Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Индуктивный подход в автоэтнографии: "портрет петербуржца".


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Доброе утро, день, вечер, ночь.

Как уважаемые подписчики, вероятно, помнят, основным нашим методом в последние полгода была дедукция. Мы работали с "категориями мировоззрения"; факты - преимущественно "культурные", "штучные" - были для нас либо полем проверки гипотез, либо поводом к их выдвижению. Мы видели, как "философия Города", еще не будучи осознанной и сформулированной, дедуктивно проявляет себя в стиле, в языке, в истолковании "общеизвестного" и в изложении глубоко личного опыта.

Но не следует забывать, что автоэтнография как рефлексия относительно "вмещающей группы" совершенно не обязана ограничиваться рефлексией относительно "признанных авторитетов" вмещающей группы. Не следует забывать, что "просто этнография" начиналась с индукции, а не с дедукции. Миклухо-Маклая, прибывшего с Луны, особенности национального земледелия интересовали не меньше, чем имена национальных богов.

Существует обширный круг исследователей (очень часто - публицистов или популяризаторов), работающих именно так - по индукции: от региона, от этнической группы, "от домоуправления"... Они принципиально нацелены на "локализм", "автохтонность", "кровь", "почву", но вместе с тем далеки от краеведения или используют краеведение для маркировки групповой идентичности, кластеризуясь вокруг "политических сил", а не "академических направлений". В конечном счете, за ними стоят группы лиц с хорошо оформленными общими интересами; далеко не всегда это общие стратегические интересы, но одна из важнейших задач автоэтнографии - сделать, чтобы они стали таковыми.

Если начинать с Северо-Западного региона (которым география Города не исчерпывается, но с которого начинается), то можно назвать следующие маркеры идентичности:

- этнические (финно-угорские) - Ингерманландия (Ингрия), Карелия, etc.;
- социально-исторические - Новгород-Псков (колыбель русской демократии), собственно Петербург (окно-в-Европу), Ленинград (город-герой, блокада);
- социально-экономические - Петербург как субъект местного самоуправления (плюс: районы и пригороды Петербурга), Ленобласть, Северо-Западный округ.

Некоторые места сбора:

- www.geocities.com/west_west_99 - клуб "Запад-Запад". "Создан в конце 1999 года группой заинтересованных лиц в Санкт-Петербурге. Основная цель - обсуждение вопросов развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в XXI веке в аспекте регионализма и приграничного сотрудничества";
- www.geocities.com/ingermanland.geo - "Вольный Петербург - республика Ингерманланлия" (краеведение под предлогом сепаратизма);
- inkpulp.narod.ru - журнал ингерманландских финнов "Соседи" (Inkerin Uutiset);
- www.nevskoevremya.spb.ru - газета "Невское время", раздел "Северо-Запад" (новый, старый).

Непременно следует упомянуть "народного фольклориста" Наума Синдаловского - см. анонсы его книг "Мифология Петербурга", "Петербургский фольклор", "Петербург. От дома к дому, от легенды к легенде", "История Петербурга в преданиях и легендах". Трудно переоценить его роль в формировании особого жанра (и рынка) туристической литературы для внутреннего потребления:

Синдаловский Н.А. Петербургский фольклор
Синдаловский Н. А.
Петербургский фольклор / [Вступ. ст. Б.Н. Путилова; илл. Д. и А. Плаксиных].- СПб.: Максима, 1994. — 445 с.: ил.

Синдаловский Н.А. История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах
Синдаловский, Наум Александрович
История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах./Н. А. Синдаловский.
СПб..: Норинт. -1997

Синдаловский,Н.А.Петербург : От дома к дому... От легенды к легенде...
Синдаловский, Наум Александрович.
Петербург : От дома к дому... От легенды к легенде... : Путеводитель / Н.А. Синдаловский. - СПб. : Норинт, 2000. - 397,[2] с. : ил.

Синдаловский Н.А.Мифология Петербурга
Синдаловский, Наум Александрович.
Мифология Петербурга : Очерки / Н.А. Синдаловский. - СПб. : Норинт, 2000. - 445,[3] с. : ил. ; 16 см. Библиогр.: с. 432-445

Книжная Выставка "Гомер из Петербурга"
Информация о выставке в библиотеке

Синдаловский - наш читатель! Наш писатель!
Купчинские байки от Н.А. Синдаловского

Купчинские имена
Легенды и мифы от Синдаловского

книжка с выставки
Синдаловский, Наум Александрович
Легенды и мифы Санкт-Петербурга: [Для доп. чтения учащихся]. /Н. А. Синдаловский.
СПб..: АО "Норинт". –1997

книжка с выставки
Синдаловский Н.А.
Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга.-СПб.:Норинт,2001.- 208 с.

книжка с выставки
Синдаловский, Н. А. (Наум Александрович).
Петербург в фольклоре. -СПб. :Журнал "Нева":Летний сад,
1999. -384 с.

Журнальная статья с выставки
Синдаловский Н.
"Все флаги в гости": Фольклор делового Петербурга. //Нева. 1998.-N1.-С.203-212

Журнальная статья с выставки
Синдаловский Н.А. Героический фольклор войны и блокады//Нева .-1999.-N1.-С.174-183

Журнальная статья с выставки
Синдаловский, Н.
Карл Маркс и Эллинский сатир или Октябрьская революция
в зеркале петербургского городского фольклора.
//Нева. -1997. - N 11. - С. 180 - 189.

Журнальная статья с выставки
Синдаловский Н.
"Крупа","Лисята","Короеды": Фольклор студенческого Петербурга. //Нева. 1998.-N10.-С.181-190

Журнальная статья с выставки
Синдаловский, Н.
Ксения Петербургская. Божья заступница.
//Час пик. -1998. - 4 марта

Журнальная статья с выставки
Синдаловский,Н
Кузневский мост,или Из Петербурга в Москву на
крыльях фольклора
//Нева. -1996.-N9 -с.189-195

Журнальная статья с выставки
Синдаловский,Н
Легенды Михайловского замка
//Нева.. -1996.-N12 -с.167-174

Журнальная статья с выставки
Синдаловский Н.
Легенды пушкинского века.: Жизнь и смерть поэта в петербургском фольклоре. //Нева. 1997.-N2.-с.157-172

Журнальная статья с выставки
Синдаловский, Н.
Улица веротерпимости, или фольклор многоязычного
Петербурга.
//Нева. -1997. - N 7. - С. 168 - 177

Журнальная статья с выставки
Синдаловский, Н.
Фольклор социальных низов Петербурга, или "не
лезь в бутылку".
//Нева. -1998. - N 7. - С. 192 - 199

Журнальная статья с выставки
Синдаловский Н.А.
"Хорош Питер,да бока повытер": Путешествие в мир петербургского фольклора. //Нева. 1996.-N7.-с.185-196

Журнальная статья с выставки
Равинский Д.К.,Синдаловский Н.А. Современные городские легенды:Петербург//Живая старина.-1995.-N1.-С.5-8

Непосредственно Ленобласти посвящены проекты www.areaguide.spb.ru ("Окрестности Петербурга") и www.terijoki.spb.ru/history ("Забытое прошлое окрестностей Петербурга").

По этнокультурам Северо-Запада в контексте Европейского Севера проводится конференция "Свое и чужое в культуре" - см. на странице кафедры культурологии ПГУ.

Помимо собственно прессы, существуют такие ресурсы, как персональные сайты журналистов (каковые на порядок интересней читать, ибо, как пишет Татьяна Хмельник с hmelnik.newmail.ru, "каждый опубликованный мною на газетных страницах текст является на самом деле бледным родственником текста изначального").

Есть, наконец, частные ("самопальные") путеводители по Петербургу. Но о них мы расскажем в отдельной рассылке как об особом виде автоэтнографических текстов.

Передаю микрофон.

"Невское Время" - Северо-Запад

по материалам агентства "СеверИнформ"

Ежедневной общественно-политической петербургской газете "Невское время" - уже 11 лет. Первоначально она была учреждена последним созывом Ленсовета, вошедшего в историю как "демократический". Затем газету отпустили "по обоюдному согласию" на вольные хлеба. В биографии газеты есть масса ярких эпизодов. Это и август 1991 года, когда экстренные выпуски газеты раздавались в Петербурге на площади перед Мариинским дворцом, и отправлялись на поезде в Москву - защитникам Белого дома. И работа корреспондентов газеты практически во всех "горячих точках". До сих пор в списке редколлегии, числятся два редактора отдела политики - ныне работающая Диана Качалова и Максим Шабалин, пропавший без вести в первую чеченскую войну вместе с фотокором Феликсом Титовым. Редакция организовала тогда несколько поисковых экспедиций, но они вернулись ни с чем...

В настоящее время "Невское время" - вторая по тиражу ежедневная петербургская газета и единственная из крупных ежедневных газет, среди учредителей которой нет государственных структур. Тираж ежедневного выпуска "НВ" - 17 тыс. экземпляров. С Нового года по пятницам выходит еженедельный цветной выпуск, который так и называется: "НВ по пятницам". Последний выпуск (22 марта 2002 года) вышел тиражом 30 тыс. В последние годы газета преодолевает тенденцию катастрофического падения тиражей, поразившего в свое время все петербургские издания. Последние подписные кампании фиксируют рост тиражей.

Генеральный директор - главный редактор газеты "Невское время"

Алла МАНИЛОВА. Окончила с отличием факультет журналистики ЛГУ. 21 год профессионального стажа. Работала корреспондентом газет "Светлана" и "Ленинградская правда", членом редколлегии "Ленинградской правды". С 1990 года - заместитель, с 1991-го - первый заместитель главного редактора, с 1994-го - главный редактор газеты "Невское время". С 1982 по 1997 годы - член правления и секретарь петербургского Союза журналистов. Президент петербургской Лиги журналистов. Сопредседатель Ассоциации СМИ Северо-Запада. Лауреат премии Союза журналистов (1984, 1989), обладатель приза "Золотое перо" (1997, 1998).

По принципу "газета в газете" помимо "Северо-Запада", издаются вкладки и тематические полосы "Время & Деньги", "Для тех, кому за", "Народная экспертиза", "Новое поколение", "Контрольная для взрослых", "Невский проспект", "Планета", "Площадь искусств". Благодаря этому каждый петербуржец - независимо от возраста, пола и вероисповедания - может найти страничку по интересам.

На полосе "Северо-Запад", которую ведут обозреватель отдела политики Светлана Гаврилина и зам. главного редактора Виктор Николаев, не просто публикуются материалы со всего региона - от Калининграда до Коми и от Мурманска до Пскова. Концепция исходит из того, что петербуржцам интересно и полезно вспомнить, что их город отнюдь не является неким искусственным образованием, возведенным волей Петра Великого на завоеванных шведских землях. Наоборот, он естественно и органично пророс из истории и культуры русского Севера, чухонских поселений, на землях Великого Новгорода, на берегу моря, которое в свое время принесло "от заката" отцов-основателей - варягов. К сожалению, сегодня в Петербурге подчас больше информированы о том, что происходит в Москве, нежели в соседнем субъекте федерации. Авторы проекта исходят из того, что Петербург, являясь центром притяжения Северо-Запада, не должен становиться для региона "мини-Москвой". Статьи и новости, которые публикуются на полосе "Северо-Запад" призваны создать в регионе единое информационное пространство.

ИА "СеверИнформ": Какова история и цель создания проекта?

Светлана ГаврилинаСветлана Гаврилина: И то, и другое может показаться несколько авантюристичным. История на самом деле достаточно длинная и включает в себя массу внутренних и внешних событий - от чисто производственных моментов до дефолта 1998 года. Мы - Светлана Гаврилина и Виктор Николаев - лично сотрудничаем более 10 лет при том, что работали то вместе, то в разных СМИ. Это десятилетие и есть наш журналистский стаж, прежде была иная квалификация и иные роды занятий. Первоначально случались какие-то поездки - официальные мероприятия, визиты к друзьям или просто варианты проведения отпуска (вот тут подыграл упомянутый дефолт - переориентировались с заграницы в места близкие нашенские). А условный благоприобретенный журналистский рефлекс никуда не деть. Приедешь загорать, бродить по природе или изучать древности - так нет: в первом попавшемся киоске покупаешь все местные печатные издания вне зависимости от их оппозиционности либо лояльности к властям, пытаешься вникнуть в ситуацию, а потом рука тянется к телефону, назначаешь встречи, интервью... А вот потом начиналась беда...

Виктор НиколаевВиктор Николаев: Я работал директором петербургского представительства агентства АК&М (сейчас офис этого представительства закрылся). Но всегда считал себя "играющим тренером" - помимо того, что делал "ньюсы" в своем агентстве, писал статьи в газеты, в том числе и в "НВ", как по прямому своему профилю - экономика и финансы, так и на самые различные темы - социальные, культурологические, политические. Целиком и полностью в "НВ" пришел около полугода назад.

Светлана Гаврилина: Я работаю в "НВ" более 5 лет. Пришла в отдел политики, при нем и числюсь по сей день. А беда была такая: возвращаюсь из поездки - ну ладно, написала отчет или аналитику - а попутно увидела и узнала столько! И куда, спрашивается, ставить? Так, с бухты-барахты, под рубрикой "Регион", пишешь "типа очерк". Описания архитектурных красот, сведения о бюджетном процессе и о жизнедеятельности предприятий. Раз в полгода "вообще" про Новгород, про Псков... Почувствовала, что это профанация. Года с 1998 стала "пробивать" нечто регулярное, но дело казалось безнадежным, к тому же редакция переживала не самые лучшие времена, как и все питерские газеты. До Вологды, к примеру, и вовсе было не добраться. Командировок не было, а отпуск - он ведь не резиновый. Тем не менее, несколько пилотных полос (или по пол-полосы) удалось сделать. Начали с Карелии. Планировали - первоначально - сделать "презентации" северо-западных республик и областей, а потом, познакомив читателей с ними, давать и оперативную информацию, и текущую аналитику, и репортажи, и интервью...

На регулярную основу, однако, долго не удавалось поставить дело даже после выхода президентского указа о создании федеральных округов. Тогда, сначала многие петербургские СМИ решили, что конъюнктура там, где Северо-Запад, создали специальные отделы, набрали штаты, начали делать страницы. Однако все скисло, что называется, на корню. Видимо, ждали "спецфинансирования" и не дождались. А я все это время "держала" (без отрыва от прочих служебных обязанностей) небольшую еженедельную информационную колонку "Новости Северо-Запада". А потом произошел качественный скачок.

Виктор Николаев: Это история. А цель... Тут все элементарно. Как коренной петербуржец, я никогда не мог примириться с укоренившимся мифом о том, что Петербург - искусственный, "умышленный" город. Ведь на этих землях испокон веку жили люди, здесь был своеобразный (и, пожалуй, не имеющий аналогов в мировой истории) синтез славянской и финно-угорской культур. Здесь не "окно в Европу", а сама Европа. Меня всегда удручало надуманное соперничество с Москвой в плане столичности. Мне это было не нужно - соперничать с нею.

В Новгороде Великом я впервые побывал не так давно - это была идея Светланы, съездить, она уже бывала там с делегациями. И помню, вышел ночью на вокзале, и у меня вырвалось: "Я дома". Бабушка моя была из-под Новгорода, рассказывала много о своем детстве... Но тогда я, наверное, многого недопонимал, и это первое впечатление стало для меня шоком - в хорошем смысле этого слова. А потом началось знание. От географических карт до статистических сводок, от интервью с чиновниками и депутатами до бесед с людьми на вокзалах и рынках... И недоумение - рассказываешь людям, причем коллегам-журналистам, как в регионе все интересно и важно, а они... Кому-то в Череповце морду набили лет 20 назад, и с тех пор это для него "гнусный город, в котором живут жлобы". Кто-то ловил тараканов в заштатной гостинице и забыть этого не может. Кому-то лет 15 назад нахамили в новгородском магазине. Сейчас нам завидуют: ой, вы всюду ездите, все видите... А самим никак не собраться.

Возможно, это будет эгоистичное заявление - но на мой взгляд, для того, чтобы остаться петербуржцем и не впасть в провинциальные комплексы, нужно найти связь с тем, что по-дурацки именуется сегодня "провинцией" (это плохое слово, в переводе с латыни - "завоеванная"). Иначе никак. Соревнование с Москвой наподобие Эллочки-людоедки с Вандербильдихой. Тупик. Сейчас "при любой погоде", каждый четверг, выходит в газете наш "Северо-Запад" с рубрикой "Взгляд из Петербурга" - и мы надеемся, что этот взгляд не высокомерный, не свысока (да и по какому праву нам смотреть свысока), это просто такой ракурс.

ИА "СеверИнформ": Востребованы ли такого рода проекты в современном информационном пространстве России и Северо-Западного федерального округа?

Светлана Гаврилина: Это очень сложный вопрос. Кроме того, Россия такая огромная страна... В этой связи я всегда вспоминаю историю из жизни. У моей сослуживицы муж - гражданин США. Когда она впервые привезла его в Питер, повсеместно отключили горячую воду. Для того чтобы помыться с дороги, она договорилась о визите к подруге, у которой была вода. А поскольку на ночь разводили мосты, и домой было после мытья не доехать, она договорилась с другой, живущей неподалеку, подругой (у первой была тесная квартира, а у второй тоже не было горячей воды) о ночлеге. И вот идут они вымытые, чистые, по ночному Питеру в белую ночь, и американец задумчиво произносит: "Я знал, что Россия большая страна. Но не знал, что настолько. До ванной полтора часа езды, до спальни сорок минут ходьбы..."

Мы живем сегодня в эпоху глобализации. В мире постепенно формируется единое, общемировое информационное пространство, в котором есть место и Новой Зеландии, и Южной Африке, и Бразилии, и, естественно - Российской Федерации. Однако одновременно с процессом глобализации происходит регионализация, обостряется интерес к информации своей территории, ее ближайших и отдаленных соседей. В этом смысле параллельно формируются информационные пространства, связанные с конкретными регионами. Поэтому сейчас, наверное, не столь важно думать о едином информационном пространстве России в целом, а заняться своим Северо-Западом. Ведь это не дело, когда мы получаем информацию о жизни своих соседей по региону через Останкинскую башню. Кстати, речь идет не только о российских соседях, но о тех же финнах или эстонцах.

Поскольку наш проект никем посторонним не финансируется и не спонсируется - он существует в рамках газеты, мы имеем право на некоторый субъективизм, на принцип "нравится - не нравится" (к слову, не самый плохой принцип при наличии вкуса и неких моральных устоев). При теоретическом уважении к воронежцам или курянам в их краях я не бывала и не берусь судить об их жизни. Поэтому мы информируем читателя о том, что нам ближе и роднее. А роднее Северо-Запад. Ведь еще в бытность студенткой-филологиней записывала диалектные речения на Кольском... И чувствую, надо сказать, отдачу. Полоса замечена, людям нравится. Во-первых, это способствует укреплению имиджа нашей газеты. Если же говорить о привлечении рекламы, в газету, то наивно было бы ожидать, что весь Северо-Запад немедленно ринется к нам с рекламой. Тем более что проект существует менее полугода. С другой стороны, у полосы большой потенциал: мы как-то написали о выставке в Питере карельского художника, буквально маленькую заметку. На эту выставку пришло народа больше, чем ожидали устроители - "Невское время" газета в городе авторитетная, из разряда "солидных", "интеллигентных" и ни в коем случае не желтых.

ИА "СеверИнформ": Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития вашего проекта? Каков конечный результат? На какой стадии находится работа в данный момент?

Виктор Николаев: Перспективы, как и во всем в наше время - от нуля до бесконечности. Я предпочитаю бесконечность, но шансы всегда складываются из многих составляющих. И основная составляющая отнюдь не финансовая, как можно было бы банально предположить, а в чистом виде ментальная. Смотрите: если я захочу выписать газету, издающуюся в Австралии или государстве Науру, эту идею я могу реализовать. За деньги мне будет с опозданием по времени, но приходить бандеролька по подписке. А газету "Каскад" из Калининграда или "Новости Пскова" я не выпишу никак. И "Невское время" тоже пока не сможет получать мурманчанин или вологжанин. И нечто объективное в этом есть - порой проблемы Пскова кажутся столь же далекими, как проблемы Науру. Мы бы, конечно, хотели, чтобы не только "Невское время", но и другие издания, существующие или еще предстоящие, издаваемые в Питере, или в Вологде, или в Петрозаводске, были общими для всех. Есть местная, локальная печать. Но вместе с тем есть огромная и великолепная территория, достойная того, чтобы ее обитатели были должным образом информированы о происходящих процессах - не фрагментарно и "по-местечковому", а по-настоящему. Правда, с недавних пор нашу газету можно почитать в сети Интернет по адресу www.nevskoevremya.spb.ru

Светлана Гаврилина: Что касается дня сегодняшнего, то у нас налажено сотрудничество с рядом региональных авторов. Отработана схема получения оперативной информации. Уже становится тесно на полосе - формат и дизайн не позволяют "втискивать" все, что хотим. Если же говорить о "бесконечности", то мы - песчинка в мироздании. Я могу сказать, что идеальный вариант - сделать газету "Невское время" самой "крутой" на Северо-Западе. Всем хочется быть самыми лучшими. Иначе нет смысла работать. Пока получается по принципу "глаза боятся, а руки делают" - есть у нас дело, судя по отзывам полезное и нужное. Значит, будем делать его и дальше.

ИА "СеверИнформ": Каковы источники информации для публикаций? Существуют ли критерии отбора информации для публикаций?

Виктор Николаев: Из информагентств - "СеверИнформ", "Росбалт" и других. Пресс-службы, разумеется. Региональные электронные и "бумажные" СМИ. И "завербованные" авторы. Но мы изначально хотели, чтобы не было скучных историй о том, как один депутат подрался с другим, или то ли он украл, то ли у него украли. Тем более что жизнь нормальных людей состоит не из этого. Поэтому мы предпочитаем знакомиться и по возможности получать материалы от людей, с которыми, так или иначе, состоялось знакомство - лично или через Интернет. Честно говоря, меня удивляет, когда инициаторы некоторых "окружных" медиа-проектов жалуются, что "с мест" им ничего толкового не получить. У нас таких проблем нет, хотя никаких золотых гор не сулим - достаточно скромные (но обязательные) гонорары, и все.

Светлана Гаврилина: Критерии, безусловно, есть. Это Сцилла и Харибда. С одной стороны, нужно считаться с нашей собственной питерской "местечковостью" (некоторые называют эту черту "петербургским снобизмом") - завлечь, проанонсировать нашу тему, дать понять: ты, тетя Маша, вся из себя такая питерская, но каждое лето отдыхаешь под Плюссой, а там, между прочим, люди живут, которые ничем не хуже тебя. Что хорошо сегодня получается - Петрозаводск. И авторы отзывчивые, и аура этого "шаманского" города знакома функционерам питерского неумирающего рока. Но я ужасно боюсь: с тех пор, как стала писать об этом городе, вечно проблемы то с билетами, то с гостиницами... Это, может быть, совпадение, но как бы моя бесплатная реклама столицы Карелии мне же самой боком не вышла...

Одно могу сказать: если чую "пиар", сразу отказываю в постановке материала на полосу. Везде выборы, это понятно. И я в курсе, где, когда и какие выборы. И право же, смешно, когда под видом "объективки" с высосанным из пальца скандалом нам приносят нечто неудобоваримое. А потом обижаются и таинственно выспрашивают: кто нас финансирует? Черкесов? Павловский? Или как бы не сам Путин? И поди объясни им что живем мы на зарплату...

А Харибда - это как раз необходимость уйти от взгляда на "глубинку" (есть и такое обидное слово), распространенного, в первую очередь, на московском ТВ. "Ах, покосившийся забор!" "Ах, живая корова" "Ах, народный умелец!" "Ха-ха-ха, смотрите - народный поэт в этой провинциальной грязище!" Поэтому мы всегда стараемся удерживать баланс между материалами, подготовленными питерскими корреспондентами и авторами из регионов. Кстати, у нас выходит материал о Пскове, подготовленный нашим новгородским автором - взгляд из Новгорода на Псков может отличаться от взгляда из Петербурга, или взгляда псковича.

ИА "СеверИнформ": Каков кадровый состав журналистов, работающих над проектом?

Виктор Николаев: Выпуски готовим мы со Светланой, при этом в штатном расписании эти должности никак не зафиксированы. Светлана - специальный корреспондент отдела политики, я занимаю должность заместителя главного редактора по вопросам экономики и финансов, помимо "Северо-Запада" курирую бизнес-вкладку "Время & Деньги" (кстати, на ней тоже часто появляются статьи и аналитика по экономике Северо-Западного региона).

К нам на полосу пишут корреспонденты "Невского времени", уже упомянутые региональные авторы. Бывает, перепечатываем публикации из других СМИ (разумеется, со ссылкой и с разрешения). В регионах постоянные авторы есть у нас в Калининграде, Новгороде Великом и Петрозаводске. Пишут необязательно профессиональные журналисты, хотя большинство все же принадлежит к нашему цеху.

ИА "СеверИнформ": Каковы основные темы материалов, публикуемых в проекте "Северо-Запад"?

Виктор Николаев: Темы? А какие вообще основные темы в любой газете? Выборы и состояние ЖКХ, культура и история - от древнейших времен до ГУЛАГа, островки которого густой сетью были разбросаны по нашему региону (в частности, мы писали о Доме Шаламова), судьбы людей - репортажи из сельской библиотеки и рыболовецкого колхоза. Мы пишем на те же темы, что и вся газета "Невское время" - с той только разницей, что на других полосах преобладает информация о Петербурге, в меньшей степени - Ленобласти, а также большие "федеральный" и международный блоки.

Светлана Гаврилина: Особенным у нас получился посленовогодний выпуск. Поскольку он делался, когда у всего народа еще были выходные, пришлось писать все самим, без помощи авторов. Весь выпуск родился на основе совершенно безумного новогоднего путешествия в город Каргополь Архангельской области, с посещением Вологды, Череповца и Няндомы. Но, наверное, тут легче один (а лучше - и не один) раз увидеть, чем один раз услышать...

Четверг, 28 марта 2002 г. - © СеверИнформ


Лицо петербургской национальности

Виктор НИКОЛАЕВ

Принято считать, что каждой национальности присущи какие-то особенные черты. Финны сами любят пошутить на предмет собственной неторопливости. Армяне — наоборот, невероятно эмоциональны. Русские любят похвастаться способностью много выпить без особенного вреда для здоровья (пожалуй, даже более хвастаться, чем собственно пить). Белорусы до крайности толерантны. Итальянцы любят обстоятельно поесть макаронных изделий с домашними томатными соусами и запить все это добрым вином. Американцы на бегу перекусывают сухомятные гамбургеры, заливая их приторно-сладкой кока-колой.

О том, что петербуржцы представляют собой нечто более, чем просто население одного областного центра известно было всегда. Но мы сейчас не об этом. Менее всего хочется вступать в бесплодные дискуссии из-за разницы в терминологии. В конце концов, если кому-то не нравится словосочетание "петербургская национальность", то против существования "лиц петербургской национальности" вряд ли кто сможет возразить. Ведь давно существующий термин "лицо кавказской национальности", охватывает не только жителей Кавказа, но вообще всех людей со смуглой кожей, черной бородой (либо усами) и говорящих с характерным восточным акцентом...

Так что же отличает "лицо петербургской национальности" от новгородцев, москвичей, псковичей, тверичей и архангелогородцев хотя бы на первый взгляд? Итак. Национальный напиток петербуржца — пиво. Нигде на необъятных просторах Федерации вы не увидите столько поклонников этого божественного янтарного напитка. И не зря питерская "Балтика" столь почитаема по всей империи, что составляет 13 % всего "федеративного" пива. И нигде в Федерации нет такой культуры маленьких пивных и кафе, такого их количества. Поезжайте по регионам и поищите! По количеству и качеству подобного рода заведений Петербург год от года, медленно, но неуклонно, приближается к цивилизованным пивным странам Балтии, Скандинавии, Германии и Великобритании.

Второй по значению национальный напиток петербуржца — кофе. Наверное, нет такого петербуржца, который не сказал бы однажды: "Сегодня я не пил кофе, вот поэтому-то я и плохо себя чувствую. Пойду выпью маленький двойной". В других городах и слов-то таких не знают: "маленький двойной". Петербург — единственный город в Федерации, где кофе варят (а растворимый в цивилизованных странах за кофе не считают). Причем здесь кофе варят массово, а не только в "крутых кабаках", как, например, в первопрестольной. В этом смысле показателен случай произошедший с автором этих строк в Твери. Во всех кафе и ресторанчиках города кофе был, но — растворимый. Люди в Твери живут приветливые и бармены, равно как и посетители заведений приняли горячее участие в проблемах заезжего туриста, мечтающего о натуральном напитке. И вот, снабженный подробной инструкцией, автор этих строк вместе со своими спутниками нашел вожделенное кафе. "Здравствуйте, нам сказали, что у вас варят кофе", — без особых предисловий обратился я к бармену. "Да. А вы из Петербурга?" — последовал ответ. Как говорится, комментарии излишни. Национальная еда петербуржца — сосиски (в качестве перекуса к тому же пиву). Реже — пельмени (если в наличии имеется нечто покрепче). Вам скажут, что пельмени родились в Сибири. И обманут. Пельмени (просто под разными названиями) существуют по всему миру и этим, в частности, объясняется благосклонность "лиц петербургской национальности" к итальянскому новшеству — "Равиолям". В качестве "быстрой еды" петербуржец предпочитает экологически чистому и свободному от канцерогенов и вкусовых качеств гамбургеру восточную шаверму. Кстати, слово "шаверма" — чисто петербургское (в данном варианте произношения и написания).

Вообще петербуржцы поесть любят и никакая кухня им не чужда. Национальная рыба "лиц петербургской национальности" — корюшка. Только в Петербурге в таком количестве и с таким удовольствием едят эту маленькую рыбку. Вот уж воистину национальная традиция, когда каждую весну весь город пахнет свежими огурчиками. А корюшка пахнет именно так. Не рыбой, а огурчиками. Лотками с корюшкой заставлены улицы. И рыбаки выстраиваются вдоль Невы днем и ночью. И никакие ограничивающие лов распоряжения губернатора эту традицию убить не в силах.

Любит поесть свежую корюшку и национальное перебуржское животное — кошка. Практически нет таких петербуржцев, которые не любили бы котов. Не держали бы дома. Не подкармливали бы "лестничных" и "подвальных". Да и сами кошки прекрасно чувствуют такое отношение к себе. Гордо ходят по улицам. Милостиво принимают дань в виде рыбки и мяса. Громко кричат по весне. Бывает, кошки с выводками только что прозревших котят выбираются на нагретый солнцем тротуар и сидят всем семейством, ожидая, что какой-нибудь прохожий непременно возьмет одного из пушистых малышей с собой. Такого бы не было, если бы кошки сильно боялись бы лихих людей. В той же Москве шатаются стаи бродячих собак, а вот кошек нет практически совсем.

Национальная одежда петербуржца — куртка. Кожаная она или нет — вопрос спорный. В питерских погодных условиях материала лучше кожи не сыскать, но кто-то предпочитает тканевую основу. Во всяком случае, как ни агитировали нас европейцы и американцы не носить одежду из кожи убиенных зверей, как ни убеждали, что у них-де такой наряд осмелится одеть только сутенер или иной отброс общества — ничего из их планов не вышло. Вид же одетого в длинное пальто прохожего живо вызывает мысли о татарских баскаках в халатах, либо не успевших переодеться московских шпионах. И обязательно об отце-основателе города Петре I, гоняющимся с ножницами за долгополыми боярами.

Национальный головной убор петербуржца — кепка или вязаная шапочка. У петербурженок в почете береты (помните у Пушкина: "Кто там в малиновом берете?"). Неизвестно, куда отести капюшон — к куртке, частью которой он является, или все-таки головному убору. Но так или иначе, эта деталь одежды неотъемлема от облика "лица петербургской национальности". Шляпы и шляпки носят крайне редко. Помнится, еще в "застойные" годы ярчайшая представительница московского бомонда Алла Пугачева в одном из своих телеинтервью посетовала на то, что петербурженки "почему-то" не носят шляпки с широкими полями. Разве они не знают, какой может быть загадочной и очаровательной женщина в шляпке! — восклицала прима. Да, попробовола бы она в шляпке при питерском ветре... Но мы отвлекаемся.

Национальная обувь петербуржца — ботинки или сапоги на толстой подошве. Во всем мире толщину подошвы диктует мода. В Петербурге толщину подошвы диктуют климат и городские службы, ответственные за уборку улиц. Ни то, ни другое не меняется столетиями, с тех пор, как на заре XVIII века Петр Великий утопил в болоте на Заячьем острове свой левый ботфорт.

Национальный вид транспорта в Петербурге — трамвай. Битком набитый в час пик, грохочущий на разбитых рельсах, трясущийся на подломленных рессорах он все равно вызывает у петербуржца приступ умиления (особенно после сорокаминутного ожидания под проливным дождем или в мороз). Вид демонтируемых трамвайных путей вызывает у настоящего петербуржца эмоции, сравнимые с возникающими при виде ампутации ног у близкого друга-футболиста.

Но особый предмет национальной гордости петербуржцев — погода. Чем хуже (или переменчивее) она, чем больше доставляет неудобств, тем приятнее. Напустив на себя загадочный вид старого гвардейца, только крепчающего от новых невзгод, петербуржцы любят поучать неопытных приезжих. Тех, которые, например, летом не взяли с собой теплого свитера и шерстяных носков. Или тех, кто вздумал приехать зимой в шубе, меховой шапке и без зонтика. В этом смысле средоточием гордости являются наводнения. Небывало высокий (как правило, по рассказам петербуржцев) осенний уровень воды вызывает у нерезидентов священный ужас.

Портрет "лиц петербургской национальности" можно продолжать до бесконечности. Веди и у американцев есть кое-что помимо гамбургеров, а у итальянцев — помимо спагетти. Но предельно ясно одно. То, что петербуржцы осознают себя особой общностью и с гордостью продолжают трехсотлетние традиции своих предков и предшественников.


Санкт-Петербург: корпоративная культура региона
(Имперское после империи - перспектива открытого общества: парадокс Санкт-Петербурга)

Тульчинский Г.Л.

Локалитет как идентитет

В наше непростое время проблема идентичности, действительно, выходит на первый план. Ранее уже неоднократно отмечалось значение поиска начал, не противопоставляющих, а объединяющих, сплачивающих людей, придающих смысл их совместному существованию.

Так уж сложилась российская история, что чаще всего нас объединяет общая беда, требующая общего чрезвычайного напряжения, чтобы ее преодолеть, перемочь, пережить. Помимо Нового года, День Победы - практически единственный однозначно общенародный праздник. Ну а в мирное время, в буднях обыденной жизни - что нас объединяет, дает ощущение, переживание общности. И кто такие “мы”?

В самом деле, кто мы такие? Русские люди? Новые русские? Россияне? Советские или бывшие советские? Ответы будут неоднозначные, вызывающие спор и опять же - противостояние. А может попроще надо быть, поконкретнее? Может начать с бесспорного? С того, что образует общность вне зависимости от политических взглядов, национальности, вероисповедания, возраста. Например, с того, что мы - петербуржцы, ленинградцы. Сознание некоего “мы - москвичи”, “мы - архангельские”, “мы - петербуржцы”... не менее важно, чем сознание собственной национально-этнической, конфессиональной или профессиональной принадлежности.

Без сознания такого “мы”, без консолидации на его основе населения невозможны никакие конструктивные процессы в городской жизни. Идентичность является важнейшим, решающим фактором для:

  • консолидации городского сообщества: власти и граждан, делового мира и трудовых коллективов, ветеранов и молодежи;

  • воспитания новых поколений;

  • реализации планов и программ социально-экономического развития;

  • формирования и продвижения привлекательного образа города;

  • определения места Санкт-Петербурга в современной России, Балтийском регионе, Европе и международном сообществе.

Без формирования и продвижения привлекательного имиджа города невозможны поиск и привлечение инвестиций, развитие туризма. [Cultural Policy; In From the Margins] И так же как короля играет свита, а имидж фирмы - ее работники, так и имидж региона это прежде всего вопрос о том, за кого держат себя и друг друга жители. Региональная культурная идентичность выходит на первый план и в политике, при проведении избирательных кампаний, выработке политических программ, мобилизующих электорат.

Общая и показательная в этом плане картина наблюдается в последнее время в российских регионах. В местных масс-медиа, системе образования активно продвигается сюжет особости региона для судьбы России, ее истории.. Оказывается, что русская земля есть пошла с Оренбуржья, с Курска, с Урала, с Кубани, с Саянских гор... Делается это большей частью наивно, с изрядным налетом местечковости, но при явном покровительстве и поощрении, если не инициировании со стороны властей. Российские региональные элиты активно, хотя зачастую, похоже - спонтанно, приступили к формированию региональной идентичности, чувствуя ее необходимость и роль в стабилизации и укреплении своих позиций. В свою очередь и деловой мир в регионах все больше задумывается над идеей региона как корпорации, а значит - региональной корпоративной культуры, понимая ее зачастую по-своему - в стиле ставшего теперь уже всем хорошо известного А.Быкова из Красноярского края.

Дело отнюдь не в пресловутом сепаратизме, хотя ослабление позиций федерального центра обстоятельство очевидное. Дело в естественном и в общем-то необходимом процессе стабилизации и консолидации общества на местах.

Ну а что же Санкт-Петербург - один из очень немногих относительно благополучных регионов-доноров федерального бюджета?

 

Традиционные образы Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - не только и не просто регион - субъект Российской Федерации. Это город, историческая судьба, экономический и культурный потенциал которого имеют мировое значение. Уникальна роль Санкт-Петербурга в развитии России. Город связан с глубинными вопросами и смыслами российской истории и культуры, национального самосознания, играет особую роль в их становлении.

Что есть Санкт-Петербург в наши дни? Город будущего? Или город без будущего, Некрополь, памятник самому себе? Приближается 300-летие города (2003 г.). Подготовка к нему приходится на рубеж ХХ и ХХI вв. Сама ситуация стимулирует осмысление прошлого, настоящего и перспектив. Состояние социально-демографической, экономической, материальной среды Санкт-Петербурга, развитие политической и экономической ситуации в России все более остро ставят вопрос об идентификации города, нахождении его фундаментального образа. Интересы каких сил и в чем удовлетворяет этот город? Кем и в чем он востребован: в самом городе, в стране и за рубежом? Еще короче - кому и зачем он нужен? Без ответа на этот вопрос декларируемые приоритеты, проекты и программы оказываются, в лучшем случае, выражением однобокого корпоративного интереса, а то и просто безосновательной и реально не востребованной фантазией. [Федотов: Судьба империй; Cultural Policy; Murphy; Urban]. Поэтому ответ на этот вопрос, поиск приоритетного (существенного, фундаментального) функционального образа города важен для городских и федеральных властей в определении стратегии развития города, для деловых кругов в стране и за рубежом, для исследователей Санкт-Петербурга и главное - для его жителей.

Существует несколько базовых идентификаций (приоритетных функциональных образов) Санкт-Петербурга, фигурирующих и декларируемых в публицистике, художественном творчестве, средствах массовой информации, перспективных программах социально-экономического развития Санкт-Петербурга, политических документах. Следует только понимать, что не все образы и метафоры, применяемые в общественном мнении к Санкт-Петербургу имеют функционально-градообразующий характер. Например образ Санкт-Петербурга как "Города-героя", чрезвычайно важный для понимания истории города, его культурной среды и культурных традиций, не является градообразующим и в определении приоритетов развития отходит на второй план.

Что же касается приоритетных собственно функциональных образов Санкт-Петербурга, представляется, что каждая такая идентификация, каждый такой образ Санкт-Петербурга не могут уже просто декларироваться - шаблоны и стереотипы способны обернуться политической и экономической безответственностью, лишенным реальной основы прожектерством. Вот лишь наиболее общая характеристика таких типичных идентификаций.

(1) "Северная столица". Это образ Санкт-Петербурга как города-политического центра России. С момента основания и даже в идее основания Санкт-Петербурга - "северная столица" России, символ и смысл ее резко смещенного центра, во всем и постоянно противостоящего "концентрической" российской столице - Москве. В этом плане Санкт-Петербург выступал как символ экспансионистских амбиций молодой империи. Строительство новой столицы на окраине империи, в "потустороннем" для русского человека краю финских болот выглядело жестом, указующим направление экспансионистских притязаний: теперь здесь будет наш центр и "отсель грозить мы будем шведу".

Западноевропейский вектор имперских амбиций Петра был обусловлен общим ценностным контекстом его реформ. Западная Европа виделась великому реформатору "парадизом", ключи к которому (что ярко выразилось в гербе Санкт-Петербурга) давала новая столица. Санкт-Петербург - воплощенная идея имперской столицы вообще, похожей на все европейские столицы сразу и в отдельности.

Даже после утраты статуса имперской столицы, после переноса административного центра Советской России в Москву, элементы этой идентификации Санкт-Петербурга сохранились. "Великий город с областной судьбой" продолжает быть поставщиком российских политических новаций радикального характера (и их лидеров) от либерализма до "нашизма" и от коммунистического фундаментализма до нацизма.

Однако объективно эта роль Санкт-Петербурга все более утрачивается. Дело даже не в слабо обоснованной попытке сделать Санкт-Петербург политическим центром СНГ, что выразилось в размещении в Санкт-Петербурге резиденции Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Дело даже не в том, что источником этой инициативы было противостояние хасбулатовского Верховного совета исполнительной власти и лично Президенту. Дело в сложности и неоднозначности реальных интеграционных процессов в пространстве бывшего Советского Союза.

Более того, очевидна не только несостоятельность претензий Санкт-Петербурга на роль собирателя земель Северо-Запада России, но и практическая невозможность (и сомнительность необходимости) политической интеграции Санкт-Петербурга хотя бы с Ленинградской областью. Экономические и культурные связи - необходимы и естественны, но целесообразность и оправданность административно-политической интеграции, если отвлечься от личных амбиций политиков, - весьма и весьма неоднозначны и сомнительны.

(2) "Окно в Европу". Давая ключи к западноевропейскому "парадизу" Санкт-Петербург выступает как "Окно в Европу", прорубленное Петром. Если отвлечься от мифопоэтической формы, то речь идет об идентификации Санкт-Петербурга как центра международных экономических и транспортных связей России с Западным миром (симметрично - как "окна в Россию"). В этом случае также сохраняется некоторая инерция восприятия, основанная на благоприятном географическом расположении Санкт-Петербурга в дельте Невы, имеющей второй после Волги бассейн и судоходно связанной с бассейном Волги и Дона, с выходами в Черное, Каспийское и Белое моря. Город на Неве - крупнейший морской и речной порт России. Через него проходят воздушные трассы из Великобритании, Скандинавских стран на восток - в страны Индо-Китая и Японию. От города отходят 12 железных дорог и 11 автодорог.

Однако, эта роль Санкт-Петербурга, с развитием современных транспортных средств и коммуникаций, к сожалению, существенно утрачивается. Во-первых, окном России в мир в изрядной степени является Москва и многие международные контакты осуществляются именно и только через нее. А во-вторых, современные коммуникации и средства связи делают более эффективными международные контакты с выходом непосредственно на провинцию. Бурный рост и интенсивность международных контактов в Коми, Поволжье, Западной Сибири, Приморье и др. - тому наглядное подтверждение. Столичного жителя, попадающего в Усинск или Нижневартовск поражают прежде всего чуть ли не ежедневные прямые авиарейсы в США, Канаду, Японию, количество зарубежных бизнесменов и финансистов, действующих в российской "глубинке".

Поэтому претензии Санкт-Петербурга на окно России в современный мир, по меньшей мере нуждаются в существенной корректировке. Скорее, в связи с развитием современных информационных технологий, со своим дворцовым потенциалом, Санкт-Петербург может стать центром научного, делового, политического общения, местом проведения масштабных конференций, выставок, семинаров и т.п. С этим могут быть связаны и перспективы развития банковского и биржевого дела, развития Санкт-Петербурга как центра международного сотрудничества и посредничества, как "города-брокера". Даже использование исключительно благоприятного географического положения города в плане водного транспорта существенно зависит от вложений в реконструкцию морского и речного портов, прокладки нефте- и газопроводов, строительства соответствующих терминалов и т.д.

Таким образом, эта идентификация Санкт-Петербурга перспективна, но в очень конкретном понимании города как центра информационных и коммерческих, торговых коммуникаций. Это, в свою очередь, предполагает серьезные вложения в создание современной информационной и транспортной инфраструктуры, которую Санкт-Петербург в настоящее время, практически не имеет..

(3) "Военно-морской форпост России". Эта идентификация связана с предыдущей, наполняя образ Санкт-Петербурга как "окна в Европу" конкретным содержанием военно-морского стратегического форпоста России. Это значение Санкт-Петербурга было главенствующим при его основании Петром Великим, для которого строительство новой столицы на окраине империи было жестом, знаком, утверждением центра дальнейшей экспансии России. Эта роль Санкт-Петербурга, ослабевавшая на протяжении всей последующей истории (включая советский период), сохраняется и в наше время. Однако, по сравнению с такими военно-морскими центрами как Североморск, Северодвинск, Калининград, в связи с перспективой строительства новых более современных российских портов, в том числе на Балтике, она приобретает все менее выраженный стратегический характер.

(4) "Город-труженик". В этом случае речь идет о Санкт-Петербурге как промышленном центре. Учитывая, что свыше 70% промышленного потенциала Санкт-Петербурга связано с военно-промышленным комплексом, конверсия с неизбежностью ставит вопрос о серьезной структурной перестройке городской промышленности, выводе из города ряда производств, изменения структуры занятости, переориентацией ее на сферу обслуживания - в том числе и в связи с переосмыслением приоритетных функциональных образов города.

(5) "Город-интеллигент". Имеется в виду понимание Санкт-Петербурга как центра образования ("кузница кадров") и науки. Первое - в условиях обвального разложения российской высшей школы и неблагоприятной социально-демографической ситуации (постарения населения, превышения смертности над рождаемостью) [9], дороговизной обучения и транспортных расходов, - становится все более проблематичным. Что касается науки, то фундаментальная наука вошла в кризисное состояние даже раньше высшей школы, а прикладная наука все более концентрируется при современных производствах, размещенных зачастую в провинции.

Поэтому перспективы этой идентификации, в лучшем случае, могут быть связаны с фундаментальной наукой (при условии ее сохранения и поддержки) и образованием преимущественно гуманитарного профиля и в сфере художественного творчества (музыка, изобразительные искусства, театр и т.д.).

(6) "Центр туризма". На первый взгляд, у Санкт-Петербурга есть все возможности, чтобы реализовать этот образ: местоположение, историческое наследие, культурный потенциал и т.п. Поскольку на эту тему в последние годы было сказано немало громких слов, стоит уделить этому вопросу дополнительное внимание.

В современных условиях роль туризма в развитии социально-культурной сферы возрастает. Увеличение количества туристов, посетивших город, на 33 человека означает создание одного прямого и двух косвенных рабочих мест. Ежегодно в виде налогов на туристическую деятельность в городскую казну приблизительно поступает $ 30 млн. И эта сумма могла бы быть значительно больше.

Санкт-Петербург является туристической столицей Северо-Запада, если не России в целом. Он опережает в рейтинге туристической привлекательности столицу Российской Федерации - Москву. Санкт-Петербург называют "Северной Венецией", так как многочисленные реки и каналы (общей протяженностью 40 км) омывают этот город 41 острова и 400 мостов. Во всем мире известны панорамы невских набережных, своеобразие которым придают уникальные архитектурные ансамбли, да и весь город предстает как уникально художественное целое. Именно за уникальную феерию архитектурных ансамблей город-музей прозвали "Северной Пальмирой".

Очевидна культурно-историческая уникальность Санкт-Петербурга - центра практически всех российских потрясений последних трех столетий. Память об этих событиях увековечена в названиях улиц, монументах и двух парковых ансамблях.

В течение двух веков, с ее основания, вблизи столицы Российской империи были созданы величественные дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины, ряд других царских, великокняжеских и вельможных резиденций. В их художественном облике отразились все этапы развития русской архитектуры и паркостроения XVIII-XX веков. Самые знаменитые ансамбли ныне являются историко-художественными и архитектурными музеями-заповедниками.

Питерский морской, с влажным воздухом и теплой зимой климат близок погодно-климатическим условиям соседних городов на Финском заливе (Таллинн, Хельсинки), а также приморских городов Скандинавии, Великобритании и Ирландии.

Санкт-Петербург имеет инфраструктуру туризма: помимо музеев это театры, концертные и выставочные залы, сеть отелей, ресторанов и кафе, разнообразные услуги для индивидуальных туристов. В городе зарегистрировано более 700 туристических фирм.

По сведениям ООН в шкале популярности крупнейших международных туристических центров городу на Неве отводится 8 место, что выше Вены, Праги, Мюнхена, Берлина, а число желающих его посетить превысило 30 млн. человек. Однако количество туристов, прибывающих в город, далеко неадекватно его популярности в мире. Максимальный поток зарубежных туристов зафиксирован в 1989 году и составил 1,5 млн. человек. Но уже в 1992 году поток из-за рубежа сократился более, чем в З раза, а из СНГ - более, чем в 5 раз. Если в годы "перестройки" интерес к городу инициировался начавшимися переменами в стране, низкими ценами на туристические услуги, то теперь стабильность развития туристического бизнеса зависит прежде всего от культурно-исторического богатства, а также от качества обслуживания, обилия и разнообразия элементов туристического сервиса, радушия горожан.

Развивающиеся страны нередко используют доходы от туризма для подъема экономики. Туризм остается одним из немногих непосредственных и радикальных средств интеграции Санкт-Петербурга в европейское и мировое культурное пространство. Ускоренное развитие столь важной и высокодоходной отрасли, какой является туризм, уникальная культура Санкт-Петербурга составляют чрезвычайно перспективный потенциал превращения Санкт-Петербурга в привлекательнейший город мира. Однако, несмотря на все эти очевидности и реальные возможности, несмотря на шумные декларации о превращении города в туристический центр мирового значения, городской администрацией практически не было предпринято реальных шагов по этому пути, если не считать заявок на масштабные спортивные мероприятия. К сожалению, стремительное повышение цен на туристические услуги до уровня мировых сопровождалось снижением качества обслуживания туристов. Организационно туристический потенциал так и остался раздробленным. Сферу культуры города координирует Комитет по культуре, гостиничный комплекс находится в руках Комитета по внешним связям, туризм - раздробленным, а под Департаментом по туризму - ни структур, ни серьезных денег. Попытка создать Комитет по культуре и туризму оказалась неэффективной именно в силу ведомственных барьеров и амбиций. Однако координирующие усилия городской администрацией практически не предпринимались. Дело дошло до того, что в городе до сих пор реально не введен city-tax - туристическая пошлина, являющаяся основным источником развития туризма в любом нормальном туристическом городе. Более того, удивление зарубежных партнеров и просто приезжих вызывает отсутствие в Санкт-Петербурге развитой информационной туристической службы. Неоднократно предлагавшиеся проекты (как отечественные, так и зарубежные) опять таки натыкались на бездействие или нестыковку интересов.

Поэтому, хотя город и сохраняет высокий уровень привлекательности на туристическом рынке. Тем не менее, по крайней мере - в настоящее время, этот потенциал использовать практически не удается в силу острого дефицита гостиниц, соответствующих международным стандартам, недостатков сервисного обслуживания - как гостинично-ресторанного, так и экскурсионного, дороговизны и низкого качества услуг, криминальной ситуации, неблагоприятной экологии и т.д. Устранение этих факторов требует колоссальных затрат, изменения демографической структуры населения и его занятости. Все вместе делает этот - чрезвычайно привлекательный и корреспондирующий с образом "окна в Европу" - образ Санкт-Петербурга, к сожалению, пока мало реальным.

(7) "Сокровищница мировой культуры". Действительно, Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения. В городе накоплен колоссальный культурно-исторический потенциал. Такого количества подлинников и фондов культуры ХVIII столетия практически больше нигде нет.. В городе сохранена и развивается мощная сеть учреждений культуры: музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов. Более того, именно наличие этого потенциала и делает перспективным развитие Санкт-Петербурга как центра науки, образования, туризма и коммуникации. С образом Санкт-Петербурга как центра культурно-исторического наследия в наибольшей степени связан и его образ как "города-героя".

Этот город - символ общечеловеческой Культуры, несет в себе мощное духовное начало. Искусство, наука, политика, духовные искания в Санкт-Петербурге всегда отличаются особой страстностью, предельными и запредельными вопросами человеческого бытия. Очевидно, решающую роль в этом играет его уникальная культурно-историческая среда, неповторимый ландшафтно-климатически-архитектурный комплекс, соприкасаясь с которым, человек попадает в исключительно напряженное поле духовного поиска и самоопределения.

Замечательной особенностью Санкт-Петербурга является его способность стимулировать поэтическое воображение и творчество. Неповторимое очарование и притягательность одного из красивейших городов мира, его “белых ночей” воспевали поэты и музыканты, высоко ценили знатоки и исследователи истории, зодчества, изобразительного искусства. Симфония в камне его дворцов, площадей, проспектов, набережных, Нева, каналы, ирреальное северное небо, то тусклый, то слепящий косой солнечный свет создают неповторимо поэтичную среду. Недаром Санкт-Петербург называют городом муз. Этот город не только воспет в шедеврах великих поэтов (Пушкин, Некрасов, Блок, Рильке, Ахматова, Бродский ...), но и сам задает поэтические темы, интонации, стилистику. [Der Stadt] Санкт-Петербург - это поэтика просветленного состояния духа, торжества разума, особой красоты рационального устройства жизни и энергии преображения; воплощенной идеи имперской столицы, схем властной воли и антигуманного насилия; культуры просвещенной аристократии и особого аристократизма культуры вообще; испытания личности, высшего напряжения сил - интеллектуальных, нравственных, просто человеческих, переживания существования как наваждения, заглядывания в иные миры, поиск и надежда на обретение спасения; отчаяния революционного порыва к лучшей жизни и трагической участи интеллигенции, ее мужества и стоицизма; героической стойкости жителей города в 900-дневной гитлеровской блокаде; авангарда, модерна и постмодерна от Серебряного века начала ХХ ст. до нынешнего андерграунда.

Сохранение культурно-исторического наследия, его вовлечение в оборот, поддержание и развитие культурных процессов требует существенных затрат на реставрацию, поддержку и инициирование. Поэтому первостепенной задачей становится определение приоритетов развития сферы культуры города, тщательный их отбор и включение в оборот живой культуры. [Стратегический план]

Так или иначе, но реализация этой идентификации города возможна только в сочетании с определением - кому, какая и по какому поводу культура Санкт-Петербурга нужна. Причем, желательно в сочетании с (2), (4) (6) образами города.

Даже такое краткое рассмотрение традиционных идентификаций Санкт-Петербурга, традиционных фундаментальных функциональных образов города, его градообразующих метафор (“Северная столица”, “Окно в Европу”, “Форпост России”, “Индустриальный центр” и т.д.) показывает, что они нуждаются в конкретизации и переосмыслении. [Тульчинский: Образы] В наши дни они приобретают неоднозначный характер, поскольку все они исходят из устаревших представлений о востребованности Санкт-Петербурга со стороны России и частично - заграницы. [Культура и власть] Практически все они не являются выражением реальной востребованности города его населением (которое появилось на невских берегах за 300 лет), не ориентируются на экспектации населения, рассматривают его как пассивный объект, но не субъект развития города.

Важнейшим обстоятельством является то, что в нынешних условиях сфера культуры Санкт-Петербурга оказывается главным приоритетом социально-экономического развития города. Культура впервые в истории города из вторичного феномена становится центральным градообразующим комплексом. Она не может развиться "после" экономического оживления и политической стабилизации в стране и регионе. Наоборот без поддержки и развития культуры мало реальными оказываются и сохраняющие перспективу традиционные функциональные образы города. И наконец, на этой основе возможен поиск новых функциональных образов Санкт-Петербурга, в том числе и являющихся синтезом и трансформацией традиционных идентификаций.

Эти два главных вывода о роли культуры и учета самоопределения населения придают проблеме новую глубину, переводя ее в план поиска новой, постсоветской идентичности петербуржцев.

Петербургское достоинство: содержание культурной идентичности

 

О том, что Санкт-Петербург - не просто “культурная столица России”, но носитель чрезвычайно особой культуры - известно давно и хорошо. Но само отношение к этой культуре пока, к сожалению, ограничивается заботой о сохранении культурно-исторического наследия, материальной среды города, интересом к его великому прошлому - что само по себе чрезвычайно важно, но... если короля играет свита, то имидж города играют люди, живущие и работающие в нем, идентифицирующие себя и свою судьбу с ним, носители его культуры.

Поэтому от общих разговоров о роли культуры, о культурном потенциале города важно перейти к реализации этого потенциала, к развитию живой культуры. Возможно, что проблемы с развитием туризма в Санкт-Петербурге, недавняя неудача в конкурсе за проведением Олимпийских игр обусловлены отсутствием сознательной и энергичной работы по формированию и продвижению имиджа города, невнятными, на уровне обыденных, а то и устаревшими представлениями о его содержании.

Остается невнятным и дизайн городской власти: Смольного, Мариинского дворца, зданий и офисов комитетов, кабинетов городских чиновников, других присутственных мест.

Что входит, может и должно входить в идею города, на основе которой и может только формироваться его имидж? Вот только беглый обзор таких составляющих, обязательных для каждой культуры:

“Отцы основатели”. Для Санкт-Петербурга это Александр Невский - освободитель и защитник “исконно русских земель” на невских берегах и, разумеется и прежде всего, Петр I - основатель города.

“Грамматисты”, те, кто дал язык. Для Санкт-Петербурга это прежде всего А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, разумеется - Ф.М.Достоевский, заложившие основы темы Петербурга в российской культуре, наиболее полно выразившие идею города.

“Пантеон” исторических и культурных героев, “нравственных учителей”. Позволю себе не конкретизировать эту тему в силу очевидности. История нашего города чрезвычайно богата яркими историческими персонажами, выдающимися деятелями культуры, науки, искусства.

Обязательной составляющей каждой культуры являются “жертвы”, люди, безвинно пострадавшие, отдавшие свою жизнь на этой земле, политой их кровью. История города дает великое множество таких примеров: от основания города и декабристов до сталинского террора и блокады Ленинграда.

Ландшафтно-архитектурные символы: Белые ночи, Нева, мосты, дворцы, монументы...

Фольклор, народные промыслы и ремесла, символы промышленного производства, товары: петербургская эмаль, фарфор, турбины, корабли, в последнее врем - пиво...

Важную роль играет городская геральдика: герб, флаг, гимн, календарь праздников и священных дат.

Ну и что же здесь нового? Все мы знаем, что живем в великом городе. Санкт-Петербург и возник-то как город-миф, город-идея. Речь идет именно об идее, о смысле, о духовной ценности, когда город - не только и не столько предмет осмысления, сколько средство. Своеобразие этой идеи в ее особой страстности, соприкасаясь с нею, человек попадает в поле исключительного духовного напряжения, которое выдерживает далеко не каждый.

Питерцы всегда чувствовали свою особость и свое достоинство, отличие от москвичей, туляков, архангелогородцев, кубанцев и т.д. [Quality]Это отличие всегда признавалось в отечестве, к питерцам, ленинградцам всегда относились и относятся с особым уважением. Быть петербуржцем, быть ленинградцем это ко многому обязывает, это даже накладывает известную ответственность. Помимо прочего, явная особость питерской культуры и идентичности проявляется во время и в результатах избирательных кампаний. Короче говоря, нам есть чем гордиться в своем прошлом, да и настоящем тоже.

Но теперь, представляется, настала пора, когда надо четко и ясно сказать, в чем мы, питерцы, видим свое достоинство. Надо четко и ясно сказать, что для нас свято, кто наши герои, каковы наши святыни и надежды. Как мы сами понимаем самих себя, в чем видим свою роль в российском и не только российском обществе. Нужны осознанные согласованные действия городских властей и общественности по формированию и продвижению петербургской культурной идентичности, петербургского стиля жизни и работы, качества этой жизни и работы.

Речь идет не о сепаратизме, а именно собственном достоинстве петербуржцев, сознании роли и значения культуры города в современной России. Важнейшим условием самоорганизации является эффект локализации, возникновение нелинейных процессов притока средств нового развития целостной системы [Князева и Курдюмов, с.18]. Такой эффект и способно создать формирование локалитетов, особенно столь конструктивных как питерский.

Проблемы: Ленин, первоапостол...

В контексте сказанного очевидной становится нетривиальная проблема нового осмысления и переосмысления питерского пантеона..

Прежде всего это касается персонажа, имя которого носит город. Санкт-Петербург - как прочесть это название - город святого Петра или святой город Петра? На первый взгляд, несомненно - первое. А какого Петра? Первоапостола, первого Папы Римского? Или императора? Вопрос не лукав. В названии заложена апелляция не к основателю (лишь как намек и ассоциация), а к апостолу Петру, то есть - к Риму. Город был задуман в противовес Москве также и как еще один "Рим" - "четвертый", как еще одна столица христианской империи. Причем, с апелляцией к наследию собственно Рима, через головы Византии и Москвы - "Римов" второго и третьего, минуя их, как наследник Рима первого. Это подтверждает и герб Санкт-Петербурга - два скрещенных якоря лапами вверх. Герб Санкт-Петербурга выглядит геральдической и морской бессмыслицей (якоря - и на гербах тоже- всегда располагаются лапами вниз), но только если не знать, что он - прямая цитата герба Ватикана, на котором изображены скрещенные бородками вверх ключи, ключи от рая, хранителем которых является св. ап. Петр. В обоих случаях - ключи, только одни - от царствия небесного, другие - от "парадиза" земного. Город, как морской и речной порт, давал ключи к европейской цивилизации - петровскому представлению о "парадизе". И именно из Питера исходили российские попытки утвердить утопические представления об установлении царствия небесного на земле, в отдельно взятой стране.

Св.Петр, однако, довольно быстро ушел из смысловых ассоциаций названия города. Особенно, из обыденного сознания. Культ Петра - апостола перешел на Петра - императора. Намек и ассоциация победили. Эта тенденция закрепилась в дальнейших переименованиях города: сначала в Петербург, а затем в Петроград. Город стал градом императора Петра, Петрополем. Поэтому возвращение городу исторического имени придает последнему неоднозначный, парадоксальный характер. Кто свят? Христианский святой? Император-основатель? Сам город? У многих, наверное, на памяти, как резанула глаз, ухо и душу реплика А.И.Солженицына, предлагавшего буквальное русское имя города - Свято-Петровск. Стало очевидным, что это не об этом городе. Мне довелось участвовать в заседании коллегии городского Комитета по культуре - обсуждался сценарий очередного праздника города. Простой вопрос - Каким образом учтен и фигурирует ли в сценарии персонаж, имя которого носит город? - вызвал недоумение докладчика: "Тут же все про Петра!!", и сожалеющий, как на идиота, взгляд. - "Так я же говорю о первоапостоле". Тут уж от меня вообще шарахнулись, как от лошади, а тогдашний председатель Комитета по культуре после паузы махнула досадливо рукой: "Кому надо, пусть в церковь идет!" Безблагодатная святость - намек, а фактически культ Петра I - закрепившаяся в череде переименований, а главное - в архетипическом (коллективном бессознательном) осмыслении, перешла в культ города - парадиза, культ центра, сокровищницы культуры. И что святее - основатель или его детище? "Святость" обоих безблагодатна, амбивалентна к добру и злу. Что и нашло свое логическое завершение в переименование города именем великого самозванца, именем его партийной клички. Но теперь, так или иначе, но необходимо выработать сознательное отношение к смыслу названия города.

Или еще одна проблема - проблема Ленина, личности, сыгравшей яркую роль в истории города, имя которого город носил несколько десятилетий. Да и город герой, все-таки, не Санкт-Петербург, а именно Ленинград. Замалчивание проблемы отдает Ленина целиком и полностью коммунистам и... Москве, что представляется непозволительным. Наш город можем дать пример стране спокойного и взвешенного отношения к истории. Похоронить Ленина в Санкт-Петербурге, городе, где его деятельность проявилась наиболее ярко, а еще лучше - поместить его мумию в музее, в том же Русском музее, без поклонения, политизированности и ритуальности, а как историческую реликвию - возможно оптимальное решение. В музеях Санкт-Петербурга есть египетская мумия, есть скифская - почему бы не быть еще и советской?

Даже традиционные персонажи питерской истории и культуры нуждаются в более глубоком осмыслении.

Например, чтимый на питерской земле, как нигде в России, Александр Невский. Обычно русский идеал святости - это безропотное принятие безвинного страдания, вплоть до мученической смерти. Александр же активен, он защитник, воитель. Более того, его рецепция в идеологию российского государства потребовала даже инверсии исторических фактов: в иконографии он фигурирует как лидер борьбы против татарского ига - и это в контексте его тонких и добрых отношений с Ордой, участия ордынской конницы в битве на Чудском озере!!! Можно сказать, что Александр Невский, как носитель зачатков имперской идеи, - первый собственно питерский святой.

Или - роль Анны Иоанновны, Елизаветы и Екатерины II-ой. После кончины Петра российской столицей вновь довольно быстро стала первопрестольная. Двор и бояре не любили Санкт-Петербурга, боялись его. В считанные месяцы Санкт-Петербург опустел и стал зарастать травой. Можно утверждать, что ключевую роль в его новом возрождении в качестве столицы сыграли императрицы. Их приход к власти, образ мысли и поведения резко противоречили московским традициям и укладу. В то же время. Им самим требовалось утвердиться в этом противопоставлении. Поэтому можно утверждать, что именно российские императрицы сделали Санкт-Петербург Санкт-Петербургом.

Питерская идея: парадокс пост-имперской идентичности

И самое главное. Дело не только и не столько в символике, сколько именно в системе ценностей, разделяемых петербуржцами, ценностей, прежде всего - духовных, нравственных. Санкт-Петербург - одна из главных тем российской истории. Россия и российская культура во многом сознают себя через отношение к Санкт-Петербургу. Поскольку город связан с петровскими реформами и личностью царя-реформатора, постольку и вся противоречивость их оценок переносится и на Санкт-Петербург. Он - символ торжества разума, гения Петра, открывшего новые горизонты российской жизни, особой красоты рационального устройства жизни, идеальный город, город-воплощенная утопия. И одновременно - центр зла и преступлений, символ народных страданий, антигуманного насилия и схем властной воли, историческая ошибка Петра. Почти по Фрейду - как Эрос и Танатос России одновременно. Город - хранитель ключей от парадиза земного. И... - "божий враг", безблагодатная святость, сатанизм Санкт-Петербурга. Как город-идея и город-испытание духа и жизненных сил страны и человека. Отсюда и обилие имен города (Петрополь, Северная Пальмира, Северная Венеция и т.д.), его образов, прочтений, легенд. Сама череда его переименований (Санкт Питерс бурх - Санкт-Петербург - Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург) - от первоапостола через императора-основателя к партийной кличке великого самозванца - есть сюжет и символ пути России. Однако, в наши дни споры об имени (именах) города отходят на второй план по сравнению с осмыслением самой идеи города, вступающего в свое четвертое столетие.

Нынешняя питерская идентичность парадоксальна. Как любая культурная идентичность она апеллирует к культурному наследию, культурным корням, славному прошлому, его героям. А культурно-историческое наследие, величие города связаны с империей, статусом имперской столицы. Питер и возник-то именно как столица новой России, строящейся провозгласившим себя императором Петром. И Санкт-Петербург вошел в российскую историю второпрестольной столицей, противопоставленной первопрестольной Москве - собирательнице земель русских. И эта двуполюсность сохраняется до сих пор. Московские властители - советские и пост-советские не любят Питер, раздражающий их своей инаковостью. Парадокс-то и заключается в том, что имперский по самой своей сути город оказывается противостоящим неким глубинным основам российско-советской империи. Думается, что здесь-то и проходит главный нерв питерской идентичности, только нащупав который и можно говорить о нынешних перспективах питерской идеи.

Империя - это отнюдь и не всегда плохо. Все известные в истории империи (Александра Македонского, Древний Рим, Византия, империи древнего и средневекового Китая, Священная Римская империя, Австро-Венгерская империя) оставляли после себя великие культуры. В идее империи много конструктивного, объединяющего, способствующего снятию противостояний, раздробленности, развитию государственности и просвещению. Не являлась исключением из этого ряда и Российская империя, символом которой и стал Санкт-Петербург. Как и всякая империя она была не только “тюрьмой народов”, но и несла этим народам просвещение, условия развития, совместного существования.

Для петербургской культуры характерны внеэтничность, наднациональность, или как сейчас говорят - мультикультуральность, некоторая космополитичность. Но Питер не только город-космополит, он и город - интеллигент. Его культуре присуща веротерпимость, рациональность, общая толерантность и корректность.[Quality] Проблема трагедии маленького человека, противостоящего безличной государственности - фактически, зародыш проблемы прав человека - возникла (пушкинский “Медный всадник”, гоголевская “Шинель”) и могла возникнуть только в Санкт-Петербурге. Более того, питерской идентичности свойственны особая рациональность, ориентация на исторический прогресс и модернизацию. Космополитичность, наднациональность, мультикультуральность и терпимость, уважение к личности, рациональность и нацеленность на развитие - все это и образует содержание питерского стиля, особого питерского достоинства.

Чрезвычайно показательно и поучительно сравнить это содержание с содержанием идеи европейскости, представленной в упоминавшемся докладе Совету Европы, и которую авторы доклада возводят к Древнему Риму, Западно-Римской империи, империи Наполеона, экспансии Запада в Америке, Азии, Африке, Австралии, т.е. имперским началам, объединявшим западный мир. [In From] Совпадения с питерской идеей разительно буквальные: мультикультуральность, демократия, толерантность, вера в исторический прогресс, права человека.

От имперской ностальгии к новому образу

Санкт-Петербург, действительно, оказывается носителем и представителем европейского начала в культуре России, носителем импульса ее развития. Буквально - остров Петербург в архипелаге Россия. Понимание этого обстоятельства необходимо в поиске приоритетного (существенного, фундаментального) функционального образа города, который столь важен для городских и федеральных властей в определении стратегии развития города, для деловых кругов в стране и за рубежом, а главное - для жителей Санкт-Петербурга.

Российские и советские правители не любили Санкт-Петербург. И я полагаю - не случайно. Этот город - чрезвычайно специфичен и парадоксален. Особенно и именно в российском контексте. И дело не столько в хорошо известных питерских парадоксах и напряжениях между дворцами и трущобами, просторными набережными и проспектами и темными дворами-колодцами, классицизмом и авангардизмом и т.п. Петербургская парадоксальность глубже и интереснее. Более того, она чрезвычайно важна для перспектив города и России в целом. Это парадоксальность имперского наследия как основы новой демократии и открытого общества.

Повторюсь, но в нынешних условиях культура Санкт-Петербурга оказывается главным фактором развития города. Более того, на этой основе возможен поиск новых образов Санкт-Петербурга, в том числе и являющихся синтезом и трансформацией его традиционных идентификаций, например:

(8) "Центр Балтики". Эта идентификация синтезирует образы (2), (4), (6), отчасти - (1) и (5), и в наибольшей степени - (7). Однако, эта идентификация Санкт-Петербурга - не просто синтез его традиционных образов. Она лишена имперских амбиций, противопоставления (пусть даже неявного) России остальному миру, связана с открытостью современного российского общества, наполнена современным содержанием международных контактов на Севере Европы, естественно тяготеющих к такому мощному культурному центру, каковым является Санкт-Петербург.

(9) "Город-инноватор". Этот образ - не только наиболее полный синтез фактически всех традиционных идентификаций, он является естественным обобщением реальной роли Санкт-Петербурга в российской истории. Для России Санкт-Петербург всегда был и остается "городом-инноватором" - духовным, интеллектуальным и организационным центром преобразования практически всех сфер российского общества, инициатором и проводником (транслятором) практически всех модернизаций российского общества, экономики, промышленности, политики ("колыбель трех революций"), науки, образования, искусства - иначе говоря, - культуры в целом. Очевидно, срабатывает уникальная архитектурно-ландшафтно-климатическая среда этого уникального города. Будущее города, представляется связанным именно с этим образом Санкт-Петербурга, несомненно нуждающимся в тщательной конкретной проработке.

Апелляция к имперскому началу может и должна использоваться в формировании питерской идентичности. Но только не к империи как таковой - претензии эти будут безосновательны и ведут в тупик Некрополиса, города - памятника самому себе. Речь идет об апелляции к конструктивному содержанию имперской культуры, фактически - к нереализованной утопии европейского города-государства в составе России, не о ностальгии о безвозвратно ушедшем прошлом, а о том, что могло быть, но осталось еще нереализованным.

Похоже, что только в Санкт-Петербурге возможна конструктивная трансформация имперской идеи, вещь невозможная в других регионах. Например, в Москве, обреченной на образ собирательницы земель русских, в том числе и неоднозначными методами. Или в Калининграде, апелляция к прошлому в котором оказывается весьма причудливой: то ли к прошлому Германской империи, прусскому величию, то ли к советскому прошлому.

И эта конструктивно трансформированная питерская идея оказывается главным условием модернизации жизни города. Не апелляцией к сохранению величественного прошлого, а с опорой на это прошлое - импульсом к новому развитию.

Санкт-Петербург - утопический город, город-мечта России о новой, светлой, разумно устроенной жизни. Помимо прочего, и в том смысле, что этот город - то место, где утопии имеют склонность к реализации. Так почему бы не говорить о новой петербургской мечте о городе, дающем новые импульсы историческому развитию России. Такой вывод полностью соответствует идее Всемирного десятилетия культуры, объявленного ООН в 1987 г., основной целью которого является обеспечение культурным ценностям центрального места в экономическом и техническом развитии любого государства и общества.

Санкт-Петербург как окно в Европу и окно в Россию, средоточие межкультурных контактов и связей, город-космополит, символ общечеловеческой Культуры, способен объединять людей вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности - еще одна замечательная особенность Санкт-Петербурга. В основании, в становлении, в революциях, героических 900-х днях гитлеровской блокады Санкт-Петербург был и остается великим Городом, испытанием России, испытанием физических и нравственных сил, синонимом культуры вообще - как истока, как процесса и как результата этого испытания.

Город уже живет под знаком своего 300-летия. Сама ситуация призывает подвести итоги, определиться в перспективах. Следует лишь верно понять этот важнейший период жизни города и его культуры, выразить на языке решений и действий его проблемы и перспективы. В противном случае у Санкт-Петербурга действительно имеются все шансы de facto приобрести образ "Некрополя", превратиться в город-памятник самому себе.

...

С поклоном,
координатор рассылки LXE

mailto:lxe1@pisem.net
http://mumidol.ru/gorod



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное