При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Китай и Россия: бизнес, законодательство, новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Мы не сразу нашли подходящий формат для этой рассылки. Материал поистине необъятен! К тому же это ведь не курс лекций - скорее, попытка разговора о том, что мы знаем и еще более - хотим узнать, что интересно нам и, надеемся, вам. Поэтому мы решили отказаться от связного, последовательного изложения "материала". Выпуски имеют двухчастную форму - рассказ о "слове"-понятии и рассказ о "картинке" (произведении живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры) любой из восточных культур по нашему - или вашему - выбору. Чтобы принимать участие в выборе тем, пожалуйста, пишите. E-mail для связи с нами мы будем указывать в конце каждого выпуска. Ссылки на рисунки пока ужасны, но надеемся в скором времени выработать более удобную форму. Сегодня у нас Япония Нового времени и доведическая Индия. МИНГЭЙ - (яп. мин - “народ”, гэй - “искусство”, то есть букв. “народное искусство”) - термин, обозначающий два понятия: общественное художественно-эстетическое движение; предмет обихода, сделанный руками художника-непрофессионала в соответствии с эстетическими принципами (1). Движение мингэй возникло в Японии в 20-е годы 20 в. У его истоков стоял Янаги Мунэёси; он же в 1926 г. предложил этот термин. Разработанные Янаги этико-эстетические основания теории мингэй опираются на буддийскую концепцию абсолютной веры (тарики), согласно которой просветление - освобождение от иллюзорных представлений о мире - не обретается через собственные заслуги, а даруется милосердием Будды. В сфере прекрасного аналогом просветления выступает красота, которая не может быть результатом сознательных усилий художника, поскольку рождается спонтанно как результат совместного действия целого народа на протяжении поколений. Подлинная красота возникает лишь в руках умельца, совершенно свободного, в отличие от профессионального художника, от претензий на самовыражение. Художник достигает совершенства, если полностью отказывается от суждений о красоте или уродстве изготовляемых им предметов. “Неэгоистичность” (мусин) - также буддийская по своему характеру категория теории мингэй. Она достижима лишь в коллективном творчестве “простого народа” (минсю:). Таким образом, его идеализирующая концепция народа имеет выраженную религиозную окраску, а представление о красоте приравнивается к понятию духовности. У истоков движения мингэй, наряду с его теоретиком Янаги, стояли английский художник и керамист Бернард Лич (1887-1979), керамисты Томимото Кэнкити (1886-1963), Хамада Сё:дзи (1894-1978) и Кавай Кандзиро: (1890-1966). В ряды движения постоянно вливались мастера-ткачи, резчики по дереву и т. д. Его представители собирали и экспонировали изделия народных ремесел; изучали и популяризировали традиционные ремесла в разных частях Японии; поддерживали угасающие виды народного творчества путем финансирования и организации ремесленных союзов для поощрения производства и продажи подлинных предметов народного творчества. Для этого был создан Музей японских народных ремесел, открытый в 1936 г. в Токио и непрерывно пополняющий свою коллекцию. Янаги находился под влиянием идей английских художников-прерафаэлитов - патриотически настроенных романтиков, ратующих за возвращение к истокам национального искусства до унифицирующего господства итальянского Возрождения (олицетворяемого для них фигурой Рафаэля). По их примеру он создал в 1927 г. в Киото ремесленную “цеховую” общину. Однако, предприятие оказалось нежизнеспособным, и хотя подобные попытки продолжались и в дальнейшем, заметной роли в деятельности движения мингэй они не сыграли. После Второй Мировой войны интерес к народным ремеслам стал стремительно расти, в разных районах Японии открывались музеи. Массовое обращение к движению мингэй способствовало широкому распространению его идей в обществе. Однако популяризация сопровождалась искажением и упрощением концепций Янаги, утратой их религиозной и духовной составляющих. Из краткой характеристики теории этой становится понятно, что мингэй как предмет - объект ремесла, а не искусства. Это сделанный своими руками предмет обихода, носящий принципиально утилитарный характер в отличие от бидзюцу, художественного произведения, не выполняющего никакой иной функции, кроме чисто эстетической. С другой стороны, это понятие не вполне совпадает с понятием ко:гэй - кустарной продукции, назначение которой исчерпывается удовлетворением бытовых нужд. Изделия мингэй функциональны, их формы диктуются назначением, что исключает избыточность декора и особую тонкость обработки. Однако, помимо практической полезности (ё:) эти предметы обладают свойством “духовной полезности”, или “полезности для души” (кокоро-э-но ё:), воплощают в себе дух народа, что позволяет отнести к их числу и менее функциональные произведения с выраженной эстетической составляющей. Таким образом, ко:гэй является родовым понятием, включающим в себя и ручное, и промышленное производство, но лучшие из ко:гэй, обладающие художественными достоинствами, могут быть отнесены к категории мингэй. Последние должны отвечать следующим условиям: отсутствие чрезмерных затрат времени, средств и труда на их изготовление; возможность многократного воспроизведения образца; ручное производство. Причем и среди ко:гэй выше следует расценивать продукты ручного труда, поскольку их отличает не только более тщательная обработка, но и наличие духовной составляющей, вложенной мастером в предмет в процессе его создания. Дошедшие до нас памятники, которые можно отнести к категории мингэй, датируются начиная с 15 в., когда повсеместно распространился чисто национальный архитектурный стиль и связанный с ним традиционный японский образ жизни. Важным фактором для развития мингэй стала популяризация чайной церемонии. В ней начали использоваться простонародные предметы домашнего обихода: цурубэ (колодезное ведро), тэокэ (деревянные чашки), такэкаго (бамбуковые корзинки) и другие изделия из бамбука, простая и даже намеренно грубая керамика. С начала 20 в., с распространением машинного производства и синтетических материалов, народные ремесла в понимании Янаги переживали постепенный закат и многие их центры угасли. Традиционная классификация мингэй включает 6 категорий по материалам и техникам, а также видам искусства: гончарное дело; дерево и бамбук; металл и кожа; ткацкое и красильное дело; бумага; живопись, скульптура и каллиграфия. Сверх того, к этой категории могут относиться архитектурные сооружения, прежде всего жилые дома. Колодец (г. Мохенджо-даро, Северная Индия, 3-2 тысячелетие до н. э.) - см. по адресу http://images.search.yahoo.com/search/images/view?back=http%3A%2F%2Fimages.search.yahoo.com%2Fsearch%2Fimages%3Fp%3Dmohenjo-daro%26ei%3DUTF-8%26fl%3D0%26imgsz%3Dall%26fr%3DFP-tab-img-t%26b%3D61&h=300&w=200&imgcurl=www.harappa.com%2Findus%2Fgif2%2FMohenjodarowell.jpg&imgurl=www.harappa.com%2Findus%2Fgif2%2FMohenjodarowell.jpg&size=18.4kB&name=Mohenjodarowell.jpg&rcurl=http%3A%2F%2Fwww.harappa.com%2Findus%2F11.html&rurl=http%3A%2F%2Fwww.harappa.com%2Findus%2F11.html&p=mohenjo-daro&type=jpeg&no=61&tt=824&ei=UTF-8 Печатка (г. Хараппа) - см. по адресу http://images.search.yahoo.com/search/images/view?back=http%3A%2F%2Fimages.search.yahoo.com%2Fsearch%2Fimages%3Fp%3Dharappa%26ei%3DUTF-8%26fr%3DFP-tab-img-t%26fl%3D0%26x%3Dwrt&h=225&w=228&imgcurl=www.educator.homestead.com%2Ffiles%2Fharappa.jpg&imgurl=www.educator.homestead.com%2Ffiles%2Fharappa.jpg&size=21.8kB&name=harappa.jpg&rcurl=http%3A%2F%2Fwww.educator.homestead.com%2Findia.html&rurl=http%3A%2F%2Fwww.educator.homestead.com%2Findia.html&p=harappa&type=jpeg&no=7&tt=3,020&ei=UTF-8 В 1869 г. на северо-западе Индии строилась одна из первых в стране железных дорог. Сооружая насыпь, рабочие наткнулись на развалины построек из обожженного кирпича. Попадались и печатки с изображением разнообразных животных, которых в этой засушливой местности нет. Только в 20-х гг. 20 в. благодаря археологическим раскопкам стало известно, что когда-то там была плодородная долина, давшая жизнь высокоразвитой городской культуре. Уже в 3 тысячелетии до н. э. в долине р. Инд возникли два крупных города – Хараппа и Мохенджо-даро. Их жители использовали как орудия из камня, так и медные и бронзовые, то есть их культура относилась к стадии энеолита. Они знали письменность (400 знаков-слогов плюс “картинки”-пиктограммы), пользовались десятичной системой счисления и умели создавать поразительно совершенные, продуманные архитектурные ансамбли. Так, использовалась единая городская система водоотвода на случай ливней, подземная канализация, общественные колодцы (богатые дома имели собственный колодец) и ритуальные водоемы. Вдоль улиц, ориентированных по сторонам света и пересекающихся под прямым углом, стояли оштукатуренные дома из кирпича. Они выходили на улицу глухими, без окон, стенами, “раскрываясь” помещениями во внутренний двор - “сердце” большинства индийских жилых и монастырских построек на протяжении всей последующей истории. Общественные здания доходили до трех этажей в высоту – совсем немало, если учесть седую древность и отсутствие таких строительных приемов, как арка и свод, позволяющие “точечно” распределять нагрузку архитектурной конструкции и перекрывать большие помещения, не утяжеляя стены. В самом деле, жители городов долины Инда не умели делать своды, использовали в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы. Исключение - только круглые колодцы, выложенные из кирпичей в форме клина. Древнейшие города Северной Индии активно торговали с Шумером и даже с Египтом, Троей и другими государствами древнего мира. Жители носили хлопковую одежду тонкой выделки, украшения из золота и серебра с привозными драгоценными камнями. Печатки с изображениями священных животных (слона, тигра, змеи), шумерского бога-быка, богинь растительного царства (якши), целых мифологических композиций служили им не только по прямому назначению, но и в качестве оберегов. Они пользовались прекрасной тонкостенной керамической посудой, выполненной на гончарном круге и расписанной растениями, фигурками птиц и животных по черному фону. Детские игрушки – собачки, лошадки, повозки – также делались из глины. Почему эта высокая культура пришла в упадок и небытие в середине 2 тысячелетия до н. э.? Может, виной тому социальные и экономические причины – общественные потрясения, нашествия кочевников, оскудение почв, изменение климата (ныне это засушливые территории). Но, возможно, вмешалась могущественная водная стихия, которой когда-то поклонялись эти строители священных водоемов, словно предчувствовавшие свою гибель от воды. Этот выпуск для вас подготовила Сэн. Пишите: sen-lo@mail.ru До следующей рассылки!
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||