Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура и мифология цивилизации Петербурга - Урала - выпуск 4


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Доброе утро, день, вечер, ночь.

Тема сегодняшнего урока - абсурд.
Тема абсурда имеет в автоэтнографии существенное прикладное значение.
Казалось бы: "О некоторых вещах мы не имеем понятия не потому, что наши понятия
слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий" (Козьма Прутков).
Кажется, называя нечто "абсурдным", мы автоматически относим его в Хаос, Кромешную
Тьму, "туда, где нас нет".
Однако вряд ли "некое нечто", существующее бесконечно далеко от нас, вызвало
бы ту эмоционально окрашенную реакцию УДИВЛЕНИЯ, которую подразумевает слово
"абсурд".
Удивляясь, мы оцениваем и сравниваем. Значит, контакт с "чепухой" - совершившийся
факт. "Чепуха" - не фикция и не бесконечная дальность, это выражение конфликта
"того, что есть" с "тем, что знаем", или, как говорят академики, гносеологии
с онтологией.
Это значит, что всякое приобретение знания осуществляется через абсурд. Общеизвестна
максима о трех степенях признания научного открытия: "Так не может быть!", "Почему
бы нет?", "Так было всегда".
Сфера абсурда в культуре - это тот фронт, на котором представитель соответствующего
мировоззрения завоевывает знания о мире; каждый раз - ценой удивления, сомнения
и признания факта - фактом, а себя - доктором Ватсоном.

Слово Денису Яцутко - http://club.sunround.com/club/tochka.html
ПРОБЛЕМА ЧЕСТНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗМА

Быть честным - самое трудное и самое необходимое для реалиста. Описание типических
в типических и типическом - это да, но на самом деле человек иначе и не может:
какие бы "характеры" в каких бы "обстоятельствах" он ни описывал, он не в силах
уйти от типа. Дело не в этом: реалист должен быть честным, правдивым, и это должны
быть не проговорки, не случайная правда, а правда осмысленная, проанализированная,
явная, самовидящая, чистая, признанная самим говорящим. На первый взгляд кажется,
что это проще простого - говорить правду -, но это не так. Для того, чтобы быть
честным, нужно выполнить очень много условий. 1) Нужно быть наблюдательным, многое
замечать: поверхностность не вполне правдива, т.к. частое предназначение поверхности
- лгать (обои, выражение лица, одежда); как минимум (но "минимум" - это мало),
нужно отдавать себе отчёт в этом свойстве поверхности и уметь сказать о нём так,
чтобы его осознали и слышащие (различные слышащие). 2) Необходимо уметь отказываться
от знания, от известного: наше знание о большинстве предметов - это чужое знание,
это не знание вовсе, но картинка, маска, набор общих мест, стереотипов, миф.
Литературный реализм - опаснейшее занятие. Никогда не садитесь в первое подъехавшее
такси. Никогда не используйте первое пришедшее в голову слово. Если первое, что
вам приходит в голову о предмете, - это слова "жёлтый китайский будильник, который
стоит на тумбочке", не записывайте их: это не ваше знание - вам сказали, что
это будильник, что этот цвет - жёлтый, что этот будильник - китайский... Что
такое "китайский"? Разбейте это, потому что это ложь. Вы видите эту вещь впервые,
вы её ещё даже не видите, т.к. не умеете смотреть и не знаете, как это делается
и что это такое вообще. Когда новорожденный крысёнок Анджея Заневского заявляет,
что он слышит мяуканье кота, меня передёргивает и тошнит от лжи: он не знает,
что такое "кот", что такое "мяуканье" и что такое "слышать". Приступающий к [...]
реалист - это новорожденный крысёнок, он обо всём составляет первое (первое в
жизни, новое) впечатление, поэтому, если он, услышав мяуканье кота, скажет "мяуканье
кота", он не обретёт права именоваться реалистом, но поведёт себя как фольклорист,
записывающий рассказываемую ему сказку. Сказку. Но настоящий фольклорист отдает
себе отчёт в том, что он записывает сказку. В этом реализм и честность фольклориста.
Реализму нужно учиться молча, разглядывая, всматриваясь. Если какое-то слово
напрашивается, откажите ему. Увидьте предмет, а не общее представление о предмете.
Последнее и так всем известно. 3) Нужно не иметь стыда, не стесняться. Стыд,
зависимость от моральных стереотипов, боязнь осуждения со стороны "близких" или
"общества" - первейшие враги писателя-реалиста, ибо в жертву им приносится правда.
Нравственность - одна из матерей лжи. В "нравственном" сочинении правда выходит
наружу лишь с проговорками. И есть ли смысл в таком сочинении? Проговариваться
может любой дурак, да и делает это достаточно регулярно - только слушай. Писатель-реалист
должен не проговариваться, но говорить.

Из вышеописанного следует 4) - нужно быть смелым. Нужно писать, не оглядываясь
на то, что, прочтя ваши слова, государство сделает вам мерзость, друзья отвернутся,
начальство уволит, мать возненавидит, любимая не поймёт, соседи перестанут здороваться,
а дети ещё что-нибудь. Оглядываясь на заблуждения и чувства близких, оглядываясь
на закон и устои, вы неминуемо будете лгать и тем самым сделаете свой труд бессмысленной
тратой времени: лжи вокруг предостаточно и без ваших текстов. Скажите правду
- даже если это повлечёт ломку привычных и удобных для вас связей. Или молчите.

5) Нужно уметь осуществлять анализ. Прежде всего - шизоанализ. Человек проявляется
в своём взаимодействии с другими людьми, в своих текстах и действиях. Надо уметь
видеть непроявленное, уметь исследовать свои собственные побуждения, причины
собственных действий, открыто признаваться себе во всех своих желаниях, цензурах,
страхах и планах, и тогда говорить правду другим - о них, о себе и о взаимодействиях
- будет легче.

6) etc.

Спасибо, Денис. Сейчас мы покажем, как разнятся "области магистрального познания"
в культурах Запада и Города (если угодно - Океании и Евразии).

ДВЕ СТОРОНЫ ЛИСТА МЕБИУСА:
ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВНУТРИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ АБСУРДА.

В рок-галерее "Зигзаг" на одной полке лежат две книжки одинакового формата: "Крюкообразность
- мой девиз" Джорджа Гуницкого и "Страна Деталия" Алексея Хвостенко. Одинаковые
серые обложки. В каждой - тридцать страниц блистательной чепухи.

Сверх того - ничего общего.

Советский народ без ума от британских национальных героев. Маршак переписал Шекспира,
Заходер - Кэролла. Высоцкий спел всех персонажей "Алисы" и заодно Гамлета, оставив
Летову Офелию. Ливанова признают самым шерлоковистым Холмсом планеты. Лимерики
(в непереносимости которых убежден мистер Пристли из курса "Основательного английского"
Эккерсли) стали массовым жанром детского поэтического творчества. Похождения
великого хакера Винни-Пуха вошли в классику фидошного фольклора.

Старая добрая Англия? Бросьте. Все свои в доску.

По-мазохистски любимый надрез между "ими" и "нами" заканчивается не то где-то
в грамматике, не то в особенностях национального коллективизма, не доходя до
сферы заведомой чепухи. Не потому, что бредим мы одинаково; потому, однако, что
"наш" с "ними" бред поразительным образом согласуется между собой.

"Вечность и тоска - игрушки нам:
Наизусть читаем Пушкина...
 ...................................................
Вечность и тоска - ух, влипли как:
Наизусть читаем Киплинга..."

Вот так - наравне. Человек Киплинга в роли "пастыря бытия" не менее фундаментален,
чем человек Пушкина. Человек Киплинга - хозяин всего чужого, и хозяин по праву.
Маугли покоряются звери, а белому англичанину покоряются люди из деревни Маугли,
а смекалистому матросу покоряется кит, хозяин морей. Расизм, как любили думать
советские агитаторы? Слишком уж иерархично для примитивного расизма...

Что же отличает пастыря от пасущихся?

Обращаемся к космогонии Киплинга из "Кошки, гуляющей сама по себе" (туземная
космогония слона Хатхи производна от нее как миф о грехопадении - от мифа о сотворении).
Первоначально все животные были свободными; затем они пришли к человеку (точнее
- для полноты унижения - к его жене), чтобы признать ЕГО дом, ЕГО очаг, получить
миску похлебки и исполнить свои индивидуальные обязанности (кошке досталось почетное
место на знамени антиглобалистов). Баш на баш, ресурс на ресурс; значит особость
человека заключена в некотором ресурсе, которым он обладает монопольно.

Киплинг подходит опасно близко к этому ресурсу, описывая Красный Цветок из человеческого
очага. Иногда его несут в горшке, иногда поднимают над головой. Цветок, очаг,
факел, сосуд; то, к чему возвращаются; то, обладание чем делает человека свободным...
Грааль. Артуров цикл. Монсальват - центральный миф всей Западной Европы.

Триумфаторы Рима привозили в столицу божков, почитаемых в завоеванных странах.
Триумфаторы Артура ограничивались отчетами об увиденном, но не объясненном. Где-то
между этими крайностями расположилась лавка колониальных товаров в подвале через
дорогу; лавка, в которой соседствуют хлопок и опиум, статуэтки и пляшущие человечки,
бриллианты и рубины, ваниль и гвоздика. Уютный британский мир второй половины
XIX века оказался буквально напичкан всякой всячиной, на которую хватало названий,
но явно не хватало смыслов.

Этот исход вытекал уже из английского "home, sweet-sweet home", из разделения
мира на безопасное "свое" и интересное "чужое". Весь английский абсурдистский
фольклор, увековеченный в "Стране чудес" и "Зазеркалье" основан на третьих лицах,
причем заведомо нереальных (Humpty-Dumpty, Tweedle-dum and Tweedle-dee, и прочих
"дуновениях голоса"); на убеждении - все странное (и щекочущее странностью нервы)
приходит извне. Удивление происходит как присвоение некоего атома, факта, некоей
вещи в себе, как "теперь нам известен еще и..." Лировская география абсурда покрывает
весь мир от Торонто до ледников Антарктики. Странен сосед, "один господин из...",
но не я. Странно ЧЬЕ УГОДНО, но НЕ МОЕ. Стандартный для русской частушки конструкт
"мой миленочек-дебил в коммунисты поступил" не имеет английского эквивалента.

По-иному строится космос (организованный мир) Пушкина. "Ведь Петр не двинул Россию
вперед - он только поднял ее на дыбы". Словосочетание "умышленный город" указывает
на характер действия в двух аспектах: это действие, направленное "вовнутрь",
а не "наружу" ("город", "ограда", "огород"); и это действие, в котором важен
не драйв конкистадора, приводящего "внешние земли" к покорности, а некий интеллектуальный
идеал, сам внешний по отношению к "матери-земле". Силой, антагонистичной этому
космосу (и основной темой pushkin-based бессмыслицы) является ПРОИЗВОЛ ОТНОШЕНИЙ
ВНУТРИ ОБЩЕИЗВЕСТНОГО.

Отцом русского абсурда часто считают Гоголя; в таком случае его дедушкой (на
редкость, впрочем, молодым) оказывается Грибоедов. Пожалуй, "Горе от ума" - первая
комедия на русском языке, замешанная не на сатире (обнажении общественных пороков)
и не на водевиле (слепой игре случая), а на интеллектуальном созерцании заведомо
антиинтеллектуального; автору известен учебник по теории вероятности, сплошь
иллюстрированный цитатами оттуда (англоязычные физики-теоретики в похожих случаях
используют Кэролла).

Сразу обратим внимание на место действия: не далекие страны, не село неясного
местонахождения, не французский королевский двор - не устранимая даже пожаром,
смертельно истасканная и надоевшая Москва. В "Горе", даже в "Ревизоре" это было
ново; но уже в "Мертвых душах" становится ясно, что само- и рядом-с-собой -копание
- это всерьез и надолго.

Одним из индикаторов этого "обращения вовнутрь" в русском абсурде можно смело
считать отношение к физическому разъятию тела. В русских сказках героя (и доброго,
и злого) сплошь и рядом режут на кусочки или варят в котле, а хэппи-энд легко
обеспечивается мертвой и живой водой. Без этого подтекста трудно понять отрезанный
нос майора Ковалева, кровавые бесчинства Тараса Бульбы, "шшадину" хармсовского
профессора; опосредованно с ним связана и идея психического нездоровья Чацкого,
Поприщина, всех последующих героев-шизоидов, и идея иногда обычной, иногда смешной
смерти, которой много у Платонова и еще больше в страшилках Олега Григорьева.
Чтобы вынести подобное, читателю требуется либо предельно дистанциироваться от
героя, либо предельно обесценить свой инстинкт самосохранения. Фраза "скучно
жить на этом свете, господа" завершает этот путь от произвольного набора предметов
(бекеша и смушки, товары на Сорочинской ярмарке (чем не колониальная лавка?),
красное домино и сардинница...) через произвольный набор отношений между предметами
к всеобъемлющему однородному произволу, "ленте новостей", "все-на-свете-чепуха"
("остальное - враки").

Но "обращение внутрь" параллельно готовится и в викторианстве - точнее, готовится
СПРОС на него, сюжет, начинающий его, но еще не доводящий до конца. Это - Шерлок
Холмс, не ex-pansionist, но in-vestigator, расплетающий нити взаимосвязей внутри
коварно организованной социальной ткани; и это Алиса, падающая в шахту к центру
Земли (сюжет рассказа Конан Дойля "Когда земля вскрикнула" строго аналогичен
ее падению).

Но Лондон Шерлока Холмса - не эскиз ли "Петербургских трущоб"?

Полки, на которых Алиса видит географические карты, банка с апельсиновым вареньем
и прочие-прочие вещи - не окна ли двора-колодца? Или лестничного пролета, в который
бросился автор "Лягушки-путешественницы"? Как поет Ales, верный продолжатель
дела Хвостенки:

"Лети, журавлик, лети,
Лети, Гагарин, лети,
Лети, Башлачев, лети..."

Attalea Princeps Гаршина (не путать с романтически влюбленным цветком Куприна,
рубящимся за сердце дамы) прорывается вверх, в пасмурное небо - "небо Лондона"
ли, Петербурга - зачем?

Чтобы иметь полное право сказать остающимся: "Ничего вы мне не сделаете; вы -
всего-навсего колода карт".

Хаос, вскрываемый детективным расследованием или поляризованный идеей отмщения
- идеальная оправа для инфернального послания, "Олимпийского проклятия", "страха
для всех (сверху донизу), и пусть никто не уйдет обиженным". Рыцарь, стоящий
над пропастью в "Страшной мести"; Мориарти, встречающий Холмса на площадке над
Рейхенбахским водопадом.

"Все, что вами понаблевано и выпито - вам хлебать, не расхлебать..."

Но "я эмигрирую вглубь, я имиджирую черный ящик..."

В мемуарах Вертинского упоминается экспериментальный постановка "Елизаветы Бам".
Сцена. На сцене - сундук. Он заперт. На сундуке стоит Даниил Хармс и сам исполняет
все роли на все голоса поочередно.

В сундуке падает Алиса.

Это - следующая по списку истина о Граале. Огонь менее плотен, чем воздух, а
кровь Спасителя еще менее плотна, чем огонь. Не концентрат, а напротив - просвет,
"прокол" (в "Явлениях и существованиях" Хармса об этом целый трактат).

Итак, мы выстроили последний критерий, отделяющий викторианство (специфичное
для цивилизации Запада) от ОБЭРИУ (специфичного для цивилизации Города). В викторианстве
абсурд строится как изобилие "атомов" и дефицит связей, в "обэриутстве" - как
дефицит "атомов" и изобилие связей. Избыток часто иллюстрируется дополнительностью,
цикличностью - здесь стоит вспомнить трамвай (опять-таки Хармса), в котором встретились
два человека, связанных то ли через семнадцать, то ли через тридцать четыре промежуточных
звена и ничего об этом не знающие.

Борис Заходер по нашей классификации - чистейшей воды викторианец. С его "коати",
"окапи", "суринамской пипой и другими диковинными зверями".

Олег Григорьев, Виктор Голявкин - обэриуты.

Джордж (!) Гуницкий - викторианец (и потому его "Гибралтар-Лабрадор" встречен
в такие штыки после обэриутских "Овалов" Бутусова).

Алексей Хвостенко - обэриут (с его антиэмигрантскими "Прославлением Олега Соханевича",
"Вальсом-жалобой Солженицыну", призывом "волчий дуб не стоит смерти в незнакомой
стороне...").

Англоязычный психоделический рок и порожденная им культура хиппи изобилуют новообразованными
существительными, преимущественно - именами собственными - начиная где-то с "Люси
в небесах" и заканчивая "Who the fuck is Alice?".

Его отражение (при полном сохранении музыкального стиля) достойно вписалось в
линию ОБЭРИУ; его уместно было бы назвать "иронический рок".

(c) LXE, LAN - Aug 3 '2001

        Приложение 0: КОЛОДЕЦ - http://www.vh.spb.ru:8081/one.php?id=4

Несмотря на суровую зиму, в воздухе плотной пеленой порхали бабочки. Они не были
свыше, а просто прилетели из каких-то только им знакомых мест, чтобы попробовать
здесь обжиться. Обжиться им обычно удавалось где угодно, но на сей раз у них,
кажется, могли возникнуть проблемы.

- Do you have problems? - крикнул я бабочкам.

- Пошёл ты, мудило, - добродушно ответила одна из них, оказавшаяся, по сути,
обыкновенной железной дощечкой. Я понял, что сознание окончательно теряет нить,
связывающую меня с общепринятым миром, и не стал сопротивляться.

Вокруг встал колодец. Я чуствовал себя Алисой, летящей на крыльях ночи в бездну
Страны Чудес. Оранжевые колодезные стены напоминали о прекрасно прожитом детстве,
которое кончилось ещё более незаметно, чем начиналось. Сигареты промокли. Я с
некоторым облегчением вспомнил, что не курю, и задумался о причине. Ответ был
уже близко. Неожиданно я понял, что это - дно колодца, и лучше бы оно было подальше.
Переключившись на другую волну, я увидел, что стены колодца давно перестали быть
оранжевыми. Теперь они были неясно далёкими и железными, что сильно удивляло;
впрочем, падал я уже долго, и удивить меня было несложно.

Внезапный звук удара в кость заставил повернуть голову влево. Было уже поздно,
но край сознания отделил странно зависший предмет. Кажется, это была бейсбольная
бита, виденная мною в детстве. Она слегка колыхалась, как медуза. Я продолжал
падать.

Через некоторое время я вспомнил тягучие запахи венского леса, в котором никогда
не был. Лес - это то, чего мне так не хватает среди городской пыли и автомобильных
сигнализаций. Лес - это то, куда я хочу; и даже куда я могу. Лес - это торжество
неспелых ассоциаций над выверенными сравнениями, и если вы понимаете, что я хочу
сказать, - вам не попасть в лес. В лес попадут только такие козлы, как я.

Затянувшиеся размышления о лесе привели к нелепому и неожиданному сну. После
него я летел уже вверх, догадываясь, что кто-то просто перематывает обратно плёнку,
ибо скорость полёта была неимоверна; это было досадно.
К вечеру я больно стукнулся головой о крышку колодца. Она открылась, и я вымахнул
наружу, чувствуя себя при этом ну совершенно как пробка, вылетающая из бутылки.
Вокруг толпились негры, и я понял, что, как идиот, пролетел сквозь Землю.
Тогда я послал их всех на х$% и прыгнул обратно в колодец.

(c) Павел Безбородкин - 17.08.99

        Приложение 1: ИНОРОДНЫЕ СКАЗКИ - http://basni.narod.ru

Кавказская песнь

По железной дороге стучали колёса дрезины.
Из дрезины торчали кудрявые пятки грузина.
В тот полуночный час он тащился домой за резиной,
А в дрезине его иссякали запасы бензина.

Размышления грустные были у этого Гоги.
Он остался один на Военно-Грузинской дороге,
И он знал, что проедет мимо опасной берлоги,
Где поймать его могут коварные злые магоги.

Но магогов давно победили большие таджики.
Они были сильны оттого, что наелись аджики.
У них были с собой топоры, миномёты, ножИки,
И грузин задрожал, услыхав их зловредные крики.

Ведь у Гоги того были поводы для беспокойства –
За собою катил он тележку особого свойства,
В той тележке лежало большое взрывное устройство.
Он хотел на земле на кавказской низвергнуть Магогство.

А таджики пришли, победили, устроили ханство,
Где все дни и все ночи шло беспробудно буханство,
Всё засеяли хэшем для нужд своего наркоманства,
Это было, пожалуй, похуже, чем польское панство.

Их верховный Бу-хан был фанатом искусства Шанкара.
По утрам с бодуна он заслушивал звуки ситара,
Крепкий хэш он курил не иначе, как в виде сигары,
В голове его бегало облако винного пара.

Но в тот день он почти что не пил – ну всего три бокала,
Потому что в гостях у него был посол из Непала.
Он вынашивал планы экспансии вплоть до Урала –
Посевных площадей в Гималаях ему не хватало.

Весь таджикский народ в это время был занят делами:
Часть из них охраняла Бу-хана, бродя с факелами,
Чемпионы играли гранатой в футбол на татами,
Остальные курили наркотики в душном «Тамтаме»...
(с) Владимир Елесин, Алексей Ершов, Глеб Тарабутин – 1991 - 2000

Озеро Чад (антивоенный регги)

А в окопах скучали солдаты,
Прочищая свои автоматы,
И ругался на них сильно ротный –
Человек очень душный и потный.

            А у озера Чад
            Два пингвина сидят,
            Всё сидят и глядят
            На сгустившийся чад…

И к атаке готовились воины,
Самогоном сегодня не поены,
И от этого пили наружное –
Ведь война - это дело ненужное!

            А у озера Чад
            Два пингвина сидят,
            Всё сидят и глядят
            На сгустившийся чад…

(с) Владимир Елесин, Алексей Ершов, Глеб Тарабутин - 1991

        Приложение 2: ИНТЕРВЬЮ МЭРИ (группа "Театр") - http://mumidol.ru/theatre/lyrics.htm

Интервью взято в помещении театра "Перекресток" 23 января 2001 года.

БИОГРАФИЯ
- Вопрос первый, вместо биографии. Три, на Ваш взгляд, главные события в Вашей
жизни?

- Первое событие - это приезд в Питер в 1997 году. Второе событие - это приезд
в Москву в 1998 году. Третье событие еще, наверное, не случилось.

- То есть процесс открыт... А какими судьбами в Питере?

- Сначала просто город - там понравилось жить, потом год я там училась, потом
решила, что надо учиться здесь. Здесь я училась полгода в ГИТИСе (специальность
- актерское мастерство). Сейчас не продолжаю обучение по финансовым причинам,
не зависящим от меня.

- Творческие планы? Разумеется, не "что написать", а - где играете...

- Играем везде, где получится, с кем - опять же, кто найдется - надо было сегодня,
кстати (забыла) объявить о том, что нужны музыканты, кто хочет - ... Причем хочется
играть электричество. В Питере у меня была группа, которая называлась "Театр",
в Одессе был сессионный состав этой группы, здесь - планируется.

- Записи какие-то остались?

- Приличных нет, а неприличные - не хочется.

ИМЕНА
- Набоков или Газданов?

- Набоков, по-моему.

- Потому что рельефнее?

- А потому что Газданова я не читала:)

- Майк или Цой?

- Вот это сложно. Мне оба нравятся.

- А к Саше Черному...

- К Саше Черному очень хорошо отношусь - что-то очень близкое есть. Также хорошо
отношусь к Александру Градскому, который сделал как бы вокальную сюиту на стихи
Саши Черного.

- А исполнение Саши Черного Сашей Васильевым?

- Вот этого я не слышала. Так - к Васильеву отношусь крайне положительно, к тому,
что сейчас - так... есть, и есть, и хорошо, что есть.

- ...к Джорджу Гуницкому?

- Из "Аквариума"? Положительно. И к "Аквариуму" вообще - конечно, самый любимый
альбом "Радио Африка", еще люблю "Русский альбом", но сейчас - это не хуже, чем
то, что было раньше.

- А с Янкой Дягилевой как-то не сложилось...

- Слушать - не слушаю совершенно, потому что уши режет. Я могу послушать Летова
в небольших количествах, но когда... я не скажу, что ругаюсь матом - ругаюсь!
- но в творчестве пока что такого нет - наоборот.

- То есть в панке интереснее абсурдисты вроде Свиньи?

- Да! Свинью очень люблю. Вот так.

НЕЛЬЗЯ
- Может ли один человек целенаправленно вмешиваться в жизнь другого?

- Считаю, что это нежелательно. Просто жизнь каждого отдельного человека зависит
только от него. И вообще - я очень не люблю людей, которые мешают жить другим,
не живут сами и так далее.

- За такую вещь, как сожжение книг, следует наказывать?

- Смотря как. Ремнем по попе можно...

- Можно ли представить преступление, сопоставимое с убийством, но убийством не
являющееся?

- Это такое моральное самоубийство - когда человек идет против себя, в первую
очередь. Самое главное преступление.

- Это исключительный случай?

- Нет, просто все перечислять, наверное, долго будет. Просто у меня есть какие-то
свои внутренние рамки, которые иногда совпадают с моралью, принятой обществом,
иногда не совпадают, и выход за них - это уже...

- Свобода должна быть от чего-то или для чего-то? Есть ли смысл в свободе "от",
которая при этом не есть "свобода для"?

- В общем-то, есть. И она может просто быть. А абсолютной свободы не бывает,
к сожалению.

- В таком явлении, как беготня 11 человек по полю за одним мячом, есть смысл?

- Да, конечно. Это очень здорово, на самом деле. Ну, у того же Камю есть такой
вариант, что игра - актерская, какая-нибудь еще - это как раз один из способов
существования человека в абсурдном мире, так что... Другое дело - когда крикни
на эскалаторе "Зенит - чемпион", и это тут же начнут повторять другие вот это
уже, по-моему, отклонение.

- То есть мы выделили двух главных врагов рода человеческого - это служители
культа и фанаты?

- Фанатизм, он разный бывает. Есть грань между просто поклонниками и фанатами.
Если человек бьет вагоны...

- Важно ли быть на своем месте?

- Это вообще первое, что должно быть.

- Применять и быть применимым?

- Это можно точнее сформулировать как "жить и не мешать жить другим". Я думаю,
что если человек так делает, то он на своем месте.

- Есть ли вещи, которые следует беречь любой ценой?

- Конечно. Разумное, доброе, вечное...

- Можно ли оправдать самоубийство? Хотя бы в отдельных случаях...

- В отдельных случаях - конечно. Это личная оценка, я считаю... Со стороны этого
делать не стоит.

- За попсу можно наказывать, как за наркотики?

- Однозначно следует. Надоела...

- Физически? За ношение, хранение, распространение?

- Нет... в этом свобода, как бы, просто виноваты не те, кто это слушает, а те,
кто это поет. Потому что сейчас такое время, что надо задуматься - для чего ты
это делаешь и как потом влияешь на других людей.

ЗАЧЕМ?
- Бог есть?

- Это, скорее, по роману "Мастер и Маргарита". В церковь не хожу и не причащаюсь:
когда-то пробовала, потом поняла, что это не для меня.

- Полагаете, что ритуал есть нечто фундаментально ограничивающее?

- Ну, в общем, да - церковники, книжники, фарисеи...

- В игре в бисер может быть смысл?

- Конечно. Насчет смысла абсурда - мне тут больше нравится Альбер Камю... то
есть смысл может быть в любом абсурде. Для тебя.

- Понимание без слов бывает?

- Да, конечно. Очень часто.

- Чудо имеет смысл только тогда, когда есть свидетель чуда?

- Да нет, не обязательно... Просто чудо может быть и земным, на самом деле. Чудо,
с которым я как-то столкнулась - мы ходили в поход (в лесу), я что-то так ушла
от всех в лес, с гитарой сидела, что-то пела - прилетела птичка, села буквально
на расстоянии пятидесяти сантиметров, стала так слушать натурально... Можно расценивать
как чудо.

- Вы верите в то, что некоторые вещи принципиально необъяснимы?

- Да.

- Король Артур был реальной исторической личностью или мифологическим персонажем?
Ваше мнение.

- Не знаю, насколько вообще это все реально... Мне иногда кажется, что вообще
все вокруг нереально, тут грань сложно почувствовать. По-моему, да. В принципе,
я такой человек - я верю во все. В сказки... И так далее. Даже больше, чем, допустим,
в ту же церковь.

- То есть такой толкиновский взгляд на мир?

- Да-да-да, Толкина я очень люблю (кстати, к толкинутым никак не отношусь).

- Тоже вопрос служителей культа?

- Ну, они просто не так в это играют, как мне бы хотелось. А мне бы хотелось
в это играть.

- Не пробовали писать продолжение?

- Нет. Но если встанет вопрос о загробной жизни, надеюсь, что это будет именно
там - в Средиземье.

- То есть "мир иной" - это нечто системно равноценное?

- Да. Я являюсь, в общем-то, сторонницей теории множественности миров - параллельных,
и так далее.

- А Будда был реальным персонажем?

- Для меня - да. Раз есть столько свидетелей, и если написаны книги - то да.

ДУХИ МЕСТ
- Для того, чтобы понять место, там обязательно побывать?

- Нет. Совершенно нет. У меня было представление о Питере - сколько мне о нем
рассказывали, что это мой город, я туда уехала - так и оказалось. Вообще, конечно,
хотелось бы жить именно там.

- Такая вещь, как прикосновение ладони к камню, что-нибудь дает?

- Если к теплому, то дает.

- Отношение к Екатеринбургу?

- Там тоже не была. Но и не слышала про него ничего такого... Для меня следующий
пункт назначения, допустим - это Лондон - из таких городов, о которых кажется,
что это мой город...

- Вам никогда не казалось, что Вас преследуют?

- Нет, мании преследования нет. Если не считать каких-то детских страхов... Нет,
реальные случаи - в катакомбах (у нас в Одессе есть катакомбы) бывает, что идешь
по тоннелю, и кажется, что за тобой кто-то идет, и начинаешь гасить свет, слушать...
Тут же глюки такие возникают - кажется, что шаги... Это конкретно от места зависит,
на самом деле.

- Отношение к глюкам?

- Просто есть, и пусть будут.

- ...к психоделике?

- Это все-таки не мое, наверное. Очень редко может пробить на это, а так - спать
хочется.

ИСКУССТВО
- В лучших книгах могут быть имена? В лучших картинах - лица?

- Имена на самом деле очень много значат, так что могут. В лучших картинах...
Любимый художник - Сальвадор Дали, там лиц нет.

(голос флейтиста) "Боярыня Морозова" - картина...

Там лицо главное, конечно, но...

(голос флейтиста) Дело не в главном лице, которое сидит на санях, дело в том,
которое рядом стоит... в этой толпе крестьян там, народа...

- А каким минимальным количеством штрихов можно изобразить человека?

(голос флейтиста) Одним...

- Не тебя спросили, кстати. Но, в обшем-то, да, я согласна.

- Партия, хорошо сыгранная по нотам, или импровизация?

- Сегодня, например, мы играли партии по нотам. Импровизация - это такая интересная
вещь, но она может получиться, а может не получиться - кто его знает, снизойдет
это озарение, или нет... Это дело случая. И риска. Если это джем какой-то, пусть
лучше, чтобы была импровизация, если концерт - ...

- Много ли теряется при фиксации - скульптурой, фотографией?

- Зависит от качества.

- Вопрос о принципиальной ограниченности - она есть там, или ее нет?

- Считаю, что нет. Бывают такие фотографии, в которых присутствуют бесконечность.

- Кино - это искусство?

- Да. Я не скажу, что важнейшее...

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- Главное - это устройство дома, посадка деревьев или космические полеты?

- В данном случае - уже посадка деревьев. На нашей стадии развития цивилизации...

- А так, в принципе, что ближе - кочевник или земледелец?

- Кочевник. Все время переезжаю:)

- А в идеале?

- В идеале... Какой-нибудь замок в Англии. Конечная точка, на которой можно было
бы остановиться.

- Есть ли какие-нибудь исторические события, о которых Вы сожалеете?

- Вот нету. Я считаю, что все правильно.

- "Все происходящее правильно"?

- Да. У меня раньше, наоборот, в каком-то переходном возрасте - мне постоянно
казалось, что я что-то говорю не то, делаю не то - а сейчас кажется, что так
и должно все быть. Даже так: поскольку весь мир - это абсурд, то все, что случается
- закономерно.

- Люди сами такие серые, или это их обстоятельства?

- Ну, у нас тяжелая в стране экономика - это обстоятельства.

- Брэдбери еще тридцать лет назад жаловался, что с экономикой все в порядке,
а люди таки серые...

- А проблема Америки - в том, что у них нет культуры изначально, у них собрано
все со всего света - а своих корней нет.

- А у такого явления, как Петербург, корни есть?

- Конечно.

- А раньше, чем 300 лет назад, у Петербурга корни были?

- В общем-то, да, поскольку я считаю, что все это было предопределено... Это
как раз смесь России и Европы - очень глубокие корни, потому что он объединяет
в себе и то, и другое.

- Смесь или соединение?

- Соединение. Разделить не получится. Много русского, много европейского - такой
универсальный город. Там природа такая - он соединяет в себе все.

ДЕТАЛИЯ
- Любимый цвет?

- Голубой. Голубой или темно-темно синий.

- Любимая геометрическая фигура?

- Круг.

- Пространство или время?

- И то, и другое, и можно без хлеба.

- Как относитесь к муравьям?

- Если в природе, то положительно, если дома, то выгоняю.

- А к муравьям в широком смысле?

- Напоминают людей. Интересно было бы ознакомиться с их художественными произведениями.

- ...к кошкам?

- К кошкам - очень хорошо. Даже себя ассоциирую с ними.

- Кошки или собаки?

- Кошки интереснее, собаки преданнее.

- Лягушки эстетичны?

- Конечно. Бывают очень классные лягушки, беленькие такие бывают... В театре
Моссовета есть аквариум, там сидят лягушки - очень эстетичные, раз они сидят
в театре:)

- Чай или кофе?

- Чай. Кофе вообще не пью.

- В доме из N этажей на каком бы жили?

- На сто тридцать третьем. Чтобы далеко-далеко было море видно.

- Какая погода лучше зимой - ясная/морозная или пасмурная/туманная?

- Ясная и морозная. А лучше - ясная и теплая, а вообще лучше лето.

- На что похоже яркое зерно фасоли?

- На Солнце такое овальное.

ЗАНАВЕС
- Под занавес - любимая история: притча, анекдот...

- Мальчик весенним вечером вышел во дворик поиграть с мячиком. Случайно попал
этим мячиком в стекло. Оно разбилось. Выскочил здоровенный мужик в валенках на
босу ногу, в телогрейке на голое тело, побежал за мальчиком. Мальчик убегает
от мужика: "Боже, зачем мне все это, зачем я пошел в этот двор, зачем этот имидж
уличного хулигана? Сидел бы сейчас дома, пил бы горячее молоко, читал бы своего
любимого писателя Эрнста Хемингуэя".

Эрнст Хемингуэй (Куба) пишет очередной роман: "Боже, боже, зачем все это? Зачем
эта грязная Куба, зачем эти потные... кубинцы? Сидел бы сейчас в Париже с Андрэ
Моруа, пил бы с ним коньяк в обществе двух приятных куртизанок".

Андрэ Моруа (Париж) в обществе двух приятных куртизанок: "Боже, зачем все это,
зачем этот пошлый Париж, зачем эти тупые куртизанки? Сидел бы сейчас в Москве
с Андреем Платоновым, пил бы водку и размышлял бы о смысле жизни".

Андрей Платонов (Москва) в валенках на босу ногу, в телогрейке на голое тело,
с лопатой в руке: "ДОГОНЮ - УБЬЮ ГАДА!"

(Это одесский вариант данного анекдота...)

См. в тему:
- "Горе от ума" - http://www.litera.ru/stixiya/authors/griboedov
- разумеется, Гоголь - http://www.lib.ru/GOGOL
- Даниил Хармс о шшадине - http://www.geocities.com/Athens/8926/Kharms/Kh_Plays.html#003
- Конан Дойль о глубоком бурении - http://www.lib.ru/AKONANDOJL/zelmlya.txt

См. также:

- http://mike.freelines.ru (это понятно:);
- http://www.neprikasaemye.ru/main.htm (понятно);
- http://www.zachem.hotmail.ru (группа "Зачем");
- http://voinapoetov.narod.ru/poetry/Poetry.html ("Волхвы ночных пустынь");
- http://mumidol.ru/hna/zachem.htm (новые имена "иронического рока").
- http://vh.spb.ru - журнал "Фиолетовые руки" (рекомендуем настоятельно!)

И, разумеется, наиболее достойно о связи категорий Познания и Абсурда:
- http://www.lib.ru/STRUGACKIE/ponedelx.txt

На сем прощаемся до следующей лекции - об Удивлении и Манипуляции.
С поклоном,
координатор рассылки LXE
mailto:lxe@euro.ru
http://mumidol.ru/gorod

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное