[pc] Легальная смерть

Доброго здоровья всем читающим!
Легальная смерть
Легальная смерть
<<Когда-то это была щелочка для терминальных больных, теперь дверь сняли с
крючка, и она распахивается все шире. Сегодня эвтаназия применяется не
только
к терминальным пациентам, но и к тем, кто страдает деменцией или просто
устал от жизни. Но эвтаназия при деменции не что иное, как способ решения
проблемы
ухода за пациентом>>. Об эвтаназии, ее последствиях для общества, об
этических вопросах и критериях умирания, значении смерти с духовной точки
зрения ученые
и богословы говорили на международной конференции <<Смерть и умирание в
технологическом обществе: между биомедицинои? и духовностью>>.
Организаторами мероприятия
выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Папский
совет по содействию христианскому единству, Общецерковная аспирантура и
докторантура
имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Папская академия жизни.
Лишь 50% россиян знают, что такое эвтаназия. Такие данные недавно
опубликовал ВЦИОМ. Столько же наших сограждан одобряет добровольный уход из
жизни людей,
болезнь которых сопровождается сильными страданиями. В России эвтаназия
запрещена, в отличие от ряда стран Западной Европы, где она легализована
более
15 лет назад.
``Общество не хочет обсуждать страдание и организует суицид''
Большинство больниц Бельгии основаны сестричествами, потому носят имена
святых. Однако сейчас названия больниц уже ничего не отражают: к
Католической Церкви
они не имеют никакого отношения. Практически в каждой больнице есть услуга
эвтаназии -- как части интегративной паллиативной помощи. Некоторые
больницы,
может, и хотели бы отказаться от применения эвтаназии, но сделать этого не
могут, так как такие поползновения моментально приобретают политический
характер,
рассказал на конференции священник Гентского университета Берт
Вандерхеи?ген.
Эвтаназия была легализована в стране в 2002 году и сначала применялась
только к паллиативным больным. В тот год официально было зарегистрировано
209 случаев.
Сейчас ``узаконенная смерть'' набирает обороты, в 2017 году зарегистрировано
уже 2309 случаев. Реальное число пациентов, подвергшихся эвтаназии,
неизвестно,
так как некоторые врачи не хотят сообщать о ее применении.
В Голландии, где эвтаназия также легализована, число смертей, приходящихся
на эту процедуру, составляет 4,4% от общего числа смертей в стране. По
мнению
священника Берта Вандерхеи?гена, реальная цифра для Бельгии примерно такая
же.
- Когда-то это была щелочка для терминальных больных, теперь дверь сняли с
крючка, и она распахивается все шире. Сегодня эвтаназия применяется не
только
к терминальным пациентам, но и к тем, кто ``сильно страдает'' и, может быть,
умрет через несколько лет, кто страдает деменцией, кто просто устал от
жизни.
``Я прожил хорошую жизнь. Этого достаточно'', - говорят такие люди,
запрашивая эвтаназию.
По мнению бельгийского священника, подобные ситуации демонстрируют нежелание
общества сталкиваться со страданием как неотъемлемой частью жизни человека.
- Эвтаназия при деменции не что иное, как способ решения проблемы ухода за
пациентом, -- сказал Вандерхеи?ген. - Общество вообще не хочет больше
обсуждать
страдание и просто организует суицид.
Вандерхеи?ген привел разговор, произошедший на международной конференции по
биоэтике в Роттердаме. Представителю Голландии задали вопрос: ``Что вы
посоветуете
странам, которые хотят ввести закон об эвтаназии?'' Сторонник эвтаназии
ответил: ``Пусть врачи к этому не имеют отношения''. Сегодня все еще врач
определяет,
попадает ли человек под действие закона об эвтаназии. Защитники же эвтаназии
предлагают ввести другую установку: ``Я хозяин своей жизни. И если хочу
покончить
с нею - это мое дело''. По мнению Вандерхеи?гена, ситуация в Бельгии --
лишнее подтверждение тому, как далеко можно выйти за рамки предписанного,
когда общество
во главу угла ставит индивидуализм.
- Западная Европа чрезвычайно секуляризована, - рассказал священник Берт
Вандерхеи?ген, который многие годы оказывает пастырскую заботу тысячам
людей.
- Религия рассматривается как частное дело и не должна присутствовать в
публичном пространстве. Духовность маргинализирована. Высшей ценностью
сегодня
является автономия человека. Человек - автор собственной жизни. Бог
отсутствует в этой парадигме.
Медицина сосредоточена на борьбе с болезнью и смертью, поэтому личность
пациента оставляется за бортом. По словам священника, в системе помощи в
Бельгии
нет места и времени обсудить с
advert
пациентом, что с ним происходит, его жизнь диссоциирована от духовности.
Однако ВОЗ подразумевает под паллиативным уходом подход, обеспечивающий
улучшение качества жизни пациента и его семьи перед лицом заболевания,
несущего
угрозу жизни. Подход обеспечивает профилактику и смягчение страдания через
грамотную оценку состояния, связанную с болью и физическими страданиями,
предполагая
в том числе психологическую и духовную заботу о пациенте.
Причинение смерти - преступление и неуважение к Богу
Даже в странах европейской цивилизации христианские символы вытесняются из
общественной жизни, сказал на открытии митрополит Иларион (Алфеев). Люди не
признают присутствие образа Божия в каждом из нас с момента рождения до его
естественной смерти и потому допускают возможность манипулировать чужой
жизнью.
- Эвтаназия - преступление человека против самого себя и против общества.
Разрешенная в масштабах целой страны, она говорит о глобальной духовной
болезни.
Ее пропаганда способна превратиться в смертоносную государственную
идеологию, как только количество людей преклонного возраста станет для
страны социальной
проблемой, -- подчеркнул архиерей. - Таким путем созидается цивилизация
смерти вместо цивилизации любви.
Высказанные главой ОВЦС тезисы нашли подтверждение и в выступлении кардинала
Римско-Католической Церкви Курта Коха.
- Сейчас, когда достигнуты большие успехи в медицине и технике, смерть
происходит обычно в больнице и по решению врача (врач решает, следует ли
прервать
лечение или не начинать его), - сказал он. - Мы как христиане знаем, что
тело служит человеку для спасения. Но так же нужно подходить и к смерти.
В катехизисе Католической Церкви эвтаназия признана нравственно
неприемлемой, как и любое действие или бездействие, предназначенное для
причинения смерти,
поскольку ``это нарушает человеческое достоинство и является актом
неуважения к Богу''.
Даже если смерть неизбежна, нельзя отказывать человеку в уходе -
паллиативной помощи, которая по сути и есть особая форма милосердия.
- Каким бы острым ни было состояние человека, - сказал кардинал, - мы должны
заботиться о живущем, не пытаясь сократить жизнь, но и не сопротивляясь
приходу
конца. Этот принцип совпадает и у католиков, и у православных. Достойная
смерть подразумевает подготовку к смертному концу. Мы призваны принимать во
внимание
все духовные аспекты жизни человека. Окруженный христианской заботой, входя
в последнюю стадию своей жизни, человек имеет возможность переосмыслить свою
жизнь и вступить с ожиданием в Вечность.
Почему паллиативную помощь приравняли к бесполезной деятельности
Биоэтика твердит о выборе человека и необходимости этот выбор защищать, но
мало размышляет о смысле и цели человеческой жизни. По мнению
римско-католического
архиепископа Винченцо Пальи, сегодня ``вопрос уже стоит о защите
человеческой жизни и сохранении уважения к ней''.
- Сопровождение умирающих - важная тема. Но сегодня медицинская практика
(призванная защищать жизнь) оказывается извращена, - выразил свое
беспокойство
архиепископ. - Прогресс в науке делает лечение главной целью клинического
процесса. Врачи все чаще смотрят на уничтожение болезни как на единственную
задачу,
стараются излечить болезнь любой ценой, а неудачу рассматривают как
поражение медицины.
Все это, по мнению архиепископа, открывает путь для упрямого и неразумного
использования крайних средств медицинского лечения, которые часто причиняют
пациенту страдания, без которых можно было бы обойтись.
Главное, увлекаясь процессом, медики забывают о пациенте, о высшем благе для
личности, об уважении к человеческому достоинству. ``Если нельзя вылечить,
это не значит, что ничего нельзя сделать'', - сказал архиепископ. Он
добавил, что, признав фундаментальное обязательство медицины заботиться о
страдающем
человеке, нельзя сводить это служение к техническому процессу.
По словам итальянского архиепископа, необходимо преодолеть недоразумение,
приравнявшее паллиативную помощь к бесполезной деятельности. Ведь
паллиативная
помощь подразумевает активную холистическую (всецелую) помощь человеку
любого возраста, страдающему серьезным заболеванием, в особенности тому, кто
приближается
к концу жизни. Главная цель паллиативной помощи - повышение качества жизни
больных и их родственников.
- Необходимо, чтобы люди видели, что умирающий не оставлен Богом. Духовная
поддержка такого человека должна оказываться до самого его конца, ведь в
жизни
каждого бывают драгоценные моменты примирения и прощения, - заключил он.
Теперь о смерти стараются забыть
Епископ Орехово-Зуевскии? Пантелеимон также согласился, что отношение к
смерти в обществе за последние годы изменилось.
- Если раньше мудростью считалось помнить о смерти, теперь о смерти
стараются не помнить, забыть. Люди хотят сделать жизнь приятной и
наполненной удовольствием,
вместе с тем совершенно не боятся самовольно прекратить свою жизнь и перейти
грань, которая отделяет нас от другого мира. Но эти крайности в отношении
к смерти вредят человеческой душе.
В России открывается все больше хосписов и паллиативных
advert
отделений, что позволяет получить помощь и не умереть в одиночестве. Но даже
здесь, говорит епископ Пантелеимон, человек умирает, окруженный персоналом
медучреждений, а не близкими.
Уделить особенное внимание тем, кто готовится к кончине, находится в
тревоге, страхе, у кого нет понимания, что будет после смерти, призвана в
первую очередь
Церковь. По словам епископа Пантелеимона, опыт подобного служения в нашей
стране не так велик, хотя именно в состоянии болезни человек как никогда
восприимчив
к проповеди. Он отметил, что в стране как таковых нет больничных капелланов,
которые получали бы жалованье от государства, хотя и растет число
священников,
сестер милосердия и добровольцев, помогающих умирающим людям.
- Задача Церкви не только в облегчении страданий человека, - заключил
иерарх, - мы должны помочь человеку понять смысл страданий и помочь
подготовиться
к переходу в другую жизнь.
Оригинал
Православие и мир