В последнее время падеж Интернет-проектов
приобрел фантастические масштабы – не проходит и дня, чтобы не было слышно
об очередном закрытии сайта. Пока аналитики гадают, почему не удалось горе-проектам
выйти хотя бы на минимальный уровень рентабельности и окончательно не распугать
последних инвесторов, компании исчезают почти с той же скоростью, с которой
появлялись всего-то год назад. Но интересно и другое: что происходит с
отошедшими в мир иной проектами? Что, например, случилось с онлайн-аукционом
Golds Auction, логотип которого
покоится ныне на сайте-конкуренте - Dutchbid.com?
На кладбище дот-комов Golds Auction
попал после того, как не смог оплатить долги своему Интернет-провайдеру..
Как заявил управляющий по операциям Грегг Роуз (Gregg Rose): "Все, что
нам было необходимо - это операционный капитал, но фондовый рынок убил
нас". Однако онлайн-аукцион GoldsAuction.com приказал долго жить – филиал
старт-апа Dutchbid.com подписал соглашение о намерениях приобрести его.
Специфика Интернет-компаний заключается
в том, что одним из наиболее ценных ресурсов являются люди, а точнее –
зарегистрированные пользователи (клиентская база, сообщество посетителей).
Это реальный товар, который обойдется дешевле, если подождать, пока конкурент
начнет “откидывать коньки”.
Итак, нужный для поглощения проекта
Gold’s момент настал. Dutchbid уже разместил на своих страницах логотип
банкрота и собирается перенаправлять его бывших посетителей на свой сайт.
"Мы имеем возможность предоставить сообществу крышу над головой, что выгодно
как Dutchbid так и членам этого сообщества, которые стали бездомными",
- утешает основатель и президент Dutchbid Эрик Розенберг (Eric Rosenberg).
"Все мы желаем переехать как можно быстрее, чтобы помочь пользователям
найти новый дом", – говорит представитель Gold's Эд Лечнер (Ed Lechner).
В результате сделки число зарегистрированных
пользователей Dutchbid увеличится, по мнению его руководства, более чем
в четыре раза. Однако далеко не факт, что все 26 тысяч человек с Gold’s
автоматически перейдут в Dutchbid, а не разбегутся по другим аукционам,
благо последних достаточно.
Кроме того, на пути к “переселению”
могут встать правозащитники. По их мнению, компания, поглощающая другую
фирму, не может использовать клиентские базы, если заранее не заручилась
письменным согласием подписчика. А теперь представьте себе базу в несколько
десятков тысяч членов. Сколько из них затруднят себя написанием пусть даже
виртуальной писульки, предположить несложно.
Правозащитники забили в колокола особенно
тогда, когда Интернет-проекты стали разваливаться один за другим, а и их
клиентские базы пользоваться огромным спросом у конкурентов. Первоначальный
импульс дала компания Toysmart, организованная холдингом Disney. Напомню,
что после закрытия своего онлайнового магазина она пыталась продать списки
своих клиентов, чем вызвала гнев как FTC, так и прокуроров в 41 штате,
которые подали иски против предполагаемой продажи.
Другой пример – знаменитый Amazon.com.
Новые правила приватности сайта позволяют ему переводить списки своих пользователей
в случае купли-продажи какого-либо из своих активов, что очень не нравится
правозащитникам, которые просят FTC заставить Amazon сохранить прежнюю
политику, которая запрещает перевод любой информации о клиентах за исключением
редких случаев.
Напуганные разъяренными защитниками
приватности, обе компании – Dutchbid и Gold’s – действуют осторожно, изучая
тонкости юридических вопросов. Как утверждает Лечнер, любой желающий может
отказаться от передачи в Dutchbid частной информации, сообщив об этом в
компанию. Руководство Gold's пытается связаться с клиентами через онлайновую
доску объявлений, предупредив их о сделке.
Допустим самый оптимальный вариант
развития событий - все препоны с переводом пользователей решены, и Dutchbid.com
получает клиентскую базу Golds, логотип, торговую марку, доменное
имя и прочие активы. Более того, все бывшие работники Golds получат работу
в Dutchbid. (Кстати, Розенберг отказался сообщить, что случится с
сотрудниками Gold's, а Лечнер сказал, что у них будет возможность устроиться
на работу в Dutchbid).
Тогда объединенной компании предстоит
"лишь" столкнуться с таким монстрами аукционного бизнеса, как eBay, Amazon.com
и Yahoo Auctions. Для сравнения: eBay, к примеру, имеет 19 млн. зарегистрированных
пользователей; на нем ежедневно выставляются на торги примерно 3,5 млн.
видов товаров свыше чем в 2900 категориях. На что же рассчитывает маленький,
но зубастый старт-ап?
Напомню, что своего открытия в июне
1999 года Golds Auction рассматривался многими как альтернатива знаменитому
eBay, его потенциальный конкурент. Одна из причин этого - на Golds Auction
не брали комиссии с пользователей за выставление товаров на аукцион. Но
может быть именно из-за этого компания и пошла на дно?
Но главное конкурентное преимущество
Dutchbid видит в персонализированном сервисе. В частности, компания обещает
каждому пользователю ответ по электронной почте в течении часа с момента
запроса и обеспечивает поддержку клиента 20 часов в сутки.
"Основное недовольство пользователей
eBay состоит в том, что его правила и директивы не рассчитаны на небогатого
продавца-индивидуала", - утверждает Розенберг. "А что касается поддержки
покупателя, то если вы отправите e-mail на eBay, вам придется подождать
денька три с тем, чтобы получить стандартный ответ". Кроме того, DutchBid.com
не берет плату за включение товара в листинг.
Если верить цифрам, стратегия Розенберга
работает - последние 90 дней сайт "растет" со скоростью 60% в месяц, а
за последнюю неделю - на 127%. Не последнюю роль в успехах DutchBid сыграл
известный хакер Кевин Митник, тюремный идентификационный номер которого
был выставлен на торги после того, как три крупнейших аукционных сайта
отказались это сделать.
Несмотря на трудные времена для онлайновых
аукционов, Розенберг смотрит в будущее с оптимизмом. "Я считаю, что за
аукционами – будущее электронной коммерции, и вскоре стоит ожидать появления
большого числа аукционов, работающих по схеме B2C и С2С. Люди понимают,
что eBay контролирует 80% рынка, однако большой процент этих пользователей
недовольны расценками и качеством услуг... Вы можете называть нас агрессивным
старт-апом. Мы – альтернатива устоям аукционной торговли".