Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4026 *"Блаженство" в Ветхом и Новом Заветах* / 18/III/21 (чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 18-Mar-2021 17:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 5 марта 2021 г. ст.ст.,
  четверг 1-й седмицы Великого поста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одной темой, о которой хочется поговорить во время Великого поста этого года - Нагорная проповедь. Конечно, о ней можно говорить бесконечно... Но мы лишь вкратце коснемся отдельных моментов, дабы "напоминаниями пробудить в вас чистый строй мыслей" (2Пет.3:1).

 

 

> Чем блаженство отличается от нирваны

> В библейские времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что никакого «автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия были долголетие, потомство и богатство — праведник уходил в мир иной, «насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще одно понятие, которое превосходит все эти простые дары свыше: оно называется словом «блаженство».

> «Блажен муж, который…» — этими словами начинается Псалтирь. Значит, не только первый Псалом, но и вся книга Псалтырь, по сути, говорит о блаженстве — вот только в ней мы не встретим советов, как вести́ свои дела, как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы были недостойными упоминания в Священном Писании — книги Премудрости (прежде всего Притчи Соломона) очень подробно говорят как раз об этом. Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным.

> Блаженство для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами, от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь — не продашь», «все так живут» — эти и подобные оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых и от пути грешных.

> А положительная программа очень проста: «…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет» (1:2-3). Такое дерево никуда не торопится, ни о чём не беспокоится — оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося добрые плоды. Следующий, 2-й Псалом, говорит еще проще: «Блаженны все, уповающие на Него» (12). Вообще, в Псалтири говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах, вместе взятых, — если внимательно прочитать ее, всё самое главное станет ясно.

> Значит ли это, что библейское блаженство подобно буддийскому пониманию нирваны, совершенного бездействия и безмыслия? Вовсе нет; вслушаемся еще раз в эти слова: «во всём, что он ни делает, успеет». Они предполагают активное действие, и, если мы посмотрим на жизнь людей, подходящих под определение Псалтири, мы увидим, что они вовсе не были бездеятельны. Цари Давид и Соломон, например, прожили насыщенную самыми разными событиями жизнь, притом жизнь не безгрешную. Человеку свойственно грешить, но «блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс.31:1).

> Главное, что определяло жизнь этих царей — преданность и доверие Богу, стремление искать Его волю во всех событиях окружающей жизни. Именно об этом и говорит нам первое упоминание о блаженстве во всей Библии: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» (Втор.33:29). Судьба такого человека или такого народа определяется не прихотью случая, не его собственным расчетом, а волей Божией об этих людях. Если им самим не хватит сил, умений или, говоря обыденным языком, везения — всегда есть Кому прийти на помощь. Та же Псалтирь говорит об этом так: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (118: 1-2). Сытая и долгая жизнь в окружении многочисленной семьи тут, с одной стороны, подразумевается, а с другой — дело совсем не в ней, как подсказывает нам та же книга Иова. Общение с Богом — ценность более высокого порядка, а «остальное приложится вам», как говорил об этом Христос.

> Евангельский парадокс

> Слово «блажен» — первое в евангельской проповеди, но оно скорее шокирует, чем успокаивает нас: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:3-4). Это звучит парадоксально: Христос называет блаженными тех, кто с точки зрения обыденной логики совсем на них не похож. Что же хорошего в нищете, пусть даже она обусловлена духовными причинами, и уж точно не назовешь счастливым того, кто плачет.

> Еще языческие мудрецы знали, что житейское благополучие непрочно и недолговечно. Так, афинский законодатель Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило Крезу и он потерял всё, как и библейский Иов, но в отличие от Иова — безвозвратно.

> Но Христос говорит о таком блаженстве, которое раскрывается именно в вечности. Достигший его человек оглянется на прожитую жизнь, и ему не о чём будет сожалеть, нечего будет желать сверх того, что он получил. Но разве известно, что ждет нас в вечности? Нет конечно. Но есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают, куда идти. Человек, искренне и настойчиво стремящийся ко благу, его и обретет: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:5-8). Всё это звучит как развернутый комментарий на первый Псалом.

> Но значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? В Евангелии неоднократно упоминаются ситуации и поступки, которые ведут нас к блаженству уже здесь и сейчас. «…Блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф.11:6) — так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божьего, сказал: «…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…» (Мф.16:17). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали» (Лк.10:23-24).

> Вообще у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (см. 12:37-38); кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (см. 14:13,14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности?

> «Почитаю себя блаженным» (в Синодальном переводе «счастливым») — так начал апостол Павел свою речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд. Трудно назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован, но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников некоторые хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его в Рим. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики. Блаженство для апостола — это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1:12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22).

> О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение Иоанна Богослова, например, такими словами: «…блаженны званные на брачную вечерю Агнца…» (19:9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но и отказаться от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть принятие этого призыва — и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. Ведь Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том, как праведно жить на свете, но прежде всего — пример такой праведной жизни.

> Евангелист Лука рассказывает (см. 11:27-28) об удивительном эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так, и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники, посвященные Богородице. Но мы знаем, насколько непростым было ее блаженство: невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство в Египет и дальше — жизнь, полная опасений за Сына. Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать уже после того, как было произнесено обетование блаженства.

> Христос ответил на это: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Не только в избранничестве состояло блаженство Богородицы, но во всей ее жизни, которая и стала ответом на Благую весть. И в той мере, в которой мы можем откликнуться на обращенный к нам Божий призыв, исполнить Его волю, воплотить Его замысел о нас, — в той мере и мы способны стать причастными этому высшему блаженству. И вся Библия — рассказ о людях, которые постарались это сделать.

[ Андрей Десницкий. "Блажен муж, который…" ]

 

                 

см. также:
+++ В.Н.Кузнецова: «Как счастливы!..»
+++ К.С.Льюис о тяге к блаженству

+++ свящ.Саймон Тагуэлл: БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ


+++ Николас Томас Райт: Законы Царства Божьего и наш образ жизни
+++ он же: жизнь неба, казавшаяся столь далекой и нереальной, уже приходит на землю
+++ Брюс М. Мецгер: Учение Иисуса об отношениях с другими людьми
+++ свящ. Александр Мень: Земная жизнь и жизнь вечная. Царство Божие (С.Ч.)
+++ его же 2 проповеди
+++ митрополит Антоний (Блум) о блаженствах в связи с молитвой Господней
+++ свящ. Георгий Чистяков: Нагорная проповедь
+++ Филип Янси. Заманчивые обещания
+++ свящ. Яков Кротов: Заповеди Блаженства потому заповеди, что они описывают заповедник Рая
+++ он же: Все заповеди блаженства осуществлены в детях
++++ Прп. Симеон Новый Богослов:
     есть ли у нас блаженства Христовы? (1) (2)
+++ С.С.Аверинцев: Что значит “отречься себя”?

+++ В.Н.Кузнецова: Бедные ради Господа
+++ Филип Янси: Жизненная философия Христа: счастливы побежденные
+++ он же: Нас обычно тянет к людям богатым, красивым, удачливым.
Благодать учит нас совсем иному

+++ митрополит Антоний (Блум): Тварность: бесконечная бедность и всерадостное богатство человека
+++ продолжение: Тварность и богопознание, сомнение
+++ он же: Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар...
+++ он же: Духовная нищета
+++ цель провозвестия Иисуса

+++ В.Н.Кузнецова:
     счастье скорбящих, жаждущих праведности, милосердных, чистых сердцем
+++ она же: Как счастливы кроткие!

+++ митрополит Антоний (Блум):
     мы можем на него посмотреть, как Бог на него смотрит

+++ ККЦ о чистоте сердца
+++ Филип Янси: Воздержание и чистота сердца

+++ В.Н.Кузнецова: ... Бог назовет их Своими сынами
 

 

+++ В.Н.Кузнецова: Соль и свет (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Потупятся надменные взоры,
  склонится гордость людская,
   лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день.
 Это день ГОСПОДА Воинств —
  на всё вознесшееся и гордое,
   и на высокое, и на низкое!
 И на ливанские кедры, высокие и гордые,
  и на баша́нские дубы!
 На большие горы
  и крутые холмы,
 на любую высокую башню
   и укрепленную стену,
 на тарши́шские корабли,
  на суда с драгоценным товаром!

 Склонится тогда надменность,
  покорится гордость людская.
 Лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день,
  а идолы сгинут бесследно!
 Люди укроются в скалах,
  уйдут в норы, под землю,
 из страха пред ГОСПОДОМ,
  из-за блеска и величия Его.
 Поднимется Он — ужаснется земля!

 В тот день возьмет человек золотых и серебряных идолов,
  которых сделал, чтоб им поклоняться,
   и швырнет их кротам и летучим мышам,
 и укроется в расщелинах скал,
  будет прятаться в трещинах утесов
 из страха пред ГОСПОДОМ,
  из-за блеска и величия Его.
 Поднимется Он — ужаснется земля!

 Забудьте же обо всех людях,
  обо всех, в ком есть дыханье,
  ибо что они такое?* (Ис.11-22/*/)

* * *

ОСПОДЬ Бог сказал:
 — Плохо человеку быть одному.
   Я сотворю для него помощника, ему под стать.
 ГОСПОДЬ Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц
 и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их.
 Так животные получили от человека свои имена.
 Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена —
 но не нашел среди них помощника себе под стать.
 Тогда ГОСПОДЬ Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро,
 а место, где оно было, закрыл плотью.
 Из ребра ГОСПОДЬ Бог создал женщину и привел ее к человеку.*
                                            (Быт.2:18-22/**/)

* * *

*Да не покинут тебя вера и правда:
  надень их, как ожерелье, на шею,
 запиши на скрижаль сердца —
  и будут тебе милости и почести
  от Бога и от людей.
  Доверься ГОСПОДУ всем сердцем,
   а не на собственный разум полагайся.
 Каким бы путем ни шел, познавай ГОСПОДА,
  и выпрямит Он твои стези.
 Не считай себя мудрецом,
  бойся ГОСПОДА, сторонись зла —
 это будет целительно для твоего тела
  и прибавит силы костям твоим.
 Уделяй ГОСПОДУ от своего достояния
  и от первых плодов любого дела,
 и исполнятся твои кладовые изобилия,
  переполнит давильни молодое вино.
 Наставления ГОСПОДНЯ, сын мой, не отвергай,
  от упреков Его не отвращайся.
 Ведь ГОСПОДЬ порицает того, кого любит,
  как отец — драгоценного сына.
 Счастлив человек, обретший мудрость,
  человек, достигший разумения.
 Лучше мудрость обрести, чем серебро,
  ибо она золота ценнее,
 дороже она, чем самоцветы,
  ничто желанное с ней не сравнится.
 В правой руке у нее — долгоденствие,
  а богатство и почет — в левой.
 Доро́ги ее — доро́ги радости,
  все ее пути благополучны.
 Она — древо жизни для тех, кто ей привержен,
  и блажен, кто с ней неразлучен.* (Пр.3-18/***/)

*********************************************

/*/ содержит чтение четверга, пер. А.Э.Графова
/**/
содержит чтение четверга, пер. М.Г.Селезнева.
/***/
из чтения четверга, пер. РБО, 2000 г.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4026.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное