Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читая Библию...

  Все выпуски  

Читая Библию...


Новый завет
Евангелие от Иоанна
Христос иль не Христос - вот в чем вопрос или Поставление кущей

Приближался иудейский праздник - поставление кущей. Иисус с учениками решали, что им делать в этот день. Ученики убеждали Иисуса пойти на праздник и открыто явиться всем. Иисус отговаривался, что его время еще не пришло и что его вообще-то недолюбливают потому что он говорит то, что другие не хотят слышать. В итоге ученики отправились на праздник открыто, а Иисус - тайно и стал слушать, что о нем говорят в народе.

7.2. Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.

7.3. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

7.4. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

7.6. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

7.7. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

7.8. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

7.10. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

А разговоров в народе было немало. Иудеи как будто ждали, что Иисус явится к ним и будет творить чудеса или учить их. Одни говорили о нем хорошее, другие плохое. Но никто не осмеливался говорить открыто.

7.11. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

7.12. И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

7.13. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Когда половина праздника была позади, Иисус все-таки вошел в храм и стал учить. Он учил, а присутствующие удивлялись, когда он так хорошо успел выучить писания.

7.14. Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

7.15. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

А в самом деле - когда? И по какому праву Иисус учил евреев в храме? Ведь выступать в храме разрешалось только священникам.

Ни одно Евангелие не говорит о детстве и юности Иисуса. Есть, конечно, неканоническое Евангелие детства от Фомы, есть упоминание о детстве Иисуса в Евангелии от Луки. Но нигде нет упоминаний о том, где был и чем занимался Иисус в течение 18 лет своей жизни (с 12 лет, о чем упоминает Лука до 30, когда Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя). Может быть, он занимался изучением священных книг?

А если предположить, что Иисус занимался именно этим, то возможно он был произведен в священники. В этом случае он мог читать проповеди в храмах.

Что же отвечал на подобные вопросы сам Иисус? Он отвечал уклончиво, не давая точных пояснений где и когда он успел изучить писания. Мол, может от Бога, а может и от себя. Тот, кто верит, сам поймет, что откуда. Так что ничего плохого я не делаю, а вы меня убить хотите.

7.16. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

7.17. кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

7.18. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

7.19. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

Из толпы посыпались вопросы: сдурел что ли, кто тебя убить хочет?

Иисус ответил: еще как хотите. За то, что я якобы нарушил ваш закон и исцелил больного в субботу. Сам слышал, как некоторые спрашивали: не тот ли это, которого убить хотят?

7.20. Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

7.21. Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

7.22. Моисей дал вам обрезание [хотя оно не от Моисея, но от отцов], и в субботу вы обрезываете человека.

7.23. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

7.24. Не судите по наружности, но судите судом праведным.

7.25. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

Такая наблюдательность привела толпу в замешательство. Одни говорили, что он действительно Христос. Другие не соглашались, аргументируя тем, что никто не будет знать, откуда пришел Христос, между тем как место рождения Иисуса всем хорошо известно.

В общем, Иисус умел довольно ловко манипулировать толпой.

7.26. Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

7.27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

Получив необходимый эффект, Иисус продолжил свою речь, рассказав, что пришел по велению самого Бога, которого знает лично.

Этим же приемом пользуются и сейчас руководители некоторых религиозных сект.

7.28. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

7.29. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

Далее Иисус еще долго говорил о "пославшем его", о том, что вскоре Иисусу предстоит вернуться к нему и тогда уже никто не сможет его найти. Чем внес окончательный разлад в толпу, которая уже плохо понимала кто его послал, в какие края предстоит податься Иисусу и почему им самим туда нельзя будет прийти. Споры относительно того, является ли Иисус Христом, продолжались.

7.33. Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;

7.34. будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти.

7.35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?

7.36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?

7.40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

7.41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

7.42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

7.43. Итак произошла о Нем распря в народе.

Такие настроения в народе не могли понравиться фарисеям и первосвященникам. И те послали своих служителей арестовать Иисуса. Но служители этого не сделали. В качестве отговорки они сказали, что ни разу еще не слышали, чтобы кто-то так говорил.

7.32. Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей - схватить Его.

7.44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

7.45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

7.46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

7.47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

7.48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

7.49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Более правдоподобным будет объяснение, что служители просто побоялись открыто арестовать Иисуса, видя, как он манипулирует толпой и опасаясь гнева этой самой толпы.

Но среди фарисеев находились и сочувствующие Иисусу. Так, некто Никодим предлагал относиться непредвзято и сперва выслушать обвиняемого. Но другие не стали его слушать и даже начали подозревать, что он сам родом из Галилеи и просто сочувствует земляку. Пришлось Никодиму остаться ни с чем.

7.50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

7.51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

7.52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

7.53. И разошлись все по домам.

 

Кто из вас без греха, первый брось на нее камень

Утром Иисус опять вернулся в храм. Фарисеи, которые то и дело старались подколоть его, выдумали очередную проверку. Привели к Иисусу блудницу, заявили, что по закону Моисея ее следует побить камнями и спросили, что он думает по этому поводу. Иисус поначалу делал вид, что не замечает их вопроса (а может в это время тщательно обдумывал ответ). Но фарисеи были настойчивы. Тогда Иисус оторвался от своих мыслей и ответил: кто из вас безгрешен - тот пусть и бросит первый камень. После чего опять ушел в себя.

Фарисеи задумались... а потом просто тихонько разошлись по своим делам. Тогда Иисус посмотрел на женщину и сказал: ну вот, обвинители твои разошлись, и ты ступай, но больше не греши.

8.1. Иисус же пошел на гору Елеонскую.

8.2. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

8.3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,

8.4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;

8.5. а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

8.6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

8.7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8.8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

8.9. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

8.10. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

8.11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Что касается прелюбодеяния, то закон Моисея обязывает наказывать и женщину, и мужчину (см. Левит). Если женщина "взята в прелюбодеянии", т.е. на месте преступления, где же ее партнер?

Время от времени слышишь, что женщина, которую спас Иисус, была не кто иная, как Мария Магдалина. Однако, как мы видим из первоисточника, ее имя явно не называется. Лишь в 6 веке папа Григорий I постановил считать, что речь в данной главе идет именно о ней.

 

На сегодня все. До новых встреч.


В избранное