"Сказки школьного образования и как сказки сделать былью".
№4. Трезвый взгляд на традиционный урок.
"Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо."
Владислав Катажиньский
А теперь несколько зарисовок с "традиционного урока".
Звонок на урок.
1-ый вариант.
– Здравствуйте, садитесь, покажите домашнее задание.
Что делают ученики? Сидят. Развлекают сами себя.
2-ой вариант.
– Здравствуйте, садитесь. Кто не справился с домашним заданием?
Учитель подошел к одному из поднявших руки.
Что делают остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя.
3-ий вариант.
– Здравствуйте, садитесь. Кто справился с домашним заданием? Получите карточки. Остальным (?!) я сейчас помогу.
Что делают остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя и ещё больше отстают от справившихся.
Неоспоримый факт – в процессе обучения необходима постоянная взаимосвязь между учителем и учеником. Ученик должен иметь объективное представление о собственном уровне и объеме знаний по данному предмету, чтобы принять меры к ликвидации пробелов. Учитель должен обладать той же информацией, чтобы в случае необходимости помочь ученику в ликвидации пробелов. Но традиционные, часто применяемые методы выявления уровня знаний, имеют ряд недостатков. Например…
Устный опрос.
– К доске пойдёт… Интересно, а кто пойдёт? А почему именно он?
– Слава Богу, не я!
– Меня спросите, меня спросите, меня… Эх!
Что делают во время ответа остальные ученики? Сидят. Развлекают сами себя. Причем, этот ответ у доски громко именуется «работой по развитию монологической речи»! А если речь была неудачной?
– Три. Садись. Стоп! Как «садись»? А где ж обещанное развитие монологической речи?
Устный опрос имеет ряд недостатков:
а) объем не может быть большим из-за увеличения времени ответа;
б) существует вероятность застать ученика врасплох;
в) возможность корректирования учеником ответа в соответствии с реакцией аудитории, преподавателя;
г) большое влияние эмоционального состояния отвечающего на качество ответа;
д) почти полная бессмысленность заслушивания ответа другого ученика по этому же вопросу;
е) отсутствие у других учеников возможности продемонстрировать знания по этому вопросу и как следствие:
ж) необходимость искусственно поддерживать активность аудитории;
з) отсутствие у учителя информации об уровне знаний остальных по этому вопросу;
и) субъективность оценки ответа;
к) отсутствие возможности работать с каждым учеником над качеством ответа;
л) низкий КПД использования времени урока, так как ничего не приобрели ни знающие, ни незнающие.
Объяснение нового материала.
Играю в RessurectionRus. Подходит мой герой с инвентарём, набитым трофеями, к девице-оружейнице и та спрашивает:
– Ты не разбух?
Ну, думаю, молодцы ребята-программисты, как кстати звучит. А по мере игры чувствую, что фраза звучит как-то не так. И через пару дней вдруг слышу от девицы:
– Храни Вас Бог.
Что же слышит ученик, во время объяснения нового материала? Кстати, какой смысл объснять что-то человеку, который:
а) об этом не просил;
б) для понимания ещё ничего не делал?
Но даже отмахнувшись от этого, мы должны чётко представлять, что...
Для восприятия нового материала, все ученики должны:
а) обладать достаточными для этого знаниями;
б) адекватно воспринимать информацию;
в) перерабатывать её в заданном темпе;
г) учитель должен в каждый момент иметь информацию о том, как воспринят материал.
Могут ли реально выполняться эти условия на уроке? Имеет ли учитель индикатор адекватности восприятия информации учениками? Может ли он сам качественно работать в режиме такого индикатора на каждом этапе урока с каждым учеником? Вопросы риторические.
Ещё один момент.
Представьте, что образование стало платным. Будете ли Вы платить за:
организационный момент;
проверку домашнего письменного задания у чужих детей;
ответ у доски не Вашего ребёнка;
объяснение учителем нового материала, из которого Ваш ребёнок понял не всё;
частую невозможность получения Вашим ребёнком консультации по возникающим вопросам;
дискомфорт, возникающий у Вашего ребёнка, не способного работать в темпе, предложенном учителем;
зависимость Вашего ребёнка, пропустившего урок(и), от учителя;
дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, возникших по тем или иным причинам.
Думаю, подобная педагогика своё отжила. Учитель не должен быть подневольным ментором, своей властью подавляющим волю и интеллект учащихся. Желательно, чтобы учитель превратился в старшего товарища и наставника, способствующего самостоятельному развитию ученика.