Когда-то в незапамятные
времена, учась в первом классе, я заболел и не пошел в школу J. Включил черно-белый телевизор, и
увидел только что начавшийся японский мультик (по тем временам, зрелище на
советском ТВ невиданное!). В мультфильме были серебристые волки, чудовищная
щука-оборотень, злой колдун, каменный исполин, ледяной мамонт, заколдованная
девушка и т.д. В общем – произвело впечатление, но что за фильм – я так и не
узнал.
А выяснилось это неделю
назад, в процессе поиска в Сети информации по знаменитому японскому режиссеру
анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Оказывается, картина, память о которой я
пронес через десятилетия, называется «Принц севера» (она сделана по мотивам
скандинавских сказок). Это был дебют Миядзаки Собственно, там он выступает в качестве
аниматора, а режиссером является Исао Такахата.
Посмотрев фильм вторично,
я увидел, конечно, его сюжетное и графическое несовершенство – кое-чем он
напомнил некоторые тогдашние советские мультики. По поздним фильмам Миядзаки
заметно, сколь большой творческий путь проделал режиссер.
В этом смысле интересно
сравнить «Принц севера» (1968) с «Навсикая из долины ветров» (1984) и,
особенно, «Принцесса Мононоке» (1997).
Сопоставление сюжетов
наводит на размышления. В «Принце» звери ледяного леса, вдохновляемые
могущественным волшебником Грюнвальдом, нападают на деревню. Юный Хольс
противостоит силам зла. Попутно мальчик встречает и спасает девочку,
околдованную Грюнвальдом.
Пассивную роль играет,
кстати, принцесса из другого раннего фильма, который Хаяо Миядзаки выполнил под
руководством Кимио Ябуки – «Кот в сапогах».
В «Навсикае» мы
оказываемся на планете, пережившей военную катастрофу. Тропический лес,
населенный огромными стрекозами, жуками и чудовищными омами (нечто вроде
исполинских мокриц) наступает на первобытное поселение. Девушка Навсикая
единственная из людей находит общий язык с существами из джунглей и проникает в
тайну ядовитого леса (оказывается, он просто очищает землю от радиационного и
химического загрязнения, а монстры служат ему охраной).
Но в этом мире существуют
и более продвинутые народы. Представители одной такой цивилизации, руководимые
молодой воинственной женщиной собираются организовать наступление на лес
(истинной роли которого они не ведают) силами современной техники. С огромными усилиями
Навсикая и некий юноша устанавливают мир на планете.
То есть здесь мы видим
инверсию идей «Принца севера». Там люди были хороши, звери плохи. Юноша был
подлинным героем, роль девушки пассивна и страдательна.
Здесь люди не то чтобы
плохи, но пребывают в заблуждении, а лес и его обитатели (несмотря на
устрашающий облик), по сути, служат добру. Главной героиней является Навсикая,
а ее спутник находится явно на вторых ролях.
Несмотря на интересную
графику, действие «Навсикаи» затянуто, и производит впечатление некоторой
вторичности. Зато фильм «Принцесса Мононоке», выполненный по мотивам японских
сказок заслуживает всяческой похвалы.
В сущности, он сюжетно воспроизводит
«Навсикаю». Но сделан не в абстрактном «научно-фантастическом» стиле, а с
учетом традиционной японской ксилографии (как и другие поздние работы
Миядзаки).
Вначале главный герой
(все-таки, юноша J),
родом айн, спасая свою деревню, убивает гигантского вепря-оборотня. Однако
проклятие чудища поражает его руку, и юноша отправляется на родину вепря.
Герой попадает в большой
поселок, жители которого промышляют выплавкой железа. Но, поскольку руда
залегает в волшебном лесу, людям приходится отвоевывать жизненное пространство
у его обитателей – чудовищных волков, кабанов, обезьян, над которыми царит
«Лесной бог». Руководит жителями молодая воинственная женщина, сильно
напоминающая предводительницу технократических противников Леса в «Навсикае». А
в одном строю с волками борется против людей некая девушка Мононоке, женский
вариант Маугли (хоть убейте, не понял, почему она принцесса J).
Противостояние идет
серьезное, но, обе стороны хорошие (тем более что в обоих лагерях присутствуют
героини J), они «просто не понимают друг
друга». Но кто же тогда здесь злодей? А самураи некоего князя, и охотники за
головой лесного бога - «третья сила». «Мужчинам нельзя доверять» - говорят
работающие в кузнице женщины, выкупленные из рабства своей доброй госпожой.
Разумеется, особи мужескаго пола в селении присутствуют, куда без них, но
находятся явно на вторых ролях и вообще выглядят полудурками.
В финале происходит
грандиозная битва воинов поселения и гигантских вепрей, представляющая кальку с
нашествия омов в «Навсикае». Лесной бог вроде бы погиб, но возродился как
жизненная сила леса, между которым и людьми наступил мир.
Занятно наблюдать, как
изменился дискурс фильмов Миядзаки. Это изменение произошло в русле перемен,
случившихся в Японии после поражения во Второй мировой войне. Мужской
военизированный дух, господствовавший в Стране восходящего солнца где-то с
двенадцатого века ушел, возможно, навсегда.
В фильмах Хаяо Миядзаки
мы видим почти полный набор ньюэйджевской культуры – феминизм, язычество,
экологизм. Интересно, режиссер проделал свою эволюцию естественным образом, или
выполнял заказ?
Потому что, вообще
говоря, за феминистским движением стоят вполне мужские элиты Запада,
предполагающие всяческой борьбой с «сексуальным харассментом» и т.п. лишний раз
придавить людей среднего класса, накануне возможного перераспределения доходов
и ресурсов и опускания целых социальных слоев.