Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Бесценный подарок)


11.05.2016   Москва ШБ 7.15.40 «Бесценный подарок»

Мы прочитаем из 7-й песни "Шримад Бхагаватам", 15 глава  "Наставления для цивилизованных людей", текст 40.

атманам чед виджанийат
парам джнана-дхуташайах
ким иччхан касйа ва хетор
дехам пушнати лампатах

ПЕРЕВОД: Человеческое тело предназначено для постижения трансцендентного: индивидуальной души и Высшей Души, Верховной Личности Бога. Если и душу, и Сверхдушу можно постичь, очистив себя духовным знанием, то зачем и ради кого бережет свое тело глупый, жадный человек, ищущий чувственных удовольствий?

КОММЕНТАРИЙ: Безусловно, в материальном мире все стремятся беречь свое тело, чтобы получать с его помощью чувственные удовольствия, однако, обретя духовное знание, человек должен постепенно понять, что его тело и он сам отличны друг от друга. И индивидуальная, и Высшая Душа не материальны. Тому, кто родился человеком, следует осознать трансцендентность души, особенно если он собирается принять санньясу. Санньяси, или человек, постигший свою духовную природу, должен возвышать душу и общаться со Сверхдушой. Движение сознания Кришны призвано поднимать живые существа на духовный уровень, чтобы они могли вернуться домой, к Богу. Именно к этому должен стремиться каждый, кто обрел человеческую жизнь. Если же человек не выполняет эту обязанность, тогда зачем ему поддерживать свое тело? Ну а если санньяси не просто поддерживает свое тело обычными способами, а готов ради этого делать что угодно, даже есть мясо и прочую мерзость, значит, он — лампаа, ненасытный человек, который потакает прихотям своих чувств. Для санньяси особенно важно не идти на поводу у языка, желудка и половых органов, которые будут беспокоить человека до тех пор, пока он не полностью осознал, что тело отлично от души.

[Шри Гуру пранама, Шри Рупа пранама, Панча-таттва маха-мантра, Харе Кришна маха-мантра]

Итак, здесь в этом стихе "Шримад Бхагаватам" мы снова слышим базовые наставления о сознании Кришны. Здесь говорится о важности и ценности человеческой жизни. Конечно, мы говорили об этом много раз. Но Шрила Прабхупада говорит, что повторение важно для правильного понимания. Особенно это важно в Кали-югу, поскольку наша память очень коротка. В 7-й песни, а точнее в 12-й песни "Бхагаватам" приведён список некоторых из неблагоприятных отклонений в век Кали. И один из недостатков этого века заключается в том, что память людей Кали-юги слабеет с каждым днём. Говорится, что в Кали-югу следующие качества будут уменьшаться с каждым днём: религия, правдивость, чистота, милосердие, продолжительность жизни, сила тела (физического тела) и память. И поскольку наша память слабеет с каждым днём, поэтому для нас полезно слушать основы сознания Кришны снова и снова.

Говорится, что в предыдущие века для брахмачари было достаточно услышать истину сознания Кришны всего лишь три раза, чтобы запомнить её навсегда. Например, элементарную истину о том, что мы - не тело. В первый раз в предыдущие века, когда брахмачари слышал об этом от своего Гуру, он размышлял об этом, услышав во второй раз это утверждение от духовного учителя, брахмачари понимал его, и в третий раз услышав эту истину от духовного учителя, брахмачари полностью осознавал её.

В предыдущие века у людей было намного больше возможности для развития сознания Кришны. А мы, практикуя сознание Кришны 5,10, 15, 20, 30, 40 лет, до сих пор ещё размышляем на эти темы. Может быть несколько удачливых преданных понимают: я - не тело. Но кто на самом деле смог осознать, что я - не тело. Как можно это проверить? Что вы поняли, что вы - не тело. Проверкой или тестом заключается то, что, если какие-то материальные желания появляются в вашем уме, вы даже о них не беспокоитесь. Даже на одну секунду они вас не беспокоят. Так, например, если в вашу дверь постучит какой-то нежелательный человек, грязный, некультурный и т.д., вы просто закрываете дверь и с ним не общаетесь. Точно так же, если какие-то посторонние желания, не связанные со служением Кришне, приходят в ваш ум, вы просто говорите "Нет". Вы можете задуматься: а кого-нибудь из вас затрагивали в течение дня материальные мысли? Как наслаждать чувства независимо от Кришны? Меня это не интересует, я - преданный. Не забыли ли вы предложить мороженое, которое вы купили в магазине, Кришне? И т.д.

В предыдущие века достаточно было брахмачари один раз услышать, чтобы задуматься, во второй раз он понимал, в третий раз он уже говорил: всё, я - ахам брахмасми, я - духовная душа, а мы через 45 лет начинаем думать: тело я все-таки или не тело? Может быть всё-таки тело? [смех] Поэтому для нас очень важно слушать эти темы снова и снова, и важно, что процесс преданного служения основан на шраванам, киртанам, смаранам. Благодаря слушанию, обсуждению мы начинаем размышлять об этих темах. Почему нам так сложно понять эти наставления? Потому что наш разум в Кали-югу очень осквернён. Разум - это очень ценный инструмент для осознания духовной природы, но в Кали-югу он несовершенен. Он полон дырок из-за последствий чувственных наслаждений.

Есть ещё один стих, которым мудрецы Наймишараньи обращаются к своему Гуру - Шриле Суте Госвами. Они говорят: "Господин, мы встретили твою милость по воле провидения. Мы хотим принять тебя капитаном нашего корабля". Для тех, кто желает пересечь полный превратностей океан Кали-юги, лишающий человека всех хороших качеств. Карна-дхара иварнавам обозначает, что этот век уничтожает все хорошие качества. Каким же образом наш разум разрушается? Разум разрушается из-за 4-х видов деятельности: мясоедения, интоксикации, азартных игр и незаконного секса. Люди думают, что они могут наслаждаться беспрепятственно этими вещами, но они разрушают не только тело и ум, но также разум и из-за этого деградирует душа. Можно задуматься над тем, что они пьют и что происходит в этот момент с их телом и с их умом. Поэтому к тому времени, когда многие люди присоединяются к сознанию Кришны, они, конечно, очень искренни, но у них уже в мозгах полно дырок.

Но, благая весть заключается в том, что благодаря процессу сознания Кришны можно восстановить целостность разума. Даже просто благодаря тому, что мы принимаем прасад, мы можем восстановить свой разум и начать понимать философию. Шрила Прабхупада вдохновлял нас с самого начала Движения пить на ночь горячее молоко, слушая книгу о Кришне. Я не знаю, в наше время многие ли преданные этому следуют, наверное больше едят пиццу со "Спрайтом" или "Кока-колой" на ночь. Без книги "Кришна". Но Шрила Прабхупада говорил, что молоко - это чудо-пища. Это удивительная пища. Молоко является чудо-пищей, потому что оно имеет свойство восстанавливать поврежденные клетки, включая клетки мозга, благодаря которым мы можем начать понимать "Бхагаватам" с утра. Я встретил одного садху в Катманду в храме Пашупатинатха, и он пил молоко на протяжении 58 лет. И я спросил у него: "Я понимаю, что садху иногда постятся, совершают аскезы и принимают что-то одно - или рис иди ещё какое-то блюдо, но почему ты выбрал именно молоко?" Он сказал: "Чтобы помнить Бхагавана". И он, не сходя с места, процитировал, как ураган, все 700 стихов "Бхагавад-гиты" и когда я, поражённый, посмотрел на него и собрался уйти, он говорит: "Подожди, подожди, сейчас я тебе "Бхагаватам" процитирую" [смех] Он сказал, что это всё - благодаря молоку.

И поэтому, благодаря процессу преданного служения, мы можем восстановить свой разум и очень хорошо усвоить бхакти. Это Движение основано на очень глубокой философии, которая объяснена в "Бхагаватам", поэтому нам надо изучать и применять на практике наставления предыдущих ачарьев. Я одну подобную лекцию дал где-то в Греции, и один брахмачари чуть не плакал. Он сказал, что "я столько греховных поступков до сознания Кришны совершил, а сейчас у меня ещё и аллергия на молоко. Я молоко даже не могу пить, есть ли у меня какая-то надежда вообще?" Я задумался и сказал: "Ну, ничего, по милости Гуру и Кришны всё будет нормально, продолжай служить".

[Шрила Гурудев начинает читать стих: мукам кароти вачалам

Бада Харидас прабху продолжает стих: гирим йат-крипа там ахам ванде шри-гурум дина-таранам ].

Вот, пожалуйста - человек, который выпил много молока за свою жизнь. По милости духовного учителя даже хромой может пересекать горы, слепой может видеть звёзды, а немой может цитировать изысканную поэзию. Есть похожий стих и в "Чайтанья-чаритамрите". Благодаря памятованию лотосных стоп Панча-таттвы, немой может стать поэтом, хромой может пересекать горы, а слепой - видеть звёзды. И поэтому я ответил этому юноше, что по милости Гуру и Гауранги наше изначальное сознание Кришны может быть восстановлено, несмотря на влияние Кали-юги.

То, что в Сатья-югу достигалось через медитацию, то, что в Трета-югу достигалось через агни-хотру, огненное жертвоприношение, то, что достигалось в Двапара-югу, благодаря поклонению в храмах, то, что можно было достичь в предыдущие века, благодаря всем этим процессам, в Кали-югу можно достичь всего лишь благодаря воспеванию Харе Кришна мантры. И мы можем подумать: "Ну вот, опять какой-то элементарный стих, то, что я уже давно знаю". Но нам надо слушать об этих темах снова и снова. Чтобы мы смогли их оценить и воспользоваться всеми преимуществами.

Иногда человеческая жизнь сравнивается с лодкой, духовный учитель сравнивается с капитаном, а ведические произведения сравниваются с попутными ветрами, которые подгоняют лодку к берегам Вайкунтхи. Поэтому это очень удачное сочетание, если вы родились человеком, у вас есть духовный учитель и доступ к изучению писаний. В знаменитой песне Говинда даса говорится, что человеческая жизнь является дурлабха - очень редкой и ценной. И мы получили её. И духовный учитель сравнивается с капитаном корабля, как Шрила Прабхупада утверждает: каждый разумный мужчина и женщина должен уметь духовного учителя. Говорится, что даже у насекомых, у всех живых существ есть отец и мать. Но если мы получаем благословение Гуру и Кришны, мы можем преодолеть влияние материальной энергии и вернуться домой, назад к Богу через служение.

И сейчас во всем мире у всех есть доступ к книгам Прабхупады, благодаря тому, что преданные их активно распространяют повсюду. И поэтому естественно ожидать, что, благодаря тому, что сознание Кришны распространяется, даже несмотря на 2016 год Кали-юги, всё больше и больше душ возвращается в духовный мир. Потому что этот процесс очень упростился благодаря милости Господа Чайтаньи и, особенно, милости Шрилы Прабхупады. Этот процесс прост, но не дёшев. Мы говорили недавно о том, насколько надо быть решительным, чтобы вернуться домой, назад к Богу.

Иногда Шрила Прабхупада цитировал народную вайшнавскую мудрость, неизвестно, насколько это в писаниях описано, но по крайней мере по Вриндаване многие так говорят, что для того, чтобы вернуться домой, назад к Богу, надо прожить три жизни. Первая жизнь - это жизнь, посвящённая садхана-бхакти, вторая жизнь - посвящённая рагануга-бхакти - спонтанному преданному служению, а третья жизнь - это отправление на одну из планет, где в данный момент Кришна проводит Свои игры и вы там должны научиться служить Кришне непосредственно, и только после этого вы можете вернуться в духовный мир.

Но на одной из инициаций Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал своим ученикам, что он не видит каких-то препятствий в том, чтобы все они вернулись в духовный мир в течение одной жизни, если они примут процесс преданного служения достаточно серьёзно. Но, независимо от наших усилий, самая важная составляющая - это милость Господа. И поэтому преданные постоянно призывают милость Господа, воспевая маха-мантру. Всё заканчивается в момент смерти. Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что ваш бхаджан, ваше служение Кришне будет проверено в момент смерти, независимо от того, насколько вы прекрасно пели или играли на мриданге, самое главное выяснится в момент смерти, насколько вы сможете помнить о Господе, повторяя Его Святое Имя.

Однажды я говорил об этом в Париже на воскресной лекции. Как говорит Кришна в "Бхагавад-гите":

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам


В зависимости от того, на чём сосредоточено наше сознание в момент смерти, мы туда и отправляемся в следующей жизни. Для нас важно помнить о Кришне. Но один доктор, который на самом деле имел уровень профессора медицинских наук, сказал: "Молодой человек, а вам известно, что от 75 до 80% больных умирают в бессознательном состоянии? Каким же образом ваша философия подтверждается в этом случае?" Я повернулся к своему духовному брату Гопа Свами дасу, который до присоединения к Движению был врачом. И я спросил, правда ли это? И Гопа Свами сказал: "Мне придется с ним согласиться, потому что это был мой профессор из университета, в котором я учился". Я помолился Кришне: "Кришна, помогиии!" [смех] И, как говорит Кришна, тем, кто Ему служит, Он даёт разум. И я вспомнил то, что я прочитал за неделю до этого в книге, описывающей жизнь Рамануджа ачарьи. И там описывалось, как Рамануджа ачарья отправился в храм Ранганатха и он лично с Ним общался, он задал Ему вопрос. И Божество Ранганатха очень большое - размером чуть ли не с эту комнату, поэтому для того, чтобы получить даршан Божества, там три алтаря. Двери одного алтаря открываются для того, чтобы все могли увидеть Его лотосный лик, средние двери открывают Его туловище, Его живот, а третьи двери - Его лотосные стопы. Так же, как во Вриндаване вначале первый алтарь, который открывается для даршана - это Божества Гаура-Нитай, второй алтарь - это Божества Кришна-Баларама и в конце - Радхе-Шьям. А в Шрирангаме первый алтарь открывается и вы получаете даршан лотосных стоп Господа. А когда открыватся второй алтарь, вы видите живот Господа, из пупка Его растёт цветок лотоса с Брахмой наверху. А когда открывается третья дверь алтаря, вы видите Его лотосный лик, и Он находится в божественном сне, в йога-нидре с улыбкой на устах. Ему снится сон. Его сон - это материальный мир. И, поскольку это всего лишь сон, это иллюзия, но поскольку это сон Господа, это - реальность. Он иллюзорен только в том смысле, что материальный мир временен, поскольку это сон Маха-Вишну. И когда Рамануджа ачарья отправился в храм на даршан, он задал Господу вопрос. Чистые преданные могут общаться с Господом непосредственно, задавать Ему вопросы и получать ответы. Рамануджа ачарья спросил: "Дорогой Господь, что случится с преданным, который в результате какого-то несчастного случая умирает или находится в коме, и он не сможет вспомнить Тебя в момент смерти?" Божество улыбнулось еще шире, таковы игры Господа. Он - не статуя, Он - непосредственно сын Махараджи Нанды. И Божество ответило Рамануджа ачарье, это знаменитая цитата. Он сказал: "Рамануджа, если Мой преданный не сможет вспомнить Меня в момент смерти, то Я вспомню своего преданного". [возгласы: Харибол!]  

Поэтому мы, конечно, можем делать всё, что от нас зависит, пить горячее молоко по вечерам, читать книгу о Кришне, заниматься служением, но самое главное - это  милость Господа, которая доступна для нас через воспевание Святого Имени. Мы молимся так же, как Господь Чайтанья: "О, мой дорогой Господь, сын Нанды, я - Твой вечный слуга, но, так или иначе, я пал в этот океан рождений и смерти, пожалуйста, вызволи меня из этого океана и сделай меня пылинкой у Твоих лотосных стоп на Голоке Вриндавана". В этом наша молитва. Конечно же, Кришна сможет нас вспомнить намного лучше, чем мы о Нём можем помнить. Поэтому, если мы покажем Ему свою искренность и желание вернуться домой, назад к Богу, Он нам поможет, Он вспомнит нас.

И в конце я расскажу ещё одну интересную историю. Однажды один великий преданный подшёл к Хануману и сказал: "Хануман, а тебе известно, что Господь Рамачандра ведёт дневник, в котором Он записывает всех Своих великих преданных?" И Хануман, конечно же, задумался: "Если у Господа Рамачандры дневник со списком всех великих преданных, интересно, я туда попал или нет?" И преданный сказал: "Ну, тебе надо просто спросить у Рамы". Этот преданный вместе с Хануманом отправились к Рамачандре и спросили, есть ли у Него такой дневник. И Господь Рамачандра сказал: "Да, есть дневник, я в него записываю всех великих преданных". Они просмотрели весь этот дневник, но имени Ханумана там не было и Хануман погрузился в уныние. Хануман отправился к Господу Раме и сказал: "Что-то своего имени я не нашёл в дневнике". Господь сказал: "Ничего, у этого дневника есть второй том. Я его спрятал, он очень близок Моему сердцу". И когда Хануман попросил у Господа разрешения заглянуть в этот дневник, Он ему показал, там было всего лишь несколько имён. И в том дневнике имя Ханумана было первым упомянуто. И Хануман спросил: "А почему моё имя только в этом дневнике, а в другом - нет?" И Господь Рамачандра сказал: "Вот этот дневник - это дневник с теми преданными, которые постоянно помнят обо Мне. Этот дневник, конечно, дорог Мне, но второй дневник состоит из имен тех особых преданных, о которых Я постоянно думаю". Джай Шри Рам!

Итак, у Господа, оказывается, два дневника. Один дневник с теми преданными, которые Его помнят, а второй дневник - с теми преданными, о которых Господь помнит. И нам надо стермиться попасть во второй дневник. Это, конечно же, охота на носорога, это совсем не легко сделать. Но это вполне возможно, в этот дневник попадают те преданные, которые стали дорогими для Господа, благодаря своему служению. И каким же служением надо заниматься, чтобы попасть в этот второй дневник, который дороже всего для Господа? Кришна говорит об этом в "Бхагавад-гите", что "в этом мире нет никого дороже для Меня, чем тот, кто распространяет сознание Кришны и никогда не будет никого дороже". И поэтому в "Чайтанья-чаритамрите" Господь Чайтанья сравнивает Себя с садовником, распространяющим плоды любви к Богу. Но, благодаря Своей доброте и смирению, Он говорит, что "Я всего лишь один, поэтому много ли Я смогу плодов распространить, поэтому, пожалуйста, все преданные, помогите Мне распространить эти плоды любви к Богу". И если мы это делаем, мы становимся очень дорогими для Господа Чайтаньи.

И для нас самым главным представителем Господа Чайтаньи является Шрила Прабхупада, и удовлетворить его даже проще, чем Господа Чайтанью. Он сказал об этом непосредственно, что "если вы хотите удовлетворить Меня, распространяйте книги, распространяйте книги, распространяйте книги". Или если это не распространение книг, то это должно быть распространение сознания Кришны в той или иной форме, потому что это то, в чём заинтересованы и Шрила Прабхупада, и Господь Чайтанья, и Сам Кришна. Если мы облегчаем Их бремя, то мы становимся очень дорогими для Них и мы получаем всю Их милость. И это не то, что охота на носорога или же карлик, который пытается снять Луну с неба. По милости Господа всё это становится возможным.

Прабхупада говорил о преданном ИСККОН, который всего лишь 9 лет практиковал сознание Кришны, что он вернулся домой, назад к Богу. Его звали Джаянанда. Он всего лишь 9 лет занимался духовной практикой и после того, как он оставил тело, Шрила Прабхупада написал ему письмо, в котором он говорил, что "если у тебя остались какие-то материальные желания, то ты попал на Сварга-локу, но в соответствии с моими утверждениями, поскольку ты слушал воспевание Святого Имени [запись магнитофонную киртана Шрилы Прабхупады], то я утверждаю по этой причине, что ты вернулся в духовный мир, на Голоку Вриндавану". И мы доверяем тому, что Шрила Прабхупада знает, о чём говорит.

Кто хочет попасть в дневник Господа Рамачандры, в котором имена тех преданных, о которых Он думает, поднимите, пожалуйста, руки. Кто хочет быть в обоих дневниках, особенно в том дневнике, в котором самые особые преданные записаны? Вас может Господь в оба дневника занести. И вот у нас есть особая формула, которую дал Гирирадж Свами. Можно получить милость Радхи и Кришны только по милости Чайтаньи Махапрабху. В этот век нам надо отправиться к Господу Чайтанье Махапрабху за милость Радхи и Кришны. Именно поэтому перед воспеванием Харе Кришна мантры мы воспеваем Имена Панча-Таттвы [Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда, Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура-Бхакта-Вринда], чтобы освободиться от последствий оскорблений.

Но если мы хотим получить милость Господа Чайтаньи, мы должны вначале получить милость Господа Нитьянанды. Поэтому мы воспеваем "Нитай Гаура Харибол!" Прежде, чем получить милость Гаура, мы должны получить милость Нитая. Но если вы хотите получить милость Господа Нитьянанды, вы должны проповедовать Джагаям и Мадхаям. И вот это - секрет, каким образом можно попасть в особый дневник Господа с именами тех преданных, о которых Он сам всегда думает. В Москве достаточно Джагаев и Мадхаев. Господь Нитьянанда сказал Господу Чайтанье, что Джагая и Мадхая убивать нельзя, потому что в Кали-югу все - Джагаи и Мадхаи, не только в Москве, во всех странах мира. Поэтому мы должны помочь им, вместо того, чтобы убивать.

Гранта радж "Шримад Бхагаватам ки! Джай! Шрила Прабхупада ки! Джай! Шри Шри Гаура Нитай ки! Джай! Шри Шри Радха Шьямасундара ки! Джай! Господь Рамачандра ки! Джай! Рамануджа ачарья ки! Джай! Шри Ранганатх ки! Джай! Гаура-Бхакта-Вринда ки! Джай! Назад домой к Богу ки! Джай! Гаура премананде! Харибол! Спасибо большое! Харе Кришна!  


В избранное