Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 8 апреля


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Как в Швейцарии из шоколада делают золото?". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

Как в Швейцарии из шоколада делают золото?

Автор статьи: Перевод на русский: Игорь Петров, swissinfo.ch

И речь идет в данном случае не об алхимии, но о швейцарской традиции, в основе которой — стремление защитить родную природу и вырастить общественно активных граждан.

Звонок в дверь. «Добрый день! Не желаете ли Вы приобрести шоколадный талер?» — «Конечно, с удовольствием, давайте сразу четыре штуки». В Швейцарии такие сцены знакомы всем и каждому. И как правило, почти не находится никого, кто отказался бы приобрести так называемый «Schoggitaler», шоколадную плитку круглой формы, упакованную в виде символической монеты. Продают их обычно школьники в возрасте от 9 до 12 лет. Они ходят по домам и квартирам, и все знают, что собранные деньги пойдут на благую цель, поэтому-то и купить пару таких шоколадок в Швейцарии считается едва ли не делом чести.

«Сезон продаж» у распространителей «шоколадных талеров» приходится, как правило, на сентябрь. Акция проходит во всех языковых и культурных регионах страны, один талер стоит 5 швейцарских франков (или примерно 350 рублей, — прим. ред.), вырученные средства поступают на счета швейцарских природоохранных организаций «Schweizer Heimatschutz» и «Pro Natura». Каждый год «шоколадный талер» украшен специально разработанным тематическим тиснением.
 
«В нынешнем 2016 году речь идет у нас о парках и садах. Наша цель — обратить внимание людей на необходимость сохранения в стране зеленых насаждений и растительной природы в целом», — говорит Эвелин Энгели (Eveline Engeli), исполнительный директор общественно-благотворительного фонда «Stiftung Schoggitaler».

Спасти рядовое озеро

А началось все в уже далеком 1946 году, а это значит, что в этом году данной славной традиции исполняется ровно 70 лет. В связи с юбилеем в начале марта 2016 года «Pro Natura» и «Schweizer Heimatschutz» выпустили специальную брошюру с детальным изложением истории возникновения традиций продавать «шоколадные талеры», истоки которых находятся в регионе Энгадин, кантон Граубюнден, на берегах озера Сильсерзее (Silsersee), помнивших еще великого философа Фридриха Ницше, любившего проводить здесь летние месяцы.

В конце 1940-х годов Швейцария находилась на пороге качественных перемен, в том числе и в сфере экономики. Но для решающего рывка стране нужна была энергия, поэтому по всей стране начали ускоренными темпами строиться ГЭС (об одной такой трагической истории мы уже подробно рассказывали, прочитать можно здесь). Что касается озера Сильсерзее, то в отношении него было принято решение о перекрытии и создании здесь гигантской насыпной дамбы.

Нужно уточнить, что любая ГЭС для местных швейцарских общин является важным источником дополнительных финансовых поступлений, которые выплачиваются в доход локальных бюджетов в формате так называемых «водных дивидендов» («Wasserzinseinnahmen») в обмен на согласие данных общин предоставить под нужды гидроэлектростанции часть своей территории. В случае ГЭС на озере Сильсерзее речь шла о небольших общинах Сильс (Sils) и Стампа (Stampa), в бюджет которых федеральные власти обещали, в случае их согласия с данным проектом, выплатить единовременно 300 тыс. франков, что сейчас было бы эквивалентно не менее чем 2 млн. франков.

Противники же строительства обратились к руководству общин с предложением не давать своего согласия на возведение ГЭС. А деньги? Недополученные доходы мы вам, так и быть, компенсируем всем миром, отвечали члены инициативного комитета, призывавшего отказаться от гидроэлектростанции и сохранить уникальные природные и культурные ландшафты региона.

Однако затем возник вопрос — а откуда собственно должны поступить эти деньги, из каких источников, особенно если учесть, что готовность к пожертвованиям тогда и без того не очень-то богатого народа была уже доведена до предела с учетом активного участия Швейцарии в помощи разрушенной войной Европе. Да и вообще, в тот период вопросы экологии и охраны природных памятников не казались уж столь насущными и актуальными, как сегодня.

И тогда Эрнст Лауэр (Ernst Lauer), тогдашний исполнительный директор организации «Schweizer Heimatschutz», предложил гениальную идею продавать людям продукт, который обладает, как бы сейчас экономисты сказали, «абсолютной ликвидностью», но при этом находится по причине трудного послевоенного времени в огромном дефиците, а именно, шоколад. Здесь возникала, правда, еще одна проблема: в целесообразности такого проекта нужно было еще убедить федеральные власти.

В итоге министр экономики Швейцарии Вальтер Штампфли (Walter Stampfli, 1884 — 1965) и починенные ему федеральные Ведомства рационирования ресурсов и Вопросов продовольственного обеспечения населения в условиях военного времени (Ämter für Rationierungswesen und Kriegsernährung) дали все-таки этому необычному проекту свой «зеленый свет» и выделили на эти цели 20 тонн ценного шоколадного продукта.

Продажи начались в феврале 1946 года: упакованные в яркую золотистую фольгу, украшенные специальным тиснением с изображением ландшафтов вокруг озера Сильсерзее, «шоколадные талеры» продавались очень успешно. В кратчайшее время люди раскупили почти 20 тыс. шоколадок, оказавшихся весьма популярными, а чистый доход, после всех вычетов, составил солидную сумму в 823 420 швейцарских франков. Это был совершенно феноменальный успех. Озеро было спасено.

Уникальная инициатива

С тех пор продажи «шоколадных талеров» являются для организаций «Pro Natura» и «Schweizer Heimatschutz» едва ли не важнейшим источником финансирования. Кроме того, что, наверное, еще важнее, продажа шоколадных «монеток» с тематическим тиснением стала очень действенным агитационным инструментом, позволяющим обращать внимание людей на актуальные проблемы, стоящие перед страной и обществом.

Так, например, по результатам именно такой компании в 1950 году было принято решение о передаче уникальных островов Бриссаго (кантон Тичино) из частных рук в общественную собственность с тем, чтобы этот удивительный природно-исторический памятник мог использоваться во имя всеобщего блага. В 1969 году на средства от продаж «шоколадных талеров» был отреставрирован монастырь Святого Иоанна (ром. Clostra Son Jon, нем. Kloster St. Johann), старинный бенедиктинский монастырь, расположенный в швейцарской деревне Мюстэр (Mustair, долина Валь Мюстэр, кантон Граубюнден). В 1983 году монастырь был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве уникального памятника эпохи Каролингов.

В 1957 году вся прибыль от акции была направлена на проект по спасению популяции бобров в стране. Позже «Pro Natura» и «Schweizer Heimatschutz» проводили такие же акции с целью спасения особо редких видов бабочек, а также животных класса земноводных (лягушек и ящериц). Не менее плодотворной оказалась идея привлекать к проекту школьников, которые могли, продавая шоколад, получать свой самый первый опыт социально-ответственной деятельности.

«Я уже три года руковожу нашим фондом, но до сих пор у меня нет информации из других стран о проведении там похожих акций. То есть я, конечно, не исключаю в целом, что где-то в мире существуют схожие форматы, но у меня лично на этот счет пока нет никаких достоверных данных», — говорит Эвелин Энгели.

Падение продаж

В последние годы, правда, проект находится в состоянии некоторой стагнации, считай, что кризиса. Одной из причин является возникновение целого ряда проектов-конкурентов, действующих по той же схеме, 70 лет назад изобретенной «Pro Natura» и «Schweizer Heimatschutz». «Расцвет нашего проекта пришелся на период между 1980 по 1990 годами, с тех пор объемы продаж сокращались», — говорит Эвелин Энгели.

«Тогда мы в среднем в год продавали около миллиона „шоколадных талеров“ по цене 3 франка за штуку. Начиная с 1998 года, мы используем шоколад, сертифицированный фондом „Max Havelaar“ (это означает, что какао-бобы, применяемые для производства данного типа шоколада, выращены с соблюдением базовых социальных норм и трудовых гарантий — прим. ред.), и цена „талера“ возросла до 5 франков».

В 2015 году примерно 30 тыс. школьников по всей Швейцарии продали 328 тыс. «шоколадных талеров», заработав, после вычетов, примерно 1 млн. швейцарских франков. «В настоящее время появились и другие организации, например, „Pro Juventute“ или „WWF“, которые не менее плотно работают со школами, и здесь возникают отношения жесткой конкуренции, потому что школы обычно решаются на сотрудничество только с одной организацией и на продажу только одного конкретного продукта», — разъясняет Э. Энгели.

Наконец, по ее словам, причиной снижения объемов продаж «шоколадных талеров» является увеличение общей нагрузки на учителей, которым «приходится инвестировать куда больше сил, чем раньше, в подготовку учебных планов, на выстраивание отношений с классами, которые стали куда более разнообразными по составу учеников, и все это ведет к тому, что у них порой просто не остается энергии на такого рода «внеклассную работу».

Сила традиции

Как говорит Эвелин Энгели, остается радоваться хотя бы тому, что в 2015 году «нам удалось остановить процесс снижения объема продаж «шоколадных талеров», более того, по сравнению с 2014 годом нам даже удалось добиться некоторого роста, причиной чего стало более активное использование такого инструмента, как продажи в режиме онлайн.

«Для учителей стало гораздо проще принимать участие в наших акциях по интернету, кроме того, мы начали проводить своего рода конкурсы, победители которых, школьные классы, получают от нас небольшие призы; в школах мы проводим, кроме того, информационные мероприятия с разъяснением целей и задач наших акций, мы раздаем преподавателям специальные методические материалы, которые позволяют логично интегрировать в учебный процесс темы, под знаменем которых мы проводим наши продажи в том или ином году.
Наконец, классы получают в свое распоряжение примерно 10% от выручки, что позволяет им самим финансировать свои проекты и общественные мероприятия», — говорит Эвелин Энгели.

И пусть «золотая эра» проекта уже осталась далеко позади, один мощный «бонус» в его активе все равно остается. «Многие учителя чрезвычайно высоко ценят наши „шоколадные талеры“, просто потому, что в них они видят отражение благородных швейцарских традиций общественного служения, не говоря уже о том, что многие из них сами продавали их, будучи школьниками».

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное