Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сказки школьного образования и как сказки сделать былью


Информационный Канал Subscribe.Ru


Центр практической информатики "Эверест"

представляет

"Сказки школьного образования и как сказки сделать былью".

№4. Трезвый взгляд на традиционный урок.

          "Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо."

          Владислав Катажиньский

А теперь несколько зарисовок с "традиционного урока".

Звонок на урок.

1-ый вариант.
– Здравствуйте, садитесь, покажите домашнее задание.
Что делают ученики? Сидят. Развлекают сами себя.

2-ой вариант.

– Здравствуйте, садитесь. Кто не справился с домашним заданием?
Учитель подошел к одному из поднявших руки. Что делают остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя.

3-ий вариант.

– Здравствуйте, садитесь. Кто справился с домашним заданием? Получите карточки. Остальным (?!) я сейчас помогу.
Что делают остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя и ещё больше отстают от справившихся.

Неоспоримый факт – в процессе обучения необходима постоянная взаимосвязь между учителем и учеником. Ученик должен иметь объективное представление о собственном уровне и объеме знаний по данному предмету, чтобы принять меры к ликвидации пробелов. Учитель должен обладать той же информацией, чтобы в случае необходимости помочь ученику в ликвидации пробелов. Но традиционные, часто применяемые методы выявления уровня знаний, имеют ряд недостатков. Например…

Устный опрос.

    – К доске пойдёт… Интересно, а кто пойдёт? А почему именно он?
    – Слава Богу, не я!
    – Меня спросите, меня спросите, меня… Эх!
Что делают во время ответа остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя. Причем, этот ответ у доски громко именуется «работой по развитию монологической речи»! А если речь была неудачной?
– Три. Садись. Стоп! Как «садись»? А где ж обещанное развитие монологической речи?

Устный опрос имеет ряд недостатков:

    а) объем не может быть большим из-за увеличения времени ответа;
    б) существует вероятность застать ученика врасплох;
    в) возможность корректирования учеником ответа в соответствии с реакцией аудитории, преподавателя;
    г) большое влияние эмоционального состояния отвечающего на качество ответа;
    д) почти полная бессмысленность заслушивания ответа другого ученика по этому же вопросу;
    е) отсутствие у других учеников возможности продемонстрировать знания по этому вопросу и как следствие:
    ж) необходимость искусственно поддерживать активность аудитории;
    з) отсутствие у учителя информации об уровне знаний остальных по этому вопросу;
    и) субъективность оценки ответа;
    к) отсутствие возможности работать с каждым учеником над качеством ответа;
    л) низкий КПД использования времени урока, так как ничего не приобрели ни знающие, ни незнающие.

Объяснение нового материала.

      Играю в RessurectionRus. Подходит мой герой с инвентарём, набитым трофеями, к девице-оружейнице и та спрашивает:
      – Ты не разбух?
      Ну, думаю, молодцы ребята-программисты, как кстати звучит. А по мере игры чувствую, что фраза звучит как-то не так. И через пару дней вдруг слышу от девицы:
      – Храни Вас Бог.
      Что же слышит ученик, во время объяснения нового материала? Кстати, какой смысл объснять что-то человеку, который:
      а) об этом не просил;
      б) для понимания ещё ничего не делал?
      Но даже отмахнувшись от этого, мы должны чётко представлять, что...

Для восприятия нового материала, все ученики должны:

    а) обладать достаточными для этого знаниями;
    б) адекватно воспринимать информацию;
    в) перерабатывать её в заданном темпе;
    г) учитель должен в каждый момент иметь информацию о том, как воспринят материал.

Могут ли реально выполняться эти условия на уроке? Имеет ли учитель индикатор адекватности восприятия информации учениками? Может ли он сам качественно работать в режиме такого индикатора на каждом этапе урока с каждым учеником? Вопросы риторические.

Ещё один момент.
Представьте, что образование стало платным. Будете ли Вы платить за:

  • организационный момент;
  • проверку домашнего письменного задания у чужих детей;
  • ответ у доски не Вашего ребёнка;
  • объяснение учителем нового материала, из которого Ваш ребёнок понял не всё;
  • частую невозможность получения Вашим ребёнком консультации по возникающим вопросам;
  • дискомфорт, возникающий у Вашего ребёнка, не способного работать в темпе, предложенном учителем;
  • зависимость Вашего ребёнка, пропустившего урок(и), от учителя;
  • дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, возникших по тем или иным причинам.

Думаю, подобная педагогика своё отжила. Учитель не должен быть подневольным ментором, своей властью подавляющим волю и интеллект учащихся. Желательно, чтобы учитель превратился в старшего товарища и наставника, способствующего самостоятельному развитию ученика.

Карачи Александр Юрьевич

Архив рассылки



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу


    В избранное