Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дистанционные олимпиады

  Все выпуски  

Дистанционные олимпиады Пять стремлений человека во Вселенной


Институт образования человека
29 ноября 2025 г.

Пять стремлений человека во Вселенной

Космический ракурс отечественного образования
24-26 декабря 2026 года в Москве проводится конференция «Педагогика образования человека: космический ракурс».



Пять стремлений человека во Вселенной

А.В. Хуторской

Что лежит в естественном истоке образования человека? В нашейНаучной школе человекосообразного образованияобоснованы пять ключевых стремлений человека, которые определяют его образование: когнитивные, креативные, организационные, коммуникативные, ценностно-смысловые. Каждому из этих стремлений соответствуют определённые виды деятельности, а также результаты, выражаемые в знаниях, опыте и компетентностях.

Данные стремления относятся к любой области жизни, обучения любой науке или практике. Конкретизируем стремления ученика в области Вселенной, которая определяет миссию каждого - вселиться в неё. Приведём примеры каждой из пяти ключевых деятельностей учащихся по отношению к Вселенной:

1) когнитивные деятельности: смотреть на небо; наблюдать и осваивать методы наблюдения удалённых космических объектов: звёзд, планет, звездных скоплений, галактик; собирать факты о Вселенной; задавать вопросы о ней; формулировать гипотезы по отношению к вопросам вселенского масштаба;

2) креативные деятельности: выдвигать идеи о происхождении и свойствах Вселенной, о её роли и влиянии на Землю, людей, на себя; рисовать образ Вселенной; создавать произведения различных жанров, используя фото, видео, рисунки, тексты; конструировать собственные модели Вселенной, сравнивать их с известными моделями мироздания;

3) организационные деятельности: выстраивать деятельностные отношения к Вселенной – ставить цели, строить планы, искать и применять методы изучения Вселенной; осознавать действующие во Вселенной законы, применять их в собственном нормотворчестве; рефлексировать по отношению к реализуемой деятельности;

4) коммуникативные деятельности: настроить «каналы» общения с Вселенной – зрительные, мыслительные, эмоционально-чувственные, иные; писать сочинения типа «Я и Вселенная», «Я во Вселенной»; отыскивать «обратные связи» с Вселенной, применять их в своей жизни и образовании;

5) ценностно-смысловые деятельности: задавать вопросы о причинах существования человека и Вселенной, отвечать на них; сравнивать себя с Вселенной; конструировать собственные и изучать известные принципы бытия Вселенной; применять принципы вселенского бытия для конструирования своих смыслов и целей жизни; использовать правила существования Вселенной для решения текущих задач обучения, семейной и профессиональной деятельности.

Выстраивание отношений с Вселенной начинается с ближайшего окружения ученика. В начальной школе данные задачи решает предмет «Окружающий мир». Кроме ближайшего окружения организуется взаимодействие с дальним окружением, ребёнку предлагается изучать облака, небо, Солнце, Луну, звёзды. Изучение происходит сообразно возрасту учащихся, их личностным особенностям. Например, понятие бесконечности для младших школьников формируется в их рисунках «Моя Вселенная», старшеклассники пишут эссе.

Для выстраивания отношений с Вселенной эффективны эвристические вопросы и задания ученикам, например: «Определите, что общего у человека и Вселенной», «Если бы Вселенная создала человека только на планете Земля, обеспечило бы она его полёт к своим границам?», «Как, на ваш взгляд, может выглядеть лучистое человечество, о котором говорил К.Э. Циолковский? Изобразите отдельного лучистого человека».

Реализация задач по осознанию и выстраиванию учащимися своей связи с Вселенной – задача, которая уместна на уровне национальной доктрины образования. В России данная доктрина была отменена в 2014 году и на сегодня отсутствует. Нами предложенпроект Национальной Доктрины образования человека в РФ, в который включён «вселенский компонент»:

Для реализации вселенского компонента образования проводитсяпроект "Космический класс".

24-26 декабря 2026 года в Москве проводится конференция «Педагогика образования человека: космический ракурс».



Ближайшие мероприятиявсводном расписании на сайте.

Подпишитесь на наш аккаунт в ВК:https://vk.com/eidos_institute

(с) «Институт образования человека», 2011-2025 гг.
e-mail: info@eidos-institute.ru
https://eidos-institute.ru

ВКонтакте ;ЯндексДзен ;YouTube

Это сообщение вам отправлено, потому что вы посещали сайт eidos-institute.ru или участвовали в мероприятиях ГК "Эйдос". Отписаться от рассылки.

Если через форму отписаться не удаётся, пришлите ответ на данный выпуск со словом "Отписаться".



В избранное