Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Самотрансформация и образование


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Самотрансформация и образование   141   2020-10-12 12:31

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске размещены доклад «Самотрансформация и образование» Висента Хао Чина младшего на ХХ Киевском международном форуме 31.05.20 г. и статья «Воспитание сердца» Лащенко Н.Д., кандидата педагогических наук.

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, сайты центров гуманной педагогики, другие интересные ресурсы, страницу видеоматериалов с участием Шалвы и Пааты Амонашвили, сайт научно-просветительского педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», ссылку на Образовательную программу «Человек. Семья. Мир.»(укр.), читайте новости рубрики «Психология и воспитание» сайта «КУЛЬТУРА – ВНУТРИ»: Квартиру-музей семьи Ивана Франко диджитализировали (укр.), Чайка по имени Ричард Бах, Далай-лама о важности преподавания светской этики в современной системе образования (с видео),  Об онлайн услугах библиотек Киева (укр.), О психологической профилактике и гигиене личности в противодействии пандемии (укр.), а также о Проекте информационного письма о возможном проведении 29-30? октября 2021 г. при содействии Министерства образования и науки Украины на базе Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова пятнадцатых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике «Как любить детей?».

Радости Сердца Всем нам, целостного Здравия, состояния Любви, озарения Мудрости, достижения Равновесия и Осознанности Бытия, юмора в глазах и Устремления к Самосовершенствованию!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ:

«Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко снискать, скоро разочаруется. И вместо того чтобы винить тех, кто ввел его в заблуждение, и себя самого, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы?» /ЯНУШ КОРЧАК (1878—1942), выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель/

«- Я люблю - и этим все сказано.

- Любите?

- Правда, не в общепринятом смысле. Я люблю все: природу, людей, деревья, облака, страдания, смерть. Одним словом - жизнь! Я - оптимист и экстремист любви.

- У вас было мало разочарований...

- Очень много!

- И тем не менее?

- И тем не менее!»

Эрих Мария Ремарк "Приют грез"

Самотрансформация и образование

Висенте Хао Чин младший, Президент Фонда Голден Линк Колледж, Филиппины (онлайн доклад на ХХ Киевском международном форуме «Пути духовного развития человека и общества»)

Просвещенное образование, вероятно, является самым мощным инструментом преобразования человека и общества. Дети посещают школу с раннего возраста и проводят в ней 15 или более лет. В этот период почти постоянно формируется их личность и характер. Это оказывает влияние на то, как они будут жить в дальнейшем. В результате такое образование может повлиять на миллионы молодых людей, которые станут гражданами – представителями следующего поколения. Это влияние постоянно сохраняется. Оно может привести к социальной трансформации, которая может сделать этот мир намного лучше.

Но что сегодня происходит в сфере образования в мире? Давайте разберемся.

Каждый год в Японии 1 сентября происходят две вещи. Во-первых, это день начала занятий во всех школах в Японии. Во-вторых, в это день происходит самое большое число самоубийств среди учащихся в стране.

Эта тенденция стала настолько тревожной, что Секретариат кабинета министров провел исследование проблемы самоубийства в период с 1972 по 2013 год. Они обнаружили, что самоубийство среди учащихся является основной причиной смерти подростков в Японии. Наибольшее число суицидов приходится на два дня в году, когда школы открываются после летних и весенних каникул.

Этот страх перед школой, который приводит к самоубийству, дети испытывают не только в Японии. Это происходит во многих азиатских странах, особенно в экономически развитых, таких как Корея, Китай, Гонконг. В Индии каждый час умирает один учащийся от суицида. Это происходит из-за давления, конкуренции и экзаменов в школе. Подобные тенденции к совершению самоубийств среди подростков наблюдаются в Соединенных Штатах, Великобритании и европейских странах.

Что же происходит? Почему школа стала источником ужаса, а не источником мудрости и просвещения? Почему дети, как правило, ненавидят школу, а не ожидают каждый школьный день с радостным предвкушением? Не должны ли мы полностью пересмотреть концепцию образования и то, почему мы отправляем наших детей в школу?

Эрих Фромм, известный философ и психиатр, написал в своей книге «Здравомыслящее общество»:

Задача внушить людям основополагающие идеалы и нормы нашей цивилизации — является, прежде всего, задачей образования. Но насколько удручающе неадекватной является наша образовательная система для выполнения этой задачи. Ее цель в первую очередь – это дать человеку знания, необходимые ему для функционирования в индустриальной цивилизации.

… Человек сам стал частью машины, а не ее хозяином. Он стал ощущать себя товаром, инвестицией; его цель стала состоять в том, чтобы добиться успеха, то есть максимально выгодно продать себя на рынке. Его ценность как личности заключается в его рыночной привлекательности, а не в его человеческих качествах, таких как любовь, разум или художественные способности.

Но является ли социальный и финансовый успех целью человеческой жизни? Для чего мы стараемся дать образование детям? Многие миллионеры совершили самоубийство. Как и многие известные люди. Это означает, что истинный успех не имеет прямого отношения к деньгам, славе или положению - то есть целям, внушаемых семьей, школой и обществом, которые зачастую глубоко отпечатываются в сознании молодых людей.

Я хотел бы задать всем нам вопрос, который поможет ответить, для чего мы стараемся дать образование детям.

Если у вас есть сила вылепить своих детей такими, какими вы хотите, чтобы они стали, какие пять основных качеств вы хотели бы видеть в них, когда им исполнится 40 лет?

Финансовый успех? Здоровье? Счастье? Высокое положение? Слава? Сильный характер?

Независимо от того, какими основными качествами вы бы хотели, чтобы обладал ваш ребенок, вы указываете такие цели, как выполнение родительских обязанностей и образование.

Вы бы включили счастье или удовлетворенность в число пяти основных качеств? Что бы вы выбрали – состояние счастья или богатство?

Если счастье является одной из пяти главных целей образования, почему тогда оно не включено в нашу учебную программу? Мы проводим 12 или более лет, изучая математику, и все же, как часто мы используем в нашей жизни знание математики? Многие ли из нас использовали квадратные уравнения в своей жизни? Или синусы и косинусы?

Почему бы не уделить хотя бы полгода тому, как стать более счастливым и умиротворенным человеком, чем изучать высшую алгебру или тригонометрию?

Великий психолог Абрахам Маслоу определил конечную цель образования:

Функция образования, цель образования - это, в конечном счете, «само-актуализация» человека, становление его человеком в полном смысле, достижение наивысшего развития, которое может выдержать человечество или которое может достичь отдельный индивид. (Маслоу, 1993, с. 162)

Школы должны быть устроены таким образом, чтобы выявлять лучшее в каждом человеке. Нам необходимо совершенствовать наши подходы к образованию, чтобы в программу обучения были включены необходимые подготовительные меры для развития качеств и компетентности, необходимых в жизни.

Ниже приведены четыре ключевых элемента при разработке учебного плана школ:

1. Школьная культура и ценности

2. Развитие личности

3. Формирование характера

4. Компетентность

Эти элементы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оказывали трансформирующее влияние на детей по мере их взросления. Само-трансформация относится не только к развитию привычек и навыков, но также к пробуждению высших способностей, которые подготовят человека к действительно зрелой жизни.

1.       Школьная культура и ценности

Первым важным фактором в создании школы, оказывающей благотворное влияние, является ее культура. Как и дома, ученики перенимают глубоко укоренившиеся ценности, мировоззрение, привычки и образ жизни из школьной среды, ее политики и взаимоотношений. Ниже приведены примеры элементов школьной культуры, оказывающих положительное влияние:

Отсутствие конкуренции. Конкуренция преобладает в школах по всему миру. Она неосознанно создает мировоззрение, которое заключается в том, что существенно важно быть лучше других в жизни, будь то в науке, спорте, искусстве, талантах, положению или в других областях. Это наносит вред, так как создает ощущение, что значимость жизни измеряется тем, насколько мы преуспеваем по сравнение с другими.

Отсутствие страха. Страх - основной источник бедствий и несчастья. Он перерастает в тревожность, озабоченность и даже невроз. Страх перед людьми также вызывает негодование, касается ли это отдельных лиц или групп, таких как расы, религиозных убеждений или стран. Страх ведет к ненависти. Когда вы боитесь чего-нибудь, вы начинаете это ненавидеть. Когда вы боитесь человека, вы начинаете ненавидеть такого человека.

Школа не должна использовать страх как способ мотивации учеников. Ученики должны хотеть учиться, потому что они заинтересованы и чувствуют, что принимают вызов, а не потому, что они хотят получать высокие балы или избегать провалов по предмету.

Отсутствие наказания. Наказание – означает причинить физическую или психологическую боль учащемуся. Из-за такой боли у детей развивается страх. Вместо этого школы должны использовать два подхода: объяснить причину, по которой что-то не разрешено, и, во-вторых, обозначить последствия любого нарушения.

Дружелюбность и забота. Атмосфера в школе должна быть любящей, заботливой и веселой. В ней должна быть позитивная обстановка, когда учащиеся чувствуют доброжелательное отношение и поддержку. Это может проявляться очень просто, как ежедневное приветствие и улыбка.

Ценностные ориентиры. Школа должна научить ценностям, которые помогут сформировать теплые отношения, сотрудничество, целостность, организованность и подобные качества.

Для достижения вышеизложенного школа должна иметь постоянную программу обучения своих учителей и персонала для развития таких качеств, взглядов, мировоззрения и привычек, которые позволят им внести свой вклад в создание такой культуры в школе.

2.       Развитие личности

Привычки и мировоззрение, выработанные в детском и подростковом возрасте, становятся личностью человека. Они включают уважение, самодисциплину, настойчивость, здоровые привычки, навыки общения и т. д. Их нужно сознательно развивать в школе, а не просто рассказывать учащимся о таком поведении.

3.       Формирование характера

Характер отличается от личности. Характер - это осознание того, что правильно и неправильно, что этично и неэтично, справедливо и несправедливо. Благодаря развитию высших умственных способностей люди могут видеть вещи с более глубокой и более высокой точки зрения, таким образом, принимая более мудрые решения в жизни.

Поэтому в школе необходимо проводить систематическую программу пробуждения высших воспринимающих способностей учащихся. Такие высшие способности позволяют им развить внутреннюю волю, которая приведет к самообладанию и даст возможность дисциплинировать свою личность. Это ключ к зрелости.

4.       Компетентность

Существует три вида компетентности: (а) жизненная компетентность, (б) трудовая компетентность и (в) профессиональная компетентность. Наиболее важной является первая.

(a)      Жизненная компетентность - относится к навыкам, которые необходимы для хорошей жизни в этом мире. К ней относятся самосознание, самообладание, эффективность в отношениях, эффективные навыки общения, здоровые привычки, уверенность в своих силах, непредубежденность, настойчивость, терпение, ясность ценностей, оптимизм, добросовестность, способность быть счастливым и другие подобные качества. Они ценны в любых обстоятельствах, в которых могут оказаться люди. Развитие этих качеств должно стать важной частью школьной программы.

(b)      Трудовая компетентность - это набор качеств, которые делают людей эффективными и результативными в любой работе, которую они выбирают или получают. Примером этого является ориентированность на результат, надежность, целеустремленность, отношения на основе сотрудничества, дружелюбие, уважение, готовность постигать новое, лидерство и т. д. Люди не всегда находят работу в тех областях, знания о которых они получили. Но если им присущи эти компетентности, они будут эффективными при выполнении любой поставленной перед ними задаче, даже в новых областях, с которыми они не знакомы.

(c)      Профессиональная компетентность - это навыки, необходимые в конкретной профессии, такие как знание бухгалтерского учета для бухгалтеров, программирование для специалистов по созданию компьютерных программ, инженерное дело для инженеров и т. д. Многие школы имеют тенденцию подчеркивать этот третий вид компетентности, хотя первые две компетентности во многом важнее. Человек может быть очень компетентным в бухгалтерском учете, но может быть ненадежным человеком с точки зрения своевременного завершения своей работы. Люди, главным образом, достигают определенного уровня и становятся активом организации из-за своего характера и индивидуальности, а не из-за их технической или профессиональной компетентности.

Образовательная политика стран не должна быть слишком сосредоточена на экономике или конкурентоспособности. Благотворное и всестороннее развитие человека важнее экономического роста. Это ведет к более зрелой гражданской позиции, социальному миру, политической стабильности и общему счастью людей. Зрелость граждан приведет к устойчивому экономическому благосостоянию. Они также будут более подготовлены к достижению истинной духовности.

Смотреть видео в YouTube

Воспитание сердца

Основное положение педагогических идей Е.И.Рерих заключается в том, что воспитание прежде всего «есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет» (П., т. 2, с. 429)1. В книгах Учения Живой Этики и письмах Елены Ивановны красной нитью проходит мысль о том, что развитие природного потенциала личности происходит через нравственное совершенствование человека.

На страницах Учения она с тревогой констатирует: погоня за «физическим знанием» и «механическим миропониманием» послужила причиной того, что «этика утерялась среди нагромождений формул» (М.О. II, 262), более того - «настоящее время отличается потрясением нравственности» (Бр., 220).

Подобные рассуждения совпадают с высказываниями выдающегося русского общественного деятеля и педагога Н.И.Пирогова, который утверждал, что нравственный уровень людей подвержен колебаниям и подобен барометру: то повышается, то понижается в зависимости от колебаний общественной атмосферы (П., т. 2, с. 425) Особые опасения у Елены Ивановны вызывали такие изменения нравственного уровня человека, «которые вносятся не идеями, а инстинктами и низшим психизмом», а потому она настаивает (особенно в периоды падения нравственности) на необходимости самосовершенствования каждого человека и прежде всего самосовершенствования нравственного (там же, с. 426).

Придавая особую значимость морально-этическому просвещению подрастающего поколения, Е.И.Рерих высказывает неудовлетворённость состоянием нравственного воспитания не только в системе образования, но и в семье: «Школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодёжи, но даже наоборот. <...> Не лучше обстоит дело и с домашним воспитанием в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьёзное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития» (там же, с. 371).

В настоящее время эта проблема остаётся актуальной. В недавнем прошлом в отечественной педагогике решение проблем нравственного воспитания сводилось к выполнению социального заказа: подчинение человека требованиям общественной морали, подведение всех под общий знаменатель. В результате насаждались стереотипы поведения и некие усреднённые черты личности. Декларировалась свобода, творчество, инициатива, способность к инновационной деятельности, а на практике воспитывалась личность, активность которой направлялась на исполнение чужой воли и повторение в индивидуальном опыте сложившихся общественных стандартов, стереотипов, оценок и суждений. Такой подход в воспитании зачастую приводил к появлению приспособленчества у подрастающего поколения.

Елена Ивановна сетовала по поводу многочисленности подобных приспособленцев: «Ведь большинство людей, именно, не имеют личности, настолько она стёрта у них с колыбели навязанными им готовыми суждениями, догматами и всякого рода стандартами; они проходят жизнь, как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы» (П., т. 1, с. 290). Безнравственных исполнителей, не состоявшихся как личность, Е.И. Рерих называет «автоматами», «тенями», «действительными пособниками и ухищрителями зла»; по её мнению, это люди с «малыми заурядными сознаниями» (там же, с. 106). В Живой Этике даётся образная характеристика сути таких беспринципных и «маловольных» личностей: они, «подобно траве, мятутся по ветру» (С., 544).

Елена Ивановна строго осуждает внешнюю, показную нравственность, чуждую убеждениям личности. По её мнению, для духовно-нравственного развития человека недостаточно знания моральных норм и внешнего, формального их исполнения, принудительного подчинения общественной дисциплине, поскольку «дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может» (П., т. 1, с. 357). Подобная нравственная позиция характеризуется ею как «тёмная аморальность», которая «покоится на дисциплине страха». Основы внешней дисциплины «поддерживаются тиранией» над человеком, что в результате вносит в структуру его личности «дисгармонию и разрушение» (С., 111).

Подлинной нравственностью, исходя из Учения Живой Этики, следует считать лишь ту, которая внутренне присуща человеку, «таится в глубине его сознания» (Бр., 197). Только в том случае, когда человек «может вместить устои справедливости и нравственности» в своём сознании, когда выработал и утвердил свою внутреннюю правду «при посредстве углубления в Учение, и самоуглубления, и лютой борьбы с самим собою» (П., т. 2, с. 431), его мышление, воля, побуждения и поступки будут направляться совестью, станут свободным проявлением его внутреннего, духовного мира.

Е.И.Рерих говорит о необходимости воспитания с детских лет - в противоположность «дисциплине страха» - дисциплины свободы, преобразования внешней дисциплины в истинную самодисциплину, которую она понимает как «суровую действительность свободы», «ответственные волевые действия» (А.Й., 222). Её взгляд на самодисциплину соединяет в себе в единое целое понятия необходимости и свободы и базируется на двух основных принципах: внутренней свободе человека и его ответственности перед собой, обществом и Мирозданием: «Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным даром» (П., т. 2, с. 394).

В этой связи Е.И.Рерих писала своим последователям: «...я советовала бы Вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же, как и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения» (П., т. 1, с. 440).

Говоря о необходимости воспитания дисциплины свободы и самодисциплины в процессе морально-этического просвещения подрастающего поколения, Е.И. Рерих касается вопроса свободы воли, где «единое выражение этой свободы есть свобода выбора» (П., т. 2, с. 190). По её убеждению, стремление к свободному волеизъявлению свойственно самой природе человека: в нём «заложено желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества» (там же, с. 413-414).

Елена Ивановна различает два вида свободной воли: волю дисциплинированную, понимаемую как подлинно свободную и её антипод - необузданную (Н., 456^, которую называет «безответственностью» (А. И., 222), «своеволием» (Н., 899). Она убеждена, что стремление к первой заложено в самой природе человека (Бр., 570). «Из всех тварей лишь он один одарён сознательной свободной волей» (П., т. 2, с. 190). Однако это не означает, что дисциплинированная воля проявляется в жизни человека сама собой. Её необходимо культивировать в ребёнке в процессе воспитания: «не нужно думать, что такая воля может образоваться самосильно, её нужно воспитывать, как ценный цветок» (Н., 813).

Волеизъявление пронизывает всю психическую жизнь людей. Формирование и развитие воли происходит в процессе их взаимодействия с социумом, в общении с другими людьми, в различных видах деятельности, в том числе и в «творческом труде» (Н., 729). Воспитывать волю Елена Ивановна рекомендует на разнообразных «уроках жизни». Для этого нет необходимости создавать специальные ситуации, применять какие-либо «искусственные методы»: «Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растёт на каждодневных проявлениях. <...> На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают волевой уровень» (Бр., 570).

Антиподами свободного волеизъявления являются не только «дисциплина страха», но и «своеволие», «безумие самомнения», «безответственность» (А.Й., 222). И очень важно, чтобы воспитатель учил распознавать дисциплинированную волю и своеволие: «Пусть учитель скажет детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли...» (Н., 899).

Совершенствование личности и окружающей его действительности, прогресс человечества в целом Е.И.Рерих связывает с развитием и совершенствованием сердца, иными словами, с нравственным становлением и самосовершенствованием (П., т.1, с. 289). Сердце - это духовно-нравственный аспект сознания, основанный на идеалах истины, добра, красоты, общего блага, камертон, создающий внутренний настрой человека на эти идеалы, которыми должен руководствоваться человек.

По мнению Е.И.Рерих, человек - носитель изначального нравственного побуждения, которое под воздействием среды, воспитания и самовоспитания может либо замолчать, либо развиться в совесть. Смысл воспитания она видит в пробуждении этического сознания.

Сердце в совокупности с другими составляющими духовного начала (психическая энергия, самосознание) Елена Ивановна определяет как «истинное индивидуальное Я» и призывает при-слушаться к голосу Сердца, голосу своего высшего «Я» — совести. Считая нравственное становление и самосовершенствование основой, стержневым моментом общего и психического развития человека, она полагает, что Сердце должно быть судьёй (С., 282) и мерилом во всех вопросах (П., т. 1, с. 171), «всегда и во всём должно руководить нами Сердце» (П., т. 2, с. 90).

В то же время Елена Ивановна полагает, что не существует безусловных, абсолютно справедливых нравственных формул, так как «эволюция предпосылает, относительность каждого понятия» (там же, с. 376). Нравственные постулаты, преломляясь в сознании человека, получают жизненность в его действиях. В процессе самосовершенствования происходит развитие в сознании человека самих нравственных идеалов, они приобретают более ярко выраженный характер, силу и значение, изменяя его жизненные проявления.

Принимать нестандартные решения в ситуациях нравственного выбора, оригинально мыслить и творчески действовать, применяя «каждое понятие соизмеримо и целесообразно каждой жизненной ступени», поможет, по убеждению Е.И.Рерих, развитое этическое чувство - чувствознание (там же, с. 376). В нём проявляется недифференцированное оценивающее сознание как выражение внутреннего убеждения, основанного на знании и опыте (П., т. 1, с. 391). Е.И.Рерих считает, что бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а затем в интеллектуальном акте. Раскрывая содержание понятия «чувство- знание», она уточняет, что «это не просто знание, но чувствознание, ибо всё знание, получаемое нами, прежде всего основано на чувстве» (П., т. 2, с. 280).

В таком толковании знание перестаёт быть продуктом исключительно формально-логических операций, оно становится достоянием внутреннего мира личности, обеспечивающим её духовно-нравственное совершенствование. Чувствознание - это проявление прежнего жизненного опыта человека в виде мгновенных импульсов, озарения; это область высших духовных проявлений, высшего «Я», Сердца. Оно - шестое (П., т. 1, с. 229), этическое чувство, проявляющееся в виде тончайших чувствований и прозрений (С., 522, 514).

Молниеносные (Н.,с. 182), мгновенные (С., 581) импульсы чувствознания Е.И.Рерих считает трудновосприпимаемыми. Причину этому она видит в разделении чувств и мысли. Она задаётся вопросом: «Может ли быть чувство не на основе мысли?» (Н., 182) и приходит к выводу, что на уровне «сознания в степени чувствознания» (А. И., 535) граница между чувством и мыслью исчезает, то есть чувствознание представляет собой слитное единство мысли и чувства.

Для того, чтобы в ситуациях нравственного выбора человек мог слышать голос совести, Сердца, требуется сознательное восприятие этих импульсов (С., 546). Иными словами, необходимо в процессе мышления импульсы чувствознания претворять в слова, в противном случае они «могут пребывать без откровения» (Н., 182), оставаться неосознанными. Человек духовно развитый и нравственно воспитанный в состоянии «зоркости», то есть высокой степени внимания к своей внутренней жизни, способен воспринимать импульсы чувствознания на уровне рассудка.

Эта способность чутко воспринимать и осознавать импульсы чувствознания, по мнению Е.И.Рерих, подлежит развитию, для чего она рекомендует вести наблюдения деятельности собственного сердца, начиная с детского возраста: «Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения» (С., 425).

Развитие этой духовной способности происходит в результате воспитания, которое в Живой Этике называется «сердечным» (С., 498). «Этот предмет (сердечное воспитание. - H.Л.) нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями Сердца. Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному» (там же).

Нам представляется перспективной для современной педагогической теории и практики идея Е.И.Рерих поставить именно нравственность в основу целостного подхода к воспитанию человека. Связывая общее, психическое и профессиональное развитие человека с его духовно-нравственным становлением, Елена Ивановна особую значимость придаёт пробуждению в процессе воспитания этического сознания, формированию основ нравственной культуры личности. Воспитание поистине нравственного человека, то есть такого человека, нравственность которого «таится в глубине его сознания», на наш взгляд, позволит решить проблему воспитания внутренне свободной личности, активной, творческой, инициативной, подготовленной к конкретным запросам жизни, способной целенаправленно изменять как себя, так и общество.

г. Белгород

Примечание

1 Список принятых сокращений в ссылках на первоисточники: А.Й. - Агни Йога; Б. - Беспредельность; Бр. - Братство; М.О. II - Мир Огненный, ч. II; Н. - Надземное; С. - Сердце; П. - Письма Елены Рерих, 1929-1938.

Список литературы

[1] Учение Живой Этики. В 3-х т. / Сост. Г.Е.Чирко. СПб., Просвещение, 1993.

[2] Агни Йога. Надземное. Братство. Ч. 2. Внутренняя Жизнь. М„ Сфера, 1995.

[3] Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2-х т. Мн., Белорусский фонд Рерихов, ПРАМЕБ, 1992.

Лащенко Н.Д., кандидат педагогических наук

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Детский поселок "Китеж" / Kitezh childrens community

Скульптор Алексей Леонов: галерея

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ /Детская студия «ЭХО»

Детский портал «Солнышко» Сайт для умных родителей «Твой ребенок»

Все для детей СТРАНА МАСТЕРОВ

Киевский университет имени Бориса Гринченка -- ЕЛЕКТРОННЕ НАВЧАННЯ --

БЕЗКОШТОВНI ОНЛАЙН-КУРСИ В УКРАIНI

Международный центр гуманной педагогики

Гуманная педагогика XXI век (YouTube канал)

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего.

Издательский центр Шалвы Амонашвили

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики»

«Академия гуманной педагогики Шалвы Амонашвили» являет собой Образовательный и культурный Центр гуманной педагогики, который реализует образовательные программы для родителей и учителей, организует семинары, встречи, фестивали российского и международного масштабов, проводит психолого-педагогическую консультационную и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения.

ВИДЕО С ПРОШЕДШИХ СЕМИНАРОВ с участием Шалвы и Пааты АМОНАШВИЛИ

ДЛЯ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ: реализация программ. Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП. На ее основе вы можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений.

Школа Жизни Авторская программа для средней общеобразовательной школы, построенная на принципах гуманной педагогики СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ. Программа «Школа жизни» создана для реальной поддержки учителей и воспитателей в их стремлении освоить гуманно-личностный подход к детям. Программа создана Ш.А.Амонашвили на основе богатого опыта, накопленного в нашей стране и за ее рубежами в 70-90-х годах.

Программа «Басти-Бубу» является воспитательно-образовательной концепцией на основе гуманной педагогики, созданной П.А.Амонашвили на основе опыта детского сада «Басти-бубу» (г. Тбилиси, Грузия). Обе программы разработаны в результате многочисленных запросов со стороны руководителей и работников образования. На данный момент программы служат отправной точкой для многих частных образовательных учреждений для реализации мировоззренческой педагогики Амонашвили.

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ».

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЯМ: книги для детей, родителям о детях КОСМОС В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ

Фонд "Оранжевый Верблюд". Независимый сайт творчества детей и молодёжи.

Творческий сайт Эдуарда Помыткина.

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: http://innerlife.info/ - много интересных материалов на культурно-духовную тематику J

ТВОРИТЬ БЛАГО! - Группа ФБ объединяет проекты и социальные инициативы, направленные на решение острых вопросов общества, оказание благотворительной помощи действительно нуждающимся в ней, акцентирует внимание на актуальных постах...

Школа гуманной педагогики. Цель создания группы ФБ - объединение всех, кому не безразлична судьба наших детей, образования и нашей страны.

Психологический центр проф. Эдуарда Помыткина: Психологические книги

Образовательная программа «Человек. Семья. Мир.»(укр.)

НОВОСТИ:

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: Публикации / Психология и воспитание:

Квартиру-музей семьи Ивана Франко диджитализировали (укр.)

В киевском музее семьи Ивана Франко оцифровали экспонаты и создали 3D-модели комнат в формате дополненной реальности. Фонд Франко при поддержке Украинского культурного фонда взялся диджитализировать культурное наследие семьи Франков, чтобы обеспечить свободный доступ посетителей в музей, расширить музейную аудиторию и перейти от классического к инновационному музея с точки зрения визуализации и информативности. Виртуальный 3D-тур музеем создан в формате 360 и позволяет погулять по залам музея. Детальнее на сайте

Чайка по имени Ричард Бах

"В моей жизни было два момента, когда я как бы прозрел. Один из них был ночью. Я смотрел на звезды и передо мной был как будто занавес, которого на самом деле не было. Занавес отошел в сторону, и я понял все... В другой раз я испытал ощущение безграничного света, который был любовью. Свет был таким сильным, что я молил, чтобы он ушел, я не мог его выдержать. Для меня это было, как ядерная вспышка. Она, как озарение, дала мне силу, дала мне знание о том, кто мы есть и что есть наш дом, и что это - огромная красота. Я понял это и затем постарался рассказать об этом через небольшую игру..."

Далай-лама о важности преподавания светской этики в современной системе образования (с видео)

25 августа 2020 г. Его Святейшество Далай-лама выступил с краткой речью о важности преподавания светской этики в рамках современной системы образования, а затем ответил на вопросы участников видеоконференции. Организаторы – программа «Mind Mingle», посвященная продвижению идей практического обучения, целеполагания в образовании с учетом особенностей и раскрытия потенциала каждого конкретного ребенка, способствующих полноценному развитию ума, тела и души ребенка. Запись прямой интернет трансляции. Синхронный перевод на русский язык: Юлия Жиронкина (фонд «Сохраним Тибет»).

Об онлайн услугах библиотек Киева (укр.)

Публичные библиотеки Киева работают онлайн и предлагают полезные образовательные услуги в форме соответствующих консультаций и справок через собственные виртуальные сервисы. Объявления карантина в связи с эпидемией коронавируса и закрытия библиотек для посещения, как следствие, заставили библиотекарей искать возможные форматы взаимодействия с пользователями и предлагать свои услуги онлайн. Детальнее на сайте

О психологической профилактике и гигиене личности в противодействии пандемии (укр.)

Институтом педагогического образования и образования взрослых имени Ивана Зязюна АПН Украины разработано методическое пособие, в котором освещаются концептуальные и практические вопросы психологической профилактики и гигиены личности в противодействии пандемии COVID-19, охватившей весь мир и Украину.

Вернадский говорил о сверхличности ученого, которая доминирует в ноосфере, понимая под этим фактически социальную, соборную, солидарную в большой миссии познания природы личность мирового научного общества. В условиях коронавирусной пандемии на авансцену борьбы с ней выходит именно такая соборная со-личность ученого - биолога, генетика, вирусолога, врача, психолога, социолога, а также - научно подготовленного политика, менеджера, экономиста, инженера, гражданина. Поэтому при определении наиболее адекватного подхода, необходимого для понимания глобальной коронавирусной проблемы, мы считаем целесообразным опираться на ноосферно-личностный подход, который интегрирует в себе признаки рассмотренных выше фундаментальных представлений о неодиалектике, онтосистемный анализ и синтез, обновленный со-личностный подход в контексте учения о ноосфере.

Методическое пособие разработано и издано в марте 2020 авторским коллективом под редакцией Рыбалки В.В.

Пособие содержит 123 страницы, его можно скачать на сайте Института по ссылке.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! (Проект)

29-30? Октября 2021 г. при содействии Министерства образования и науки Украины на базе Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (возможно) состоятся пятнадцатые Всеукраинские чтения по гуманной педагогике «Как любить детей?».

Мы возвращаемся к обсуждению темы, которая является ключевой в Гуманной Педагогике и образует стержень духовной жизни человека. «Любовь к ребенку в нашей деятельности, - писал Василий Александрович Сухомлинский, - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, художник, без чувства цвета». Известные слова выдающегося педагога определяют тот путь, которым идут все, кто хочет не только достичь вершин педагогического мастерства, но и понять в чем смысл человеческой жизни.

Любовь - самое светлое чувство способно объединить противоположности и дает возможность существовать единству в многообразии, но, как сложно воспитывать такую ​​любовь в себе. У педагогов - классиков: Яна Амоса Коменского, Григория Сковороды, Януша Корчака, Василия Сухомлинского, Шалвы Амонашвили, - находим их пути к любви, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Наряду с носителями любви можно подражать этому качеству, но каждому необходимо идти своим путем только медленно приближаясь к пониманию того, как любить ребенка. Поэтому на наших чтениях обсудим, как же мы понимаем эти пути и, какие шаги на них уже сделали, а над чем планируем работать.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное