Раздел 2. Сравнение Евангелий. Моление о чаше. Взятие Иисуса Христа под стражу
Иисус с учениками пришел в селение Гефсимания, где был сад, в который они вошли. Христос сказал апостолам: посидите тут, молитесь, чтобы не впасть в искушение, пока Я пойду помолюсь там (Мф 26:36; Мк 14:32; Лк 22:40; Ин 18:1).
И, взяв с Собой только Петра и Иакова и Иоанна Зеведеевых, отошел на расстояние броска камня, чтобы помолиться отдельно. Иисус сказал Петру и братьям Зеведеевым: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф 26:37-38; Мк 14:33-34; Лк 22:41).
И, отойдя недалеко, пал на лице Свое, и, преклонив колени, молился: Авва Отче Мой! все возможно Тебе; о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Мф 26:39; Мк 14:35-36; Лк 22:41-42).
«Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:43-44).
Встав от молитвы, Христос вернулся к ученикам и нашел их спящими от печали, и говорит: Симон! ты спишь? так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? что вы спите? встаньте, бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф 26:40-41; Мк 14:37-38; Лк 22:45-46).
И, снова отойдя, продолжил молиться: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать (Мф 26:42-43; Мк 14:39-40).
И, оставив их, вновь отошел и помолился в третий раз, теми же словами. И приходит в третий раз к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мф 26:44-46; Мк 14:41-42).
В синоптических Евангелиях Иуда Искариот, поцеловав Иисуса перед старейшинами, тем самым дает им знак, указывая на Христа, после чего производится Его арест (Мф 26:47-56; Мк 14:43-52; Лк 22:47-53; СЕ 161; ср. Ин 18:2-12).
В Евангелии от Иоанна эпизод поцелуя Иуды отсутствует, говорится только, что он привел вооруженный отряд в Гефсиманский сад (Ин 18:1-2), а Христос сам признался им: «Кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я» (Ин 18:4-5).
Иоанн определенно называет Иуду предателем (Ин 18:2, 5). И хотя он опускает эпизод с тридцатью сребрениками (Мф 26:3-5, 14-16; Мк 14:1-2, 10-11; Лк 22:1-6; СЕ 153), но изображает предательские намерения Иуды как зародившиеся задолго до осуществления (Ин 6:71, 12:4), и вполне укоренившиеся к моменту Последней вечери (Ин 13:2), от которых тот не отказался даже после обличительных слов Иисуса (Ин 13:11). Вероятно Иоанн не захотел повторять написанное другими евангелистами, но дополнил их рассказ подробностями у них отсутствующими.
Сложив воедино эти свидетельства, мы можем получить целостную картину. Иуда приводит воинов (Мф 26:47; Мк 14:43; Лк 22:47), целует Иисуса (Мф 26:49; Мк 14:45; Лк 22:47-48), однако пришедшие не решаются схватить Его. Иисусу приходится дважды уговаривать воинов, чтобы они Его арестовали (Ин 18:4-9). Затем Он останавливает Симона (Мф 26:51; Мк 14:47; Лк 22:50; Ин 18:10), после чего Иисуса наконец берут под стражу.