Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Мингэй (Япония). Культура долины Инда (Индия)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Мы не сразу нашли подходящий формат для этой рассылки. Материал поистине необъятен!
К тому же это ведь не курс лекций - скорее, попытка разговора о том, что мы знаем
и еще более - хотим узнать, что интересно нам и, надеемся, вам. Поэтому мы решили
отказаться от связного, последовательного изложения "материала". Выпуски имеют
двухчастную форму - рассказ о "слове"-понятии и рассказ о "картинке" (произведении
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры) любой из восточных
культур по нашему
- или вашему - выбору. Чтобы принимать участие в выборе тем, пожалуйста, пишите.
E-mail для связи с нами мы будем указывать в конце каждого выпуска. Ссылки на
рисунки пока ужасны, но надеемся в скором времени выработать более удобную форму.
 

Сегодня у нас Япония Нового времени и доведическая Индия.

МИНГЭЙ  -  (яп. мин - “народ”, гэй - “искусство”, то есть букв. “народное искусство”)
- термин, обозначающий два понятия: 
общественное художественно-эстетическое движение; 
предмет обихода, сделанный руками художника-непрофессионала в соответствии с
эстетическими принципами (1).
Движение мингэй возникло в Японии в 20-е годы 20 в. У его истоков стоял Янаги
Мунэёси; он же в 1926 г. предложил этот термин. Разработанные Янаги этико-эстетические
основания теории мингэй опираются на буддийскую концепцию абсолютной веры (тарики),
согласно которой просветление - освобождение от иллюзорных представлений о мире
- не обретается через собственные заслуги, а даруется милосердием Будды. В сфере
прекрасного аналогом просветления выступает красота, которая не может быть результатом
сознательных усилий
художника, поскольку рождается спонтанно как результат совместного действия целого
народа на протяжении поколений. Подлинная красота возникает лишь в руках умельца,
совершенно свободного, в отличие от профессионального художника, от претензий
на самовыражение. Художник достигает совершенства, если полностью отказывается
от суждений о красоте или уродстве изготовляемых им предметов. “Неэгоистичность”
(мусин) - также буддийская по своему характеру категория теории мингэй. Она достижима
лишь в коллективном творчестве
“простого народа” (минсю:). Таким образом, его идеализирующая концепция народа
имеет выраженную религиозную окраску, а представление о красоте приравнивается
к понятию духовности. 
У истоков движения мингэй, наряду с его теоретиком Янаги, стояли английский художник
и керамист Бернард Лич (1887-1979), керамисты Томимото Кэнкити (1886-1963), Хамада
Сё:дзи (1894-1978) и Кавай Кандзиро: (1890-1966). В ряды движения постоянно вливались
мастера-ткачи, резчики по дереву и т. д. Его представители собирали и экспонировали
изделия народных ремесел; изучали и популяризировали традиционные ремесла в разных
частях Японии; поддерживали угасающие виды народного творчества путем финансирования
и организации
ремесленных союзов для поощрения производства и продажи подлинных предметов народного
творчества. Для этого был создан Музей японских народных ремесел, открытый в
1936 г. в Токио и непрерывно пополняющий свою коллекцию. Янаги находился под
влиянием идей английских художников-прерафаэлитов - патриотически настроенных
романтиков, ратующих за возвращение к истокам национального искусства до унифицирующего
господства итальянского Возрождения (олицетворяемого для них фигурой Рафаэля).
По их примеру он создал в 1927
г. в Киото ремесленную “цеховую” общину. Однако, предприятие оказалось нежизнеспособным,
и хотя подобные попытки продолжались и в дальнейшем, заметной роли в деятельности
движения мингэй они не сыграли. 
После Второй Мировой войны интерес к народным ремеслам стал стремительно расти,
в разных районах Японии открывались музеи. Массовое обращение к движению мингэй
способствовало широкому распространению его идей в обществе. Однако популяризация
сопровождалась искажением и упрощением концепций Янаги, утратой их религиозной
и духовной составляющих.
Из краткой характеристики теории этой становится понятно,  что мингэй как предмет
- объект ремесла, а не искусства. Это сделанный своими руками предмет обихода,
носящий принципиально утилитарный характер в отличие от бидзюцу, художественного
произведения, не выполняющего никакой иной функции, кроме чисто эстетической.
С другой стороны, это понятие не вполне совпадает с понятием ко:гэй - кустарной
продукции, назначение которой исчерпывается удовлетворением бытовых нужд. Изделия
мингэй функциональны, их формы
диктуются назначением, что исключает избыточность декора и особую тонкость обработки.
Однако, помимо практической полезности (ё:) эти предметы обладают свойством “духовной
полезности”, или “полезности для души” (кокоро-э-но ё:), воплощают в себе дух
народа, что позволяет отнести к их числу и менее функциональные произведения
с выраженной эстетической составляющей. Таким образом, ко:гэй является родовым
понятием, включающим в себя и ручное, и промышленное производство, но лучшие
из ко:гэй, обладающие художественными
достоинствами, могут быть отнесены к категории мингэй. Последние должны отвечать
следующим условиям: отсутствие чрезмерных затрат времени, средств и труда на
их изготовление; возможность многократного воспроизведения образца; ручное производство.
Причем и среди ко:гэй выше следует расценивать продукты ручного труда, поскольку
их отличает не только более тщательная обработка, но и наличие духовной составляющей,
вложенной мастером в предмет в процессе его создания.  
Дошедшие до нас памятники, которые можно отнести к категории мингэй, датируются
начиная с 15 в., когда повсеместно распространился чисто национальный архитектурный
стиль и связанный с ним традиционный японский образ жизни. Важным фактором для
развития мингэй стала популяризация чайной церемонии. В ней начали использоваться
простонародные предметы домашнего обихода: цурубэ (колодезное ведро), тэокэ (деревянные
чашки), такэкаго (бамбуковые корзинки) и другие изделия из бамбука, простая и
даже намеренно грубая
керамика. С начала 20 в., с распространением машинного производства и синтетических
материалов, народные ремесла в понимании Янаги переживали постепенный закат и
многие их центры угасли.
Традиционная классификация мингэй включает 6 категорий по материалам и техникам,
а также видам искусства: гончарное дело; дерево и бамбук; металл и кожа; ткацкое
и красильное дело; бумага; живопись, скульптура и каллиграфия. Сверх того, к
этой категории могут относиться архитектурные сооружения, прежде всего жилые
дома.


Колодец (г. Мохенджо-даро, Северная Индия, 3-2 тысячелетие до н. э.) - см. по
адресу http://images.search.yahoo.com/search/images/view?back=http%3A%2F%2Fimages.search.yahoo.com%2Fsearch%2Fimages%3Fp%3Dmohenjo-daro%26ei%3DUTF-8%26fl%3D0%26imgsz%3Dall%26fr%3DFP-tab-img-t%26b%3D61&h=300&w=200&imgcurl=www.harappa.com%2Findus%2Fgif2%2FMohenjodarowell.jpg&imgurl=www.harappa.com%2Findus%2Fgif2%2FMohenjodarowell.jpg&size=18.4kB&name=Mohenjodarowell.jpg&rcurl=http%3A%2F%2Fwww.harappa.com%2Findus%2F11.html&rurl=http%3A%2F%2Fwww.harappa.com%2Findus%2F11.html&p=mohenjo-daro&type=jpeg&no=61&tt=824&ei=UTF-8
Печатка (г. Хараппа) - см. по адресу http://images.search.yahoo.com/search/images/view?back=http%3A%2F%2Fimages.search.yahoo.com%2Fsearch%2Fimages%3Fp%3Dharappa%26ei%3DUTF-8%26fr%3DFP-tab-img-t%26fl%3D0%26x%3Dwrt&h=225&w=228&imgcurl=www.educator.homestead.com%2Ffiles%2Fharappa.jpg&imgurl=www.educator.homestead.com%2Ffiles%2Fharappa.jpg&size=21.8kB&name=harappa.jpg&rcurl=http%3A%2F%2Fwww.educator.homestead.com%2Findia.html&rurl=http%3A%2F%2Fwww.educator.homestead.com%2Findia.html&p=harappa&type=jpeg&no=7&tt=3,020&ei=UTF-8

В 1869 г. на северо-западе Индии строилась одна из первых в стране железных дорог.
Сооружая насыпь, рабочие наткнулись на развалины построек из обожженного кирпича.
Попадались и печатки с изображением разнообразных животных, которых в этой засушливой
местности нет. Только в 20-х гг. 20 в. благодаря археологическим раскопкам стало
известно, что когда-то там была плодородная долина, давшая жизнь высокоразвитой
городской культуре. 
Уже в 3 тысячелетии до н. э. в долине р. Инд возникли два крупных города – Хараппа
и Мохенджо-даро. Их жители использовали как орудия из камня, так и медные и бронзовые,
то есть их культура относилась к стадии энеолита. Они знали письменность (400
знаков-слогов плюс “картинки”-пиктограммы), пользовались десятичной системой
счисления и умели создавать поразительно совершенные, продуманные архитектурные
ансамбли. Так, использовалась единая городская система водоотвода на случай ливней,
подземная канализация,
общественные колодцы (богатые дома имели собственный колодец) и ритуальные водоемы.
Вдоль улиц, ориентированных по сторонам света и пересекающихся под прямым углом,
стояли оштукатуренные дома из кирпича. Они выходили на улицу глухими, без окон,
стенами, “раскрываясь” помещениями во внутренний двор - “сердце” большинства
индийских жилых и монастырских построек на протяжении всей последующей истории.
Общественные здания доходили до трех этажей в высоту – совсем немало, если учесть
седую древность и отсутствие
таких строительных приемов, как арка и свод, позволяющие “точечно” распределять
нагрузку архитектурной конструкции и перекрывать большие помещения, не утяжеляя
стены. В самом деле, жители городов долины Инда не умели делать своды, использовали
в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы. Исключение - только
круглые колодцы, выложенные из кирпичей в форме клина. 
Древнейшие города Северной Индии активно торговали с Шумером и даже с Египтом,
Троей и другими государствами древнего мира. Жители носили хлопковую одежду тонкой
выделки, украшения из золота и серебра с привозными драгоценными камнями. Печатки
с изображениями священных животных (слона, тигра, змеи), шумерского бога-быка,
богинь растительного царства (якши), целых мифологических композиций служили
им не только по прямому назначению, но и в качестве оберегов. Они пользовались
прекрасной тонкостенной керамической
посудой, выполненной на гончарном круге и расписанной растениями, фигурками птиц
и животных по черному фону. Детские игрушки – собачки, лошадки, повозки – также
делались из глины. 
Почему эта высокая культура пришла в упадок и небытие в середине 2 тысячелетия
до н. э.? Может, виной тому социальные и экономические причины – общественные
потрясения, нашествия кочевников, оскудение почв, изменение климата (ныне это
засушливые территории). Но, возможно, вмешалась могущественная водная стихия,
которой когда-то поклонялись эти строители священных водоемов, словно предчувствовавшие
свою гибель от воды. 

Этот выпуск для вас подготовила Сэн.

Пишите: sen-lo@mail.ru
До следующей рассылки!

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное