Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Структура смыслов Торы


Когда мы обращаемся к тексту Торы, мы должны понимать, что нам необходим специальный подход в своей работе. Мы можем рассматривать три «слоя» смыслов в тексте. Можно назвать их историческим, психологическим и метафизическим.
Первый слой рассматривает сюжеты Торы как часть реальной истории человечества. Еврейские персонажи Торы — это наши далекие предки, «Отцы и Матери — основатели нашего народа», которые жили в определенных условиях, сталкивались с другими людьми и совершали различные поступки.
Комментаторы этого «слоя» часто задают интересный вопрос: почему Автор Торы выбрал из всех событий жизни именно определенные детали, которые попали в текст Торы? Этот выбор приводит комментаторов к важным идеям.
При этом наша традиция имеет жанр мидрашей — дополнительных историй, которые восполняют некоторые «пробелы» в рассказах самой Торы. Так, Тора начинает описание жизни Авраама с события, произошедшего, когда ему было более 70 лет. И благодаря мидрашам мы узнаем, что важного Авраам совершил в первой части своей жизни, не освещенной Торой.
Второй слой анализа Торы — психологический. Комментаторы переходят от «макромира» больших событий к «микромиру» чувств героев Торы. При этом в самом тексте Торы эти чувства «прописаны» очень скупо, но сами сюжеты содержат такие события, которые вызывают психологические аспекты проявления характеров героев.
Этот слой Торы обладает универсальностью. В этом слое осмысления Торы нам менее важно, в каком веке произошли события. Наоборот, комментаторы подчеркивают, что те же чувства, которые испытывали герои Торы в далеком прошлом, уместны и в нашей жизни.
Мы можем внести в нашу картину также фактор «зрелости» читателя-«изучателя». Маленький ребенок не может «примерить на себя» взрослые эмоции, поэтому он изучает Тору на первом уровне — как истории. Но более взрослый и зрелый читатель уже может понять и внутренний мир наших героев, это дает ему возможность видеть второй слой и те послания, которые Тора несет нам на этом уровне.
Оба первых уровня (слоя) можно назвать реализмом — «макрореализмом» истории и «микрореализмом» психологии.
Но наша Тора содержит и третий уровень, который можно назвать метафизическим, мистическим или символическим. Он требует в том числе и абстрактного мышления. Это напоминает работу с формулами в математике или физике. И подобное абстрактное мышление характеризует еще большую зрелость, необходимую со стороны читателя, изучающего Тору.
Интересно, что психологический слой ведет нас по пути конкретности, занимаясь нюансами реальных чувств людей. А метафизический слой превращает сюжет в абстрактную картину взаимодействия сил. И сами герои на этом уровне осмысления оказываются не столько людьми, сколько способом описания каких-то важных сил мироздания. А взаимодействие сил описано с помощью сюжетов, имеющих метафизический способ понимания.
Метафизика (как и просто физика) имеет два языка описания: с помощью формул и понятий или с помощью примеров, которые описывают ситуации. Формулы и понятия требуют, чтобы их сначала изобрели, придумали и (или) разработали.
Одним из ключевых видов деятельности великих ученых, в том числе и ученых-гуманитариев — философов и психологов — является разработка языка понятий. Каббала в значительной степени опирается на свой специальный язык понятий. И когда еврейские мудрецы-мистики освоили этот язык (в частности, систему сфирот) стало возможным развивать это направление более глубоко. И оказалось, что сюжеты Торы можно интерпретировать и как описание этого уровня.
Когда мы осваиваем все три уровня, то обнаруживается, что они «переплетаются». Мы можем искать нюансы в истории (первый слой) и после этого анализировать психологические аспекты (второй слой) уже этих событийных аспектов. И самым продуктивным является привлечение всех трех слоев. Мы находим исторические нюансы. Потом мы привлекаем психологические аспекты этих сюжетов. А затем мы ищем символические и мистические смыслы уже этих психологических нюансов.

Таким образом, короткий текст оказывается настоящим «месторождением» глубинных смыслов. И наша традиция предлагает нам каждый год возвращаться к изучению Торы, чтобы мы могли пополнить свою коллекцию смыслов, извлеченных из нашего уникального «месторождения», и поделиться знаниями с ближними.

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 272

 


В избранное