Все выпуски  

Президент послал "черную метку" работодателям, задерживающим выплату зарплаты


ОБЗОРЫ

Финансовые и экономические новости

9 августа 2010 г.

Президент послал “черную метку” работодателям, задерживающим выплату зарплаты


Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, вводящий уголовную ответственность не только за полную, но и за частичную невыплату зарплаты работодателями. На столь решительный шаг главу государства, видимо, вынудил неутешительный вывод Роструда: несмотря на снижение задолженности по зарплате, работодатели по-прежнему не торопятся выдавать своим работникам зарплату и идут на нарушения законов об оплате труда.

Действующая редакция ст. 145.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа или лишения свободы до двух лет (при наступлении тяжких последствий — до семи лет) за невыплату свыше двух месяцев зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат “руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности”. Внеся законопроект, президент фактически признал, что статья работает неэффективно. Как указывается в пояснительной записке к проекту, отсутствие разделения невыплат на полные и частичные приводит к тому, что “у правоприменителей нет единого подхода к толкованию нормы”. В результате многие из них исходят из того, что состав преступления образует лишь невыплата долгов по зарплате в полном объеме.

По мнению юристов, из-за нечеткости данной нормы руководители спокойно избегают ответственности за задолженность перед работниками. Не секрет, что этой лазейкой в законодательстве охотно пользуются некоторые представители малого и среднего бизнеса. Как показывает практика, чаще всего работодатели стараются лишить выплат и компенсаций высвобождаемых работников.

По данным Росстата, задолженность по зарплате на 1 июля 2010 года составила 3,06 млрд. рублей, сократившись за месяц на 178 млн. рублей (на 5,5%). Однако несмотря на положительную динамику, работодатели не особо спешат гасить долги перед своими работниками и нарушают законодательство об оплате труда, сообщил Роструд.

Новация призвана изменить отношение работодателей к задолженности по зарплатам. Пряники, похоже, закончились. Власти достали кнут. Внесенная редакция статьи устанавливает отдельное наказание за частичную невыплату — штраф до 120 тыс. рублей, дисквалификацию либо лишение свободы до года. Под частичной невыплатой при этом понимается выдача работнику менее половины от положенной суммы. Полная невыплата зарплаты грозит работодателю штрафом до 500 тыс. рублей или лишением свободы на срок до трех лет. Одновременно максимальное наказание за преступление, повлекшее тяжкие последствия, предложено снизить с семи до пяти лет лишения свободы. Как сказано в записке, эта мера принята в рамках “тенденции к гуманизации уголовного законодательства”.

Кроме того, под статью можно будет подвести не только гендиректора организации-должника, но и других лиц, “уполномоченных на принятие решения о выплате” денег. Это явный сигнал в бухгалтерию.

Теперь придется отвечать за “грехи” не только руководителю предприятия, приказавшему на словах “попридержать выплату зарплаты сотрудникам до лучших времен”, но и бухгалтеру, выполнившему этот неофициальный приказ. На законопроект уже поступили положительные заключения Верховного суда и Правительства РФ.

Источник - Московский комсомолец - Ольга Терещенко



Налоговый пряник для малых компаний, получивших господдержку


Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки. Если депутаты утвердят документ в данной редакции, возникнет особый порядок налогообложения субсидий малых и средних компаний, который позволит им не платить налоги с финансовой помощи.

Напомним, что сейчас в соответствии со статьей 17 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается путем предоставления им субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным или муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физлицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса, согласно которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Сейчас финансовые средства, поступающие субъектам МСП из государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Расходы, осуществляемые указанными субъектами за счет этих финансовых средств, также учитываются в составе затрат при определении налоговой базы налога на прибыль. Указанный порядок налогового учета доходов и расходов не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Вместе с тем выделяемые средства на поддержку малого и среднего предпринимательства могут поступать налогоплательщикам в конце налогового периода по налогу на прибыль организаций или быть предназначены для поддержки проектов, реализация которых выходит за рамки одного налогового периода. В этом случае получение финансирования и осуществление расходов может происходить в разные налоговые периоды, что приводит к возникновению налоговой базы по указанному налогу. Как пояснил исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Алексей Ермолаев, с начала этого года после изменений в законодательстве все субсидии, которые выдаются малому бизнесу, подлежат налогообложению.

Получалось, что государство по одним законам раздавало финансовую помощь малым и средним компаниям, а по другим законам часть этой помощи забирало. Законопроект призван исправить эту нелогичную практику. Согласно изменениям, которые вносятся в ч. II Налогового кодекса РФ, полученные средства финансовой поддержки (в виде субсидий и бюджетных инвестиций) будут учитываться в составе доходов пропорционально осуществленным расходам указанных средств, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании налогового периода сумма полученных средств превысит сумму расходов, осуществленных за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

По мнению авторов законопроекта, документ позволит избежать возникновения налоговой базы по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) и налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения (УСН) в случаях, когда финансовая поддержка и соответствующие расходы приходятся на разные налоговые периоды.

Источник - Московский комсомолец - Олег Квасов


В избранное