Здравствуйте! Видимо, предпраздничные хлопоты слегка доконали меня :) и я перепутал выпуски. "Зороастрийская мифология" принадлежит другой рассылке:
Но, пользуюсь случаем, чтобы еще раз поздравить всех читательниц - берез золота, расточительниц змей потока, берез звонкого костра руки, полян чаш, Сюн ожерелья, осин монет, лип льна, движущихся опор струящейся луны мягкой подставки (так женщин называли древние викинги).
А, в качестве некоторой компенсации, в этом внеочередном выпуске мы осуществим запоздалую презентацию одной книжечки, которая (несмотря на сухость стиля) являет собой довольно эффективное иллюстрированное пособие для всех, желающих научиться творческому рисованию.
Учебник по рисованию.
Издано:
"РЕАЛИЗМ И УСЛОВНОСТЬ В ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА".
Санкт Петербург
2002
Особенность данной методики рисования состоит в идее борьбы и взаимодействия реалистического и условно-декоративного искусства, которым в культурологии соответствуют понятия "сенсативного" и "идеационного" типов культур по классификации Питирима Сорокина. С этой точки зрения, искусство рассматривается в историко-социальном аспекте.
Понятия "реалистического" и "условно-декоративного" красной нитью проходят через лекционные и лабораторные занятия, позволяя сформировать целостное мировосприятие. Целью курса является обучение рисованию взрослых и детей, их системная теоретическая и практическая подготовка в области изобразительного искусства. Кроме того, программа предоставляет инструмент анализа произведений искусства, способность к творческому саморазвитию.
Важной представляется и попытка выстроить последовательную систему обучения основным принципам и законам композиции. Знание этих принципов позволяет более свободно и творчески подходить к изображению предметов и явлений окружающего мира, способствует интеллектуальному развитию.
При этом использовался как
собственный опыт автора программы, так и опыт других педагогов Санкт Петербурга, особенно Ю.Д. Шевчика. В том, что касается цветоведения, опора осуществлялась на разработки В.В. Кандинского и Н.В. Серова.
Композиция преподносится не
как обучение одним лишь отвлеченным законам – все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать свое отношение к нему.
На начальном этапе обучения рисованию в
программе резко преобладает условно-декоративный подход (плоскостное изображение), что связано с большой сложностью передачи пространстваи объема (темболее при рисовании по представлению). Здесь даются навыки декоративного рисования, понятия симметрии – асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение, выделение центра при помощи различных видов контраста).
Для того чтобы возможно было выразить свое отношение к изображаемым объектам, мы вводим понятие характера – жесткого и мягкого.
Часть работ выполняется акварелью, часть тушью (здесь даются простейшие графические навыки).
Уже в течение первых занятий, обучаемые должны постепенно привыкнутъ до начала работы
на основном формате выполнять небольшие эскизы.
При переходе к тематическому рисованию происходит как дальнейшее развитие навыков и умений, уже усвоенных обучаемыми, так и приобретение
ими новых знаний. Появляются большие требования к рисованию человеческой фигуры. В ряде упражнений ставится задача изображения открытого и закрытого пространства, передача объема.
В отличие от первых занятий, где композиции носили
статичный характер, мы теперь вводим понятиединамики – движения, говорим об использовании различных цветов при выражении тогоили иного эмоционального состояния.
В процессе выполнения упражнений с формальными геометрическими
элементами показывается возможность анализа произведений изобразительного искусства.
К концу курса обучаемые должны уметь самостоятельно находить сюжет и выбирать изобразительные средства для его выражения. Здесь основной акцент делается на создание тематической картины, которая традиционно понимается как венец изобразительного искусства. В качестве тематического материала предполагаются мифологии различных народов мира.
В завершении проводятся лекции, посвященные современным технологиям в искусстве, предусматривающие самостоятельную работу с некоторыми компьютерными программами. Установка автора данного курса такова: компьютерные технологии это только форма искусства, содержание которого определяется гуманистическим наследием многовековой истории человеческой культуры.