Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Конфуций. Аджанта


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте!
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию две темы: Конфуций и принципы его
учения и росписи Аджанты. 

Кун-Цзы или в более привычном для европейца произношении Конфуций - крупнейший
китайский ученый, социальный реформатор, учитель, чей вклад в культурную и общественную
жизнь Китая сложно переоценить. Сам он говорил о себе: «Я передаю, а не создаю.
Верю в древность и люблю ее». Тем не менее именно Кун-Цзы считается основоположником
этико-политического учения, легшего позже в основу государственной системы Китая.

Кун-Цзы (551 – 479 гг. до н. э.) жил в конце т.н. «эпохи Весен и Осеней», в период
бесконечных междоусобиц. Страна в то время представляла собой скорее конгломерат
самостоятельных царств и более мелких княжеств. Внутри этих государств также
продолжалось противостояние правителей, опиравшихся на аппарат чиновников и старой
родовой знати. Считается, что в это время активно изменялись общественные отношения,
разрушились традиционные родовые нормы. 
Кун-Цзы приобрел знаменитость прежде всего в качестве учителя. Изначально центральное
место в его учении занимало нравственное воспитание человека. Идеал конфуцианства
– цзюнь-цзы («благородный муж», идеальная личность), носитель определенных психологических
качеств; основная социальная задача – формирование и воспитание цзюнь-цзы. Акцент
на управлении обществом появился позже, по мере дальнейшего развития конфуцианства
и превращения его в официальную государственную идеологию. 
Итак, цзюнь-цзы должен был по мнению Кун-цзы обладать двумя основными качествами
– гуманностью (жень) и чувством долга. Гуманность по Кун-цзы является подлинной,
глубинной природой человека, и основной задачей являлось проявление и развитие
этого свойства человеческой натуры. Гуманность предполагала человеколюбие, скромность,
сдержанность, чувство справедливости, причем на первое место ставилось человеколюбие:
"Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности,
но он не может долго
жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение.
Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу", "Когда благородный муж умерен
в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и,
чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами,
о нем можно сказать, что он любит учиться".
Однако при этом гуманизм в понимании Кун-Цзы все же не доходил до всепрощения:
«За добро платите добром, а за зло по справедливости». Не проповедовал он и социального
равенства, четко выделяя благородных и низких людей и считая такой порядок (разделение
на «правителей» и народ) незыблемым. 
Другим аспектом сущности цзюнь-цзы считалось подчинение долгу. По сути, эта сторона
являлась производной от жэнь, так как моральные обязательства человек принимал
сам, в силу своих внутренних качеств. Пожалуй, одним из важнейших аспектов понятия
чувства долга в Китае стала почтительность к родителям – сяо, выступавшая для
конфуцианцев основой этики: «Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям
и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих… Почтительность
к родителям и уважительность
к старшим братьям - это основа человеколюбия». Прежде всего, почтительность подразумевала
полное и безоговорочное послушание и заботу. С почтительностью взаимосвязан и
своего рода культ старости, когда количество прожитых лет автоматически делает
человека мудрее в глазах окружающих. 
Самоконтроль и самовоспитание – неотъемлемая часть жизни цзюнь-цзы: "Я ежедневно
проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях
с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?"
Есть еще два чрезвычайно важных для китайской культуры фактора, неразрывно связанных
с конфуцианством: культ учености и максимальная ритуализация жизни. Сам Кун-цзы
выделял «благородного» человека по его образованности, именно в процессе обучения
и прививались необходимые моральные качества: "Учиться и время от времени повторять
изученное, разве это не приятно?, "Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может
быть наставником [людей]"… Что же касается ритуализованного поведения, то кофуцианские
правила (ли)
охватывали практически все сферы жизни, пронизывая, ограничивая и направляя все
поведение члена социума. Причем в идеале ритуал должен быть наполнен жизнью,
отнюдь не превращаясь в механическое выполнение неких действий: «[Кун-цзы] приносил
жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно
они были перед ним. Учитель сказал: "Если я не участвую в жертвоприношении, то
я словно не приношу жертв"».
При жизни Кун-цзы снискал славу (к которой вряд ли намеренно стремился) именно
в качестве учителя и просветителя. В то же время социально-политическая сторона
его учения оставалась нереализованной – слишком велик был контраст между тогдашней
реальностью и идеалами Учителя, преклонявшегося перед обычаями и традициями древности
и осуждавшего современные ему нравы. Там, в прошлом был золотой век, там жили
обладавшие подлинной добродетелью правители, бескорыстные чиновники, под управлением
которых благоденствовал
народ. Однако именно его идеи легли в основу официальной идеологии, определявшей
социальный строй страны на протяжении почти 2 тыс. лет. Вскоре после смерти Учителя
был построен первый храм в его честь, а в начале 2 в до н. э. возникает государственный
культ Кун-цзы. 


Омовение принца (Аджанта, Индия, 4-5 вв.) – http://www.ajantatours.com/images/ajanta3.JPG
Аджанта – крупный буддийский монастырский комплекс, постройки которого высечены
в скалистом берегу устья реки Вахоры. До нашего времени сохранилось 29 храмов
этого комплекса. Несколько столетий заброшенный и забытый монастырь был скрыт
лианами, и в 19 веке случайно обнаружен охотниками-англичанами, преследовавшими
дичь. Благодаря строгим мерам охраны памятника и деликатности английских реставраторов
архитектура и росписи Аджанты не утратили своей удивительной сохранности. 
Главная достопримечательность этого архитектурного комплекса – его живописное
оформление. Декоративные росписи пещер-храмов помогают избавиться от ощущения
давящей каменной массы над головой, оформляют стены, подчеркивают архитектурные
детали и, конечно, несут смысловую нагрузку, передавая многочисленным в прошлом
паломникам буддийские сюжеты. Написанные на потолках деревянные балки, между
которыми свисают вьющиеся растения и порхают птицы, создают иллюзию легких перекрытий,
открывающихся в цветущий сад. В
верхней части помещений изображены также полубоги, небожители и мифические существа,
играющие на музыкальных инструментах небесные музыканты. Столбы также покрыты
росписью. http://www.ajantatours.com/images/ajanta13.JPG
Сюжетные композиции тянутся широкими полосами на стенах. Сцены не имеют обрамлений,
четко отграничивающих один эпизод живописного повествования от другого, и перетекают
одна в другую, разделенные лишь элементами самого изображения – колоннами дворцов
и стволами пальм. Однако они не производят впечатления ряда фигур, распластанных
по стене, - аджантские росписи имеют сложную композицию. Более близкие к зрителю
фигуры и предметы изображены несколько ниже, дальние – выше, основное действие
развертывается в широком
среднем регистре. В одной композиции могут сочетаться более крупные и более мелкие
фигуры, а главный персонаж – изображаться несколько раз в соответствии с логикой
последовательного повествования, подобного устному рассказу. (Стоит отметить,
что паломников не бросали на произвол судьбы в полутемном храме – сопровождавший
их монах вел повествование, демонстрируя соответствующие сцены с помощью выборочного
освещения ламповым светильником или пятном света, отраженным от зеркала.) Фигуры
частично перекрывают друг
друга; сложные развороты и красивые изгибы тел создают впечатление не плоскости,
а пространства, наполненного ритмичным движением. Поэтому сцены не кажутся застывшими
и монотонными. http://www.ajantatours.com/images/ajanta8.JPG
Преобладают сюжеты из жизни принца Шакьямуни Гаутамы, ставшего Буддой, а также
из джатак – «Сказаний о деяниях бодхисаттвы» (они повествуют о предыдущих рождениях
будущего Просветленного, в которых он проявлял чудеса самоотверженности и жертвенности,
постепенно накапливая духовные заслуги). Бодхисаттва – существо, достигшее той
степени духовного совершенства, при котором просветление возможно, но не совершающее
уход в нирвану, чтобы помогать другим живым существам идти по этому пути (мы
поговорим об этой концепции
в одной из ближайших рассылок). Художники отдавали предпочтение сценам дворцовой
жизни, любовно выписывая роскошное дворцовое убранство, прекрасных невольниц,
осыпанных драгоценностями принцев и принцесс. И самого Гаутаму они охотнее изображали
не как странствующего подвижника в скромном плаще, а именно как бодхисаттву-царевича.
Все персонажи изображены прекрасными, сцены решаются без драматизма, и росписи
в целом создают торжественную, праздничную атмосферу. http://www.ajantatours.com/images/ajanta6.JPG
Помимо буддийских персонажей в росписях Аджанты представлены божеста добуддийского,
брахманического, пантеона во главе с Индрой-громовержцем. Все они были включены
буддизмом махаяны в свой пантеон в качестве защитников и последователей буддийского
Закона. Пантеон (и композиции аджантских росписей) дополняет великое множество
мелких полубогов и небожителей – апсары (небесные танцовщицы), небесные музыканты,
полулюди-полузвери, карлики, обезьяны, демоны-ракшасы. Все это многообразие существ
населяет потолок,
стены и опорные столбы помещений вместе с пышной растительностью, служащей фоном
для композиций.
В техническом отношении настенная живопись Аджанты представляет собой роспись
по сухой штукатурке («аль-стукко»), но выполненную минеральными красками на водной
основе (что характерно для техники фрески). Росписи делались на сложной, очень
прочной основе, которая готовилась в несколько этапов: сначала слой глины, смешанной
с коровьим навозом, измельченной соломой и ворсом животных, поверх него гладкий
однородный слой белой известковой штукатурки. Контуры рисунка наносились красной
краской (киноварью) на еще
влажную поверхность, а по завершении многокрасочной росписи – дополнительно выделялись
черным или коричневым цветом. Готовая роспись до блеска полировалась гладким
камнем. 
Поздние росписи Аджанты 6-7 вв. значительно изменились как в сюжетном, так и
в стилевом отношении. Чаще изображается Будда в монашеском плаще, сидящий в позе
медитации, постепенно исчезают сюжетные многофигурные композиции. Живопись становится
плоскостной и гораздо более простой по исполнению. 

Всего доброго!
Сэн и Джерри

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное