Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. Аниме Хаяо Миядзаки.


Аниме Хаяо Миядзаки.

 

 

Когда-то в незапамятные времена, учась в первом классе, я заболел и не пошел в школу J. Включил черно-белый телевизор, и увидел только что начавшийся японский мультик (по тем временам, зрелище на советском ТВ невиданное!). В мультфильме были серебристые волки, чудовищная щука-оборотень, злой колдун, каменный исполин, ледяной мамонт, заколдованная девушка и т.д. В общем – произвело впечатление, но что за фильм – я так и не узнал.

А выяснилось это неделю назад, в процессе поиска в Сети информации по знаменитому японскому режиссеру анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Оказывается, картина, память о которой я пронес через десятилетия, называется «Принц севера» (она сделана по мотивам скандинавских сказок). Это был дебют Миядзаки Собственно, там он выступает в качестве аниматора, а режиссером является Исао Такахата.

Посмотрев фильм вторично, я увидел, конечно, его сюжетное и графическое несовершенство – кое-чем он напомнил некоторые тогдашние советские мультики. По поздним фильмам Миядзаки заметно, сколь большой творческий путь проделал режиссер.

 

В этом смысле интересно сравнить «Принц севера» (1968) с «Навсикая из долины ветров» (1984) и, особенно, «Принцесса Мононоке» (1997).

Сопоставление сюжетов наводит на размышления. В «Принце» звери ледяного леса, вдохновляемые могущественным волшебником Грюнвальдом, нападают на деревню. Юный Хольс противостоит силам зла. Попутно мальчик встречает и спасает девочку, околдованную Грюнвальдом.

Пассивную роль играет, кстати, принцесса из другого раннего фильма, который Хаяо Миядзаки выполнил под руководством Кимио Ябуки – «Кот в сапогах».

В «Навсикае» мы оказываемся на планете, пережившей военную катастрофу. Тропический лес, населенный огромными стрекозами, жуками и чудовищными омами (нечто вроде исполинских мокриц) наступает на первобытное поселение. Девушка Навсикая единственная из людей находит общий язык с существами из джунглей и проникает в тайну ядовитого леса (оказывается, он просто очищает землю от радиационного и химического загрязнения, а монстры служат ему охраной).

Но в этом мире существуют и более продвинутые народы. Представители одной такой цивилизации, руководимые молодой воинственной женщиной собираются организовать наступление на лес (истинной роли которого они не ведают) силами современной техники. С огромными усилиями Навсикая и некий юноша устанавливают мир на планете.

То есть здесь мы видим инверсию идей «Принца севера». Там люди были хороши, звери плохи. Юноша был подлинным героем, роль девушки пассивна и страдательна.

Здесь люди не то чтобы плохи, но пребывают в заблуждении, а лес и его обитатели (несмотря на устрашающий облик), по сути, служат добру. Главной героиней является Навсикая, а ее спутник находится явно на вторых ролях.

Несмотря на интересную графику, действие «Навсикаи» затянуто, и производит впечатление некоторой вторичности. Зато фильм «Принцесса Мононоке», выполненный по мотивам японских сказок заслуживает всяческой похвалы.

В сущности, он сюжетно воспроизводит «Навсикаю». Но сделан не в абстрактном «научно-фантастическом» стиле, а с учетом традиционной японской ксилографии (как и другие поздние работы Миядзаки).

Вначале главный герой (все-таки, юноша J), родом айн, спасая свою деревню, убивает гигантского вепря-оборотня. Однако проклятие чудища поражает его руку, и юноша отправляется на родину вепря.

Герой попадает в большой поселок, жители которого промышляют выплавкой железа. Но, поскольку руда залегает в волшебном лесу, людям приходится отвоевывать жизненное пространство у его обитателей – чудовищных волков, кабанов, обезьян, над которыми царит «Лесной бог». Руководит жителями молодая воинственная женщина, сильно напоминающая предводительницу технократических противников Леса в «Навсикае». А в одном строю с волками борется против людей некая девушка Мононоке, женский вариант Маугли (хоть убейте, не понял, почему она принцесса J).

Противостояние идет серьезное, но, обе стороны хорошие (тем более что в обоих лагерях присутствуют героини J), они «просто не понимают друг друга». Но кто же тогда здесь злодей? А самураи некоего князя, и охотники за головой лесного бога - «третья сила». «Мужчинам нельзя доверять» - говорят работающие в кузнице женщины, выкупленные из рабства своей доброй госпожой. Разумеется, особи мужескаго пола в селении присутствуют, куда без них, но находятся явно на вторых ролях и вообще выглядят полудурками.

В финале происходит грандиозная битва воинов поселения и гигантских вепрей, представляющая кальку с нашествия омов в «Навсикае». Лесной бог вроде бы погиб, но возродился как жизненная сила леса, между которым и людьми наступил мир.

Занятно наблюдать, как изменился дискурс фильмов Миядзаки. Это изменение произошло в русле перемен, случившихся в Японии после поражения во Второй мировой войне. Мужской военизированный дух, господствовавший в Стране восходящего солнца где-то с двенадцатого века ушел, возможно, навсегда.

Охотимся на овец (Культурологический анализ творчества Мураками) 1.

Охотимся на овец (Культурологический анализ творчества Мураками) 2.

Охотимся на овец (Культурологический анализ творчества Мураками) 3.

 

В фильмах Хаяо Миядзаки мы видим почти полный набор ньюэйджевской культуры – феминизм, язычество, экологизм. Интересно, режиссер проделал свою эволюцию естественным образом, или выполнял заказ?

Потому что, вообще говоря, за феминистским движением стоят вполне мужские элиты Запада, предполагающие всяческой борьбой с «сексуальным харассментом» и т.п. лишний раз придавить людей среднего класса, накануне возможного перераспределения доходов и ресурсов и опускания целых социальных слоев.

 

Алексей Фанталов.

 

"Эпоха Огня".

Стратегическая повесть на основе сетевой игры.

"Эпоха огня" 1.

"Эпоха огня" 2.

"Эпоха огня" 3.

"Эпоха огня" 4.

"Эпоха огня" 5.

"Эпоха огня" 6.

"Эпоха огня" 7.

"Эпоха огня" 8.

 


В избранное