Продолжается публикация дополнительных выпусков Школы Красноречия.
Отвечаем на вопросы своих читателей.
Сергей К. из г. Находка пишет
Однажды где-то прочитал фразу о том, что выступающему для уверенности стоит на что-то опираться – на стул или стол. Но мне кажется, что это не правильно. Так или нет?
Отвечает Игорь Родченко – бизнес-тренер, специалист по риторике и речевой коммуникации.
Согласен с Вами, Сергей. Один из дурных помощников оратора – стул. Как легко отрезать себе ноги? Спрячьтесь за четырёхногим предметом интерьера. Мы будем видеть ровно половину Вас. Хорошо, если лучшую. Оратор, как красотка с обложки популярного журнала – должен демонстрировать себя во всей красе. Ноги помогают работать с залом. Понаблюдайте за окружающими. Тело любого человека точно выражает его состояние. Активная позиция проявляется в активной позе. Если же мы прячемся за любым предметом мебели, будь то стул
или стол, то нам самим приходится тратить вдвое больше энергии для завоевания аудитории. Конечно, есть ситуации, в которых мы согласно традиции или обстоятельствам оказываемся за трибуной или столом заседаний на сцене. Но не зря самые убеждённые стараются покинуть это убежище. Соблюдайте традиции и следуйте обстоятельствам, но при первой возможности нарушайте их. Пусть между Вами и слушателями не будет искусственных баррикад.
.
Андрей Клебяка спрашивает Как быть, когда надо начинать выступление, а много участников ещё не пришли. В зале сидит меньше народа, чем должно быть. Не пришли, потому что пробки.
Отвечает Людмила Смирнова – тренер-консультант, специалист по риторике и аргументации.
Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Но прежде совет от директора по визуальным коммуникациям McKinskey & Company Джина Желязны: «Начинайте презентацию вовремя! Давайте не будем наказывать тактичных и пунктуальных ради тех, кто таковыми не является».
1. В зале средних размеров. Поставьте перед дверью человека, который соберет всех опоздавших и впустит их группой. Благодаря этому, вы не станете отвлекаться каждые три минуты на очередного нарушителя порядка. Минус: раздражение тех, кто опоздал на меньшее время и теперь должен ждать остальных.
2. В большом зале. Предупредите всех о том, что люди опаздывают по уважительной причине и начинайте работать, но попросите освободить ту часть зала, которая находится ближе к двери. Минус: как это ни странно, но обязательно найдутся участники, которые пройдут прямо перед вашим носом в противоположную от двери часть зала, по пути поздоровавшись с кем-нибудь из друзей.
3. В маленьком зале. Терпите. Не забудьте сделать небольшую паузу, когда кто-то входит, чтобы группа не потеряла часть вашего выступления. Они в любом случае будут отвлекатся на вошедшего. Когда придут последние, можете остановиться и кратко резюмировать для всех, что вы сказали в начале.
И ещё. Если оратор нервничает по поводу опоздавших, значит он не уверен в себе и в своём материале. Пусть опоздавшие переживают, что не услышали самого важного и не увидели самого интересного.