← Ноябрь 2005 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
6
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
||
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.teatr-forum.narod.ru/
Открыта:
21-07-2005
Статистика
0 за неделю
Театральная Москва. №14.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Театральная Москва №14.
Уважаемые подписчики рассылки "Театральная Москва"! Обратная связь осуществляется через почтовый ящик Yan-sosnov@yandex.ru и через форум рассылки: http://teatr-forum.narod.ru.
Сегодня в выпуске:
-
Фестиваль. «Балтийский дом» пройдет в Москве со 2 по 6 декабря.
-
Интересно. Названы лауреаты международной премии им К.С. Станиславского.
-
Неинтересно. В Москве прошел международный театральный конгресс.
-
Рецензия. “К Пентесилее” – фестиваль NET.
-
Юбилей. Нонна Мордюкова.
-
Театр на TV. Спектакли «Ленком». Театральный капустник.
-
Интервью. Инна Чурикова.
1. Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет в Москве со 2 по 6 декабря.
Со 2 по 7 декабря 2005 года Балтийский международный фестивальный центр планирует провести II Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» в Москве.
Учредители фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская
организация Союза театральных деятелей России, Балтийский международный фестивальный центр, Театр-фестиваль «Балтийский дом».
В течение пятнадцати лет в Санкт-Петербурге ежегодно проходит Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», в котором принимают участие ведущие режиссеры стран Балтии. За годы своего существования «Балтийский дом» стал одним из самых престижных театральных форумов Европы и ярким событием в театральной жизни Петербурга.
В 2003 году родилась идея представить фестиваль
и современную балтийскую театральную культуру за пределами Балтийского региона. I Международный театральный фестиваль ««Балтийский дом» в Москве», в котором приняли участие лучшие театры Латвии, Литвы и Эстонии, стал одним из самых значительных событий московского театрального сезона.
Тема ««Балтийского дома» в Москве» — 2005 — «Литовский акцент». Главным героем форума станет литовский театр, занимающий сегодня лидирующее положение на театральной карте Европы.
На форуме будут представлены два
поколения современных литовских режиссеров:
∙ Эймунтас Някрошюс,
∙ Оскарас Коршуновас, Цезарис Граужинис.
В программу фестиваля включены спектакли:
∙«Песнь песней» Эймунтаса Някрошюса, Театр “MENO FORTAS”, Вильнюс;
∙ «Эдип-царь» Оскараса Коршуноваса, OKT/Vilnius City Theatre, Вильнюс;
∙ «Арабские ночи» и «Покушение» Цезариса Граужиниса, «Цезарис групп», Вильнюс.
Творчество этих режиссеров выдвинуло литовский
театр на одну из ведущих позиций в европейском театре, продемонстрировало значимость творческих открытий и высокий уровень литовской режиссуры, способной составить серьезную конкуренцию признанным лидерам театральной Европы.
В рамках фестиваля свои новые театральные проекты — «ДК Ламанчский» в постановке Андрея Могучего и «Чокнутые королевы» режиссера Ольги Субботиной — представит Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, Россия).
Вся история литовского театра и его первые лица в фотографиях
— такова тема фестивальной выставки известного литовского фотохудожника Дмитрия Матвеева.
Второй Международный театральный фестиваль ««Балтийский дом» в Москве» пройдет на крупнейших театральных площадках столицы — Большой и Малой сценах Театра им. Моссовета, Театрально-культурного центра «На Страстном», Московского Театра Юного Зрителя и Российского Академического Молодежного Театра.
Фестиваль будет способствовать дальнейшему развитию международных культурных связей, послужит созданию единого
культурного пространства между Россией и Литвой, Москвой, Вильнюсом и Санкт-Петербургом.»
Информация взята с сайта: http://www.cultradio.ru
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=55796&cid=44
2. Интересно. Названы лауреаты международной премии им К.С. Станиславского.
Десять мастеров мирового театра удостоены Международной премии Станиславского. Их имена была оглашены на сегодняшней пресс-конференции, состоявшейся в московском отеле «Балчуг-Кемпински».
Международная премия Станиславского учреждена в 1994 году одноименным фондом и с тех пор ежегодно присуждается за высшие достижения отечественного и зарубежного театра. За время существования престижной награды ее получили более 100 деятелей сценического искусства. В нынешнем году премия вручается в 10-й раз, не исключено, что именно эта цифра и определила
и число новых лауреатов.
Однако главный смысл, в данном случае, заключен не в количестве, а в качестве обладателей наград. Победителями во всех номинациях стали люди, сполна посвятившие себя театру и добившиеся на этом поприще выдающихся успехов. Так, лучшим актером назвал Александр Збруев, исполнивший главную мужскую роль в спектакле «Ва-банк» в «Ленкоме». Титула лучшей актрисы удостоена
Наталья Тенякова — за роль Гурмыжской в спектакле «Лес» на сцене МХТ им.Чехова.
В номинации «режиссерское искусство» оказалось два лидера. Это — Кирилл Серебренников, отмеченный за постановки нынешнего сезона, и Дмитрий Бертман — за современные интерпретации классических опер в театре «Геликон-опера».
Премию Станиславского получат еще три известных режиссера — Алексей Бородин и Сергей Женовач, которые вышли победителями в номинации «за вклад в развитие театральной педагогики». Премии «за вклад в постановку русской классики» удостоен режиссер Адольф Шапиро. Алле Михайловой присуждена награда за книги по сценографии и вклад в создание журнала «Сцена».
Лауреатами в номинации «за вклад в развитие мирового театра» признаны знаменитый режиссер из Канады Роберт Лепаж и его венгерский коллега Арпад Шиллинг. Таково решение авторитетного жюри, которое на сей раз возглавил художественный руководитель Московского Художественного театра Олег Табаков.
Торжественная церемония награждения состоится 2 декабря в парадном зале «Атриум» отеля «Балчуг-Кемпински». Лауреатом 2005 года будут вручены почетные знаки с изображением мхатовской чайки и факсимиле Станиславского, а также денежное вознаграждение.
Самый модный московский режиссер Кирилл Серебренников, который во вторник представил московской публике ораторию "Жанна д' Арк на костре" с Фанни Ардан в главной роли, невольно стал причиной казуса, случившегося на пресс-конференции, где объявляли имена лауреатов международной премии Станиславского. На последнем заседании жюри, прямо перед пресс-конференцией, было принято решение наградить Серебренникова. Но члены жюри
Марк Захаров и Петр Фоменко, которые на последнем заседании не присутствовали, ничего об этом решении не знали.
В самый последний момент было принято решение наградить Кирилла Серебренникова "За режиссерские работы прошлого сезона". Его решили поощрить за "Лес" в МХТ и скандальный спектакль о Второй мировой войне "Голая пионерка" в "Современнике", который не решились показывать в дни празднования Победы.
Выяснилось: решение было принято накануне, а среди принимавших его не было
членов жюри Марка Захарова и Петра Фоменко, что стало причиной пытливых журналистских вопросов вроде: "А почему все решилось в последний момент?", "Почему решение о награждении Серебренникова принято без столь авторитетных членов жюри?". Олег Табаков ответил, что поскольку решение было принято единогласно, то, даже если бы Фоменко и Захаров были против кандидатуры Серебренникова, "они бы не разрушили наш монолит". Актер Евгений Миронов (тоже член жюри премии) сказал, что он убежден: "Петр Фоменко и Марк Захаров
были бы за". Журналисты от руки внесли в пресс-релиз новое имя, и пресс-конференция продолжилась.
Информация взята с сайта: «Известия. Наука» http://inauka.ru
http://inauka.ru/news/article59746.html?ynd
Информация взята с сайта: http://www.km.ru
http://www.km.ru/news/view.asp?id=7C280A0238A644E79D0CD0D6FFC10FDE
3. Неинтересно. В Москве прошел международный театральный конгресс.
В Москве прошел Первый международный театральный конгресс "Сегодня и завтра русского театра за рубежом", сообщили РИА Новости в Центре поддержки русского театра за рубежом Союза театральных деятелей РФ (СТД РФ), который и проводит этот форум.
"Собирая наш первый международный театральный конгресс, мы сознательно решили обратиться в первую очередь к тем, кто принял на себя главный удар при распаде СССР - русским театрам стран СНГ и Балтии", - сказал в интервью РИА Новости председатель СТД РФ Александр Калягин.
"Сегодня мы стремимся восстановить наши культурные связи, проверенные веками, и единое театральное пространство, необходимость которого ощущают все", - отметил Калягин.
По его словам, главная цель организаторов конгресса - обратить внимание правительств и законодательных органов, а также неправительственных организаций России и стран СНГ и Балтии на уникальную роль театральной культуры и русского театра как неотъемлемой части многонациональных культур.
На конгрессе планируется принять Обращение к правительствам и законодательных органам стран с призывом восстановить единое культурное пространство.
Для участия в конгрессе приглашены художественные руководители, а также главы театральных творческих союзов России и стран СНГ и Балтии, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, представители правительства России.
Информация взята с сайта: http://www.rian.ru
http://www.rian.ru/culture/theater/20051114/42078024.html
4. Рецензия. “К Пентесилее”.
Спектакль “К Пентесилее”, показанный на фестивале NET, сделан как будто специально для демонстрации новой моды в европейском театре. Вернее, в том его разделе, который непонятно толком, как назвать, — экспериментальный, интеллектуальный, фестивальный? Или по аналогии с кино — артхаусный? Постановка француза Эрика Лакаскада конденсирует три его главные сегодняшние темы: тело, миф, технология.
Спектакль Лакаскада лаконичен: одна актриса на пустой сцене, игра с видеопроекциями и радикально сокращенный текст Генриха фон Клейста на основе античного сюжета. Рефлекс московского зрителя (предположим, что на фестивале NET случайной публики почти не бывает) должен сработать моментально: “Медея. Материал” Хайнера Мюллера в постановке Анатолия Васильева — моноспектакль французской актрисы Валери Древиль,
которая совсем недавно, в начале ноября, в последний раз вышла в роли Медеи на сцену Школы драматического искусства.
Имея возможность сравнивать, можно сразу сказать, что спектакль Васильева был лучше. Но говорить о повторах едва ли уместно. Метод, которым пользовались Анатолий Васильев и Эрик Лакаскад, успел стать привычным для европейского (прежде всего французского) театра как раз за те несколько лет, что разделяют два спектакля. Программно это было явлено нынешним летом на Авиньонском фестивале, продемонстрировавшем разом
и избыточную телесность, и мультимедийность, и интервенцию театра в сопредельные виды искусств.
Ну да бог с ней, с фестивальной модой. Представим, что французского режиссера подтолкнули к мифу те же импульсы, что и Анатолия Васильева, который начал двигаться в сторону мистериального театра после того, как его перестал занимать театр психологический. Лакаскад навряд ли столь же радикален в смене интересов, но и он, прежде чем взять в работу миф, занимался театром совсем другого толка — много ставил,
например, Чехова.
Наметим еще одну общую точку — язык. Для Васильева, полюбившего в последние годы дробить текст, делая акцент на каждом слове, французская речь Валери Древиль была более точным инструментом, чем русская, уступающая ей в жесткости конструкции. Для Лакаскада язык — инструмент не столько анализа, сколько патетики, дань французской сценической традиции. Важно, что в обоих случаях речевая манера помогает полностью
вычесть из театрального текста психологию, перевести игру в другую плоскость. Это тот нулевой уровень, с которого можно начинать обсуждение дальнейших задач.
Четыре года назад, рецензируя в “Ведомостях” спектакль Анатолия Васильева, Александр Соколянский назвал то, что происходило на сцене с Валери Древиль, “вытравлением душевности”, пояснив: актриса “не умерщвляет страсти — напротив, они усиливаются настолько, что выходят из диапазона "душевной жизни". Это уже не человеческие чувства, объяснить их "психологически" так же невозможно, как услышать инфразвук”. С
этим связан и следующий парадокс. “Когда Медея поджигает снятое с себя платье и остается обнаженной, женское тело ни на секунду не становится объектом желания или даже любования, — пишет критик, — оно попросту выпадает из восприятия. При чем здесь тело?”
Ни первое, ни тем более второе рассуждение невозможно спроецировать на актрису Дариа Липпи, играющую царицу амазонок Пентесилею, распаленную страстью к Ахиллу, которого — согласно требованиям трагедии — суждено убить именно ей. Там, где Васильев и Древиль выводят страсть за пределы человеческого, помещая целиком в силовое поле мифа, Лакаскад и Липпи пытаются сделать нечто прямо противоположное и заведомо
невыполнимое: разом абстрагировать и опредметить миф. Оцифровать и очеловечить.
Дариа Липпи проводит половину спектакля обнаженной. Вернее, почти обнаженной — на ней белье телесного цвета, дающее странный, но не случайный эффект: тело лишается своей физиологичности, но так и не приобретает свойства метафоры.
Оно остается лишь инструментом. Экраном, на который можно проецировать картинки намокающих кровью ран или разрываемой плоти. Объектом и одновременно субъектом наблюдения — актриса снимает саму себя на видеокамеру с эффектом замедленного воспроизведения: пока спроецированный на стену огромный рот открывается в неслышном крике, Липпи успевает встать на его фоне и произнести монолог. Так, по замыслу Лакаскада,
должна возникать полифония (в тексте несколько ролей, и актриса играет сразу все), но на язык просится слово “клонирование”. Технологичный и бездушный (не в эмоциональном, а в строго методологическом смысле) спектакль Лакаскада пытается пересказать миф, но вместо этого рассказывает о мутациях культурного сознания. Выход за пределы человеческого — цель мистериального театра — происходит не вверх, а куда-то вбок. Душевность успешно вытравлена, но ради чего, ясно не вполне. Мистерия, трагедия, миф —
все, что имеет в виду построение четкой вертикали смыслов, мутирует в триллер. Если Пентесилея вгрызается в плоть любимого — это не ритуальный акт и не священное безумие, а цитата из фильма ужасов. Ахиллесова пята — не знак отмеченности богами, но примета героя комикса, Человека-Икс. Зритель — не тот, кто должен испытать катарсис, а тот, кто знает код доступа к интеллектуальной головоломке. Миф — то, к чему код доступа утерян. Метафора — хороший спецэффект.
Олег Зинцов. Ведомости
Информация взята с сайта: http://www.vedomosti.ru
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/11/24/99938
5. Юбилей. Нонна Мордюкова.
У народной артистки СССР Нонны Мордюковой сегодня юбилей - 80 лет. В её честь в Центральном Доме кинематографистов устраивается праздник. "Ой, не знаю, что буду делать сегодня на вечере", - сказала Нонна Викторовна и добавила: "Вот Римма Маркова посоветовала не волноваться. Расскажи, говорит, пару баек, публика и вдохновится".
Поздравить артистку придут многие знаменитые друзья и коллеги, ведь за долгие
годы Нонна Викторовна впервые решилась на публичное торжество. Ожидается, что в числе ее гостей будут Инна Макарова, Татьяна Конюхова, Галина Волчек, Никита Михалков, Александр Аскольдов, Олег Меньшиков и многие другие.
На счету Нонны Мордюковой более 60 фильмов. Среди самых ярких - "Молодая гвардия" и "Простая история", "Комиссар" и "Они сражались за Родину", "Журавушка" и "Председатель", "Бриллиантовая рука" и "Родня". Обширна и коллекция ее наград. Она лауреат Государственной премии СССР и Государственной
премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени. В английской энциклопедии "Кто есть кто" она значится в десятке самых выдающихся актрис ХХ века. Её имя даже присвоено малой планете номер 4022. "Звездочка у меня маленькая - всего 39 км в диаметре, но народу на ней при желании много может поместиться", - шутит Мордюкова.
Актрису Нонну (полное имя - Ноябрина) Викторовну Мордюкову советский зритель видел в разных ролях: строгий председатель колхоза, и капризная своенравная барыня, комсомолка, сражающаяся с фашистами в рядах «Молодой гвардии», и безмерно любящая мать, теряющая и находящая своих
сыновей, воплощение коммунистических устоев - женщина из домоуправления и просто влюбленная жена, императрица Анна Иоанновна и премьерша провинциального театра. Похоже, ее таланту были под стать все варианты людских судеб и характеров, и трагедия, и драма, и комедия. Если бы можно было сыграть женщину-космонавта, обустраивающую жизнь на Луне, она бы и это сделала блестяще. Правда, был момент, когда разноплановость актрисы могла и не развернуться во всей красе...
В 1950 году, окончив ВГИК, Нонна Мордюкова
поступила в штат Театра-студии киноактера. За ее плечами уже была роль комсомолки Ульяны Громовой в герасимовской «Молодой гвардии» (1948). В кино ее тогда приглашать не спешили: режиссеры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Киноведы, разглядывая внешность актрисы - «строгая, немного тяжеловесная красота сильного, крупного тела, классическая лепка лица», - тоже не видели других перспектив. В ситуации малокартинья о большой роли приходилось только мечтать. Но недаром же Нонна была дочерью своей
мамы - председателя колхоза. Не создать правдивого образа колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952) начинающая актриса просто не могла. Потом это стало не только пропуском на главные роли, но и самым эксплуатируемым образом Нонны Мордюковой у режиссеров. Она олицетворяла собой на советском экране Женщину Труда непростой судьбы: с лопатой, с кувалдой, с отбойным молотком, на комбайне, в поле, на строительстве метро, ремонте железнодорожных путей. Личная жизнь актрисы тоже
легкой не была. Но при всех обстоятельствах роли и сюжета своих фильмов она умудрялась сохранять в своих героинях светлое женское и материнское начало, что не отнять даже у комиссара Вавиловой («Комиссар», 1967). Ее женщинам присущи нежность, ласка, кокетство. Однажды Юрий Егоров, снимая фильм «Добровольцы» (1958), увидел Нонну в коридоре студии им. Горького и предложил
ей маленькую роль. Она быстро согласилась и тут же в коридоре, показала режиссеру, как она будет сидеть в шахте метро с бутылкой молока и громко, только фальшивя (на самом деле актриса обладает прекрасным музыкальным слухом), петь арию Кармен «У любви, как у пташки крылья». Эпизод вошел в фильм. Сотрудничество с Юрием Егоровым и Михаилом Ульяновым продолжилось на съемках «Простой истории».
История «Простой истории», начавшаяся в 1960 году.
Роль Саши Потаповой, оставшейся после войны молодой вдовой, не считавшей за грех походя прислониться к мужскому плечу, была написана кинодраматургом Будимиром Метальниковым специально для Нонны Мордюковой. Ее Саша, гордая оказанным доверием, круто меняет свою жизнь, когда ее выбирают председательницей отстающего колхоза. Но ответственность перед собой и людьми за родной колхоз - это чувство одинаково волновало и Ирину
Петровну, мать актрисы, и Сашу Потапову. Они связаны узами не менее крепкими, чем узы родства. Так реальная действительность оказалась проще любой выдумки - актриса не только в жизни, но и на экране стала дочерью матери-крестьянки.
Из сборника «Актеры советского кино»: «Внутренняя тема "Простой истории" — преображение человека. Санька Потапова, принимающая жизнь такой, какова она есть, почти так же, как принимает по ночам своего любовника Ваньку Локтева, к концу фильма становится одной из передовых в
районе председательниц колхоза, которая отвечает за судьбы многих людей, думает об их жизни, как о своей собственной. Если бы Саша Потапова могла сойти с экрана в зрительный зал и вместе с нами увидеть прежнюю Саньку — она не узнала бы в ней себя. Изменился весь уклад ее жизни, она стала совсем другой — выросла и духовно похорошела <…> Озорство Саньки незаметно переходит в деловитую напористость. Лукавая женственность — в душевный такт. Лихость, желание покрасоваться сменяет оправданная, завоеванная трудом
гордость. Природная смекалка оказывается не лишней в работе крупного хозяйственника. Нежность сердца, сбереженная горьким вдовством, раскрывается в новом, по-настоящему большом и целомудренном чувстве. Так и играет Нонна Мордюкова эту роль, достигая редкой цельности в сложном динамичном рисунке образа. Наверно, поэтому и веришь в духовное перевоплощение ее героини».
Так Нона Мордюкова стала подлинно народной актрисой, народным достоянием, хотя государство это отметило только в 1974 году. В постсоветской
России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Редсоветом ежегодной энциклопедии «Кто есть кто» (Лондон) Нонна Мордюкова включена в десятку лучших актрис XX века (1992).
Информация взята с сайта: http://www.tvkultura.ru
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=76316&cid=178
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=75166&cid=4
6. Театр на TV.
Фестиваль спектаклей театра «Ленком»:
"Чайка".
Смотрите в субботу 26 ноября, в 22:20 на телеканале «Культура».
"Поминальная молитва". (Запись 1994 года).
Смотрите в субботу 3 декабря в 22:20 на телеканале «Культура».
Театральный капустник. "Вариация на тему "Горе от ума"
В программе участвуют: Маргарита Эскина, Александр Ширвиндт, Александр Бобровский, Светлана Немоляева, Юрий Васильев, Федор Добронравов.
Смотрите в воскресенье 27 ноября в 21:20 на телеканале «Культура».
7. Интервью. Инна Чурикова.
– Когда вы едете на гастроли или фестивали, требования к организаторам выдвигаете? Чтобы шампанское в номер и шелковые простыни?
– (Смеется.) Да что вы! Я достаточно скромный человек. Максимум требований – номер с видом на набережную. На Неву, например. Здесь вид из окна на речку Свислочь. Я не ставлю никаких условий. Я не шоу-звезда, а скромный труженик сцены. Главное – условия должны быть нормальные.
– А много того, что вас раздражает?
– Бесконечно! Во всяком случае, есть много вещей, которые вызывают неудовольствие.
– Поделитесь?
– Нет-нет, не через прессу же. Так…
– Ну, хоть один пример...
– Хорошо. Вот выхожу я гулять с собакой. Дворничиха в респираторе посыпает дорогу солью. Я спрашиваю: «Что вы делаете?» Она говорит: «Да вот – посыпаю, чтобы не поскальзывались». Я: «А что это вы надели на лицо?» Она: «Это чтобы не отравиться». Я в ужасе: «Зачем вы это делаете? Мы же здесь гуляем с собаками, дети гуляют. Это наш дом, мы сейчас пройдемся по отраве и понесем в дом». Ответ: «Что ж делать-то?! Пять
тонн ведь закупили!» Вот, пожалуйста. А ведь просто можно было бы песочком.
Раздача затрещин
– Вы способны в экстремальных ситуациях среагировать не только словом, но и делом?
– На сцене, бывало, и затрещины раздавала. А в жизни... Однажды только случилось. Мужчине попало.
– Ой, расскажите!
– Не-ет. (Хитро улыбается.) У меня много тайн. Что ж, я вам все расскажу?!
– Вы одна из самых загадочных актрис. Знаю, каждого актера учат записывать все в дневник. В ваш заглянуть было бы ох как интересно.
– Я писала в двух тетрадях и, к сожалению, потеряла их. В одной вела свой дневник и забыла его в Америке на гастролях. Переживала так, будто родного человека потеряла! Ведь я не имела права терять такое!
– Говорят, что ведение дневников позволяет защититься от отрицательных эмоций.
– Так получается, что рядом со мной всегда были люди хорошие. Хотя случаются вещи, которые меня расстраивают. Но это ненадолго. Я не защищаюсь от плохого, может быть, не умею. Я слишком открыта. И мне нередко говорят об этом, мол, нельзя быть такой ранимой…
«Караченцов – самый близкий друг»
– Как справили свой недавний день рождения?
– Весело, в ресторане. (Задорно смеется.) Утанцевались, упелись. Были самые близкие и друзья.
– В артистической среде возможна настоящая дружба?
– (Задумывается и спустя минуту твердо произносит.) Такое возможно. У меня есть настоящие друзья – и из среды искусства, и совершенно далекие от театра и кино. Очень уважаю тех, кто занимается тем же делом, что и я. Моменты конкуренции, конечно, бывают. Но возникающее при этом чувство скорее подстегивающее и тонизирующее. Особенно если и вправду выходит очень хорошо. А вот если у друга что-то не получается, то
это, наоборот, очень огорчительно. Правда! Дружеские отношения – это нечто сердечное, родственное. Друзей мало, и их надо беречь. Наша профессия не познана до конца. Помните, как Александр Сергеевич сказал: «Над вымыслом слезами обольюсь».
– Один из ваших друзей – Николай Караченцов.
– Коля – самый близкий друг! Он с каждой секундочкой набирает, набирает. Но ему еще много надо работать. Коле хватает бойцовских качеств. И потом – у него Людочка. Думаю, он должен прорваться. Ведь я его очень жду.
– А у вас есть бойцовские качества?
– Возможно… Да.
– Сила женщины – в ее слабости?
– Ага! А еще сила женщины в том, что она способна на бесконечность любви. Зато умных женщин мужчины не любят. Это я уже выяснила точно!
Бессонница после спектаклей
– На экране и на сцене вы все переживаете всерьез – и боль, и радость, и любовь?
– Каждая работа – это часть моей жизни. Мне даже невозможно сказать, какой фильм самый любимый. Все они! А когда я прихожу после спектакля или после съемок домой, точно знаю, что сон потерян. Я не понимаю, отчего это, почему так происходит.
– Значит, вы сова?
– Ой, я бы не хотела быть совой. Хотелось бы ложиться рано, как полагается, вставать рано. Чтобы все, как у людей.
– А мешает занятость?
– Да, это непосильный крест. Он лишает меня множества радостей в жизни. Я по натуре – созерцатель, люблю посмотреть на звездное небо, никуда не спешить. А какая радость – погулять по лесу, поговорить с соседями, побольше времени проводить с любимыми мужем и сыном. Между нами царит полнейшее взаимопонимание. А все гонимся в нескончаемой суете за призраками.
– Что толкает в гонку? Деньги?
– Уверяю, что это не вопрос только денег. Ванюша уже самостоятельно трудится, а мои потребности в еде и в одежде очень малы. Выпадает интересная роль, да и просто обязательства перед режиссерами, которых я уважаю, не позволяют отказаться.
– И как вы восстанавливаетесь?
– От простых вещей. Вот сегодня прекрасный день, и я радуюсь солнышку. Снега нет, дождь не идет, небо не серое. Это такие Божьи подарки для всех. Лес, природа меня очень подпитывают.
– Эта подпитка и на даче происходит?
– Дачи пока, можно сказать, нет. Строимся. Третий год уже.
– В душе вы скорее домашняя?
– Как сказать. Иногда домашняя, иногда такая! Хожу сама по себе, брожу. Дома люблю почитать, посмотреть что-нибудь философское. Недавно насладилась фильмом «Пять вечеров».
– Наслаждались благодаря домашнему кинотеатру?
– Нет пока. (Удивленно). А как вы догадались? Он у нас должен скоро появиться. Сказать правду, у нас самое примитивное домашнее хозяйство. Хотя довольно комфортная квартира на Ленинском проспекте, где друзья помогли сделать современный ремонт. Но наш комфорт так далек от «барвихинского» шика новых русских с их бассейнами, бильярдными. Единственное, что мы смогли себе позволить – вынужденно, – это приходящая помощница.
«Жаль, сын не стал актером»
– Инна Михайловна, как вы относитесь к творческим династиям?
– Существуют прекрасные династии. Мне кажется, поговорка, будто природа на детях талантливых отдыхает, не всегда верна.
– Не жалеете, что у вас не сложилась такая династия и сын пошел в юристы, а не на сцену?
– Жалею, очень! И мне даже кажется, что у Ванюши есть это! У него есть актерские способности, но он не захотел. Не знаю, почему. Когда Ванюша был маленьким, подходил к березке и говорил: «Березка, здоровья тебе и удачи!» Подходил к лавочке и тоже говорил: «Лавочка, здоровья тебе и удачи». И так всему живому и неживому. Мне и правда кажется, что его сегодняшняя работа ему не очень нравится. Хотя профессия хорошая.
Но я сейчас мечтаю о внуке. Скорей бы дожить до дня счастливой женитьбы Вани. Хочется увидеть да понянчить внуков, да не одного бы! У меня те же человеческие мечты и простые радости, как и у всех людей. Внуков бы я куда угодно отдала: и в искусство, и в науку, лишь бы появились.
– Вы со своим мужем, режиссером Глебом Панфиловым, познакомились в молодости. Как он повлиял на ваше становление как актрисы, как человека?
– Думаю, я взяла от него очень много. Мы с ним всегда все проговариваем, обсуждаем. Получается такое взаимопроникновение.
– В этом секрет вашего крепкого брака?
– Секрет? Не знаю. Иногда я его просто спрашиваю: «Глеб, я тебе не надоела?» Он говорит: «Нет!» Я ему: «И ты мне» (смеется).
– Он всегда говорил, что вы – его любимая актриса.
– Да, но он не снимает меня. Почему? Наверное, он должен выполнить свои задачи. Вот недавно снял фильм о Романовых (в 2000 году. – Авт.). Это то, что он мечтал сделать молодым. Но тогда было запрещено. А еще, помню, мы тайком читали роман Солженицына «В круге первом». Надо было быстро прочесть – за три дня, напечатано все было на таких листочках... И он тогда еще сказал: «Это бы снять!» Но Глеб очень дорого платит
за то, чтобы снимать. За Романовых он заплатил 10 годами своей жизни.
«Достоевский очень полезен»
– Какие спектакли вы бы посоветовали посмотреть человеку, далекому от театра?
– Во-первых, спектакли молодых режиссеров, чтобы понять, как строит театр новое поколение. Во-вторых, все спектакли Фоменко. И не по одному разу. «Современник». И какие-то спектакли в Малом, тоже есть очень интересные. Наш театр тоже можно посетить (Ленком. – Авт.).
– А как оцениваете новое поколение?
– О-о! Есть совершенно невероятные таланты! Правда, это уже популярные имена. Чулпан Хаматова, Дина Корзун, замечательные молодые люди в фильме у Бондарчука «9 рота», все молодые актеры Фоменко, просто все! Очень интересные.
– Сами часто посещаете театр?
– Мне хочется ходить, но это не всегда получается. Я похожа на сапожника без сапог. Люблю смотреть спектакли, но так выходит, что чем я старше становлюсь, тем больше играю. Хотя обычно ведь происходит наоборот.
– Конечно, ведь сейчас столько сериалов снимается. А без звезд никуда.
– Вы про «Московскую сагу»? Туда меня мои друзья пригласили. Тогда сценарий еще не весь был написан. Но Наталья Виолина, сценарист, специально для меня написала эпизоды (Чурикова сыграла роль грузинской княжны Мэри Вахтанговны, матери семейства Градовых. – Авт.). И мне они очень понравились: сцена с матерью Сталина, арест. Мне кажется, они неплохо сделаны. Хотя я фильм почти не видела.
– Как вообще относитесь к засилью сериалов?
– Не очень хорошо. Хотя есть удачи. Понравился «Штрафбат» Досталя. А остальные истории несколько утомительны.
– Но «Золотого Орла» вы получили именно за роль в сериале «Идиот»...
– Конечно! Роль генеральши Епанчиной была для меня переломной. Эта женщина феноменальна! Я к ней подошла, вот еще бы чуть-чуть... Ох! Вот бы рассказать о ней! Знаете, я, когда читала роман, открыла ее для себя. Потому что в инсценировках она обычно занимает какое-то небольшое пространство, на самом же деле – фантастическая женщина. Вообще, творчество Федора Михайловича мне очень интересно. Я бы с удовольствием
сыграла что-то по мотивам его произведений. Достоевский очень полезен. Он как-то верно все строит там, внутри. Так хочется чего-то настоящего, не ерунду делать.
– А кто ваш любимый режиссер, которому вы бы точно не отказали?
– Висконти бы не отказала. Я люблю, чтобы туда-а-а куда-то...
«Без сцены ушла бы в садовники»
– У вас много поклонников. Усталость от них накопилась за все годы?
– Я радуюсь! Откровенно говоря, я ведь не думаю об этом и не знаю, что там на самом деле. Вот вы приходите в театр, мы играем спектакль, или мы снимаемся в кино. Вот и все взаимодействие. Правда, когда выходишь на поклон, видишь лица – влажные, раскрасневшиеся, в другом состоянии, нежели в том, с которым пришли, то появляется такое потрясающее чувство! Но оно коротко. Или когда вы говорите мне что-то доброе, мне
приятно. Спасибо.
– Какую следующую вашу героиню ожидать на экране?
– Я и сама жду. Светлана Дружинина снимала картину, где я сыграла Анну Иоанновну. Кручу роман с Бироном, которого играет Саша Лазарев. Да-а, хорош! Ничего не попишешь.
– Политиков играть интересно. А как вы относитесь к коллегам, ушедшим в политику по-настоящему?
– Мне кажется, что художник и политика – вещи несовместимые. Конечно, есть примеры: Никита Сергеевич Михалков. Он мне нравится как актер, как творец, но он и крупный общественный деятель. Хотя скорее это исключение из правила.
– А вы сами не смогли бы возглавить какое-нибудь движение или пойти в депутаты? Я бы за вас проголосовала.
– Ну что вы (смеется)! Нет-нет! Мне предлагают, но это совсем не моя стезя. Я не знаю другой, кроме той, по которой иду сейчас. Хотя у меня нет такого чувства, что я все делаю точно, именно так, как должно бы быть. Может быть, я чего-то недопонимаю. Может, чего-то не нашла, что-то неверно. Я собой скорее недовольна, чем довольна. Например, мне нравится сажать в землю всякие семена, выращивать что-то своими руками.
Я много еще чего хотела бы делать: петь, танцевать, но, кажется, в своей профессии я смогу понять нечто большее, чем в других областях.
– И все-таки 30 лет в одном театре. Никогда не хотелось уйти в другой?
– Пока еще не нашла, к кому. Вот найду...
– Захаров отпустит?
– Ну, расстроится, конечно.
– Вы так говорите, будто уже вещи собираете.
– Нет-нет, ну что вы! (Улыбается и показывает всем видом, что уже пора заканчивать.)
– Все ли мечты вашей жизни осуществились?
– Ой, нет! Я еще даже горизонта мечтаний не вижу! (Длинная театральная пауза.) Я очень сильно люблю свою профессию. С каждым спектаклем что-то открываю, какие-то новые вещи. И если у меня будет возможность как можно дольше этим делом заниматься, то дай Бог!
Огнева Татьяна.
Информация взята с сайта: http://sobesednik.ru
http://sobesednik.ru/issues/92/rubr/1100/person/?2678
Уважаемые читатели!
Вы можете общаться между собой, задавать вопросы и оставлять свои впечатления об увиденных спектаклях на специальном форуме рассылки: http://teatr-forum.narod.ru
Кроме этого, - Вы можете присылать любую - интересную, - на ваш взгляд, - информацию о театрах, актерах, спектаклях, театральных фестивалях, Театральных Тендерах (Российских и международных), а так же - ссылки на любые (!) интернет –порталы, сайты и форумы - имеющие отношения к театру. Ваши материалы могут быть размещены в рассылке.
С уважением, Ян.
Yan-sosnov@yandex.ru http://teatr-forum.narod.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.theatre.yan Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||