Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 62 (105) 8 августа 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 62 (105)    8 августа 2004г
 
Материалы номера :
- Нет символу колониального ига! - Обращение ВТОЦ к общественности республики
- Дождь инвестиций из Персидского залива .
- Евроисламское меньшинство - о польских татарах
- Салават построил "Завод звезд". И разыграл утюг.
- Из гимна слов не выкинешь, считает челнинец Фагим Зиганшин
- Конфессиональное и этническое - статья Дамира Исхакова
- Айдар ГАЛИМОВ : "Шоу мало, да и бизнеса не хватает"


Нет символу колониального ига!
(Обращение ВТОЦ к общественности республики)



Дорогие соотечественники!

   Вот уже несколько лет продолжается неприличная политическая возня вокруг так называемой Казанской иконы Богоматери. Как известно, миф этой иконы был придуман спустя некоторое время после захвата и разрушения независимого Казанского ханства для идеологического обоснования колониального порабощения татар и колонизации их земель. Можно не рассматривать этот идеологический миф вне исторического контекста второй половины XVI века и чудовищного геноцида татарского народа, учиненного Московским государством? Агрессия против татарского государства и геноцид коренного населения осуществлялись под знаменем крестового похода против "басурман" (т.е. мусульман). Для изгнания мусульман Поволжья с обжитых мест широко практиковались весьма коварные методы с использованием христианских религиозных символов. Колонизаторы ночью закапывали около татарского села икону или крест, наутро селяне сгонялись к этому месту, где в их присутствии выкапывался православный символ. Колониальные власти объявляли "найденный" религиозный символ свидетельством того, что это их земли.
   Не будет преувеличением сказать, что так называемая Казанская икона Богоматери также является символом порабощения, колониального угнетения и унижения татарского народа.
   Как известно, Ватикан принес официальные извинения коренным народам Латинской Америки за участие католической церкви в преступлениях колонизаторов. Православная церковь также участвовала в колониальной политике российского государства, однако никакого покаяния с ее стороны мы пока не наблюдаем.
   Учитывая изложенное, Всетатарский общественный центр требует немедленно прекратить позорные игры вокруг религиозных символов российского колониализма и закрыть тему, оскорбляющую историческую память татарского народа, раз и навсегда.
   В ситуации, когда город задыхается от массы нерешенных проблем, администрация Казани тратит время и деньги на дела абсолютно ненужные, оскорбляющие национальное достоинство татар, религиозные чувства мусульман. Это тем более неприемлемо, что русское население и православная церковь вовсе не просят встревать в их внутренние дела татарских чиновников.
   Действие отдельных лиц республики по возвращению Казанской иконы Богоматери в столицу можно расценить как дестабилизирующий фактор, нарушающий существующий баланс конфессий в регионе.


Президиум ВТОЦ, Р.Ф. ЯГАФАРОВ, председатель ВТОЦ.

"Звезда Поволжья" N 31(232), 5 августа 2004 г.

Обсудить в форуме


Дождь инвестиций из Персидского залива

   Приезд в воскресенье в Казань министра вакфов и исламских дел Кувейта Абдаллы Маатук аль-Маатука поднял авторитет Духовного управления мусульман РТ еще на одну ступень.
   Это уже второй зарубежный чиновник в ранге министра, который посещает татарстанских мусульман. Напомним, что первым Казань в апреле этого года посетил министр по делам религии Турции Али Бардакоглу.
   Уже сегодня в кулуарах совета муфтиев России (структура, альтернативная уфимскому муфтиату Талгата Таджутдина, куда входит ДУМ РТ) духовные иерархи поговаривают о возрастающей конкуренции между Москвой и Казанью за духовное лидерство над российскими мусульманами.
   Абдалла Маатук аль-Маатук - профессиональный богослов, имеет докторскую степень в сравнительном исламском праве (свою диссертацию он защитил в университете Глазго). Министерский портфель он получил в 2003 году. Знакомство с мусульманами стран СНГ министр начал с Санкт-Петербурга. Помимо посещения российских городов Аль-Маатук намерен посетить Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан.
   ДУМ РТ с Кувейтом дружит давно. Так, до 1998 - 1999 годов кувейтские благотворительные организации финансировали работу казанского медресе "Мухаммадия". Первоначальный модуль Российского исламского университета, который находился на улице Чистопольской, был возведен также на нефтедоллары этой страны Персидского залива. В Кувейте обучается несколько шакирдов из Татарстана.
   С министром вакфов и исламских дел Кувейта в Казани встречались президент, вице-премьер РТ, министры, казанский градоначальник. И каждую встречу принимающая сторона заканчивала предложениями об инвестициях.
   - Еще на подлете к Казани я полюбил вашу республику. У вас развитое сельское хозяйство, но особенно нас поразило ваше богатство в области культуры. Поэтому Казань может считаться столицей культуры ислама. Что касается инвестиций, то я позвонил министру торговли и рассказал о красоте вашей страны. Он сказал, что правительство ждет меня с докладом на заседании Кабинета министров, -был ответ господина Аль-Маатука.
   В Казани кувейтский гость подивился программе по ликвидации ветхого жилья, мечети Кул-Шариф ("Такой храм вызовет чувство гордости у любой мусульманской страны"), толерантности и межконфессиональному миру ("Мы не приемлем радикальный ислам и терроризм, поэтому особенно рады, что здесь существует миролюбивый ислам"), общности истории ("Для нашего народа Иваном Грозным стал Саддам Хусейн, который 2 августа 1990 года напал на Кувейт").
   Итогом визита Аль-Маатука стало соглашение о сотрудничестве, приглашение в Кувейт с официальным визитом и открытие центра культуры Кувейта в одном из вузов Казани.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экпресс" N 31(185), 6 августа 2004 г.

Обсудить в форуме


Евроисламское меньшинство
Татары подарили Польше радиопозывные, матрешку и туристический маршрут



Дебютом начинающего режиссера игрового кино Альберта ШАКИРОВА (в прошлом корреспондента "Восточного экспресса") стал документальный фильм к столетию Московской соборной мечети.

По заказу совета муфтиев России Шакиров снял 30-минутный фильм-репортаж "Мечеть всея Руси". Войдя во вкус, будущий выпускник ВГИКа сейчас принялся за историко-этнографический фильм о польских татарах. Подробностями своего нового проекта автор поделился с корреспондентом "Восточного экспресса".

- Кто инициатор съемки фильма о польских татарах?

- Как ни странно это звучит, но северокавказская диаспора Москвы. Точнее, этот фильм готовится в рамках проекта московской телевидеокомпании "Исламский мир", учредители которой - выходцы из северокавказских республик. Первые фильмы из серии "Племена и народы" уже рассказали о таких народах, как карачаевцы, ингуши, адыгейцы. Мне же предложили снять фильм о татарах. Когда я объяснил, что одним фильмом здесь не ограничиться (ведь существует почти десяток этнографических групп), решили, что первая наша совместная работа будет посвящена польским татарам. Сейчас из 20 часов отснятого материала мы монтируем фильм. Его рабочее название - "Татарский шлях: судьбы польских татар". Премьера состоится в сентябре в НКЦ "Казань". Вероятно, "Татарский шлях" станет первым фильмом трилогии о татарах Польши, Белоруссии и Литвы. Ведь это единый народ, который волею судеб оказался разделен границами трех государств.

- Отправной точкой вашего фильма стал 1397 год, когда великий литовский князь Витольд призвал на службу татар?

- Эта героическая версия особенно популярна у наших соотечественников. И когда я обратился к более раннему периоду татарского нашествия 1241 - 1242 годов на Южную Польшу, то увидел настороженность со стороны общины. Но сами поляки прекрасно помнят о войске Батыя. В Кракове горожане и сейчас ежегодно в июне отмечают праздник "Лайконик", посвященный избавлению от татарского нашествия. Фигурка татарского всадника с полумесяцем на шапке продается везде и является таким же национальным сувениром, как матрешка в России. Мелодия горна краковского трубача, которую оборвала татарская стрела, стала позывным польского государственного радио.

- Как себя чувствуют потомки Батыя сейчас?

- Всего польских татар тысяч пять-шесть, их компактным местом проживания является Подляшское воеводство с центром в городе Белостоке, а также город Гданьск, в котором татары поселились лишь после Второй мировой войны. Предприимчивые поляки создали по этим местам туристический маршрут "Татарский шлях", куда съезжаются гости со всего Европейского Союза. Ведь даже ООН признала польских татар уникальным этническим мусульманским меньшинством Европы. В Варшаве, Гданьске, Белостоке татары имеют свои культурные центры, мечети. Несмотря на то что община самодостаточна (так, один из польских татар Ассанович - владелец одной из крупнейших польских строительных компаний Budimex), государство оказывает всяческую помощь татарам. На телевидении у них есть ежемесячная телепередача. Проблемы польских татар во многом схожи с проблемами казанских соплеменников. Покоя не дает потеря родного языка, на пути к заветной мечте о его сохранении только одно препятствие - отсутствие преподавателя. Так же остро стоит вопрос межнациональных браков.

- Как складываются отношения с российскими татарами?

- В Гданьске мы познакомились е директором Культурного центра польских татар Ежи Шахуневичем. Он дал нам письмо, которое они никак не могли прочесть. Оказалось, что это послание от одного казанского татарина, который связался с чеченцами, занимался с ними рэкетом и попал в тюрьму. Польские татары поддерживают тесные связи с белорусскими и литовскими соплеменниками, большинство которых приходятся друг другу родственниками. Часто ездят в Крым, а с Казанью тесные контакты поддерживать не удается из-за дальних расстояний. Поэтому сейчас самые западные татары пытаются определиться: к кому себя отнести - к казанским или крымским татарам?

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экпресс" N 31(185), 6 августа 2004 г.

Обсудить в форуме



Салават построил "Завод звезд"
И разыграл утюг



Традиционные августовские концерты дает в эти дни Салават Фатхутдинов в КСК КГУ УНИКС.

Решив понаблюдать героя в развитии, мы побывали на некоторых из них. Смена "места жительства" была вызвана, как известно, реконструкцией Камаловского театра. По поводу переезда даже прозвучала шутка: "Салават теперь поднялся еще выше - на гору. А дальше будет оперный театр, затем БКЗ, НКЦ и... Казанка. Ну нет, туда ему нельзя!"

Концертная программа артиста в новом сезоне - хиты и только хиты. И если в прошлом году он занимался садами и дачами, на этот раз организовал на сцене "Завод звезд" ("350 штук! И некоторые из них даже поют!"). А выступал Салават в кабинете директора, роль которого выполнял Ядкарь Хабибуллин, вот уже четвертый сезон ведущий его концерты, - когда звучали песни, он в белом костюме а-ля Остап Бендер крутился на офисном кресле и вкушал прекрасное. А потом нападал на Салавата, требуя от него чего-нибудь современного и модного. Уж очень хотелось поднять популярность певца на новый уровень. Ведь, как известно, Салават абый - зеркало татарской эстрады. Ее судьба, можно сказать, в его руках. Так что приходится стараться.

Довершали оформление три больших экрана, а также напольная доска с текстами песен - как известно, без них артист обойтись не может. Оно и верно - у Салавата и помимо пения дел по горло, не до зубрежки.

В самом концерте эстрадной драматургии было даже больше, чем самих песен. К примеру, устроили пресс-конференцию с певцом: вопросы ему задавали женщины, имена которых он воспел в своих хитах, - Халима, Ляйсан, Гузель, Гульнур, Талия. Боролись за звание самой скандальной женщины имени Хамдуны Тимергалеевой и за приз - утюг. Не обошлось без пародий и инструментальных номеров.

На диванах в это время, на подушках, сидели и играли в игрушки новые подопечные Салавата. На концерте они удостоились сольного выхода - Зульфат Фахретдинов, Ландыш Хужиахметова, Азамат Бикбаев. Милые люди, совершенно не умеющие двигаться. У Азамата дела шли легче - все-таки играл он на башкирском курае. А двум остальным еще придется поискать свою оригинальную манеру пения. Но публика была к ним благосклонна, в отличие от меня, прохмыкавшего весь первый концерт и удалившегося минут за 30 до его завершения. Уж больно не понравились шутки про Филиппа Киркорова, на которого, казалось, Салават собрался равняться, как на нового кумира.

Не в восторге я был от неряшливой речи, заминок в сценарии. Радовала одна Флера Хурматова, на гармошке-"хромке" исполнявшая зажигательные татарские плясовые.

Позвонив вечером домой, я услышал: "Улым, ты уж не ругай Салавата. Ведь это же... Салават".

"М-да, чего это, собственно, я? На такую величину огрызаюсь! Если не он, так кто же тогда?" Подумав так, я направился на второй концерт.

"А вчера была генеральная репетиция", - не мудрствуя лукаво, сказал артист. И - ах! - все встало на свои места. Длинноты и несуразицы были удалены из сценария, а Салават занимался тем, что ему, видимо, придется делать до конца жизни - пел. И во время исполнения песни "Энкэй" (Салават посвятил ее памяти матери своего друга Ильгизара Рахматуллина) плакали не только бабушки в белых платках... ГОЛОС - этот голос может превратить любую песню в хит. И плевать на грамотную сценографию, до которой татарской эстраде еще расти и расти. У нас, слава Богу, есть певцы, которым не нужно шоу. У них есть дар - петь на радость людям.

Радиф КАШАПОВ

"Восточный экпресс" N 31(185), 6 августа 2004 г.

Обсудить в форуме




Из гимна слов не выкинешь
Считает челнинец Фагим Зиганшин



Гимн Татарстана, как известно, не поют. К этому татарстанцы давно уже привыкли. Но, оказывается, не все.

Челнинский журналист Фагим ЗИГАНШИН недавно предложил Госсовету РТ - свой текст гимна республики, предварительно досконально изучив суть вопроса.

- Фагим, каким образом человеку может прийти в голову идея написать текст гимна?

Читать далее...




Конфессиональное и этническое
статья Дамира Исхакова



Вот тут и наступает время для постановки вопроса - а являлась ли реализация безрелигиозной модели нациестроительства у татар в XX в. естественной? Этот вопрос можно в определенной мере смягчить, но он все равно будет звучать следующим образом: в какой мере конструирование светской по своему характеру нации у татар в советский период соответствовало внутренним закономерностям развития татарской этнонации? На первый взгляд из-за отсутствия в историческом процессе сослагательного наклонения поднятый вопрос не имеет смысла. Но более глубокий анализ данной проблемы позволяет мне утверждать, что рассматриваемый вопрос является содержательным. И не только потому, что в ходе подготовки к Всероссийской переписи 2002 г. кряшенская проблема возникла опять, получив логическое завершение в результате появления по ее итогам 25 тыс. кряшен и 10 тыс. нагайбаков. Я думаю, что к этому следует добавить еще ряд моментов.

Читать далее...




Айдар ГАЛИМОВ : "Шоу мало, да и бизнеса не хватает"


Айдар ГАЛИМОВ - редкий случай на татарской эстраде - артист, который не почивает на лаврах, а постоянно работает над собой, ежегодно выпуская альбомы, видеоклипы, меняя концертную программу. Недавно у певца вышел новый альбом "Путь дервиша".

Читать далее...




Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

    Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное