Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
02-Dec-2018 16:49
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
*
19 ноября 2018 г. ст.ст., воскресенье 27-е по Пятидесятнице.
Литургические чтения: Еф.6:10-17;
Лк.12:16-21. 5-й
день Рождественского поста (по юлианскому календарю).
>
«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия
его имения» <(Лк.12:15)>, –
говорит Иисус истину, в общем-то, прописную. В устах многих Его последователей
эта истина оборачивалась ханжеским: «О душе́ надо подумать!»,
а то и революционным: «Собственность есть кража». Ведь сказано
нечто отрицательное: жизнь зависит не от изобилия, а... От души?
От скудости? От чего зависит жизнь человека? Иисус не был бы Спасителем,
если бы дал ханжеский ответ: далее Он отвечает неожиданно, так неожиданно,
что не всякий, читающий Евангелие, осознает всю новизну Его ответа.
>
Спаситель рассказывает анекдот о богаче; только богач у него не смешон,
как обычные герои анекдотов, а, скорее, величественен. Бог благословил его:
он богат, а у него еще и «был хороший урожай в поле».
Благословение Божие он выдержал и сумел собрать урожай до зернышка –
история России подсказывает нам, что воинствующим безбожникам это никогда не удается.
И, наконец, он обращается к своей душе, умоляя ее: «Душа! Много
добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
Между тем, ну что упрашивать самого себя веселиться? Веселись –
и всё! Так и делают большинство людей: едят и пьют, не дожидаясь
приглашения, и уж тем более не разговаривают сами с собой. Но совершенно
ясно, что этот человек при всём своем богатстве не веселился; хороший
урожай был для него лишь очередным, не первым поводом ощутить глубокую
внутреннюю раздвоенность своего существа. Хочется есть – а кусок
в горло не идет. Хочется радоваться – а что-то или кто-то
внутри мешает, и идет сплошная хандра. «Душа», «совесть» –
по-разному называют нечто, сидящее внутри нас, часть нас, но часть упрямую
и вредную. Сделана удачная гадость, собран отличный урожай, дочиста обобран
ближний дурак – а нечто мешает вволю порадоваться. Или я совсем
бессовестный и бездушный – но тогда разве я –
это я? Тогда я уже какой-то нечеловек, черт, сатана.
> Богач –
совестлив, и даже настолько совестлив, что не пытается заглушить совесть
раздачей милостыни. Хотя чего уж проще: распредели часть нажитого по беднякам,
и оставь себе ровно столько, чтобы было, что есть и пить, радуясь
тому, как удалось всучить совести взятку.
> Богач не в первый
раз говорит со своей душой, а та всё молчит: у нее нет языка,
она – сплошные чувства. Он вопит: «Веселись!», –
а в ответ накатывает угрюмость и тоска. И совершается чудо:
ночью, в час, когда все спят – кроме тех, кто ворочается
с боку на бок, – богач слышит голос Божий. Он оказывается
в одном ряду с великими пророками, величие которых – в чуткости
и беспокойстве. Господи, да наверное каждый мог бы услышать глас
Божий, если бы старался расслышать, и очень многим людям Господь беззвучно
кричит: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же
достанется то, что ты заготовил?!» – а они не слышат.
>
«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога
богатеет» – заканчивает Иисус притчу. А как, собственно,
«так»? Что, все они слышат откровения? Или все они внезапно
умирают? Конечно, нет. И мы вынуждены вернуться за ответом к началу
притчи: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
Вот оно – самое страшное «так»: разрывается связь
между внутренней жизнью человека и внешней, между его душой и духом,
между самим человеком и его ближними. Ведь не сказано, что
у богача не было наследников: но его богатство давно разорвало все родственные
связи, оставив лишь алчущих его смерти. Кстати, алчная жизнь не зависит
и от скудости имения: ведь скудость – всего лишь изобилие,
только отрицательное. И у тысяч нищих жизнь совершенно не зависела
от их нищеты, и была такой же алчной, пустой и гнусной,
как у богачей. Гибель – в распаде человека на дух, душу
и тело, гибель – в разрыве межчеловеческих связей, гибель –
в том, что никакая милостыня, никакие молитвы Богу не могут восстановить
жизнь в ее полноте.
> Но где же выход? От чего же
зависит жизнь? Если бы Иисус был просто учителем этики, Он бы сказал:
«Собирайте сокровища для людей». Но Он знает, что это –
не подлинная глубина, что милостыня может быть лишь следствием подлинного
ответа. Он мог бы сказать: «Собирайте сокровища для души:
будьте культурными, будьте верующими, заботьтесь о своем спасении».
Так говорят все религии – но не Христос. Он говорит:
«В Бога богатейте (или: обогащайте себя в очах Божьих)».
Собирайте сокровища для Бога. И этот ответ был бы садистическим,
ханжеским издевательством, если бы под Богом имелся в виду тот
Единый Бог, в которого верует почти всё человечество: абсолютно непохожий
на человека, Высший, Чуждый, Недосягаемый. Но эти слова произносит Сам Бог –
Абсолютный, Высший, Непохожий на нас – и одновременно не чуждый,
досягаемый в каждом из людей, – Бог, ставший человеком.
>
Так притча выводит нас к главной истине христианства: спасение –
не в нашем устремлении к Богу и людям, не в нашем
попечении о своей душе или о ближних. Спасение – в том,
что Бог устремился к нам. "В Бога богатейте" – эти слова
имел право сказать лишь Бог, обогатившийся вочеловечением. Трудное, важное, невозможное –
совершил Сын Божий: Он стал Человеком. Ибо невозможно Творцу стать творением,
трудно Великому вместиться в крошечное, но только это и важно.
Нам Господь оставил легкое, второстепенное, простое – жить в Боге
самим и любить других людей, обращаясь к Христу в них. От воплощения
Христова мы видим в них пространство Бога, место, где обитает Христос,
не сливаясь с человеком, но и не покидая его. Спасение и легкость –
в том, что с рождества Христова мы ищем не «духовных
ценностей», а Духа, мы обретаем в себе и в других не «образ
Божий», но Бога. Благодаря Богочеловеку мы можем быть уверены: наша любовь
к самому себе и к ближнему не будет безнадежной, принесет
плоды, ибо откликнется Бог, и вслед за Ним, вместе с Ним откликнется
душа, возрадуется и возвеселится. Мы отдаем всё Христу – а Он
передает людям наши скромные дары, не растворяя их в Своей милости,
но, тем не менее, делая человеческое добро стократ более сильным, более умным,
более проникновенным – тем настоящим богатством, в котором не только
слышится "Бог", но в котором Бог является истоком и концом. Спасение –
это не что-то от Бога, но Сам Бог, ибо Он не чужд нам: Он
целиком воспринял человеческую природу (заметьте – не природу
верующих в него людей, а вообще всех!), дав нам единственное радостное
богатство: жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Укрепляйте
себя в единении с Господом Его мощью и силой. Наденьте Божьи доспехи
- тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола. Потому что
мы ведем бой не с людьми из плоти и крови, а с Началами, с Властями,
со вселенскими повелителями этого мира тьмы, с духовными силами
зла в небесном мире. И поэтому наденьте Божьи доспехи, чтобы
у вас хватило сил противостоять им в черный день и, всё преодолев, выстоять.
Так стойте неколебимо, опоясав себя истиной и облекшись в панцирь
праведности. Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть
о мире. И кроме того, крепко держи́те в руках щит веры - им
вы пога́сите все раскаленные стрелы Врага. Возьмите еще шлем спасения
и меч Духа, то есть Слово Бога.*
(Еф.6:10-17/*/)