чувств партнера - он рано или поздно получает <<предательство>>.

И это не партнер такой <<плохой>>, он всего лишь <<зеркалит>> наше отношение
к самому себе. А наше Эго, в каком бы забитом состоянии оно не
находилось, всегда

стремится устранить травмирующую его ситуацию.

Да, это похоже на мистику, но обычно ситуации <<вдруг>> складываются таким
образом, что кто-то нас <<предает>>. Эго никогда не <<рубит с плеча>> и
всегда есть

множество предварительных звоночков, на которые мы не обращаем внимания.

И у Эго не остается никакого другого способа образумить хозяина, кроме
как <<подстроить>> предательство другого человека. Чтобы хозяин, наконец,
понял, что

сам завел свою жизнь не туда и давно пора ее менять.

По сути, если вас предали - значит помогли вашему росту! Росту вашего
Эго, росту личности.

Если вас предали - значит передали на уровень выше, дав шанс двигаться
дальше.

Часто предательство воспринимается настолько болезненно, что человек
готов направо и налево рассказывать об этом. Тем самым стараясь найти в
лице слушателей

человека с еще более подавленным Эго.

А болезненность возникает только от того, что опора, которую создал
<<предатель>> сильно поддерживала человека, а тут опоры не стало.
Собственная опора в

виде Эго настолько зашугана, что и опереться то на нее страшно. Но
только это и есть верный путь - всегда и во всем опираться на
собственное Эго.

Наращивать, укреплять Эго, стремиться к тому, что свои желания, свои
мысли, свои чувства, свои потребности, свои радости - на первом месте, а
на втором

- желания партнера или группы.

Не нужно бояться того, что люди вокруг разбегутся, если <<включить>>
эгоцентризм. Наоборот, их будет притягивать как магнитом. Люди захотят
понять, как сделать

так же.

И уж точно не нужно путать эгоцентризм и эгоизм. Ориентация, прежде
всего, на свои интересы, свои желания и потребности - эгоцентризм, а вот
навязывание

этих желаний и

интересов другим людям - эгоизм.

И когда человек ориентируется на себя, то очень быстро приходит
понимание, что каждый человек имеет право на СВОИ интересы, часто
отличные от его интересов.

Но тем и интересней жить, ведь собственное Эго всегда договорится уже с
позиции равного с чужим Эго. И тогда <<предательства>> не состоится.

И если даже отношения развалятся, человек выйдет из них не жертвой с
подавленным эго, а партнер - не предателем, а выйдет из них человеком,
интересы которого

просто разошлись с интересами другого человека. И все это будет без драм
и эмоционального шока.

Будет ровный процесс между прошлым и будущим.

Ведь Эго - наш покровитель, наш друг, наше Я. Эго - это мы сами, и если
мы сами не будем предавать себя, то и другие не будут.

Автор -

Ольга Цыбакина

http://subscribe.ru/digest/woman/psychology/n314732485.html

   2016-08-16 10:38:04 (#3426504)