Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сказки школьного образования и как сказки сделать былью


Информационный Канал Subscribe.Ru



Центр практической информатики "Эверест"

http://umnik.rikt.ru/everest

представляет бесплатную рассылку

"Сказки школьного образования и как сказки сделать былью".

№2. Хотели, как лучше, что получилось?

          "Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других, а кто не умеет и этого, учит учителей." Лоренс Питер.

          Не претендуя на объективность, и не располагая документальными подтверждениями, рискну высказать предположение о зарождении сегодняшней формы урока и административной формы контроля учебного процесса.
          Да простят мне некоторую агрессивность, это способ обострить проблему.

После революции большевики поставили задачу в кратчайшее время ликвидировать безграмотность. Для решения этой проблемы нужны были кадры и в большом количестве. Надо помнить, что количество грамотных людей в ходе революционных и послереволюционных событий значительно уменьшилось. Таким образом, уровень грамотности многих ликвидаторов мало отличался от грамотности их учеников. И тогда была разработана технология урока, последовательное и безукоснительное выполнение элементов которой должно было привести к относительному успеху. Контроль исполнения взяли на себя органы управления образованием через своих инспекторов.
И за короткое время задача была выполнена, безграмотность практически полностью ликвидирована, следовательно, и эта технология вместе с проблемой должна уйти в прошлое.
Ан, нет! Она превратилась в традиционный урок. Почему? Да потому, что такой урок стал кормушкой для административного аппарата и средством подавления инакомыслия и своеволия.

Как работает инспектор.
Вы можете вспомнить инспектора, который встал у доски и провёл урок?
Он (инспектор) приходит, садится за последний стол (парту, скамейку), достаёт пишущую принадлежность и по ходу урока расставляет «птички» возле каждого выполненного пункта технологии урока. По окончании урока учителю устраивают «анализ». В чём он заключается? В подсчёте «птичек» и сравнении полученного числа с максимальным. Чем эта разница больше, тем «анализ» громче. Что делает учитель, дабы избежать этого кошмара? Вносит в план урока предельно возможное количество отслеживаемых элементов.
А если урок даётся в рамках семинара, и на уроке присутствуют несколько инспекторов из разных (а потому болезненно конкурирующих) департаментов, да ещё и коллеги, суетливо стремящиеся показать свою значимость?
На память приходит басня С. Михалкова «Слон - живописец»? Помните? Нет?

          Слон-живописец написал пейзаж,
          Но раньше, чем послать его на вернисаж,
          Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
          Что если вдруг не удалось оно?
          Вниманием гостей художник наш польщен!
          Какую критику сейчас услышит он?
          Не будет ли жесток звериный суд?
          Низвергнут? Или вознесут?

          Ценители пришли. Картину Слон открыл.
          Кто дальше встал, кто подошел поближе.
          «Ну, что же, - начал Крокодил, -
          Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…»
          «Что Нила нет, в том нет большой беды! -
          Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?»-

          «Позвольте! - удивился Крот. -
          Есть кое-что важней, чем лед!
          Забыл художник огород».-
          «Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
          Картина удалась, друзья!
          Но с точки зренья нас, свиней,
          Должны быть желуди на ней».

          Все пожеланья принял Слон.
          Опять за краски взялся он
          И всем друзьям по мере сил
          Слоновьей кистью угодил,
          Изобразив снега, и лед,
          И Нил, и дуб, и огород,
          И даже - мед!
          (На случай, если вдруг Медведь
          Придет картину посмотреть…)

          Картина у Слона готова,
          Друзей созвал художник снова.
          Взглянули гости на пейзаж
          И прошептали: «Ералаш!»

          Мой друг! Не будь таким Слоном:
          Советам следуй, но с умом!
          На всех друзей не угодишь.
          Себе же только навредишь.

Пределом совершенства урока является точно со звонком завершённая диктовка домашнего задания.

А ученик? А при чём здесь ученик? Разве от него зависит благополучие учителя?

    Центр информационных технологий «Эверест» будет рад, если в обсуждении этих тем примете участие и Вы. Ваши мнение и впечатления будут опубликованы с указанием имени и электронного адреса. Если Вы захотите высказаться инкогнито, сделайте об этом приписку.

    Надеемся, Вы сочтёте полезным сообщить об этой рассылке коллегам и просто знакомым, что позволит расширить круг общения и умножить интеллектуальный ресурс.


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу


    В избранное