При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Китай и Россия: бизнес, законодательство, новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию две темы: Конфуций и принципы его учения и росписи Аджанты. Кун-Цзы или в более привычном для европейца произношении Конфуций - крупнейший китайский ученый, социальный реформатор, учитель, чей вклад в культурную и общественную жизнь Китая сложно переоценить. Сам он говорил о себе: «Я передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее». Тем не менее именно Кун-Цзы считается основоположником этико-политического учения, легшего позже в основу государственной системы Китая. Кун-Цзы (551 – 479 гг. до н. э.) жил в конце т.н. «эпохи Весен и Осеней», в период бесконечных междоусобиц. Страна в то время представляла собой скорее конгломерат самостоятельных царств и более мелких княжеств. Внутри этих государств также продолжалось противостояние правителей, опиравшихся на аппарат чиновников и старой родовой знати. Считается, что в это время активно изменялись общественные отношения, разрушились традиционные родовые нормы. Кун-Цзы приобрел знаменитость прежде всего в качестве учителя. Изначально центральное место в его учении занимало нравственное воспитание человека. Идеал конфуцианства – цзюнь-цзы («благородный муж», идеальная личность), носитель определенных психологических качеств; основная социальная задача – формирование и воспитание цзюнь-цзы. Акцент на управлении обществом появился позже, по мере дальнейшего развития конфуцианства и превращения его в официальную государственную идеологию. Итак, цзюнь-цзы должен был по мнению Кун-цзы обладать двумя основными качествами – гуманностью (жень) и чувством долга. Гуманность по Кун-цзы является подлинной, глубинной природой человека, и основной задачей являлось проявление и развитие этого свойства человеческой натуры. Гуманность предполагала человеколюбие, скромность, сдержанность, чувство справедливости, причем на первое место ставилось человеколюбие: "Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу", "Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться". Однако при этом гуманизм в понимании Кун-Цзы все же не доходил до всепрощения: «За добро платите добром, а за зло по справедливости». Не проповедовал он и социального равенства, четко выделяя благородных и низких людей и считая такой порядок (разделение на «правителей» и народ) незыблемым. Другим аспектом сущности цзюнь-цзы считалось подчинение долгу. По сути, эта сторона являлась производной от жэнь, так как моральные обязательства человек принимал сам, в силу своих внутренних качеств. Пожалуй, одним из важнейших аспектов понятия чувства долга в Китае стала почтительность к родителям – сяо, выступавшая для конфуцианцев основой этики: «Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих… Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия». Прежде всего, почтительность подразумевала полное и безоговорочное послушание и заботу. С почтительностью взаимосвязан и своего рода культ старости, когда количество прожитых лет автоматически делает человека мудрее в глазах окружающих. Самоконтроль и самовоспитание – неотъемлемая часть жизни цзюнь-цзы: "Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?" Есть еще два чрезвычайно важных для китайской культуры фактора, неразрывно связанных с конфуцианством: культ учености и максимальная ритуализация жизни. Сам Кун-цзы выделял «благородного» человека по его образованности, именно в процессе обучения и прививались необходимые моральные качества: "Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?, "Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей]"… Что же касается ритуализованного поведения, то кофуцианские правила (ли) охватывали практически все сферы жизни, пронизывая, ограничивая и направляя все поведение члена социума. Причем в идеале ритуал должен быть наполнен жизнью, отнюдь не превращаясь в механическое выполнение неких действий: «[Кун-цзы] приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним. Учитель сказал: "Если я не участвую в жертвоприношении, то я словно не приношу жертв"». При жизни Кун-цзы снискал славу (к которой вряд ли намеренно стремился) именно в качестве учителя и просветителя. В то же время социально-политическая сторона его учения оставалась нереализованной – слишком велик был контраст между тогдашней реальностью и идеалами Учителя, преклонявшегося перед обычаями и традициями древности и осуждавшего современные ему нравы. Там, в прошлом был золотой век, там жили обладавшие подлинной добродетелью правители, бескорыстные чиновники, под управлением которых благоденствовал народ. Однако именно его идеи легли в основу официальной идеологии, определявшей социальный строй страны на протяжении почти 2 тыс. лет. Вскоре после смерти Учителя был построен первый храм в его честь, а в начале 2 в до н. э. возникает государственный культ Кун-цзы. Омовение принца (Аджанта, Индия, 4-5 вв.) – http://www.ajantatours.com/images/ajanta3.JPG Аджанта – крупный буддийский монастырский комплекс, постройки которого высечены в скалистом берегу устья реки Вахоры. До нашего времени сохранилось 29 храмов этого комплекса. Несколько столетий заброшенный и забытый монастырь был скрыт лианами, и в 19 веке случайно обнаружен охотниками-англичанами, преследовавшими дичь. Благодаря строгим мерам охраны памятника и деликатности английских реставраторов архитектура и росписи Аджанты не утратили своей удивительной сохранности. Главная достопримечательность этого архитектурного комплекса – его живописное оформление. Декоративные росписи пещер-храмов помогают избавиться от ощущения давящей каменной массы над головой, оформляют стены, подчеркивают архитектурные детали и, конечно, несут смысловую нагрузку, передавая многочисленным в прошлом паломникам буддийские сюжеты. Написанные на потолках деревянные балки, между которыми свисают вьющиеся растения и порхают птицы, создают иллюзию легких перекрытий, открывающихся в цветущий сад. В верхней части помещений изображены также полубоги, небожители и мифические существа, играющие на музыкальных инструментах небесные музыканты. Столбы также покрыты росписью. http://www.ajantatours.com/images/ajanta13.JPG Сюжетные композиции тянутся широкими полосами на стенах. Сцены не имеют обрамлений, четко отграничивающих один эпизод живописного повествования от другого, и перетекают одна в другую, разделенные лишь элементами самого изображения – колоннами дворцов и стволами пальм. Однако они не производят впечатления ряда фигур, распластанных по стене, - аджантские росписи имеют сложную композицию. Более близкие к зрителю фигуры и предметы изображены несколько ниже, дальние – выше, основное действие развертывается в широком среднем регистре. В одной композиции могут сочетаться более крупные и более мелкие фигуры, а главный персонаж – изображаться несколько раз в соответствии с логикой последовательного повествования, подобного устному рассказу. (Стоит отметить, что паломников не бросали на произвол судьбы в полутемном храме – сопровождавший их монах вел повествование, демонстрируя соответствующие сцены с помощью выборочного освещения ламповым светильником или пятном света, отраженным от зеркала.) Фигуры частично перекрывают друг друга; сложные развороты и красивые изгибы тел создают впечатление не плоскости, а пространства, наполненного ритмичным движением. Поэтому сцены не кажутся застывшими и монотонными. http://www.ajantatours.com/images/ajanta8.JPG Преобладают сюжеты из жизни принца Шакьямуни Гаутамы, ставшего Буддой, а также из джатак – «Сказаний о деяниях бодхисаттвы» (они повествуют о предыдущих рождениях будущего Просветленного, в которых он проявлял чудеса самоотверженности и жертвенности, постепенно накапливая духовные заслуги). Бодхисаттва – существо, достигшее той степени духовного совершенства, при котором просветление возможно, но не совершающее уход в нирвану, чтобы помогать другим живым существам идти по этому пути (мы поговорим об этой концепции в одной из ближайших рассылок). Художники отдавали предпочтение сценам дворцовой жизни, любовно выписывая роскошное дворцовое убранство, прекрасных невольниц, осыпанных драгоценностями принцев и принцесс. И самого Гаутаму они охотнее изображали не как странствующего подвижника в скромном плаще, а именно как бодхисаттву-царевича. Все персонажи изображены прекрасными, сцены решаются без драматизма, и росписи в целом создают торжественную, праздничную атмосферу. http://www.ajantatours.com/images/ajanta6.JPG Помимо буддийских персонажей в росписях Аджанты представлены божеста добуддийского, брахманического, пантеона во главе с Индрой-громовержцем. Все они были включены буддизмом махаяны в свой пантеон в качестве защитников и последователей буддийского Закона. Пантеон (и композиции аджантских росписей) дополняет великое множество мелких полубогов и небожителей – апсары (небесные танцовщицы), небесные музыканты, полулюди-полузвери, карлики, обезьяны, демоны-ракшасы. Все это многообразие существ населяет потолок, стены и опорные столбы помещений вместе с пышной растительностью, служащей фоном для композиций. В техническом отношении настенная живопись Аджанты представляет собой роспись по сухой штукатурке («аль-стукко»), но выполненную минеральными красками на водной основе (что характерно для техники фрески). Росписи делались на сложной, очень прочной основе, которая готовилась в несколько этапов: сначала слой глины, смешанной с коровьим навозом, измельченной соломой и ворсом животных, поверх него гладкий однородный слой белой известковой штукатурки. Контуры рисунка наносились красной краской (киноварью) на еще влажную поверхность, а по завершении многокрасочной росписи – дополнительно выделялись черным или коричневым цветом. Готовая роспись до блеска полировалась гладким камнем. Поздние росписи Аджанты 6-7 вв. значительно изменились как в сюжетном, так и в стилевом отношении. Чаще изображается Будда в монашеском плаще, сидящий в позе медитации, постепенно исчезают сюжетные многофигурные композиции. Живопись становится плоскостной и гораздо более простой по исполнению. Всего доброго! Сэн и Джерри
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||