← Ноябрь 2019 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.deanbook.ru/aktualno/
Открыта:
30-10-2014
Статистика
0 за неделю
Безопасность труда России Выпуск 217
Безопасность труда России
Выпуск № 217 от 11.11.2019 г.
Содержание:
Актуально.
![]() За секунду до происшествия. Несмотря на усилия специалистов по безопасности и охране труда, происшествия и несчастные случаи продолжают происходить. Причины инцидентов имеют различную природу. Они могут быть сугубо внешними – например, неправильно оборудованное рабочее место. Либо системными, когда работник, в страхе не выполнить план и получить штраф, не желает тратить драгоценное время на изучение инструкций, а уж тем более на их выполнение. Однако кроме внешних факторов, влияющих на безопасность, существуют внутренние факторы, которые часто недооцениваются. Именно о них мы говорили на встрече с руководителем направления «Осознанная Безопасность» BR Safety компании Business Relations Андрем МАТВЕЕВЫМ. – Почему человеческий фактор является ключевым фактором при возникновении опасных ситуаций на рабочем месте, которые приводят к травмированию работников? – Почему же человеческий фактор воспринимается только отрицательно? Ведь если человек сам отрицательно влияет на свою безопасность, то он также может ее и повышать. Из этого родилось целое методическое направление повышения квалификации работников – «Осознанная безопасность», которое на деле подтвердило: повышение осознанности сотрудников и их эмоциональное вовлечение в реализацию мероприятий по охране труда существенно повышают уровень безопасности на предприятии». Осознанная безопасность выделилась в отдельное направление в охране труда и промышленной безопасности, которое работает с человеческим фактором. Последний обычно воспринимается как нечто негативно влияющее на производственную безопасность. Вспомните, мы ведь постоянно слышим фразы «по вине человеческого фактора», «из-за человеческого фактора», – в негативном плане. Это как бы все то, что снижает безопасность. Почему так? Ведь человеческий фактор может влиять как в отрицательном плане, так и в положительном. Ведь повышение осознанности и вовлечение в мероприятия по охране труда и промышленной безопасности могут повысить уровень безопасности на предприятиях. Это направление не противоречит и не конкурирует с другими направлениями, а, скорее всего, даже усиливает их. Эксперты выявили закономерность: виной многих несчастных случаев являются опасные мысли человека, которые и создают опасное поведение. Одной из самых распространенных мыслей является: «Со мной такое не случится». Такие мысли не позволяют человеку слышать и видеть предостережения об опасности, распознавать сигналы опасного собственного поведения. «Уж я-то справлюсь. С моим-то опытом...», – человек уверен, что обладает опытом и знаниями, которые не позволят ему попасть в опасную ситуацию. «Меня не касается… ведь это не на моем участке произошло. Безопасность зависит не от меня…». Эти опасные мысли превращаются в поступки и действия, приводят к рисковому поведению и снижению бдительности: нарушаются правила охраны труда, не используются СИЗ и др. Но как работать с такими мыслями? Как заменить их на мысли о собственной ответственности за собственную безопасность? Возможно ли это, и как оценить эффективность процесса? Опасные мысли и привычки работников необходимо искоренять. Но человеку в этом непростом деле требуется поддержка. Обратитесь к тренеру, чтобы узнать, как именно вовлечь сотрудников в работу над своими привычками и тем самым снизить количество происшествий. Работа по этому направлению строится из нескольких шагов. Во-первых, работник во время обучения и тренинга, должен сам осознать, что у него такие мысли возникают. Затем важно сформировать правильное отношение человека к вопросам соблюдения охраны труда и безопасности. Неправильное отношение – это как раз и есть человеческий фактор: «поспешил», «не заметил», «так показалось быстрее, проще и удобнее». Изменив отношение, можно изменить поведение работника в сторону бдительного поведения». – Как именно человеческий фактор влияет на безопасность труда? – Мы можем сказать, что причинами несчастных случаев являются мысли – опасные мысли, которые провоцируют опасное поведение. И при всем различии опасных ситуаций опасных мыслей не так уж много. Первой из самых распространенных опасных мыслей является такая: «Со мной ничего страшного не случится». Казалось бы, что плохого в этой мысли? Вроде бы, все хорошо, человек позитивно настроен. Есть даже такое убеждение, что нужно думать только о хорошем, тогда с тобой будет случаться только хорошее. К сожалению, такая уверенность имеет обратную сторону: человек становится закрыт и глух ко всем требованиям безопасности, ко всем инструктажам. Пример: на одном предприятии главный инженер проводил обезвреживание помещения от грызунов, что-то случилось в электропроводкой, и он сам, отпустив электрика по своим делам, надел противогаз и вошел в помещение с ядовитыми парами. Через какое-то время спохватились – нет сотрудника. «Достаточно часто системы и инструменты безопасности уже имеются на предприятиях: новое настроенное оборудование, журналы смен, профилактические осмотры, анализы рисков, – то есть, потребности в новых инструментах нет. Приходишь на производство и спрашиваешь, что делается для снижения рисков травматических ситуаций? А главное: что выполняется по факту и почему несмотря на все эти предосторожности несчастные случаи все-таки наступают? И тогда мы уже полностью уходим ото всех этих факторов и переходим к психологии человека». Нашли мертвым. Оказалось, что инженер не проверил противогаз и банально задохнулся вредными испарениями. Этот работник был очень опытным, работал на предприятии более 15 лет. И, скорее всего, не слушал, что говорят на инструктажах. А ведь за столько лет он сотни раз слышал о том, что противогаз нужно проверить, прежде чем использовать. И когда мы начинаем рассказывать подобные истории на семинарах, видим, что часть присутствующих точно так же не проникается проблемой. Они сидят и думают: с ним это случилось, потому что он был не слишком умным, но уж со мной такого никогда и ни при каком условии не случится. Это первая опасная мысль, которая не позволяет человеку слышать все предостережения, которые до него пытаются донести. Вторая опасная мысль: «Уж я бы справился с этой опасной ситуацией». Рассказываем мы про этого задохнувшегося инженера, а вторая половина людей именно так и отвечает – я бы почувствовал, что задыхаюсь, я бы позвал на помощь, я бы убежал из этого помещения. То есть мы имеем дело с чувством всемогущества. Третья опасная мысль: «Меня это не касается». Начинаешь разбирать последствия какого-то поступка или вовлекаешь работника в мероприятие по безопасности, он сидит с отсутствующим видом и удивляется: а я тут при чем? Разбирали мы случай: загорелся погрузчик на одном из складов. Работники соседнего склада не понимают, для чего им эти разговоры, ведь происшествие случилось не на их складе. Вот эти опасные мысли перерастают в действия. Не сами мысли, конечно, а поступки, к которым они приводят. Простой поступок – элементарные нарушения требований безопасности. Спрашиваешь рабочего, почему он не надевает средства индивидуальной защиты? Отвечает, что в них неудобно. Мол, без них гораздо безопаснее, да и вообще он уже 20 лет работает в данной профессии, и с ним до сих пор ничего не случилось без этих очков. Вот такие опасные мысли и опасные привычки работают против безопасности. Главное, когда начинаешь разбирать происшествие, понимаешь, что работник расписался за получение СИЗов, вышел за дверь, поднял защитные очки на лоб и пошел работать. Кстати, большинство коллег понимает, что можно все сделать для безопасности, что только возможно, но если у человека есть такие опасные мысли и привычки, то вероятность возникновения инцидента или несчастного случая остается достаточно высокой. – Как можно работать с опасными мыслями и действиями? – Вернемся на один шаг назад и поставим вопрос так: кто должен с ними работать? И в ответе на этот вопрос заложен парадокс: с опасными мыслями должен работать тот, в ком они аккумулируются, – то есть, сам человек, сам работник. Но по факту получается, что с ним работает служба охраны труда, руководители предприятия в целом, а если мы ведем речь о государственных программах, то и само государство. И получается слабая эффективность, потому что все вокруг с этим работают, кроме самого человека. Помните, в Советском Союзе к нерадивым работникам приставляли наставников? С ними работали наставники, работал коллектив... Иногда это давало свои плоды, но далеко не всегда. Всем нужно было, чтобы нерадивый работник исправился, кроме него самого. То есть с недостатками должен начать работать сам человек, и нужен внутренний мотив. Первый шаг в работе с опасными мыслями – это осознание. Сам работник должен осознать, что да, у него такие опасные мысли возникают. К сожалению, пока конкретный работник не травмируется, люди так и будут думать на инструктажах, что несчастного случая с ними не произойдет. – Почему вообще происходят несчастные случаи? – Причин всего три. Отсутствие знания: если у работника недостаточно знаний, может случиться опасный инцидент. Пришло новое оборудование – работник не знает, как правильно на нем работать. Или произошла авария – он не знает, как правильно ее ликвидировать. Или вообще не знает о возможности опасности. Значит, важно работать со знаниями, повышать компетентность персонала. Следующее – это навыки. Вырабатываются они, к примеру, в процессе практических тренингов. Или приходит новичок на работу – его могут сразу не пустить в опасные места, он должен получить определенный навык работы, к примеру, на высоте. Но то, что мы сейчас имеем ввиду, не имеет отношения ни к знаниям, ни к навыку, а мы называем этот компонент отношением. Если говорить об опасных мыслях, опасных привычках, все это – отношение. – Из каких этапов состоит работа с людьми? – Возьмем конкретный случай. Если вы начинаете сотрудничать с какой-то компанией, производством, электроэнергетической станцией, то, в первую очередь, необходимо выяснить, какая культура безопасности присутствует на предприятии. При ведении опросов сотрудников сразу выявляются их опасные превычки и стереотипы поведения на конкретных рабочих местах. Часто привычки касаются не только работы, эти опасные привычки человек несет с собой по жизни. Находясь в аудитории, человек будет эти опасные мысли и привычки повторять. Главная задача тренеров – заметить это, и показать человеку. Например, при разборе определенного несчастного случая, толчком для которого стала опасная привычка, часто можно услышать возражения работников о том, что причина инцидента в другом. «На самом деле во всем виноват руководитель, который заставляет «гнать план»», «виноват необучаемый и абсолютно непонятливый работник», «виноват отдел охраны труда», который не донес до сотрудников то, что обязан был донести. Но мы в этот момент важно вовремя «нажать на стоп» и определить, показать, что в этот момент делает работник. А он в данный момент не признает, что что-то в работе зависит от него лично, он признает виноватыми всех окружающих, только не самого себя. И мы можем быть уверены на все 100%, что на инструктаже он ведет себя точно таким же образом. Инженер по охране труда будет пытаться донести что-то до этого человека, а он будет спорить: мол, вы идите, сначала с руководством разберитесь-договоритесь, потом с нами беседуйте. И выявление подобного поведения является первым шагом в работе консультирующего эксперта. Естественно, мы можем сталкиваться с сопротивлением: «Это я по данному поводу свое мнение выражаю, в других случаях все по-другому происходит». Но в данном случае можно утверждать, что такой человек будет спорить всегда и везде, не считая себя участником процесса, не считая себя виновным. Поэтому, выявив такое отношение, мы «включаем» обратную связь, спрашиваем у остальных: что он сейчас делает? И вот так, понемногу человек осознает, что он ведет себя неправильно, осознает все неправильно. Когда он уже осознал сложившуюся ситуацию, мы даем право выбора: ты можешь спорить дальше, а можешь подойти к процессу с другой точки зрения, например, сначала все внимательно выслушать, потом задать свои вопросы. Эта тренировка является основой всей работы: заметить, признать и выбрать другое поведение. Это касательно самой технологии. Дополнительно скажу, что при всей кажущейся простоте сама технология достаточно сложная. Она требует от тренера большой наблюдательности: выявить не только уровень знаний и навыков, но и понять вот это самое отношение, как оно проявляется. Поэтому тренер должен быть достаточно хорошо подготовлен. Далее: тренер должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков, чтобы убедить человека в том, что в настоящее время он имеет в своей голове опасные мысли и опасные привычки. Также требуется высокий уровень восприятия человека, чтобы не обвинять его безоговорочно («Вот, если ты ведешь себя так, то завтра обязательно по твоей вине случится катастрофа».), а дать понять, что завтра он может выбрать другое поведение. И эта гибкость, которую должен проявлять тренер, является очень непростой задачей. Если у сотрудника сформировано правильное отношение к безопасности, то это повышает безопасность. Если неправильное отношение – спешка, невнимательность и так далее, то возможность возникновения несчастных случаев гораздо выше. Как раз общие психологические особенности отношения влияют на многое и в области безопасности, и в обыденной жизни человека. Мы их меняем. И благодаря общим изменениям отношения меняется поведение человека на более безопасное, бдительное поведение. Соответственно, повышается безопасность труда. – Работодателю понимать, была ли эффективна работа тренеров-консультантов по внедрению в умы работников компетенций по осознанной безопасности. Как оценивается эту эффективность? – Самый простой способ – посмотреть на количество инцидентов, случившихся после проведения тренингов. Но важно понимать, что в некоторых случаях происходит сокрытие неприятных инцидентов. А после проведения тренингов данные о травматизме могут стать более открытыми, руководство может решить, что так будет эффективнее. И с виду может показаться, что количество ЧП увеличилось, но ведь это не так. Поэтому мы говорим, что снижение инцидентов и несчастных случаев – это долговременный результат, к которому нужно будет еще прийти после того, как пройдет волна искоренения сокрытий ЧП. Но можно заметить вовлечение сотрудников в мероприятия, направленные на предотвращение опасности. Конкретный пример. Начинаем работать с компанией, проводим опрос по средствам индивидуальной защиты. Задаем вопросы, какие СИЗы им не нравятся из-за неудобства, какие есть пожелания и рекомендации. И потом легко определить количество участников опроса и качество ответов. Мы же видим: в одном случае в опросе примет участие половина сотрудников, но они дадут конкретные ответы и внесут конкретные предложения, в другом случае все сотрудники напишут, что все нормально, все устраивает. Работали на одном предприятии, там на 35% улучшилось качество опроса по СИЗам. То есть люди поняли, что в этом есть смысл, что их мнение будет учтено, и начали писать, какие именно перчатки и очки им требуются, а какая спецодежда неудобна. Также можно взять любой журнал отметок по безопасности мастера смены. До проведения работы экспертами в журналах были записи: «все хорошо, замечаний нет». После тренингов в журналах появляются конкретные замечания. Вот такие кратковременные и долговременные результаты. Причем, прежде всего, работа тренеров должна согласовываться с департаментом охраны труда и промышленной безопасности предприятия. Мы обязательно выясняем, что сейчас в приоритете их работы. Долговременный результат – это, естественно, нулевой травматизм и снижение практик, которые привели к этому травматизму.
Новое в законодательстве.
![]() Подготовка и аттестация в области промышленной безопасности. С 6 ноября 2019 г. отдельные категории работников не реже 1 раза в 5 лет обязаны проходить аттестацию в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в сфере электроэнергетики. Правительством установлены:
Уточнены требования к работникам, ответственным за производственный контроль на опасном объекте. Ростехнадзор уполномочен издавать акты, определяющие области аттестации, а также по согласованию с МЧС утверждать типовые дополнительные профессиональные программы. Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 29.10.2019 г. Начало действия документа - 06.11.2019 г.
Законотворчество.
![]() Правила движения для электросамокатов, гироскутеров, сигвеев. В Правилах дорожного движения появится новое понятие - средство индивидуальной мобильности. По мнению разработчика проекта - средство индивидуальной мобильности это устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Минтранс предлагает установить, что в случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги у средств индивидуальной мобильности, используемых для передвижения, должны быть включены фары или фонари при их наличии. Скорость движения лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч. Проектом предусматривается введение новых дорожных знаков: 3.35 "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено", 8.26 "Зарядка электромобилей"; дорожные знаки (таблички) 8.27 "Лица на средствах индивидуальной мобильности", 8.28 "Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности". Предлагается отменить с 1 июля 2021 года действие знаков ограничения въезда по экологическому классу электромобилей и транспортных средств, оборудованных для использования газа в качестве моторного топлива, а также запретить остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
![]() Общий порядок предоставления ежегодных отпусков.
Минтруд разъяснил общий порядок предоставления ежегодных отпусков и их оплаты, а также особенности предоставления отпусков отдельным категориям работников, которые могут использовать отпуска в удобное для них время. Таким гражданам отпуск должен быть предоставлен в указанный ими период. Конкретные даты определяются по желанию работников. Отпускные выплачиваются не позднее, чем за 3 дня до начала отпуска. За нарушение данного правила, работодатели привлекаются к материальной ответственности. Чтобы избежать этого, работодатели вправе устанавливать разумный срок для подачи заявлений на отпуск указанными работниками.
Министерство труда и социальной защиты
Вопрос: В соответствии со статьей 262.2 ТК РФ я имею право на использование отпуска в удобное для меня время. Прошу пояснить, правомерен ли отказ работодателя с учетом требования части девятой ст. 136 ТК РФ в предоставлении отпуска, если соответствующее заявление было подано мной менее чем за 3 дня до начала отпуска? Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросу предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), регулируется главой 19 Кодекса. На основании статьи 122 Кодекса оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т.е. в каждом рабочем году. При этом стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, определяется в. календарном исчислении и отсчитывается со дня начала работы. Если какие-либо периоды времени в соответствии с частью 2 статьи 121 Кодекса не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание рабочего года отодвигается на число дней отсутствия работника, исключенных из стажа работы для отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года, в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации. В соответствии с частью 1 статьи 123 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых отпусков устанавливается графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя. При составлении графика отпусков работодатель обязан учитывать право отдельных категорий работников использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Таким образом, по заявлению работника, имеющего право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть ему предоставлен в указанный им период. Конкретная дата предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска определяется по желанию работника. Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Кодекса оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Предусмотренное указанной статьей право работника на оплату отпуска не позднее чем за три дня до его начала относится к числу условий, установленных законодательством. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере. В соответствии со статьей 236 Кодекса при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Исходя из изложенного следует, что статья 236 Кодекса устанавливает материальную ответственность работодателя за нарушение срока оплаты отпуска, определенного статьей 136 Кодекса (не позднее чем за три дня) и применяется к работодателю независимо от наличия его вины. С нашей точки зрения, в целях соблюдения трудового законодательства Российской Федерации, а также обеспечения права работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере, работодатель вправе установить разумный срок для подачи заявления на ежегодный оплачиваемый отпуск работниками, имеющими право использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года. Заместитель директора департамента оплаты труда,
Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики. Консультация.
![]() В штатном расписании предусмотрены профессии охранника и водителя. Планируется принять на работу работников по профессии охранника и поручить им выполнение дополнительной работы по профессии водителя (совмещение профессий). Выполнение охранником обязанностей по профессии водителя в порядке совмещения должностей не противоречит трудовому законодательству. На такого работника должен оформляться путевой лист. Вопрос применения к работнику Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, является спорным. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Норм, запрещающих или ограничивающих возможность выполнения работниками работы по профессии водителя в порядке совмещения профессий, действующее законодательство не содержит. Иными словами, заключив с работником трудовой договор о работе по профессии охранника, работодатель вправе поручить этому сотруднику с его согласия выполнение работы по профессии водителя. Как следует из п. 1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение), оно разработано в соответствии со ст. 329 ТК РФ. Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. При буквальном толковании указанной нормы можно сделать вывод о том, что данный нормативный акт распространяется только на тех работников, которые выполняют обязанности водителя на основании трудового договора. Однако должность (профессия), по которой работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения, за ним не закрепляется. Ведь выполнение дополнительной работы в основное рабочее время не предполагает заключения отдельного трудового договора; такая дополнительная работа не фиксируется и в трудовом договоре, заключенном с работником, и не гарантируется ему, поскольку поручение дополнительной работы всегда может быть досрочно отменено по инициативе работодателя (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). Отметим также, что главной особенностью совмещения и других видов дополнительной работы является то, что выполнение такой работы может быть поручено работнику только в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) (часть первая ст. 60.2 ТК РФ). В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. При совмещении и других видах дополнительной работы, указанных в ст. 60.2 ТК РФ, повышается интенсивность труда, но не его продолжительность. Поэтому время выполнения дополнительной работы в табеле учета рабочего времени отдельно не фиксируется. В то же время в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовую функцию водителя на основании заключенного с ним трудового договора. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Согласно части 1 ст. 20 Закона 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей. Таким образом, вопрос обязательности применения Положения в рассматриваемом случае является, на наш взгляд, спорным. Мы допускаем, что контролирующие органы могут трактовать п. 1 Положения расширительно, применяя его нормы не только к тем работникам, которые в соответствии с трудовым договором выполняют трудовую функцию водителя, но и к тем, которые исполняют обязанности водителя в рамках порученной им в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ дополнительной работы. О такой тенденции свидетельствуют разъяснения представителей Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Впрочем, примеры из судебной практики, подтверждающие эту позицию, нам обнаружить не удалось. Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - УАТ). Путевой лист составляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) в связи с эксплуатацией принадлежащих им транспортных средств. Поскольку в путевом листе указываются показания, дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку (пп.пп. 3, 4 п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, далее - Приказ N 152), с помощью этого документа можно определить пробег и время фактического использования транспортного средства. Обязанность составлять путевые листы в соответствии с требованиями Приказа N 152 распространяется не только на организации и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов на основании договоров перевозки, но и на тех юридических лиц и ИП, с использованием транспортных средств которых осуществляются перевозки пассажиров или грузов для собственных нужд этих хозяйствующих субъектов (определение КС РФ от 29.01.2019 N 234-О, постановления ВС РФ от 13.09.2018 N 31-АД18-14, Восемнадцатого ААС от 27.09.2018 N 18АП-12206/18)*(2). Поскольку положения ст. 2 и других норм Закона N 196-ФЗ позволяют считать водителями абсолютно всех работников, которые управляют транспортными средствами в интересах юридического лица, путевой лист, оформление которого предусмотрено нормами УАТ, по нашему мнению, должен оформляться в том числе и в отношении сотрудника, выполняющего обязанности водителя в качестве дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором. Таким образом, время управления работником транспортным средством может подтверждаться именно в этом документе. Эксперт Комарова Виктория
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ. СО 153-34.20.501-2003. Факты из жизни
![]() Повседневная жизнь человека не так скучна, как кажется многим. Разные факты заставляют задуматься об этомнаблюдателя, удивиться многообразию жизни или как следует посмеяться.
В сутки женщины произносят на 13 тысяч больше слов, чем мужчины. С этим фактом согласятся всем мужчины, а вот женщины могут возмутиться! По статистике, хронические алкоголики живут на 15 лет дольше тех людей, которые работают без отпуска. Отдыхайте, больше, господа, но алкоголем не злоупотребляйте! Голубоглазые люди реже страдают от нарушений зрения, чем кареглазые и сероглазые. Кареглазые люди более приспособлены к житейским трудностям. Утром мы выше примерно на 1 сантиметр. За сутки суставы сжимаются, что делает нас к вечеру немного ниже. Ни один человек в мире не может чихнуть с открытыми глазами. Хотите проверить? Пожалуйста! Только не делайте этого за рулем автомобиля. По статистике, 2% всех аварий происходят из-за того, что водитель чихнул и на пару секунд потерял бдительность. Интересно, что в холодной спальне чаще снятся кошмары. Нецензурная брань способна на время притупить боль. Наверное, российские строители чувствуют это на интуитивном уровне! Чем чаще вы переедаете, тем хуже ваш слух. Мужские волосы жестче и толще женских. Однако на женской головке вдвое больше волос! Если женщина периодически слушает аудиозапись детского плача, за неделю ее грудь способна увеличиться на 2 сантиметра. Маленький карман на мужских джинсах дизайнеры придумали для того, чтобы прятать туда презерватив. Ароматизированные сигареты содержат мочевину. Тембр голоса женщин, которые работают в мужском коллективе, значительно ниже, чем у дам, которые трудятся бок о бок с другими женщинами. Левшам удобнее жевать пищу левой стороной челюстей. Остановить зевоту можно, дотронувшись пальцем до языка. При разговоре с симпатичным нам человеком наши зрачки непроизвольно расширяются. Страх перед пятницей 13 считается болезнью и успешно излечивается психотерапевтами. Черепахи умеют дышать через задний проход. ОК (окей) – наиболее часто употребляемое слово в большинстве языков мира. Пробка от шампанского способна выпрыгнуть на высоту до 12 метров. Интересно, что за всю историю Земли не существовало двух одинаковых снежинок. Впрочем, как и людей. Даже близнецы имеют небольшие различия. За 2 года пара крыс способна произвести на свет больше миллиона детенышей. Для сравнения – домашняя кошка за всю жизнь рожает не более 100 котят.
Рассылка подготовлена: Издательство ДЕАН 2019 г.
Нормативные и нормативно-технические документы по охране труда и промышленной безопасности, а также учебная, справочная и научно-популярная литература, знаки безопасности, таблички, вывески, информационные стенды.
|
В избранное | ||