Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N № 42 (85) 25 апреля 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 42 (085)    25 апреля 2004г
 

Исэнмесез дуслар!

Содержание номера:
- Композитор Шамиль ШАРИФУЛЛИН - один из номинантов на Тукаевскую премию
- В Казани побывал с визитом министр Турции по делам религий. Интервью с министром.
- Габдулла Тукай глазами немецкого ученого.
- В Москве на татарстанские деньги создается медиа-холдинг с журналом, газетой, радио и телеканалом.
- Главного чекиста Татарстана привезли из Удмуртии.
- Рбишча - маленькая татарская Европа.


Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.

Сайт "I tugan tel" и общественный фонд молодежи "Сэлэт" начали конкурс знаний "Tatar donyasi". Участникам предлагается ответить на вопросы по культуре, истории татарского народа. Правильно ответившие на вопросы, участники получат специальные призы от фонда "Сэлэт".
Подробнее об этом читайте на http://tugan-tel.noka.ru/forum/viewtopic?t=159
Адрес конкруса: http://tugan-tel.at.tt/forum/beyge


Народная музыка - это виртуальный архив
Тукай через мелодию "Туган тел" получил информацию из глубины веков

    Композитор Шамиль ШАРИФУЛЛИН - один из номинантов на Тукаевскую премию, результаты голосования по которой будут объявлены 26 апреля, в день рождения поэта.
    Последние три года из-за болезни Шамиль Камильевич больше времени проводит дома. Но при этом продолжает плодотворно трудиться. Этот удивительно мужественный человек подготовил к печати две книги, которые, без сомнения, станут бесценным вкладом в изучение и сохранение татарской музыкальной национальной культуры.
    - Шамиль Камильевич, труд многих лет жизни подходит к завершению?
    - Да. Первый том четырехтомной "Антологии татарской народной музыки" уже сдан в издательство. Он посвящен детскому фольклору. Эту область практически никто до сих пор не затрагивал. А вообще в антологию войдет тысяча народных песен всех этнических групп татар. Каждый жанр я подробно описал.
    Вторая книга - "Традиционное книжное пение татарского народа". Это - музыка на тексты древних татарских книг начала X века.
    - Фольклором вы занимаетесь давно?
    - С конца 1972 года я работал в кабинете музыки народов Поволжья Казанской консерватории. Много ездил в экспедиции, имел непосредственный доступ к живому материалу. А в 1975-м написал концерт для хора и оркестра "Мунаджаты". Это жанр суфийской традиции, который тысячу лет существовал и оказал влияние на народную музыку, но находился под запретом при большевиках.
    - Именно за это произведение вас и выдвинули на Тукаевскую премию...
    - Когда я написал этот концерт, то показал его Жиганову. Он страшно взволновался, выбежал в соседнюю комнату к проректору Семену Басовскому, привел к себе в кабинет, показал на белый рояль, где лежали ноты концерта, и спросил:
    - Семен, ты знаешь, что это такое и кто это такой?
    Тот отвечает:
    - Да вроде бы знаю.
    - Нет, - говорит, - не знаешь. Это абсолютно новая страница татарской музыки. А это человек, который ее открыл.
    Но сразу предупредил, что у меня может возникнуть масса неприятностей с обкомом партии, и предложил убрать название. Я отказался.
    - Ну, смотри, сам потом будешь мучиться.
    Прошло тридцать лет, и только в этом году я увидел издание "Мунаджатов". Но, как говорил Булгаков, рукописи не горят. Это сочинение обошло весь мир помимо моего участия и желания. Оно исполнялось в Америке, Германии, Швеции, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, Ватикане в Риме и везде принималось на ура.
    - Когда сформировалась такая любовь к народной песне?
    - До семнадцати лет я жил в Туркмении в поселке Фараб. По преданиям, это родина поэта Саади, который написал историю Тахира и Зухры. Недалеко от этого места находится легендарная могила влюбленных. Там до сих пор живет человек, который охраняет ее, народ приносит ему еду. Я очень хорошо знаю Среднюю Азию, ее частичка во мне сидит до сих пор. Во мне очень много солнца, этой энергии.
    Отец мой любил музыку, мама прекрасно пела. А бабушка спела мне 40 народных песен, после этого я и заболел этим делом всерьез и надолго.
    У нас в доме собирались друзья отца. Отец играл на мандолине, грек Тамбулиди - на скрипке, армянин - на трубе, дядя Костя Савченко - на баяне. Концерты этого ансамбля я слушал регулярно с четырех лет.
    А сам музыкой стал заниматься поздно. В тринадцать лет я по радио (до этого его просто не было) поздним летним вечером услышал увертюру к опере "Тангейзер" Вагнера. Она меня потрясла, поразила своей образностью. После этого я страстно захотел заниматься музыкой. За полтора года экстерном прошел курс музыкальной школы и поступил в Ашхабадское училище. Потом мы переехали в Казань. Здесь досрочно, за четыре года, окончил и консерваторию.
    - Почему вы отдаете предпочтение хоровой музыке?
    - У меня исполняется и оркестровая, и камерная музыка, ну и хоровая тоже. А что касается хора, то я там даже и не пел никогда. С детства не любил ходить строем.
    - А что в Туркмении не было пионеров?
    - На мою беду в пионеры я попал неизбежно. Но меня исключили за то, что сбежал из пионерского лагеря. Мне там ужасно не нравилось, и я ударился в бега. Зато мне не пришлось быть комсомольцем.
    Во-первых, с детства я жил в своем доме, а не в таких вот клетушках. У нас был свой сад. Это был мой мир. У нас рос огромный тутовник, который посадил еще дедушка. Я залезал на это дерево, с удовольствием кушал белый сахарный тутовник и пел песни, потому что я был у себя дома и мне никто не запрещал петь, что мне вздумается.
    - В соединении природы татарской музыки с западноевропейской традицией, на мой взгляд, заложен конфликт.
    - С одной стороны, это так, но с другой - эта ситуация объективно существует. Хотим мы этого или не хотим. Меня очень тревожит, что все меньше композиторов знают народную музыку. А это значит, что они не владеют интонационно-образным словарем. Я для себя давно определил кредо: не может быть настоящего художника без почвы. Ведь даже среди авангардистов - Булеза, Мессиана, Штокхаузена - нашелся итальянец " Луиджи Ноно, который в разгар этого бума в 1963 году написал "Пение разных народов" - обработки народных песен. И был глубоко прав, я считаю, потому что он показал путь, который нас спасет.
    - Вы не приемлете авангард?
    - Я смотрю на новаторские находки, как на средство, но не придаю им большого значения, в отличие от тех, кто этим живет. И думаю, что, по большому счету, буду прав я, а не мои оппоненты. Но суть лежит гораздо глубже. Некая мировая мафия, я не боюсь этого слова, разрушает культуру. Через это она хочет поработить людей. Авангардисты, по сути, ничем не отличаются от тех же металлистов. Они делают одно дело, где нет места народной мелодии, потому что им не нужна живая душа. Им нужны роботы-машины, которые будут исправно ходить в магазины, покупать то, что им дают. Это касается и русских, и татар, и гвинейцев, и бразильцев.
    - Но проблемы приходят не только извне, но существуют и внутри. Ведь у нас та же татарская культура востребована лишь на уровне презентационном - чак-чак и тюбетейка. Но глубже этим особо никто и не занимается.
    - Я очень жалею, что ни один из ныне живущих музыковедов не написал работу о национальном музыкальном словаре. Ведь каждая интонация песни запрограммирована определенной информацией. Ведь почему Габдулла Тукай написал "Туган тел" на мелодию древнего напева о сломанном минарете времен падения Казанского ханства. В этой мелодии и мотив давления, и мотив страдания и вздоха, и мотив величия, которое рухнуло. Она правдиво излагает суть без слов. Поэтому Тукай и взял мелодию, которую знал каждый татарин.
    - Значит, народная музыка -тот язык, который передает ин формацию на уровне подсознания, на уровне генетики без вербальной программы? Ведь вряд ли Тукай думал о том, какой мотив сочленяется со следующим.
    - Именно. Я об этом и говорю. Согласитесь, такая работа нужна как воздух.
    - А что значит богатая мелизматика татарских песен?
    - Она существует для того, чтобы передать более древнюю информацию, которая в мелодии уже не вмещается. И если овладеть этим языком, то аудитория композитора очень расширится.

Наталья ТИТОВА

"Восточный экспресс" №15 (169) 16.04.2004

Обсудить в форуме


Светским может быть государство
Но не отдельный человек, считает турецкий министр по делам религий

    В воскресенье Казань после четырехдневного пребывания покинул министр по делам религий Турецкой Республики Али БАРДАКОГЛУ.
    В результате его визита ДУМ РТ договорилось о стажировках татарстанских шакирдов в анатолийских университетах.
    Министерский портфель Бардакоглу получил в мае 2003 года. В отличие от коллег-политиков Али Бардакоглу всю жизнь посвятил богословским изысканиям, которые выразил в более чем 60 монографиях.
    Накануне отъезда турецкий гость дал эксклюзивное интервью "Восточному экспрессу".
    - Во время поездок по Европе и Америке вы активно пропагандируете модель дружелюбного ислама. Что это такое?
    - Дружелюбный ислам не подразумевает под собой следующую модель поведения: выполнять некоторые обряды, отбросить все то, что кажется тебе тяжелым, и оставить при себе только чистоту сердца. Если кто-то считает, что дружелюбный ислам включает в себя любые уступки в религии в угоду собеседнику, то он противоречит природе нашей религии. Обращение к таким понятиям, как любовь, терпимость, дружба - и есть модель дружелюбного ислама. Это понятие присуще нашей религии с первых дней появления. Человека надо оставить наедине с верой. Мы не имеем права следить, выполняет человек молитву или нет, держит пост или нет. Это самостоятельный выбор каждого.
    - Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ваше министерство по делам религий? Для нас в России его название звучит странно...

Читать дальше...


Габдулла Тукай глазами немецкого ученого

    В понедельник исполняется 118 лет со дня рождения одного из основоположников татарского литературного языка - Габдуллы Тукая.
    Преподаватель Института тюркологии Вамбергского университета Михаэль Фридрих - единственный западный ученый, посвятивший свою научную работу поволжскому поэту. Герр Фридрих написал оригинальную монографию, название которой в переводе с немецкого звучит приблизительно так: "Габдулла Тукай: человек, который был идеализирован за служение татарской нации и советскому социализму".
    Корреспондент "Восточного экспресса" воспользовался недавним визитом ученого в Казань и побеседовал с зарубежным гостем.
   - Почему вас интересует тема идеализации Тукая?
    - Я изучал взгляды и мнение о Тукае, которые существовали при его жизни и после смерти. И все. Пытался понять, если при жизни взгляды на Габдуллу Тукая были очень неоднозначными, то почему к 20 - 30-м годам он стал вдруг великим? При этом причины, по которым считают его таковым, у всех разные. Ответ простои возродил национальную идею, национальное самосознание. К тому же национально-освободительной борьбе нужны свои герои. И если сегодня в политике кумирами татар стали Гаяз Исхаки, Садри Максуди, то в поэзии им мог стать только Тукай. Маджит Гафури стал башкирским поэтом, Сагит Рамиев - фигура неравнозначная ему, а Дэрдменд практически не писал о национальной и народной идее.
    - Но Тукай стал для татар больше чем символом национального языка и литературы. Его идеализация порой сравнима с культом Мао или Ильича...
    - Даже сам Тукай не мог объяснить своей популярности при жизни и даже вопрошал: "Как я из маленького Апуша стал Тукаем?" На мой взгляд, у него есть одно преимущество перед всеми остальными современниками -он рано умер. Революция тогда еще не свершилась, и никто не мог сказать, что подумал бы Тукай о новой власти. Биография, которую дала ему советская власть, - это вычищенная анкета о социальном происхождении. В воспоминаниях современников он упоминается как человек, который не был вхож в круги казанской элиты и интеллигенции, так как не был эрудированным и образованным. Много времени проводил в пивных и кофейнях и даже переживал, что не дай Бог подхватит сифилис...
   - А как новый кумир эволюционировал?
   - Со дня его смерти в газетах вышло много статей, что надо поставить памятник, учредить стипендию Тукая. Ни одно из этих предложений не было воплощено в жизнь. До начала 30-х годов советская литературная критика в лице Гумера Тулумбайского отказывалась признавать Тукая, считая его буржуазным поэтом. Первый памятник поэту появился только после Второй мировой войны.
    В 1937 -1938 годы, когда была уничтожена вся возможная оппозиция "султангалиевцев" и "троцкистов", Тукая можно было возвышать. Он стал пролетарским поэтом. С началом Великой Отечественной войны каждому народу нужны были свои национальные герои. Тогда стихи Тукая появились не только в республиканских, но и во всех фронтовых татарских газетах. На следующем этапе - 60 - 80-е годы - наступает время дружбы народов и интернационального долга. Тогда было принято говорить о влиянии русской литературы на творчество Тукая. И только с середины 80-х годов начинается обращение к гуманистическим взглядам Тукая.
    - Получается, популярность Тукая - это всего лишь советский миф?
    - Ни в коем случае. Тукай был настоящим народным поэтом. Он жил тем, чем жили простые люди. Поэтому его любил народ, настолько любил, что в последний путь Апуша провожали тысячи людей, которые несли венки, фотографии, и кадимисты ничего поделать с этим не могли.
    - Говорят, что в конце жизни Тукай пересмотрел некоторые свои взгляды?
    - Когда он доживал последние дни, то отрекался от 95 процентов своих произведений. "Если бы у меня было время, то я написал бы все по-другому", - говорил он. Главная причина этого кроется в том, что поэзия - была его единственным заработком. Поэтому он был вынужден много писать на заказ, что сказывалось на качестве и идеях.
    - Какое место занимает Тукай в тюркской литературе?
    - Тукай, к сожалению, проигрывает таким среднеазиатским поэтам, как Абай, Фитрат или Чулпан, из-за того, что не смог получить хорошего образования. Но татарская литература стала эталоном и для других тюркских народов России. Даже идеализация Абая или Гафура Гуляма строилась с оглядкой на Тукая. Тюркские народы Средней Азии и Китая познавали русскую и западную литературу через татар...

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №16 (170) 23.04.2004

Обсудить в форуме


В Москве на татарстанские деньги создается медиа-холдинг с журналом, газетой, радио и телеканалом

    В апреле к тринадцати тысячам российских журналов добавился еще один.
    Стостраничный журнал "Националь" пополнил стопку глянцевых изданий. Это единственное федеральное общественно-политическое издание, решившее заняться этнографическим просвещением читателей, обсуждением истоков и причин национальных конфликтов как на территории России и СНГ, так и за рубежом.
    Примечательно, что понимание и финансовую поддержку журнал получил в Казани. По имеющимся у нас сведениям, одним из крупнейших инвесторов информационно-издательского дома "Националь" является ОАО "ТАИФ". В редакционной статье особо подчеркивается, что журнал федерального уровня впервые издается не в Москве, а в Казани.
    Пост главного редактора занял известный российский журналист Рустам Арифджанов. В последние годы он был шеф-редактором информационно-издательского холдинга "Совершенно секретно", а также главным редактором газеты "Версии", откуда ушел в отставку после проигранного суда, в результате которого газета должна была выплатить 6 миллионов рублей концерну "Альфа-Группа".
    Сразу после отставки г-н Арифджанов начал работу над созданием информационно-издательского дома "Националь". В декабре 2003 года г-н Арифджанов поделился амбициозными планами с азербайджанской газетой "Азеррос", где рассказал, что журнал "Националь" - это только первый шаг в создании нового медийного проекта. Правда, на деле планы реализуются медленнее, чем в прогнозах. Так, первый номер "Националя" увидел свет лишь в апреле нынешнего года, а запланированное в марте издание еженедельной газеты "Нация", видимо, отодвинется на более поздний срок. В течение четырех лет будет создано сетевое "Восточное радио" в FM-диапазонах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и других крупных городов России. Обсуждается вопрос о покупке известного толстого литературного журнала "Дружба народов". Уже идет работа по созданию телекомпании "ТВ-Националь", которая к концу 2004 года запустит канал "Восточное телевидение". Г-н Арифджанов назвал ее единственной в стране телекомпанией, которая будет специализироваться на программах о межнациональных (а не межгосударственных) отношениях и пропаганде самобытности каждого народа единой России.
    На память приходит выступление президента Путина в 2001 году на Всемирном конгрессе татар, где он публично дал поручение министру культуры РФ Михаилу Швыдкому продумать и организовать выпуск на телеканале "Культура" программы на татарском языке. Как видим, "воз и ныне там". Дефицит программ и изданий о межнациональных отношениях налицо так же, как и взрывоопасность этого вопроса, решить который возможно только в просвещенном и не игнорирующем его обществе. То, что ТАИФ (говоря о котором не стоит забывать о его близости к казанскому Кремлю) решился выйти на федеральный медийный рынок, с одной стороны, говорит о серьезных амбициях этой компании, а с другой - подтверждает реноме Татарстана, берущего на себя роль ни много ни мало федерального центра по пропаганде и развитию национальных культур России. Казань - третья столица?!

Наталья ТИТОВА

"Восточный экспресс" №16 (170) 23.04.2004

Обсудить в форуме


Главного чекиста Татарстана привезли из Удмуртии

    А место занимавшего последние четыре года пост главы Управления ФСБ по РТ Александра Гусева, избранного в марте нынешнего года в депутаты Госсовета, назначен его коллега из соседней Удмуртии Евгений ВДОВИН.
    Для представления нового руководителя местным чекистам в Казань с двухдневным визитом приехал начальник Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев. Известно, что закрытая для посторонних церемония представления длилась три часа.
    В целом программа пребывания в Казани главного чекиста России оказалась весьма насыщенной. Помимо осмотра главных и традиционных достопримечательностей столицы нашей республики, он встретился с председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным, побывал в Российском исламском университете, а также на баскетбольном матче Евролиги FIBA в "Баскет-холле". И даже сам поиграл в волейбол - на товарищеской встрече между командами ветеранов ФСБ России и сборной командой ветеранов татарстанских МВД и УФСБ. Причем был одним из самых результативных игроков. Как известно, спортивные, интересы Патрушева не случайны - в начале апреля он возглавил Всероссийскую федерацию волейбола.
    Что известно о преемнике Гусева? Ему 52 года. Выпускник курсов профподготовки при Высшей школе КГБ СССР, в свое время работал на различных оперативных и командных должностях в Орле, Магадане, Брянске и, наконец, Ижевске. Последние полтора года руководил УФСБ по Удмуртской республике. А Александу Гусеву и в Госсовете предстоит стоять на страже закона - он возглавил комитет по законности, регламенту и депутатской этике.

"Восточный экспресс" №16 (170) 23.04.2004

Обсудить в форуме


Рбишча - маленькая татарская Европа

    Одной из основных групп татарского народа являются мишары. И хотя до сих пор для историков происхождение мишар остается загадкой, они, не дожидаясь ответа науки, продолжают вместе с другими татарами делать историю. Одной из своеобразных подгрупп мишар являются сергачские мишары, компактно проживающие на юго-востоке Нижегородской области. Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде, представляют весьма значительную часть современного татарского населения Москвы и Московской области; также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале XX века. Характерной особенностью нижегородских мишар является "цокающий" говор.
    Кстати, сергачские - нижегородские мишары всегда считали и считают себя составной частью единой татарской нации.
    Татары остаются татарами во многом благодаря тому, что есть села - те лоскутки земель, в которые уходят корни почти любого татарина. Наверное, о каждом татарском селе мещерской земли и об их людях можно было бы написать книгу. И, что интересно, пишут. Но я бы хотел поделиться своими впечатлениями о селе Рыбушкино Краснооктябрьского района, в котором пришлось побывать во время сельского Сабантуя.

Читать дальше... ... а также можно посмотреть фотографии мечетей аула Рбишча и узнать ссылку на сайт этого села.


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное