Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Основы успешной речи


Давненько не было нашей рассылки. Всё потому, что IGROки дружно отправились в отпуск (некоторые всё еще там!). За это время на сайт пришло много вопросов. Сегодня мы ответим на один из них, присланный Александром Пименовым, который обучался у нас ораторскому мастерству. 

 

«Прежде всего, я хочу поблагодарить Игоря Родченко за замечательный и очень полезный тренинг "Хозяин слова". Хотя обучение было два года назад, я многое помню и применяю. Игорь, спасибо! У меня вопрос, связанный с особенностями моей работы. Дело в том, что мне довольно часто приходится выступать на научных и научно-технических конференциях. Я пользуюсь знаниями и навыками, которые получил на вашем тренинге, но понимаю, что мои доклады могли бы быть лучше, если бы я знал какие-то "особенные" техники. Есть ли какие-то специальные навыки для таких спикеров, как я? Рекомендации?»

 

 Отвечает Игорь Родченко:


«Александр, я искренне рад, что обучение было полезным для вас и с удовольствием дам несколько советов для выступающих технических конференциях. 
Мы с вами прекрасно понимаем, что выступление на технической конференции отличается от любого другого вида выступлений – у него своя техника, и она не похожа на мотивирующее выступление перед сотрудниками, вроде того, что мы видели в фильме «Волк с Уолл-стрит». Поэтому то, что будет обязательным для «зажигающей» презентации, например, минимум текста на слайде и максимум импровизации в общении с залом, подведет под монастырь докладчика на конференции. Всегда нужно учитывать ситуацию.

 

1.    Хороший специалист разбирается во всех тонкостях своего дела, и его искренняя убежденность в том, что без подробнейшего объяснения слушатели доклада не поймут материал, способна повредить. Особенность восприятия устного текста слушателями такова, что большую часть объемного доклада большинство пропустит мимо ушей. Устные выступления предназначены для донесения СУТИ. Поэтому нужно уметь останавливать себя в желании быть чересчур подробными. Убирайте всё, что не имеет жизненно важного значения для смысла доклада.
 

2.    Ни в коем случае нельзя впасть в другую крайность и на этапе подготовки выхолостить доклад до текста рекламного сообщения. Статус любой технической конференции таков, что к информации здесь заведомо серьезное и уважительное отношение. Кроме того, ваш доклад и без излишней детализации может требовать больших объемов данных. Если вставить в презентацию все эти схемы, графики, выдержки из документов, а потом попробовать всё это произнести, то случится информационный коллапс. А выбросить эти данные нельзя, потому что тогда будет снижен статус доклада, нарушена традиция, утрачен смысл. Для того, чтобы сохранить насыщенный информацией доклад и не потерять слушателей, стоит разделить слайдовую часть презентации и собственно устное сообщение. Не нужно озвучивать всё, что есть на слайдах, рассказывайте свою историю на фоне слайдов, комментируя отдельные представленные там факты.
 

3.    Третий важнейший момент, на который стоит обратить внимание на этапе подготовки. Создавая презентацию слайд за слайдом, погружаясь в детали, докладчик часто теряет логическую нить повествования. Это случается, по моим наблюдениям, в 7-8 случаях из 10. Логическая композиция презентации – это то, что помогает слушателю следить за развитием мысли, понимать и предугадывать её движения. Без такой композиции слушатель очень быстро устает и теряет внимание к докладу. Это должна быть план-схема ключевых мыслей, нарисованная так, что сразу ясно: что, откуда и куда. прежде чем заниматься написанием доклада, слайдами, возьмите лист бумаги и нарисуйте «дорожную карту».
 

4.    По этой схеме нужно проговорить будущий доклад раз десять, проговорить простыми словами, так, чтобы «и бабушке было понятно». Проговорить не полный текст доклада, а его ключевые идеи и связки между ними. Проговорить не с целью «заучить слова», а чтобы проверить, насколько хорошо ложится материал, насколько он логичен.
 

5.    Наверное, главный мой совет, который поможет докладчику не убить интересный доклад, это совет оставаться рассказчиком. Доклад – это то, что рассказывается, даже когда читается с листа. Хороший докладчик, прекрасно знакомый с материалом, на конференции предпочитает иметь текст доклада под рукой. Необходимо научиться работать с написанным текстом так, чтобы у слушателя не возникало ощущения, как раньше говорили, «избы-читальни». Для этого полезно фразы в тексте разбивать на две-три части (красным карандашом отделять или сразу печатать интонационными отрезками по три-пять слов) и тренироваться читать с забегом на несколько таких отрезков (синтагм), чтобы иметь возможность поднимать голову и произносить их слушателям, а не листу бумаги или экрану. Доклад лучше рассказывать, а не докладывать.
 

6.    Техническая конференция не требует от докладчика какого-то «зажигательного» поведения. Главное впечатление здесь создается на уровне мыслесодержания, но отрицать необходимость живого взаимодействия с аудиторией невозможно. Так как докладчик обычно выступает из-за трибуны и поэтому ограничен в жестах и передвижениях, огромное значение приобретает зрительный контакт с залом. Чтобы подготовить слушателей к восприятию содержания и собрать их внимание, всегда используйте «начальную паузу». Несколько секунд тишины, когда вы только встали за трибуной, спокойный сосредоточенный взгляд, которым вы обводите зал… Не суетиться и спокойно работать с людьми, воспринимая доклад как ОБЩЕНИЕ, как РАЗГОВОР. Не теряйте контакт со слушателями. 
 

7.    Каким бы серьезным ни был ваш доклад, примеры – это то, что никогда его не испортит. В хорошем докладе их должно быть не менее пяти. Короткие, энергичные, из личного опыта и опыта других людей. Слушатели любят примеры даже сильнее выводов, потому что выводы мы и сами горазды делать, а вот опыт так просто на дороге не валяется. Ищите примеры и не стесняясь вставляйте их в доклад.

8.    К вопросам нужно готовиться. Как отвечать на них – отдельная тема, но если вы сами себе зададите пять вопросов, которые могли бы прозвучать из зала, а потом на каждый ответите, потратив не более 15-20 секунд, то к ответам на вопросы из зала точно будете готовы. Совет же такой: старайтесь закончить выступление, когда вопросы у слушателей еще есть. Будет здорово, если к вам после доклада будут подходить слушатели, подсаживаться к вам в кафе, стучаться вечером в номер отеля и спрашивать, интересоваться. Это значит, что ваш доклад им оказался нужен. Это значит, что вы выполнили работу целого отдела и принесли компании значительный успех.

 Именно таких докладов я вам и желаю». 


Хотите, чтобы в следующем выпуске рассылки наши тренеры ответили на ваш вопрос об ораторском искусстве, культуре речи, аргументации, грамотности, этикете? Напишите нам на office@igro.ru с пометкой «Вопрос тренеру».

 


Начнем учебный год с уроков русского?


Вечерний курс Анны Валл «Русский по-взрослому» начнется 18 сентября. 

Мы попробуем взглянуть по-новому на правила русского языка и на возможности совершенствования своей речи. Эти уроки русского не покажутся вам скучными и будут очень полезными. Вы научитесь внятно, точно и без ошибок формулировать свою мысль и создавать яркий художественный текст. Присоединяйтесь!

Записаться >> 

 


 РАСПИСАНИЕ ОТКРЫТЫХ ПРОГРАММ>>

 

Вопросы по корпоративным
программам и предложения

о сотрудничестве:

+7 (812) 319-09-09
+7 (921) 947-45-73
irina@igro.ru

 

Информация о программах

и запись в группы:

+7 (812) 319-09-09
+7 (921) 587-38-85
office@igro.ru

IGRO. Отвечаем за слова с 2004 года.
igro.ru

 


В избранное