Лариса Николаевна Хуторская – представитель научной школы человекосообразного образования, автор более 300 работ в области педагогики, методологии образования, методики обучения физике. Разработала биографический метод в обучении – систему воспитания, основанную на закономерностях семейных династий в науке, личностном подходе к изучению научных достижений–с позиции личности авторов этих достижений.
Личностно-значимый подход к изучению наук Л.Н. Хуторская обозначила ещё в 1970-х годах, до того, как личностно-ориентированный подход начал оформляться в отечественной педагогике 1990-х годов. И если многие педагоги делали акцент на личности учащихся, она акцентировала внимание наличности учёных для развития личности учеников.
Ею обоснована роль личности учёных в обучении их достижениям на учебных предметах. Не только и не столько законы Ньютона она считала важным изучить на уроке, сколько раскрыть личность самого первооткрывателя, пережить драму идей, освоить применяемые учёным способы деятельности и его компетенции. Через личность учёного осваивались не только добытые им знания, но воспитывалось стремление и умение ученика в собственном познании.
На основе специально организованного диалога ученика и учёного (во времени), обеспечивалось не только изучение достижений прошлого, но и связь времён, раскрытие личности ученика по отношению к личностям учёных. Знакомясь с жизнью и деятельностью учёных, через эмпатию к ним, ученик приобщается к исторической миссии человечества, реализует себя как личность.
Для реализации своей системы воспитания, основанной на закономерностях семейных династий в науке, примененяются биографические факты, занимательная литература,научная фантастика, например, научно-фантастические произведения К.Э. Циолковского.
«Космический след» характерен для всей научно-педагогической деятельности Ларисы Николаевны. Философия русского космизма легла в основу научной школы человекосообразного образования.