1000 и 1 тренинговая игра. Золотой фонд тренера. № 2. Интерактивная Лекция. 1, 2009-06-22 14:00
Добрый День Коллега!
Перед Вами второй выпуск тренерской рассылки.
В каждом письме Вы будете получать:
Тематические тренинговые игры.
Ссылки на скачивание бесплатных е-книг по методологии тренинга.
Секреты, тонкости и хитрости применяемые в разработке ипроведении тренинговых занятий.
Статьи отечественных и зарубежных гуру дизайна тренинга.
Сегодня в выпуске:
Новый тренинговый формат: Интерактивная Лекция.
Интерактивная Лекция "Половины Теста".
1. Новый тренинговый формат: Интерактивная Лекция.
Статья отвечает на вопрос, что такое Интерактивная Лекция? Чем этот обучающий формат так хорош для тренинга? Чем он отличается от мини-лекци традиционно используемой на бизнес-тренинге? Когда есть смысл использовать формат интерактивной лекции, а когда ее лучше заменить другим интерактивным форматом?
Что такое интерактивная лекция?
Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры.
Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что:
∙ Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором. ∙ Это все же лекция. Она предполагает презентацию со стороны инструктора. ∙ Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. ∙ Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую
обратную связь как от лектора, так и от аудитории. ∙ Она регулируема. Тренер полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками. ∙ Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.
В изучении каких тем можно использовать интерактивную лекцию?
Любых. Например:
∙ Информационные, например ввод в должность или будущее информационных технологий; ∙ Процедурные, например составление графика Парето или написание рекламного объявления; ∙ Концептуальные, такие как стили принятия решений или типы межличностных отношений; ∙ Принципы, например управление качеством или ассертивные действия; ∙ Интерперсональные, например общение с противоположным
полом или управление жалобами клиентов; ∙ Аффективные, например политкорректность или национальный план здравоохранения.
Когда есть смысл использовать формат интерактивной лекции?
Этот формат есть смысл использовать в двух случаях:
∙ Когда носителем уникальной информации являетесь Вы (или другой предметный эксперт) ∙ Когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (например, обработка текстовых источников, даже в текстовой игре, займет намного больше времени, чем вы можете себе позволить, или информация в других источниках организована недостаточно эффективно для ее быстрой обработки).
Сколько времени может занимать интерактивная лекция?
Вы сами контролируете количество этого времени. Она может занимать на 10-100% больше времени, необходимого на собственно лекцию.
Сколько человек может участвовать в интерактивной лекции?
Любое количество – их можно проводить с группами в 3 человека и в 300 человек.
Как нужно готовиться к интерактивной лекции?
Так же, как и к обычной лекции-презентации.
Затем вы выбираете адекватный интерактивный формат и применяете его процедуры к содержанию.
Вводная сессия для вновь нанятых сотрудников в большой межнациональной компании включает в себя презентацию политики и процедур в области информационных технологий с акцентом на меры безопасности. После презентации следует тест с элементом интерактивного обучения.
Половины теста
Основная идея
Участники получают один из двух разных тестов, один содержит вопросы под четными номерами, а другой под нечетными. Ответив на вопросы, каждый участник получает ключ с ответами к другой половине теста. Участники образуют пары, помогают друг другу подсчитать баллы за правильные ответы и обсуждают несоответствия между собственными и официальными ответами. Участники также определяют неверный ответ в каждом из ключей.
Цель
Понять и воспроизвести ключевые факты, понятия и идеи презентации.
Участники
Минимум: 2 Максимум: Любое количество Лучше всего: 10 - 30
Время
Зависит от объема и сложности информации. Ко времени лекции добавьте время на ответы и подсчет баллов.
Раздаточные материалы
∙ Два теста, распечатанных на бумаге двух цветов. Один тест содержит четные вопросы, другой – нечетные. ∙ Два разных ключа к половинкам тестов, распечатанных на бумаге разных цветов.
Материалы
∙ Флипчарт ∙ Маркеры ∙ Таймер ∙ Свисток
Подготовка
Подготовьте тест. Составьте объективный тест в 20-30 вопросов по содержанию лекции. Используйте вопросы, требующие краткого ответа. При необходимости используйте вопросы с множественным выбором и предложения с пропусками для ответов. Расположите вопросы в логичной последовательности.
Подготовьте ключ к тесту. Напишите ответы к каждому вопросу. При необходимости дайте альтернативные (но приемлемые) ответы.
Разделите тест. Подготовьте два теста, один с четными номерами вопросов, другой с нечетными. Убедитесь, что обе половинки примерно одинаковой сложности.
Разделите ключи к тесту. Разделите ключи к тесту в соответствии с финальными версиями половинок теста. В каждом из ключей выберите один ответ (где-нибудь посередине) и замените его неверным ответом (но похожим на верный).
Сделайте цветные копии. Распечатайте копии половины теста с нечетным количеством вопросом и ключа с четным количеством ответа на цветной бумаге (напр. зеленой). При этом тесты и ключи к ним, отпечатанные на бумаге одного цвета, не должны совпадать. Копии оставшихся частей теста и ключа распечатайте на цветной бумаге другого цвета.
Соберите тестовые комплекты. Разделите участников на две группы. Возьмите количество тестов каждого типа, соответствующее количеству участников в каждой группе. Перемешайте тесты. То же самое сделайте с ответами. Держите тесты и ответы в разных стопках.
Ход игры
Сделайте презентацию в форме лекции. Предупредите участников с самого начала, что сразу же после презентации будет тест на усвоение. Если необходимо, используйте слайды и флипчарты.
Раздайте тесты. Убедитесь, что Четные и Нечетные Тесты розданы участникам в случайном порядке в равном количестве.
Проведите тест. Объясните, что вы раздали два разных типа тестов. Попросите участников индивидуально ответить на тесты, не разговаривая друг с другом и не подглядывая. Дайте на это время. Подайте сигнал по окончании и попросите прекратить писать.
Подсчитайте баллы. Раздайте копии ключей с ответами. Убедитесь, что участники с Четными Тестами получили Нечетные Ключи и наоборот. Попросите участников образовать пары так, чтобы у партнеров были разные типы тестов (и ключей). Попросите участников каждой пары совместно подсчитать баллы за правильные ответы, сравнивая с вои ответы с ключами. В случае несоответствия ответов предложите участникам обсудить разницу и решить, близок ли ответ участника ответу
из ключа. Если нет, предложите участникам обсудить ответы и понять, почему ответ из ключа точнее и вернее.
Определите неправильный ответ. Вскоре после того, как участники начнут совместно подсчитывать свои баллы, подайте сигнал и привлеките их внимание. Объясните, что один из ответов некорректен (таким образом вы отражаете реальную жизненную ситуацию, когда не все официальные ответы являются верными). Предложите участникам обнаружить некорректные ответы в каждом из ключей и обвести его.
Обсудите вопросы и ответы. Когда большинство участников подсчитает свои баллы, подайте сигнал и привлеките всеобщее внимание. Попросите участников огласить некорректные ответы. Возможно, что некоторые из участников определят их неверно. Дайте обратную связь, обсудите некорректные ответы и дайте корректные. Предложите участникам обсудить трудные и непонятные вопросы. Дайте корректирующую обратную связь.
Варианты проведения
Если информации слишком много, разделите лекцию на сегменты. Запомните: избегайте лекций длительностью более 20 минут! Вставьте интерактивный тест между двумя сегментами лекции.
Если у вас нечетное количество участников, получится так, что вы раздадите нечетных тестов (или четных) на один больше. Когда участники образуют пары, присоедините оставшегося без пары участника к какой-либо паре и образуйте тройку. Члены тройки работают так же, как члены пары.